Мы бы хотели начать, как говорят музыканты «из-за такта». С момента ожидания ребенка. Почему? Потому что именно к дошкольному возрасту проблемы несоответствия ожидания и реальности становятся наиболее очевидными. Потому, что личность ребенка начинает проявляться все яснее, и отношение к этой личности может быть очень разное у родителей. Итак, про
ожидания и реальность…
Семья ждет появления малыша. Каким будет новый человек? Кем он станет? Что ему будет интересно? Как сложится его жизнь? Будущие родители не только заранее покупают одежду, белье, кроватку и коляску, придумывают имя для наследника, но и рисуют его образ. С ребенком связаны надежды, мечты, реализация родительских желаний. И вот, наконец, долгожданный ребенок появился на свет. Сколько радости, счастья, тепла принес он с собой!
Но ребенок принес с собой еще и свой собственный характер, свои, а не купленные по заказу способности, а также нехватку времени и сил у родителей, проблемы, болезни, да мало ли еще что! И тогда появляется вопрос родителей: «Почему он такой??» Почему он ленивый, упрямый, злой, почему не слушается, почему учится плохо, дерется с детьми, почему теряет вещи, почему ничего не помнит, почему с ним так трудно??? То есть – ребенок НЕ ТАКОЙ, как мы хотели! Почему? – тут много причин. Это и генетика, и проблемы беременности и родов, и вопросы воспитания.
Если родителям кажется, что их ребенок не соответствует задуманному образцу, у них есть несколько путей решения:
– перестать его любить, делать вид, что это чужой ребенок;
– начать его переделывать, ломая исходную конструкцию;
– внимательно присмотреться к особенностям ребенка и начать поддерживать его прекрасные качества, игнорируя неблагоприятные.
Те родители, которые выбирают первый путь, выбирают холод, отдаление, одиночество.
Второй путь – это путь вечных ссор, недовольства, неудовлетворенности жизнью. Родители будут пытаться «получить груши от тополя». А у тополя не будет груш, сколько его не тряси. Его можно вырастить высоким крепким деревом, а можно сломать. Можно спокойного, застенчивого малыша силой заставлять ходить на бокс, а можно заметить, как прекрасно он рисует, и поддерживать этот дар. Можно усилиями тысячи репетиторов и бессонных ночей подготовить ребенка к поступлению в университет, и сделать из него, например, посредственного юриста. А можно дать ему в руки ремесло, которое он будет любить всю жизнь, и станет прекрасным портным, парикмахером, автомехаником, кондитером. Можно за счет ребенка пытаться реализовать свои жизненные планы, не обращая внимания на его способности, желания, сопротивление, болезни. А можно любить и понимать, воспитывая в соответствии с его личными, уникальными качествами. У каждого человека есть свои ресурсы, и они не безграничны. Их сочетание во многом определено уже с самого начала, с момента зачатия. Это, если хотите, своеобразная «инструкция по использованию». Почему-то никому не приходит в голову стирать белье в пылесосе или ругать стиральную машину за то, что она не варит суп. А вот с детьми родители такие штуки проделывают ежедневно!
Бывают ситуации, когда ребенка вообще не ждали. Он, как это ни ужасно звучит, лишний, ненужный. И тогда на него сваливается всё: он – причина разрыва отношений, распада семьи, не сложившейся личной жизни, отсутствия карьерного роста и интересных поездок в другие страны и города, ссор с друзьями и подружками и так далее, и так далее. Какие там еще есть обиды на судьбу? Всё можно свалить на ребенка, он же бесправный и безответный!
Проблема в том, что на самом деле ребенок-то как раз ни в чем не виноват. Он не просил родителей его рожать, он сам себя не воспитывал, не учил, не ссорил родителей, не делал ошибки на их работе. Он потом всю свою жизнь будет стараться понять, что же он такого плохого сделал своим родителям? За что же мама его так не любит? Что нужно сделать, чтобы родители стали тёплыми, понимающими и принимающими родителями? И ответа не будет. Никогда.
