Хотящего жизнь ведет, нехотящего тащит
Начнем мы с того, что вы замерите свою удовлетворенность жизнью по 10-балльной шкале, где «0» – катастрофа, все ужасно, «10» – у меня все прекрасно, как никогда! Я доволен своей жизнью на все сто! Запишите эту цифру в вашей тетради.
Возможно, в этой главе что-то покажется вам знакомым, и вы скажете: «да, я слышал об этом», «я это уже знаю», но дело не в знании. Нашей задачей станет категория более высокого порядка – понимание, то есть знание, которое присвоено, пропущено через себя, и из него возможны правильные действия. Именно на них здесь сделан главный акцент.
И сейчас сразу, та-дам! самая главная тема. Она, как фундамент дома, держит на себе всё будущее здание под названием «Ваша счастливая Жизнь».
Начинайте творить из своей жизни то, чего она воистину достойна – шедевр.
Проактивную жизненную позицию по-другому называют «позицией Авторства» или Лидерства. Мы будем говорить о лидере как о человеке, который очень хорошо знает себя и свой путь, имеет Видение и волю к нему дойти.
Задание 1: пожалуйста, ответьте письменно на вопрос: какие основные проблемы (задачи) вы хотите решить в своей жизни с помощью этой книги. Зачем вам эта работа?
Запишите ответ в вашей тетради.
Проактивность – это такая жизненная позиция, которая характеризуется двумя принципами и одним дополнением.
1. Все, что есть в моей жизни – создано мной.
2. Это можно изменить.
Важное дополнение к принципу №1: обстоятельств не существует.
Это место стоит пояснить, потому что именно здесь люди (справедливо) начинают подозревать, что я пытаюсь лишить их главного козыря в рукаве, священной коровы и веского алиби, на которое можно списать все, что угодно. Ничего удивительного, мы все привыкли присваивать лучшие «результаты» жизни – высокое социальное положение, красные дипломы и успехи детей. В этих случаях мы ничуть не сомневаемся в собственном Авторстве. Но как только речь заходит о неудачах, разводах, болезнях, конфликтах, то признать, что и здесь Автор тоже Я, очень непросто. В нашем разговоре мы будем исходить из того, что все события нашей жизни созданы нами, как бы абсурдно поначалу это ни казалось. Итак, договоримся, что
обстоятельств действительно нет! Есть только степень нашего намерения что-то изменить. Ведь все, что важно – возможно.
Противоположная жизненная позиция называется реактивной. Это когда жизнь с нами «случается», и мы обусловлены многочисленными обстоятельствами и решениями других людей. Давайте рассмотрим их обе еще подробнее:
ПРОАКТИВНАЯ И РЕАКТИВНАЯ ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ
А что же с историей вопроса? О, она уходит корнями очень глубоко. Квинтэссенцию проактивности и свободы выбора в одной из своих работ описывает русский философ и мыслитель М. Бахтин, предлагая принцип «не-алиби в бытии». Чтобы лучше понять этот принцип, стоит обратиться к этимологии: лат. «alio die» («в другой день») – формула лукавых жрецов-авгуров, предлагающих отсрочку при неблагоприятных предзнаменованиях. Во французском языке в XIX веке слово «алиби» приобрело оттенок таких понятий, как «обман», «ложная уловка», «вымышленные обстоятельства». «Ты сделаешь это в другой день», «сейчас у тебя важные обстоятельства!» – кому из нас не знакомы эти внутренние голоса? Но с точки зрения проактивности человек не имеет права на уклонение от реализации единственного и главного «поступка», каким должна явиться его жизнь.
КТО БУДЕТ ЖИТЬ МОЮ ЖИЗНЬ, ПОКА Я ССЫЛАЮСЬ НА ВАЖНЫЕ ОПРАВДЫВАЮЩИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА?
Внутри каждого человека сидит услужливый авгур, который в любой момент готов произнести: «alio die» – «в другой день». Излюбленное «потом-обязательно!» становится привычкой, способной дать отсрочку не только на день, но на всю жизнь. Поэтому договоримся, что принцип «не-алиби в бытии» – это своеобразный запрещающий знак. Эй, авгуры! Вам вход воспрещен!
Также в основе проактивной позиции лежит идея Свободы выбора. Сама она тоже далеко не нова. Одними из первых ее решительных приверженцев, вопреки распространенному мнению, были Эпикур и его верный римский ученик Лукреций. Эпикур хотел освободить человеческую душу от безысходного представления о непреложной судьбе, которое, вызывая в одних мрачное отчаяние, а в других – безропотное смирение, никому не давало радости. Он утверждал, что мы не подчинены никакой судьбе или предопределению. Позже идея свободы выбора прочно заняла свое место в трудах философов, богословов и психологов, и красивейшим образом была выражена в работах великого гуманиста Виктора Франкла.
Но для начала немного о другом: свобода выбора является прямым следствием главного отличия человека от животных – наличия у человека самосознания.
