Примечания

1

Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. XIV. С. 476.

2

Там же. С. 673.

3

Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. XIV. С. 673.

4

См.: Martin A. Soziologie der Renaissance. Zur Physiognomik und Rhythmik der bürgerlichen Kultur. Stuttgart, 1932.

5

Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. XIV. С. 476.

6

Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. XIV. С. 476.

7

Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. XIV. С. 476.

8

Там же. С. 475.

9

«Абстракция государства как такового характерна лишь для нового времени, так как только для нового времени характерна абстракция частной жизни. Абстракция политического государства есть продукт современности.

В средние века существовали крепостные, феодальное землевладение, ремесленная корпорация, корпорация ученых и т. д.; т. е. в средние века собственность, торговля, общность людей, человек имеют политический характер… Всякая частная сфера имеет здесь политический характер или является политической сферой; другими словами, политика является также характером частных сфер. В средние века политический строй есть строй частной собственности, но лишь потому, что строй частной собственности является политическим строем. В средние века народная жизнь и государственная жизнь тождественны. Человек является здесь действительным принципом государства, но это – несвободный человек… Абстрактная, рефлектированная противоположность возникла лишь в современном мире» (Маркс К. К критике гегелевской философии права. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-изд. Т. 1. С. 254–255).

10

Характерно, что в повестях Лоджа и Чосера, у которых Шекспир нашел фабулу своей комедии, изгнанные несправедливо герцог и прототипы Орландо под конец побеждают своих врагов. Шекспир, беря под сомнение реальность «торжества добра над злом», опускает момент решительной схватки, иронически неожиданно разрешая коллизию ничем не мотивированным добровольным раскаянием врага.

11

К. Маркс и Ф. Энгельс о литературе. Гослитиздат. М., 1958. С. 276.

Загрузка...