Понятие реферального маркетинга
Реферальный маркетинг (Referral marketing) рассматривается в качестве устной инициативы, разработанной компанией в целях побуждения клиентов к представлению своих знакомых, друзей и членов своих семей, чтобы они стали новыми клиентами.
Имеет место отличие Referral marketing от маркетингового способа «из уст в уста», ориентированного в 1-ю первую очередь на клиентов, однако у компании нет возможности отслеживания, влияния и оценивания содержания сообщений. В Referral marketing принято поощрение и вознаграждение рефералов за то, что они позволили это сделать. Referral marketing отличается и от маркетинга многоуровневого. Исходный существующий клиент не имеет исходящего стимула для влияния на последующих (идущих за ним) клиентов и для побуждений их включения в игру. Это связано с вознаграждением конверсии лишь клиента, являющегося первоначальным, основным.
Referral marketing также рассматривается в качестве используемого для роста и создания клиентской базы разными корпорациями и предприятиями и в самых различных отраслях инструмента.
Если говорить о прошлом реферального маркетинга, имело место его фокусирование исключительно на распространении информации с помощью вербального взаимодействия отдельных лиц с близкими людьми. Реферальный маркетинг сегодняшний в значительной мере сосредоточен на социальных сетях и Интернете. Это ведет к резкому увеличению численности рефералов из-за охвата существенно более широкой аудитории.
Относительно недавняя история [8]:
«реферальный маркетинг позволил таким компаниям, как PayPal, Dropbox и Airbnb, экспоненциально расти благодаря своим персонализированным реферальным программам».
Основные элементы, помогающие определить реферальные программы и отличить их от обычных WOM
Имеется 3 основных составляющих, помогающих определению реферальных программ и отличению их от обычных WOM (способа «из уст в уста»). Их перечисление следует.
1. Управление реферальной программой лежит на компании – имеет место активное управление ими материнской компанией. Если же говорить об органической WOM, здесь речь идет о рекомендациях по продуктам или услугам компании с помощью свободного от влияния компании внешнего взаимодействия.
2. Общей целью реферальной программы является общая цель, состоящая в преобразовании существующих сетей клиентов, чтобы происходило присоединение к ним новых клиентов.
3. Реферальными программами предусматривается предоставление компанией существующему клиенту вознаграждения либо стимула за успешное преобразование его сети в ее продукты и/ или услуги.
Типы реферальных программ
Два типа реферальных программ
Обычно говорят о существовании 2-х типов реферальных программ: 1) поощрительных выплат и 2) не поощрительные выплат.
Программы с поощрительными выплатами являются намного более распространенными в сопоставлении с программами с не поощрительными выплатами. В них практикуется включение вознаграждений в виде призов, наличных денег, скидок, купонов на покупки либо самой услуги на ограниченный временной период. К примеру [8]:
«телекоммуникационные компании могут предлагать клиентам скидки или ваучеры, а компании, выпускающие кредитные карты, могут предлагать обменные баллы, купоны или наличные за новую услугу».
Если говорить о реферальной программе 2-го типа, здесь имеет место предоставление существующему клиенту пользы в виде повышения его репутационного капитала и получения им лучшего отношения со стороны материнской компании по причине осуществления не оплачиваемого вида работы (например, работы на онлайн-форумах и презентациях).
Менеджеры подвергли реферальный маркетинг сомнению
Referral marketing подвергся сомнению со стороны менеджеров не считающих, что данный маркетинг в сравнении с органическим WOM и иными способами эффективен и выгоден в плане приносимых им материальных выгод.
Под сомнение ценность рассматриваемого маркетинга поставила обеспокоенность в отношении [8]:
«операционных затрат на внедрение реферальной программы, неустойчивые экономические выгоды, подозрение в надежности рефери с учетом денежного стимула для рекомендации, а также злоупотребления со стороны оппортунистических рефералов – все это поставило под сомнение ценность реферального маркетинга для компании».
Интернет-реферальный маркетинг
Интернет-реферальный маркетинг рассматривается в качестве подхода, базирующегося на Интернете, или подхода «Программное обеспечение как услуга» (SaaS) к реферальному маркетингу традиционного типа..
С помощью отслеживания поведения клиентов в онлайн-режиме через использование cookie веб-браузера и подобных интернет – маркетинговых технологий можно добиться повышения узнаваемости бренда, и, в конечном итоге, повышения дохода.
На многих платформах организации могут узнать о показателе рентабельности инвестиций (ROI) в их Referral marketing и обеспечить оптимизирование своих кампаний с целью получения улучшенных результатов.
Многими из новейших систем пользователям предоставляются не отличающиеся друг от друга возможности – как на настольных компьютерах, так и на мобильных устройствах.
Если говорить об оффлайн-реферальных маркетологах, иной раз они практикуют использование отслеживаемых визиток, обычно содержащих QR-коды. Эти коды привязывают визитки к онлайн-контенту для продажи, позволяя человеку, чья карта была отсканирована, отслеживать данную продажу.
