Приветствие от авторов

Владимир Герасичев,

основатель международной компании Business Relations

Мой путь к тому, чем я занимаюсь сейчас, начался много лет назад, после развала СССР. Тогда я со своими партнерами запустил СМИ про саморазвитие и про то, что сейчас принято называть soft skills. Мы писали о самом разном, нас интересовала тема развития личности, так как в то время об этом практически ничего не писали. Мы каким-то образом узнавали и записывались на самые разные семинары и курсы. Так я оказался в Стокгольме на семинаре под названием «Бизнес и ты». Преподаватель семинара называл себя учеником Ричарда Бакминстера Фуллера и много рассказывал об этом замечательном человеке. Бакки, как его все называли, был известным американским изобретателем, поэтом и философом. Его, пожалуй, можно назвать первым коучем или тренером в нашем привычном понимании. Он прожил 87 лет и оставил множество книг и рассуждений о личностном развитии. Ведущий нашего шведского семинара Дэвид делал акцент именно на стереотипах мышления, которые являются определяющими в любой работе.

Мне тогда было двадцать с небольшим лет, и надо сказать, мне очень повезло. То, какой импульс можно дать за три дня и перевернуть столько всего в сознании нескольких сотен людей, произвело на меня сильное впечатление. Мы, конечно же, пригласили Дэвида в Россию и организовали его семинары в Москве и Санкт-Петербурге. Они прошли с огромным успехом. Не могу вдаваться в детали, но многие из тех участников добились головокружительного карьерного роста и занимали весьма внушительные посты в бизнесе и государстве. Думаю, именно та скандинавская поездка определила то, чем я впоследствии стал заниматься профессионально. Тогда мне казалось, что я знаю что-то, о чем практически не говорили предприниматели и тем более бизнес-школы. В центре внимания всегда были профессиональные знания и навыки. Они необходимы, но их недостаточно для успешной работы. Слово attitude (отношение) было чем-то совсем новым и непонятным. Сейчас мы относим это к категории гибких навыков – ответственность, целостность, открытость, честность в отношениях и т. д. Из правильного отношения складываются взаимоотношения. И это – основа основ любой компании.

Примерно тогда же я познакомился с Иваном Маурахом, а позже с Арсеном Рябухой, которые стали моими друзьями и коллегами на много лет вперед. Мы создали свою систему работы с бизнес-командами, которую назвали «Бизнес-Контекст». Контекст – это и фильтр, через который вы смотрите на свою жизнь и работу. Меняя угол зрения, вы меняете свое отношение к происходящему. Это и система отношений в команде, что принято называть корпоративной культурой. Она либо складывается сама, как продолжение привычек руководителя, либо вы ее формируете осознанно. И это среда, в которой вы работаете. Контекст сложно «потрогать», но его можно почувствовать. Именно он лежит в основе любого результата. И его можно менять.

Меня очень вдохновляет идея повышения качества жизни через изменение контекста в компаниях. Изменение отношения к работе, к коллегам и компании в целом – невероятно увлекательный процесс. Наша работа – это уникальная возможность реализовывать свою внутреннюю миссию, повышая эффективность компаний и принося пользу обществу. Эту книгу я рассматриваю как еще один шаг в своей работе. Это возможность поделиться нашим опытом, приобретенным в работе с тысячами участников и сотнями компаний.


Иван Маурах, ведущий бизнес-тренер, коуч компании Business Relations

То, как я стал бизнес-тренером, – довольно забавная история, связанная со случайным стечением интересных обстоятельств. До 29 лет даже не подозревал, что есть такая профессия. К тому времени я окончил институт, аспирантуру, преподавал студентам мехмата МГУ и параллельно был инструктором по туризму. Однажды летом 1988 года я с группой вел поход на катамаранах по реке Катунь. Каждый раз, когда мы встречали рыбаков или проплывали деревни, нам рассказывали удивительные вещи: «За четыре дня до вас проплыла группа американцев! На ярких надувных лодках и одноместных каяках!» Советских людей поражало то, как разительно отличалась группа иностранцев. Через какое-то время нам встречались люди, которые говорили, что загадочные туристы проплывали за день два дня до нас, потом за один. И вот мы их нагнали и встали вместе на стоянку в лагере.

Оказалось, что это была организация Russians & Americans for teamwork. Такими вот совместными сплавами она укрепляла дружеские отношения между народами США и СССР. Мы подружились, обменялись со многими контактами и продолжили свои маршруты. Через полгода мне позвонила американская участница того похода. Она решила переехать в Советский Союз, в Москву, потому что невероятно прониклась духом перестройки, тем, что рухнул железный занавес и русские оказались не «ядерными агрессорами», а интересными людьми. Мы с ней встретились, пообщались, и она стала мне рассказывать, что какое-то время назад прошла обучающую программу тренировки гибких навыков (soft-skills). Я с любопытством слушал ее рассказ: в СССР еще никто не знал понятие «гибкие навыки». Слова «эмпатия», «эмоциональный интеллект», «целеполагание» звучали, как из области фантастики. Еще через полгода она сказала, что подобная программа впервые состоится в Москве и очень рекомендовала ее посетить. Я сомневался, но в итоге сходил и был сильно поражен эффективностью обучения.