Не любить своего родного ребенка – большая беда. Ничего не делать с этим – страшная вина. Ужасная вина ни разу не попробовать встать на место этого маленького, испуганного, одинокого, никому не нужного, бессильного что-то изменить ребенка, чтобы почувствовать весь ужас его положения! Если бы родители однажды пережили всю глубину детской боли, они бы никогда уже больше не смогли продолжить свою линию мести или грубой переделки негодного материала! Они бы выбрали тепло и понимание.
Они бы выбрали Веру в ребенка, Надежду, что все у него в жизни получился и Любовь, обязательно Любовь!
Вашему малышу четвертый (пятый, шестой, седьмой) год, а значит вы – родители дошкольника. Вы, конечно, заметили, какие невероятные изменения произошли в развитии вашего ребенка за предыдущий этап. Еще совсем недавно он лежал в коляске, гулил в ответ на ваши слова, плакал или кричал, если чего-то хотел. И вот сейчас он бегает, прыгает, сам играет с игрушками, может выбрать то, что ему нравится, слушает сказки, задает вопросы, рассуждает о жизни. Он становится с каждым днем все более интересным собеседником и партнером. Он уже совсем большой! Но он пока еще очень нуждается в вашей помощи и поддержке.
Ребенок становится более самостоятельным. После ваших рук, домашней обстановки он все больше и больше открывает для себя окружающий мир: природа, улица, люди (дети и взрослые). Этот мир требует осмысления и тестирования, пока в рамках сюжетной игры. Именно в игре можно повторить действия взрослых без риска, попробовать другие способы решения ситуации. В игре появляются первые партнёры, друзья и противники. В игре можно «примерять» на себя взрослые роли, освоить цели и задачи деятельности, понять что такое «хорошо», а что такое «плохо», соотнести свои устремления с действиями других людей, ощутить, что такое «правила игры», а также «выстроить» саму игру, просчитать каждый шаг, что, конечно, стимулирует познавательнее и личностное развитие вашего малыша.
Такое быстрое психологическое взросление требует новых отношений с окружающими людьми. Малыш хочет большей свободы, но пока не знает, как с ней обращаться. Такое противоречие выражается в виде нарушений поведения и трудностей воспитания. Ребенку, безусловно, должна быть предоставлена определенная степень свободы, но при этом оказана необходимая помощь и руководство со стороны взрослого. Стиль общения взрослого с ребенком должен быть изменен. Ребенок становится «партнером» по общению. В этот момент этот «партнер» будет постоянно тестировать нормы и правила, пытаясь расширить свои права. Что невероятно важно: предоставить возможность участия во взрослой жизни семьи (уборка, приготовление пищи, походы в магазин, обсуждение отпуска и т. д.), но при этом НИ ЗА ЧТО не расширять права! Это основа того, что в дальнейшем ребенок не будет нарушать общественные нормы.
Дошкольный период – единственный в жизни, на который приходится два кризиса – кризис 3-х лет и кризис 7 лет. Мы про них поговорим отдельно. А еще в дошкольный период ребенку и родителям предстоит начать освоение новых социальных институтов – детский сад и школа. Вполне очевидно, что от родителей требуется выдержка, спокойствие и здравый смысл.
Как развивать ребенка? Как подготовить к новой жизни в саду и в школе? Как помочь построить отношения с другими детьми?
В целом:
– не нервничать (и вообще никогда этого не делать, это бесполезно, во-первых, и вредно, во-вторых);
– чувство юмора и устойчивый оптимизм помогут выжить;
– четкое соблюдение режима дня, даже если это кажется невозможным;
– запомнить навсегда: главные в доме – родители. Только родители решают, как что будет происходить, кто и чем будет заниматься, какие правила должны быть. НЕЛЬЗЯ нарушать иерархию!
– деятельность должна соответствовать возрасту;
– обязательная физическая нагрузка;
– обязательное выполнение бытовых поручений;
– обязательные игры с правилами и сюжетом (играть нужно вместе, потом ребенок сможет играть сам);
– ответственное отношение к развитию речи и мышления ребенка;
– подготовка к саду с возраста 1 год. Подготовка к школе с возраста 3–4 года.
