На протяжении XIX в. понятия язык и речь не разграничивались. Впервые этой проблемой занялся швейцарский лингвист Ф. де Соссюр. В письменном тексте воплощаются более сложные формы мышления, языковые структуры, синтаксическая сложность: наличие причастных и деепричастных оборотов, сложноподчиненных предложений. Все этот не характерно для устной формы речи. Слово является средством передачи информации, но не всегда происходит ее полная передача от одного человека другому. Язык существует как система и функционирует в речи, поэтому данная проблема активно изучается лингвистами.
Язык – это система единиц разных ярусов, а также система правил их функционирования. Система языка служит базой для речи, и наоборот, акты говорения порождают тексты. Речь есть форма существования языка. Письменная речь является разновидностью речевого акта. Классы речевых актов разделяют по функциям, целям на:
• информативные;
• сообщающие;
• побуждающие;
• директивные;
• вопросительные, требующие информации;
• акты принятия обязательств;
• экспрессивные;
• этикетные;
• декларативные;
• оперативные и т. д.
Язык – это система правил, объединяющая элементы разных уровней: фонетического (звуки и интонации), морфологического (части слова), лексического (слова) и синтаксического (предложения). По словарю Ожегова «Язык это – исторически сложившаяся система звуковых словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе»[1].
Трактовка понятия «речь»