В следующих главах мне бы хотелось проработать твоего Сумрачного ребенка. Должно быть, уже понятно, что это важно для того, чтобы ты мог изменить манеру поведения и установки, которые снова и снова мешают жить. Речь идет об изучении твоих негативных установок. А потом мы перейдем к положительных установкам и Солнечному ребенку. Я осознаю, что требую от тебя многого, когда побуждаю уже в первой четверти книги разобраться в своем Сумрачном ребенке и его обременительных чувствах.
Мы могли бы сначала сделать упражнения на укрепление Солнечного ребенка, чтобы подвести тебя к сильным сторонам и показать твои возможности, прежде чем ты предстанешь перед своими проблемами. Но в психологике общей концепции книги заложена идея, что мы будем двигаться от Сумрачного ребенка к Солнечному ребенку, а не наоборот.
По мере узнавания и понимания Сумрачного ребенка мы будем развивать и нашего Солнечного ребенка, целью которого будет научиться управлять Сумрачным ребенком мирным путем.
Для этого упражнения понадобится лист бумаги формата А4 или больше. Чтобы поддержать тебя при выполнении упражнения, на переднем клапане книги изображен пример. Можешь ориентироваться на него.
Тебе нужно нарисовать на листе силуэт мальчика или девочки в зависимости от твоего пола. Эта фигура будет олицетворять Сумрачного ребенка. Справа и слева от его головы ты напишешь Отец и Мать, или Папа и Мама, или так, как ты в детстве называл своих родителей. Если ты вырос без родителей, напиши своих опекунов. Там должны быть те люди, которые в первые шесть лет жизни были твоими главными близкими людьми. Я бы посоветовала ограничиться действительно самыми близкими людьми и не заносить туда всю твою большую семью.
1. Представь себе минимум одну ситуацию, которую ты пережил ребенком вместе с мамой и которая тебе показалась по-настоящему неприятной. Возможно, ты чувствовал себя обиженной, униженной или ненужной. Потому что мамы не было рядом с тобой или она была, но у тебя все равно было чувство, что твои потребности и нужды не принимаются всерьез.
2. Подбери для этой конкретной ситуации ключевые слова. Какой была твоя мама? То же самое ты можешь сделать с папой или тем вторым близким человеком, которого ты записал рядом с головой ребенка. (к хорошим качествам мы перейдем в разделе о Солнечном ребенке).
Примерами отрицательных качеств могут быть: вредная, холодная, измученная, привязчивая, чрезмерно опекающая, равнодушная, слабая, потакающая любым желаниям, очень уступчивая, несамостоятельная, эгоцентричная, неуравновешенная, капризная, непредсказуемая, авторитарная, боязливая, хвастливая, высокомерная, очень строгая, непонятливая, не очень чуткая, рассеянная, громкая, агрессивная, садистская, необразованная.
3. Затем обдумай, была ли у тебя в семье определенная роль? Такой ролью могло бы быть какое-либо невысказанное поручение. Некоторые дети чувствуют, к примеру, родительскую задачу вести себя так, чтобы ими могли гордиться. Или они чувствуют, что должны быть посредником между мамой и папой. Некоторые получают задание, быть хорошей подружкой для мамы. Или сделать маму и папу счастливыми и т. д. Вспомни еще раз о конкретных ситуациях в детстве, в которых ты чувствовал себя не очень хорошо, и подумай, какую роль, какую задачу ты выполнял по воле родителей.
4. Здесь же ты можешь записать типичные слова твоих родителей, например: «Ты такая же, как тетя Элли…», «Много слов, да мало толку…», «Это ты виноват, что я несчастлива», «Подожди, пока папа придет домой…», «Посмотри, какой Х прилежный, а ты?…», «Из тебя ничего путного не получится». Все это нужно записать ключевыми словами рядом с соответствующим близким человеком.
А теперь над головой ребенка нарисуй соединительную линию между людьми и напиши над ней, какие сложности были в их отношениях. Например: «Много ссорились», «Жили каждый своей жизнью», «Мама командовала, а папа был слишком слабым», «Мама и папа расстались».
5. После того как ты все запишешь, ты почувствуешь своего Сумрачного ребенка и установишь контакт с ним, потому что ты вживешься в ситуацию, когда родители вели себя определенным образом. Теперь необходимо выявить подсознательные убеждения в форме негативных установок. Что же в поведении твоих родителей могло вызвать у тебя внутренние отрицательные убеждения? Здесь речь идет не о том, хотели ли твои родители заложить в тебя эти установки, а о том, какие убеждения сформировались у тебя самого. Как я уже писала ранее, детям редко удается дистанцироваться от поведения своих родителей, и они относят их поведение на свой счет, независимо от того, хорошее оно или плохое: если мама чаще всего в хорошем настроении, то ребенку передается чувство, что им довольны и он любим. А если мама часто раздражена и утомлена, то она передает ребенку чувство, что он для нее – обуза. В большинстве случаев ребенок считает себя в той или иной степени ответственным за настроения родителей, отсюда развиваются и его установки.
Чтобы помочь найти твои внутренние убеждения, я дам список возможных установок. Этот список, разумеется, неполный, но его задача – вдохновить на поиск собственных установок. Как говорится, давайте сначала сконцентрируемся на первом этапе: на отрицательных установках, положительные пойдут следом.
Важно, что установки сформулированы определенным образом, как, например: «Я…» или «Я не…», «Я могу…» или «Я не могу…», «Мне можно…» или «Мне нельзя…». Но они могут выражать и общее восприятие жизни, как, например: «Мужчины – слабаки», «Отношения опасны», «Ссоры ведут к расставанию».
Такое высказывание, как «Мне грустно», не является установкой. Это чувство, которое может вызвать убеждение «Я ничего не значу». Чувства страха, печали или радости не выражают установок. Также не являются установками и намерения, такие как: «Я хочу быть безупречным!» Такие намерения, как правило, сигнализируют о контрпрограмме против установки «Я недостаточно хорош».
Ниже я привела только некоторые примеры установок. Этот список должен стать стимулом, помочь найти твои отрицательные установки. Чаще всего первые мысли, приходящие на ум, являются самыми верными. Читая данный список, обращай внимание на свои чувства: какие установки тревожат тебя?
Отрицательные установки, непосредственно влияющие на самооценку
Я ничего не значу!
Меня не хотят!
Меня не желают видеть!
Я не заслуживаю любви!
Я плохой!
Я слишком толстый!
Я недостаточно хорош!
Я виноват!
Я маленький!
Я глуп!
Я ничего не могу!
Нельзя позволять себе чувства!
Я неудачник!
Я ошибка!
И т. д.
Отрицательные установки, возникшие из отношений с близкими людьми
Я обуза!
Я виноват в твоем настроении!
Я не могу тебе доверять!
Я должен быть все время настороже!
Я должен уважать твои чувства! Я ниже тебя!
Я должен быть с тобой внимательным!
Я сильнее тебя!
Я бессилен!
Я беспомощен!
Я полностью зависим от тебя!
Я тебя разочаровываю!
Я не ко двору!
И т. д.
Отрицательные установки, которые предоставляют решение проблемы с близким человеком (защитную стратегию)
Я должен быть послушным и милым!
Я не должен защищаться!
Я все должен делать правильно!
У меня не должно быть своей воли!
Мне нужно покориться!
Я должен сделать это сам!
Я должен быть сильным!
Я не должен показывать слабость!
Я должен быть лучшим!
Я должен приносить домой хорошие оценки!
Я всегда должен оставаться с тобой!
Я должен оправдать твои ожидания!
Я не должен оставлять тебя!
И т. д.
Общие отрицательные установки
Женщины слабые!
Мужчины злые!
Мир вокруг плохой/опасный!
Ничего никому не достается просто так!
Все равно из этого ничего не выйдет!
Разговоры ни к чему не приведут!
Доверяй, но проверяй!
И т. д.
Установки записывай в живот твоего нарисованного ребенка (см. передний клапан книги).
Твои отрицательные установки являются причинами тех жизненных проблем, в которых ты непосредственно задействован. Это все проблемы, за исключением ударов судьбы. Неважно, будут ли это трудности на работе, в отношениях или в организации жизни, мучаешься ли ты от страхов, депрессии или других навязчивых состояний – все это связано с отрицательными внутренними установками. Они являются вредоносной программой. Какими бы разнообразными и сложными ни казались твои проблемы на первый взгляд, при ближайшем рассмотрении ты убедишься, что в их основе лежит простое ядро. Найти его и изменить – это тема и задача данной книги.
После того как записаны твои главные установки (их может быть сколько угодно), мы перейдем к следующему шагу.
В следующем упражнении мы попытаемся осознанно почувствовать переживания, которые вызывают у тебя негативные установки. А именно те эмоции, которые мгновенно и упорно заводят нас в тупик. Когда ты находишься в режиме Сумрачного ребенка и какая-то негативная установка активна, например «Я никогда это не смогу!», то с ней обязательно связано какое-то чувство, которое тянет тебя на дно. Чем быстрее и лучше ты научишься распознавать эмоции, тем лучше ты сможешь управлять ими или позаботиться о том, чтобы они возникали реже.
Все наши чувства, будь то радость, стыд, страх или печаль, имеют физический уровень восприятия. Прежде всего это касается чувства страха: наверняка ты хоть раз в жизни чувствовал, как бешено стучит сердце, подгибаются коленки или дрожат руки, когда тебе страшно. Но и менее интенсивные чувства, чем страх, имеют свои физические проявления, иначе невозможно было бы их ощущать. Так, грусть вызывает чувство комка в горле или тяжести в груди. От радости у многих бегут мурашки. И таким образом каждое чувство находит выражение на телесном уровне, несмотря на то что мы не воспринимаем это осознанно, потому что не привыкли уделять внимание этим ощущениям. Сейчас ты можешь уже осознанно почувствовать эмоции на телесном уровне, если вспомнишь что-нибудь очень приятное. Ситуацию, когда ты был счастлив. И тогда мысленно окунись в это воспоминание, закрой глаза и представь его всеми своими органами чувств (зрение, обоняние, осязание, вкус, слух). Ты почувствуешь, какие ощущения у тебя вызывает это воспоминание в области груди-живота. Например, тебе становится тепло в области груди, тянет в животе, бьется сердце…
Теперь я хочу тебя попросить еще раз обратиться к списку установок. Переходи от предложения к предложению, лучше всего читая каждое вслух. Выяви одну-три установки, которые особенно тебя тревожат и угнетают. Это и будут твои ключевые установки. Также получится их выявить, если задуматься, в каких ситуациях ты особенно быстро выходишь из себя, обижаешься или испытываешь сильный стыд. К примеру, если бы Михаэля спросили: «Где ты теряешь над собой контроль и потом стыдишься своего поведения?» и «Какая мысль заставляет тебя выходить из себя?», то он бы сразу подумал: «Она не принимает меня всерьез!» И это и есть его ключевая установка.
Ключевые установки (одна или несколько) являются главными. Все остальные могут быть лишь их вариациями.
Как только ты нашел эти установки, закрой глаза и обрати свое внимание внутрь, в область груди и живота. Почувствуй, какие ощущения вызывают в тебе эти установки. Теперь мы будем искать ощущения, которые обнаруживаются в теле (чувство тяжести, мурашки, сердцебиение и т. д.).
Скорее всего, у тебя возникнут давно знакомые чувства. И возможно, ты почувствуешь, что так же, как Михаэль и Сабина, попадаешь в это состояние, которое блокирует тебя, заставляет убегать, отчаиваться, срываться: делать то, что ты обычно делаешь в такой ситуации. И даже хорошо, если при выполнении этого упражнения ты почувствуешь себя плохо или подавленно, потому что так действительно получится осознать свои отрицательные переживания. Достаточно кратковременно испытать эти чувства, после чего можно сразу заканчивать упражнение. Точка зрения, что необходимо полностью реализовать эмоции, чтобы проработать их, оказалась ошибочной. Наоборот, долгое пребывание в расстроенном душевном состоянии не приносит пользы.
Смысл осознанно вжиться в это чувство заключается в том, чтобы как можно раньше заметить, когда ты впадешь в это состояние в реальности. Чем раньше мы поймаем себя на том, что негативные чувства начинают подниматься в нас, тем лучше мы сможем их урегулировать. Когда гнев уже бурлит или отчаяние уже очень сильно, то управлять этими интенсивными чувствами почти невозможно. «Ранняя диагностика» не только в медицине, но и в психологии является родоначальником всех превентивных мероприятий.
Пожалуйста, запиши свои чувства, которые ты испытал при выполнении этого упражнения, в живот своего ребенка.
Если у тебя есть трудности с тем, чтобы выйти из эмоции, тогда попытайся отвлечься другими вещами. Отвлечение, как бы банально это ни звучало, принадлежит к одному из самых эффективных методов выбраться из угнетенного состояния души. У нашего мозга нет таких производственных мощностей, чтобы заниматься сразу несколькими вещами одновременно. Если ты отвлек свое внимание, то не сможешь в это же время чувствовать боль. Можно, к примеру, отвлечься, заставив себя обратить внимание на внешнее окружение. Посчитай предметы вокруг, которые имеют красный или голубой цвет. Или вспомни страну, начинающуюся на каждую букву алфавита.
Кроме того, можно стряхнуть свои чувства с помощью физического упражнения, если ты везде постучишь себя ладошками или попрыгаешь. Наше тело и чувства тесно взаимосвязаны. Осанка и физическая активность могут влиять на чувства. К этому пункту я часто буду обращаться впоследствии.