И всё получится!
Очень важно придерживаться ритма, понятных для ребенка правил жизни. Когда что-то воспроизводится ежедневно, к этому легче привыкнуть. Если ребенок дома, а не в саду: вы поднимаете ребенка, идете с ним умываться, одеваться, стелите постель вместе, потом идете на кухню завтракать. После этого у ребенка игра или прогулка, потом мытье рук, обед, дневной сон. Дневной сон очень важен для дошкольника, в особенности, если ребенок часто болеет или ослаблен. Если дневной сон стал уходить или совсем пропал, просто спокойно полежите с ребенком, почитайте книгу или послушайте аудио сказку. После отдыха полдник, занятия, ужин, игра, вечерний туалет, сказка, отход ко сну. Не нарушайте этот ритм. Почему? Ритм – это выработка условных рефлексов, с помощью которых организм приспосабливается к окружающей среде (а значит, будет меньше болеть), это спокойствие (а значит, не будет возбудимым), это привычка к правилам (научится их соблюдать), это разумно и полезно.
Безусловно, у родителей возникает вопрос – как приучить к режиму? Самое простое – не нарушать его с рождения. Нужно вводить какие-то новые этапы постепенно и на фоне полного здоровья малыша, нужно учитывать биологический возраст, состояние здоровья и особенности личности ребенка, нужно соблюдать «ритуалы», они облегчат следование режимным моментам (песенки, присказки, умывания и т. д.).
С возрастом снижается время сна, увеличивается время занятий и игр. Но ночной сон длительностью 10–11 часов должен сохраняться до возраста 10–11 лет. Не стоит дожидаться, пока ребенок сам ляжет в постель (усталость у детей нередко выглядит как перевозбуждение, эмоциональная и двигательная расторможенность). Нужно мягко и спокойно подготовить ребенка ко сну. Для этого его можно искупать с лавандой или валерианой, почитать сказку для сна (см. в списке рекомендованной для родителей литературы), спеть песенку, сделать легкий массаж. За час до сна нужно исключить подвижные игры, просмотр телепередач, гаджеты (они вообще дошкольнику противопоказаны). Тогда ваш малыш заснет спокойным глубоким сном, отдохнет, а значит, проснется завтра в хорошем настроении и не испортит день родителям.
В дошкольном возрасте происходит физиологическое ускорение роста: увеличивается длина рук и ног, более четкими становятся черты лица. Первое ускорение роста наблюдается у мальчиков с 4 до 5 лет, у девочек с 6 до 7 лет. Постепенно выпадают молочные зубы и появляются постоянные. В этот период каждая из 206 костей скелета значительно меняется по форме, размерам и внутреннему строению.
Физическое развитие идет, как правило, быстро, но неравномерно. Скелет, суставно-связочный аппарат еще непрочный. Окончательное окостенение скелета произойдет только к 23–25 годам. Костная система дошкольника содержит больше органических веществ и меньше минеральных солей, поэтому кости легко поддаются искривлению под влиянием неблагоприятных внешних факторов. Поэтому очень важно следить за правильной осанкой детей, правильным положением тела во время сна, предупреждая возникновение деформаций позвоночника, грудной клетки, костей таза, конечностей.
Чрезмерные нагрузки отрицательно сказываются на развитии скелета, вызывают искривление костей и, наоборот, постоянные и доступные для данного возраста физические упражнения (бег, лазание, прыжки, плавание) стимулируют рост костей, способствуют их укреплению.
А что происходит с мышцами? Общая масса мускулатуры у дошкольника составляет 20–22 % по отношению к массе тела, что в 2 раза меньше, чем у взрослого. Сухожилия, фасции и связки развиты слабо. Брюшной пресс не в состоянии выдерживать большие физические нагрузки. При чрезмерных нагрузках происходит расслабление волокон, и могут образоваться грыжи (пупочные и паховые).