После программы преподаватель спросил, были ли полезны нам эти занятия и кому еще они могут быть актуальны, по-нашему мнению? Самое поразительное, что после всех моих сомнений, меня потрясла идея: «Мне очень хочется, чтобы в этом зале на моем месте побывали все люди мира – от нянечек детского сада, в который ходят мои дети, до моих коллег по кафедре и даже гаишников, которые иногда останавливают меня на дорогах» – настолько это было полезно.

После обучения я стал волонтером той компании и познакомился с организаторами, которые приезжали в Россию раз в полгода. Еще тогда я понял, что гибкие навыки эффективного взаимодействия актуальны всем, они влияют на результаты нашей жизни и помогают достигать важных целей. Через пару лет они пригласили меня прилететь на собеседование, затем предложили пройти у них стажировку и я с радостью согласился: эффективность программы была для меня очевидной. Снова возникло множество сомнений, у меня не было опыта публичных выступлений. Я интроверт и не люблю выступать на сцене. Тем не менее я начал стажироваться с четким пониманием: «Если не я, то кто? И если не сейчас, то когда?» Моя стажировка проходила пять дней в неделю на протяжении полутора лет. И вот я смог провести самостоятельную программу тренировки гибких навыков в России. В это же время мы познакомились с Владимиром и начали работать вместе. Чуть позже к нам присоединился Арсен.

Изначально в основе наших программ лежали несколько важных идей, универсально полезных для всех:

• ответственность человека за свою жизнь;

• свобода выбора;

• отношение или контекст человека – фундамент результатов в жизни.

В 2005 году я прошел все модули курса «Коучинг» у Мэрилин Аткинсон и получил сертификат коуча, а в 2011 году познакомился с Оскаром Бренифье, основателем Института практической философии и обучался у него два года на курсе «Философское консультирование» в Московском институте психоанализа. Методы критического мышления, вопрошания, предложенные еще Сократом, и коучинговые технологии дополнили нашу методику. Программы обрели еще большую пользу не только для обычных слушателей, но и для крупных компаний.

Что тогда, больше 30 лет назад, что сейчас в 2021 году, моя идея остается той же самой: «Я мечтаю, чтобы все жители планеты имели возможность тренировать гибкие навыки эффективного взаимодействия с окружающими». Все эти годы я провожу занятия, уже работая в Business Relations, именно с этим желанием – чтобы у людей получалось строить гармоничные отношения с коллегами, близкими и достигать нужных им результатов.


Арсен Рябуха,

ведущий бизнес-тренер, коуч компании Business Relations

«Кризис – лучшее время, чтобы изменить свой взгляд на мир»

Современный руководитель ежедневно сталкивается с серьезным психологическим давлением. Ему необходимо быть эффективным в работе, управлять сотрудниками, отвечать за результаты компании и одновременно быть успешным и счастливым.

Руководитель, как спортсмен, преодолевает препятствия в «олимпийских» играх под названием жизнь. Ему важна поддержка команды и тренеров, чтобы находить свой ресурс и двигаться к собственным целям. Я стал бизнес-тренером, потому что обладаю той методологией, которая необходима для поддержания эффективности руководителя как в жизни, так и в корпоративном формате.

С 1996 года моя задача – видеть личные качества человека, помогать ему быть смелее, увереннее в себе и развиваться. Когда я тренирую команду, скажем, банка, у меня нет цели научить их новым знаниям и навыкам в сфере финансов. Мне важно оценивать, как каждый сотрудник проявляет себя в команде, с каким отношением каждый ходит на работу. На основе этого я тренирую человека быть эффективнее и получать удовольствие от работы и собственных достижений.

Именно настрой или отношение является самым главным фактором успеха для достижения целей – будь то личные или рабочие. Можно быть каким угодно профессионалом и иметь огромный багаж навыков, но, если у вас перестают гореть глаза, все это становится бессмысленным. За годы работы в Business Relations мы создали технологии и тренинги, на которых люди осознанно выстраивают свое эффективное отношение к тому, чем они заняты и что их окружает: к своей компании, руководителям, подчиненным, друзьям, семье, родителям и т. д. Я работаю не только с компаниями, которые пытаются преодолеть сложностями, но и с теми, у кого слаженные и эффективные команды, которым требуется поддержка для постановки и достижения экстраординарных целей.

Я счастлив, что у нашей команды совместно с РБК Pro есть возможность поделиться уникальными знаниями, дать вам инструмент самоподдержки. Вы посмотрите на себя и свою команду совсем иначе. Зададите самому себе те вопросы, ответы на которые раскроют ваш внутренний ресурс счастливого и успешного руководителя.

Загрузка...