Есть и другое хорошее упражнение для управления собственными чувствами: например, когда тебе страшно, сконцентрируйся на определенном телесном аспекте этого чувства: «Мое сердце стучит». Потом изгоняй все картинки и воспоминания из головы, которые относятся к этой эмоции. Сотри их. Закрась черным. Сконцентрируйся исключительно на физическом чувстве и оставайся с ним. Ты увидишь или ощутишь, как оно быстро растворяется. С помощью этого маленького упражнения ты можешь регулировать все чувства. Оно помогает даже при любовных страданиях.
Вполне возможно, что ты ничего не почувствуешь, если погрузишься в свои отрицательные внутренние установки. Это может объясняться тем, что ты недостаточно сконцентрирован или находишься в блокировке. Повтори упражнение в другой раз. Может быть, его придется повторить много раз, чтобы что-то произошло. А возможно, у тебя в принципе плохой контакт со своими эмоциями. Об этой проблеме я расскажу чуть позже.
Мост чувств (по Джону Уоткинсу) – еще одно упражнение, которое поможет понять, как чувства из нашего прошлого снова возникают в настоящем и доставляют нам немало хлопот.
1. Для этого упражнения выбери привычную ситуацию из твоей взрослой жизни, в которой участвует одна из ключевых установок (или другая важная установка). Ситуация, в которую ты с небольшими отличиями попадаешь снова и снова, и твоя негативная установка становится реальной. Например, случай, когда ты чувствуешь себя отвергнутым и убеждаешься в своей установке «Я недостаточно хорош». Или ситуация, когда ты не чувствуешь должного уважения к себе, и установка «Я ничтожество» активируется.
2. Как только нашлась подходящая ситуация, попытайся напрячь все свое воображение и погрузиться в нее всеми эмоциями.
3. Если ситуация слишком плохая для того, чтобы ты захотел в нее полностью войти, тогда достаточно, если ты представишь ее себе, частично или внутренне немного отстранившись. Важно, чтобы получилось вызвать то чувство, которое было у тебя в этой ситуации, и чтобы оно, пусть и немного в ослабленной форме, было сейчас снова пережито.
С этим чувством, например страхом или печалью, тебе нужно внутренне отправиться в прошлое, к самому началу воспоминания. Попробуй в этом упражнении почувствовать, как давно тебе знакома эта эмоция и какие ситуации из детства ее сформировали. Проанализируй, какое поведение твоих родителей или других людей привело к тому, что ты себя так ощущаешь. Суть этих упражнений состоит в том, чтобы получить глубокое понимание собственных проявлений и моделей поведения и в результате остановить автоматическое их появление. Так, через осознание, ты получишь шанс управлять происходящим. Чем сознательнее ты обращаешься с твоими чувствами, тем быстрее ты можешь их распознавать и соответствующим образом реагировать.
Люди, имеющие хороший доступ к своим чувствам, гораздо легче осваивают самоанализ и могут быстрее решить проблемы, чем люди, которые вытесняют эмоции. Последние не только отгораживаются от чувств, но и в целом мысленно уделяют мало внимания своим душевным процессам. Они не любят подвергать анализу свою жизнь и себя самих, чаще всего из подсознательного страха, что в них находится много отрицательных ощущений. Они заведомо отвлекаются от самих себя. Другие, наоборот, размышляют о себе, но не идут дальше теоретических соображений и не получают доступа к миру чувств своего Сумрачного ребенка.
В особенности мужчины, в силу своего рационального устройства и воспитания, часто полностью идентифицируют себя со своим разумом, так что эмоции отступают на задний план. Это, конечно, касается не всех мужчин, есть также и женщины, у которых нет контакта со своими чувствами. Однако мужчины больше женщин тяготеют к тому, чтобы оттеснять так называемые проявления «слабости»: печаль, беспомощность и страх. «Сильные» чувства, такие как радость или гнев, большинство мужчин могут прекрасно ощущать. Так и у Михаэля: его обида на Сабину расценивается им как «слабое» чувство, и он его не воспринимает. Зато гнев переполняет его, хотя он является только следствием обиды его самооценки. Гнев всегда появляется там, где ущемлена важная физическая или душевная потребность.
Мужская социализация была тысячелетиями направлена на то, чтобы не разрешать мужчинам показывать чувства слабости. Только совсем недавно начался переворот в сознании: сегодня молодой человек тоже может грустить или бояться, а дурацкая поговорка: «Терпи, казак, – атаманом будешь!» постепенно уходит из лексикона родителей.