Имеет место фокусировка интернет-реферального маркетинга на взаимодействии между клиентами. Для Referral marketing Интернет – обычный канал, обеспечивающий предоставление клиентам много возможностей. Пользователи могут благодаря ему делиться собственными впечатлениями, мнениями, а также информацией об избранных продуктах, в т.ч. в соцсетях и на веб-сайте компании.
У маркетологов имеются возможности поощрения ссылающихся сторон с помощью предоставления предварительно подготовленных сообщений. У адвокатов брендов имеются возможности предоставления членам своих семей, знакомым и друзьям персонализированных ссылок, в т.ч. уникальных реферальных кодов и рекламных материалов, используя такие вещи, как блоги, электронная почта и пуш-уведомления..
Вознаграждение компанией адвокатов может происходить в случаях, когда членами их семей, знакомыми и друзьями по ссылке осуществляются покупки.
Благодаря этим же технологиям компании могут обеспечивать создание системы интегрирования рефералов в план маркетинга.
С помощью отслеживания пользовательского трафика компании могут предлагать рефералов другим онлайн-клиентам.
Преимущества
Реферальные программы отличаются наличием ряда преимуществ. Обычно подбор реферальных клиентов оказывается лучшим из-за того, что существующему клиенту известны обе стороны и имеется возможность определения преимуществ для нового потенциального клиента. Принимая во внимание полезность продукта либо услуги для реферера, можно говорить о том, что найти его полезным у потенциального клиента больше шансов. Данное обстоятельство дает органу власти или компании более ценных клиентов при меньших по размерам затратах.
Для репутации рефералов при обращении от их близких родственников имеются последствия в случае непринятия продукта либо услуги должным образом, что связано с более высокой (в сравнении с рекламой) значимостью личной рекомендации. Из-за этого рефереру более выгодно рекомендовать не только полезный для потенциальных клиентов продукт (или услугу), но такой продукт, который он сам (лично) использовал.
В литературных источниках можно найти информацию о том, что получаемые от реферальных программ клиенты и получаемый от реферальных программ вклад более ценны в сравнении с клиентами и вкладами, полученными из других источников.
Реферальные программы также можно использовать в качестве инструмента для измерения степени удовлетворенности клиентов. Если программа является высокопроизводительной или в ней задействовано много рефералов, это можно расценивать как то, что указывает на наличие высокой удовлетворенности клиентов. И наоборот.
У реферальных программ есть еще такое преимущество, что нередко с их помощью оказывается возможным установление долгосрочных отношений с клиентами. При этом целесообразно сопоставление их ожиданий и мотивации с привлечением новых клиентов. Таким образом, реферальные программы можно рассматривать еще и как инструмент, применяемый для достижения цели удержания существующих клиентов.
Недостатки
Рефереры могут не отличаться беспристрастностью, если компенсация базируется не только на реферале, но и на присоединении потенциального клиента к клиенту.
Из-за наличия стимулов у реферала может появиться неявный мотив, способный привести к появлению побуждения «продажи» рефералов, чтобы добиться получения компенсации. Это способно сделать рекомендованного клиента более неуверенным и сыграть на понижение уровня доверия – как к существующему клиенту, так и к компании, причем это не зависит от проданного продукта или услуги. Чистый WOM к подобному не приводит (в отношении этого WOM можно сказать, что здесь нет поощрения рекомендателей к даче рекомендаций).
В подавляющем большинстве программ Referral marketing наблюдается такое, что компенсации даются без принятия во внимание продолжительности жизни нового клиента либо его качества. Это содействует созданию морального риска в пользу оппортунистов и причинению вреда подлинности рекомендаций.
У рефералов имеется возможность для распространения их среди широкой аудитории, причем как оффлайн, так и онлайн, и безнаказанного предоставления бизнесу низкокачественных клиентов. Однако происходит компенсирование данного злоупотребления имеющимися у программы реферального маркетинга преимуществами. Поэтому компаниям все-таки рекомендуется рассмотрение возможности внедрения этого маркетинга.
Поскольку размеры вознаграждений разнятся, рефереры могут сознательным образом доходить до того, чтобы рекомендовать своей сети плохой продукт или сервис.
Реферальные программы не являются бесплатными, и для привлечения новых клиентов требуются операционные затраты. К ним принято причисление административных и поощрительных расходов, затрат на проведение рекламных кампаний, затрат на программное обеспечение с базами данных для распознавания и отслеживания покупателей и т. д.
Эффективность реферального маркетинга
В 2010-м году в Ун-те Пенсильвании и во Франкфуртском ун-те Гете имело место проведение исследования с целью выявления разницы между тем, что в бизнес приносится выгодного через реализацию интернет-маркетинга клиент и тем, что приносят другие методы. Респондентам задавались следующие вопросы [8]: