Глава I

Как все начиналось


В конце нулевых я ушла с телевидения (звучит, конечно, громко). Правильнее будет сказать – с регионального телеканала в городе Воронеже. Мне все время казалось, что самой продюсировать телевизионную программу, включая поиск на нее денег, написание текстов, организацию съемок, запись в кадре и монтаж, можно немного лучше и за большие деньги, чем маленькая зарплата среднестатистического рекламного менеджера.

И пошла я это делать сама.

Там сама, здесь сама.

Собственно, ничего не изменилось, кроме солидной прибавки в деньгах и головной боли.

В 2007 году была зарегистрирована фирма, набрана команда, куплено оборудование и заключены контракты с телеканалами на вещание программ.

До сих пор я вспоминаю то время, как что-то теплое и позитивное. Несмотря ни на что.

Мы креативили, придумывали странные рекламные ролики, ездили на фестивали и устраивали веселые корпоративные праздники. В какой-то момент мы даже начали снимать скетч-ком. В эфир он не пошел, но ржали все.

Наш первый офис находился в цокольном этаже (это когда лестница в подвал и окна на уровне ног). Номер дома был с дробями, и его никак не могли запомнить таксисты. Тогда, чтобы исправить ситуацию, мы решили оформить входную группу. Камышом!

Где взять камыш? Конечно, на речке.

Декабрь, минус десять, сугробы по пояс, трое странных людей ползают по замерзшей реке и режут кухонным ножом камыш. Одним словом – хендмейд.

Церковь, которая располагалась напротив нас, через несколько месяцев тоже украсила свой вход, правда, ветками елок. Вот так позитивно мы действовали на окружающих.

К слову сказать, в своей жизни я часто буду сталкиваться с плагиатом, воровством идей и клиентских баз.

Но сейчас не о том.

Механика нашей работы была проста: искали клиентов, снимали сюжеты об их бизнесе, компоновали в программу и выпускали в эфир на одном из региональных каналов.

В то время заниматься рекламой в региональном городе было вполне себе комфортно. Те, кто начали пораньше и имели хорошие связи в сфере телевидения и в правительстве, конечно, были в шоколаде. У нас много денег никогда не было, но на первый взнос по ипотеке я наскребла.

Не знаю, как насчет журналиста, но продажником в то время я была хорошим. У меня получалось найти общий язык с клиентами разных социальных уровней и политических взглядов. Моя коронная фраза «Вам очень нужна реклама, просто вы об этом еще не знаете» покоряла сердца даже самых «серьезных дядек из 90-х».

Однажды руководитель крупной мебельной фабрики, владелец заводов, газет, пароходов, баллотировался в Воронежскую областную думу. Договорились о встрече. Сидим в его кабинете фисташкового цвета. Уж не знаю, в какой момент нашей беседы и почему он решил сравнить меня с IKEA.

– Сильковская, ты действуешь так же, как они. Сначала оказываешь одну услугу, потом другую, потом комплекс, а потом поднимаешь цены, и все – отжала бизнес!

Не поняла, в каком таком месте мне светило отжать «трудовые доходы» у депутатов с мандатами. Да и схем у меня никаких не было. Ну так… долгие годы тренировки и… рекламный контракт подписан.

Душевные воспоминания, конечно, не отменяют рабочих проблем. В одну из зим управляющая компания выставила нам счет за электроэнергию – девять рублей за киловатт.

Когда начали разбираться, оказалось, что ресурсоснабжающая компания (горэлектросеть) продавала электричество по два рубля с копейками, а потом оно перепродавалось четыре-пять раз (кстати, тоже каким-то окологосударственным конторам). Пока до нас дошло, будьте любезны – девять рублей! И можете мерзнуть дальше!

Согласитесь, так себе история…

Поскольку все это было в пору очередных президентских выборов, я в порыве возмущения написала гневное письмо на имя президента нашей Родины (тогда был Медведев). Ну, собственно, написала и забыла. Через девять месяцев (что очень символично) мне пришел ответ из администрации президента (видимо, уже другого). Ну того, который был до и после. Отвечая на все мои эмоциональные претензии, в письме мне рекомендовали взять кредит, процентов так под четырнадцать, и указали контактные данные местного департамента по поддержке предпринимательства.


Самое смешное, что такая коммуникация с бизнесом – это тоже своего рода поддержка. Вы когда-нибудь пробовали брать кредит в банке под собственный стартап?

Нет? Вы лишили себя крутого квеста!

В России все знают, что проще взять потребительский кредит на физическое лицо, чем доказывать банкирам свою состоятельность покупать электроэнергию по девять рублей.

Бизнес-кредиты дают тем, у кого есть дорогая недвижимость, очень дорогая «движимость» или родственные связи с Германом Грефом (тогда тоже был Герман Греф).

Банальная формула «вам дадут деньги только тогда, когда у вас есть деньги» работает безотказно.

И да, существует много других способов открыть бизнес. И да, мы все «не тому учились». Ну давайте еще и про «не там родились» вспомним.

Правда, было одно время, когда и до российской глубинки дошли такие модные слова, как венчурные фонды, бизнес-инкубаторы и бизнес-ангелы. Но для 99% начинающих бизнесменов они так и остались модными словами. Поэтому и загибается у нас множество классных старт-апов, так и не начавшись. А уж сегодня тем более.

Загрузка...