Помимо влияния воспитания, у мужчин есть и эволюционная предрасположенность отодвигать чувства в сторону. Это связано с разделением мужских и женских задач в каменном веке. Если мужчины хотели успешно охотиться, им приходилось преодолевать слабость и быть храбрыми. Женщины тоже должны были тогда и сейчас быть смелыми, но их задачи лежали скорее в области семьи. И тут важнее и нужнее была способность сопереживать, чем храбрость. Таким образом, мужчины несут с собой определенную генетическую конкретику, в то время как женщины лучше способны понять окружающих их людей.
Склонность многих мужчин отодвигать отрицательные чувства в сторону имеет свои преимущества, прежде всего там, где речь идет о решении деловых задач. В межличностном общении неправильная интерпретация чувств некоторых мужчин приводит к проблемам. В психотерапии и на моих семинарах мне часто встречаются мужчины, которые, как корабль без компаса, вращаются вокруг своих проблем с окружающими людьми, потому что у них отсутствует доступ к собственным чувствам. Эмоции необходимы, чтобы оценить ситуацию и выразить свое отношение к ней. Чувства показывают, насколько важно для нас то или иное дело. Так, страх предупреждает нас об опасности и заставляет избегать ее. Печаль поясняет нам, что мы утратили или не смогли сохранить нечто важное. Стыд означает, что нарушена общественная или личная норма поведения. Радость указывает на то, что нам нравится или чего мы хотим.
Когда у человека слабый контакт со своими чувствами, тогда у него нет и контакта с потребностями. Немало людей жалуются, что не знают, чего хотят. Я знакома с мужчинами, которые необычайно умны в области абстрактного мышления, но не в состоянии наладить свою жизнь. Они реализуют свои профессиональные возможности, а в личной жизни у них много проблем. Многие, благодаря своим интеллектуальным способностям, делают выдающуюся карьеру, но их семейная или любовная жизнь терпит неудачу. Они запутываются в абстрактных размышлениях и теряются в перечислениях за и против, когда речь идет о том, чтобы принять важное эмоциональное решение или сформулировать личные цели. Им не хватает контакта со своими чувствами, которые могли бы дать им ориентир для рациональных размышлений. Разумные, обоснованные решения вызывают положительные чувства. И это является толчком к принятию решения.
Некоторыми людьми владеет одно превалирующее чувство, будь то страх, депрессия или агрессия. За этими «ведущими» эмоциями скрываются в большинстве своем другие переживания, которые не замечаются (как, например, в случае с Михаэлем, у которого господствует чувство гнева, а обида остается незамеченной).
Если ты хочешь побольше узнать о мужском мире чувств, я могу тебе порекомендовать книгу Бьерна Сюфке «Мужские души».
Если ты принадлежишь к людям, которые испытывают трудности при вступлении в контакт со своими чувствами, и ничего не испытал во время вышеописанных упражнений, закрой глаза и сконцентрируйся на области груди и живота. Почувствуй для начала свое дыхание. Оно проникает глубоко в живот? Застревает где-нибудь? Часто мы подавляем наши чувства неосознанно, когда дышим поверхностно. Поэтому разреши себе дышать глубоко животом. Лучше всего делать это лежа. Если же при глубоком дыхании ты снова ничего не ощутишь, просто сконцентрируйся на области груди и живота и почувствуй, как это – «ничего» внутри. Каково это, быть с этим «ничего»? Попробуй ощутить, как твое тело воспринимает это «ничего». Твой живот расслаблен? Сердце бьется спокойно? Дыхание глубокое? Как ощущается «ничего»? И быть может, тебе откроется, что за этим «ничего» есть другое пространство.
В остальном же помогает тренировка чувств с помощью внимания. «Ничегонечувствование» – чаще всего защитный механизм, который подсознательно натренирован раненными в детстве людьми, чтобы избегать чувств боли и беспомощности, которые вызывали у них родители. Они научились отвлекаться от своих эмоций. Соответственно, можно научиться привлекать внимание к чувствам.
Для этого достаточно в течение дня в разное время задавать себе вопрос: как я себя сейчас чувствую? Обращай внимание на область груди и живота и физические ощущения, возникающие там. Если ты чувствуешь мурашки, тяжесть, давление, то обрати внимание на эту область. И подумай, какое определение тебе бы подошло: страх? печаль? стыд? гнев? радость? любовь? облегчение? И тогда ты сможешь задать вопрос этому физическому ощущению. Он будет звучать так: Что же в моей жизни заставляет