Активное избирательное право является одним из наиболее важных субъективных конституционных прав гражданина. Закрепленное непосредственно в ч. 2 ст. 32 Конституции РФ1 данное право находится в системной взаимосвязи с Основами конституционного строя, а именно с ч. 1 ст. 1, ч. 1—3 ст. 3. Согласованность указанных конституционных норм при реализации активного избирательного права позволяет:
• конкретному гражданину, выступающему в качестве избирателя, не только отдать свой голос в поддержку того или иного кандидата, но и определить последующее развитие государства и общества;
• государству – обеспечить выражение воли многонационального народа Российской Федерации и соблюсти баланс законных интересов каждого гражданина;
• выборным органам народного представительства – получить необходимую демократическую легитимацию.
Публично-правовая значимость реализации активного избирательного права была отмечена Президентом РФ В. В. Путиным на встрече с членами избирательных комиссий, посвященной 25-летию избирательной системы Российской Федерации: «…Выборы наши граждане воспринимают как естественное, необходимое участие в жизни государства, не только как свое неоспоримое право, но и как реальное влияние на определение приоритетов развития города, района, поселка и всей страны»2.
Постоянное совершенствование деятельности избирательных комиссий, использование современных информационных технологий в избирательном процессе, рост политической культуры граждан Российской Федерации, к сожалению, не привели к полноценной реализации конституционного права граждан Российской Федерации избирать органы государственной власти и органы местного самоуправления. Особую обеспокоенность вызывают права отдельных категорий избирателей, для которых участие в выборах затруднено вследствие возрастных особенностей, состояния здоровья, проживания или временного нахождения за границей, временной изоляции от общества и по иным основаниям.
Причины, затрудняющие реализацию активного избирательного права отдельными категориями граждан, носят комплексный характер.
Во-первых, избирательное законодательство не отражает особенности правового положения отдельных категорий избирателей. Обеспечение их прав осуществляется на подзаконном уровне – актами Центральной избирательной комиссии РФ, имеющими, как правило, временный характер, связанный с электоральным циклом.
Во-вторых, избирательное законодательство в отдельных случаях не позволяет реализовать гражданам конституционное право на представительство. В этом случае у граждан пропадает мотивация к участию в выборах.
В-третьих, избирательные комиссии не всегда могут обеспечить полноценную возможность участия отдельных категорий избирателей в выборах. Так, проблема доступности избирательных участков стоит перед гражданами Российской Федерации, приживающими или временно находящимися за границей, инвалидами3.
В-четвертых, вопросы защиты избирательных прав отдельных категорий избирателей являются актуальными на всех стадиях избирательного процесса.
Перечисленные проблемы реализации активного избирательного права отдельными категориями избирателей доказывают своевременность обращения к заявленной тематике.