Чтобы избежать преимущественного роста каких-либо определенных мышечных групп, нужно использовать физические упражнения, направленные на развитие всех групп мышц. Систематически тренируя мышечный аппарат, надо помнить: деятельность с попеременным напряжением и расслаблением мышц меньше утомляет, чем та, которая требует статических усилий (длительное стояние или сидение).
Относительно слабо развиты мелкие мышцы кисти, дети не обладают точной координацией движений пальцев. Руку обязательно нужно развивать (лепка, рисование, раскрашивание, вышивание, вязание, вырезание), она ребенку скоро понадобится при выполнении школьных заданий!
В дошкольный период быстро растет мозг ребенка. К 3–4 годам полностью развиты зоны, которые отвечают за восприятие и моторику. Ребенок уже хорошо понимает все, что видит, ощущает, слышит. Области, отвечающие за речь, развиваются очень активно. Области, отвечающие за логику, абстрактность еще не созрели. Эти особенности как раз и определяют особенности мышления дошкольника.
Восприятие и внимание становятся более осмысленными и устойчивыми, но пока еще непроизвольными (то есть ребенка привлекает в большей степени все яркое и громкое). Ребенок может долго рассматривать что-то, сравнивать, измерять. Он демонстрирует высокий познавательный интерес – любопытство. Именно любопытство – это первый этап познания мира, благоприятная почва для дальнейшего развития, для возникновения любознательности, то есть самостоятельного активного стремления проникнуть в сущность вещей и явлений, попыток объяснить или понять, как все вокруг устроено. В ходе этого познания появляются сильные эмоции удивления, радости открытия, удовлетворения от полученных сведений и т. д.
Главной движущей силой в развитии ребенка 3–5 лет становится предметная деятельность. Практически весь период бодрствования ребенок действует с предметами (ползает, ходит, все берет, стучит, катает, ковыряет, вынимает и бросает). Он так усваивает существующие между предметами связи. На этой основе формируются представления об обобщенных категориях (посуда, мебель, животные, птицы, растения и т. д.), а также временные представления (сутки, неделя, месяц, времена года), представления о количестве. Большую помощь в этом оказывают бурно развивающиеся память и речь. Ребенок постоянно задает большое количество вопросов и сам стремится отвечать на вопросы взрослых. Это так называемый «период почемучек».
Происходит развитие наглядно-действенного, а затем – наглядно-образного мышления. На основе правильного развития мышления, памяти и воображения формируется предвосхищение – способность предположить, что может произойти дальше в той или иной ситуации. Ребенок способен домыслить окончание рассказа или самостоятельно придумать историю.
Задача родителей – поддержать этот процесс, дать ребенку возможность думать. Что для этого делать? Разговаривать, рассказывать, обсуждать, и, конечно, играть! Если у вас не хватает времени, включайте ребенку сказки и рассказы для прослушивания, пока он играет. Но потом не забудьте поговорить на эту тему, ответить на вопросы, дополнить рассказы. Покупайте ребенку игры и игрушки, которые соответствуют его интеллектуальному уровню. Поиграйте вместе – ребенок будет вам благодарен! В дошкольном возрасте активно развиваются творческие способности ребенка. Их обязательно нужно поддержать! Нравится рисовать – рисуем, нравится петь – поем, нравится конструировать – строим, нравиться лепить – лепим! А если вы воспитываете будущего спортсмена, значит бегаем, прыгаем, плаваем! Но при этом обязательно обсуждаем с ребенком то, что происходит.
Родителю стоит внимательно присматриваться к способностям и талантам ребенка, и ни в коем случае не заменять его устремления своими, не реализовывать через ребенка свои детские мечты. Нужно здраво подойти к выбору секций и кружков, чтобы развивать ребенка, но не перегружать его. Пусть поход в кружок или на секцию будет местом для узнавания и исследования чего-то нового, интересного. Поддержите детский интерес своим настроением! Детям очень важно видеть, что родитель тоже заинтересован его деятельностью. Возможно вам стоит рассказать ребенку и о своих хобби – вы покажете хороший пример неравнодушного отношения к жизни.