Если все философские концепции на тему самосознания свести к одной идее, несомненно, это будет идея осознания собственной смертности. Именно оно делает нашу жизнь решительно богаче и полнее, чем жизнь животных. Мы знаем, что умрем, и стремимся жить полно.
Вот как пишет об этом 75-летний психотерапевт И. Ялом в своей книге «Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти»:
«Взгляд в лицо смерти не обязательно вызывает отчаяние, стирающее всякий смысл жизни. Наоборот, такой взгляд может стать стимулом к более полному ощущению жизни. Физиологическая природа жизни уничтожает нас, идея же смерти дарует нам спасение».
Безусловно, он имеет в виду возможность строить свою жизнь согласно своему свободному выбору, помня о том, что наше время не вечно. В природе нет ни одного медведя, страдающего от страха смерти, а среди людей – каждый первый. Вот эта внутренняя пружина и есть центральная часть идеи самосознания.
Одна из клиенток И. Ялома однажды так описала свои переживания: «Я поняла, что смерть – это не то, что может случиться, а то, что обязательно случится со мной… Смерть уничтожает нас, но идея смерти заставляет нас постоянно задумываться, насколько полно мы проживаем свою жизнь».
Исследования показывают, что открытый или скрытый страх смерти сильнее у тех людей, кто не удовлетворен качеством и полнотой своей жизни. Таким образом, понимание смертности побуждает нас жить более полно, не копить поводы для сожаления, а значит, быть проактивными и совершать правильные выборы.
Любопытный ментальный эксперимент, наглядно показывающий наше отношение к полноте и качеству жизни, предложил Ф. Ницше:
Представь себе, что во сне явился к тебе некий демон, а может быть, ангел, и сообщил, что теперь твоя жизнь будет бесконечное количество раз повторяться в том виде, в каком ты проживаешь ее сейчас – со всеми мельчайшими деталями, переживаниями, поступками, людьми, характером. Ты обречен проживать ее в этом виде – каждый день, каждый год, с самого начала и до самого конца – бесконечно.
Что вы чувствуете, впуская в себя этот вызов Ницше?
Ваша ли это жизнь?
Такова ли она, чтобы радоваться ей раз от разу?
Пару слов стоит сказать и про «ответственность». В России оно чаще всего ассоциируется со словами «уголовная» и «административная». В широком же понимании слова это эмоционально-волевая установка, готовность отвечать за последствия произведенных действий. Ответственность – прямое следствие позиции Авторства. Если Я создаю что-то в моей жизни, то и последствия, которые за этим следуют – тоже в определенной степени созданы мною.
Ответственность – это комплект «Решения + последствия». Любые последствия.
…Однако, что же там с животными, и по каким принципам строится их жизнь? В самых общих чертах она может быть описана как бесконечная череда различных стимулов и реакций. Цепочка «стимул-реакция» обусловливает поведение любого зверя: на меня нарычали – я тоже зарычал, на меня нарычали сильно – я подумал и убежал.
Неразрывная связь определенных стимулов и реакций, которые крепко спаяны в единые комплексы. При запуске стимулов реакции следуют незамедлительно. Роберт Чалдини свою книгу «Психология влияния» начинает с примера про индюшек: он говорит, что индюшки очень внимательны к своим птенцам, но есть одна странная особенность: индюшка выхаживает птенца, когда тот издает такой звук: чип-чип. Один из главных врагов птенцов – хорек, но если перед индюшкой поставить чучело хорька и включить на магнитофоне «чип-чип», она безоговорочно возьмет под крыло своего злейшего врага. Чалдини называет этот механизм «Щелк! – Зажужжало». Он не подразумевает осознания, а реализует единый комплекс – моторность и выживание в агрессивной среде. Люди тоже часто действуют именно так – автоматически, реактивно по этому принципу.
Благодаря самосознанию человек способен размыкать эту бесконечную цепь, и тогда между стимулами и реакциями появляется Свобода выбора. Кстати, именно этим мы и будем заниматься на каждой сессии. Это не очень привычно, поэтому поначалу потребует некоторых усилий от вас, но потом вы научитесь и начнете мыслить проактивно. Новая формула теперь выглядит так:
Стимул – Свобода выбора – Реакция
И тогда привычные схемы могут пойти по-другому: на меня накричали, а я подумал и… улыбнулся… система сломана. Вся цепочка пошла по-другому.
Позвольте напомнить вам поучительную историю Виктора Франкла со слов С. Кови («Семь навыков высокоэффективных людей»):
«Франкл был детерминистом, воспитанным в традициях психологии Фрейда, которая утверждает, что ограничения и параметры вашей жизни установлены, и вы почти ничего не можете изменить. Кроме того, он был евреем по национальности. Его заключили в нацистский лагерь смерти, где ему довелось испытать тяжелейшие мучения и стать свидетелем явлений, столь несовместимых с нашим представлением о человечности, что без содрогания невозможно их описать.
Его родители, брат и жена погибли в газовых камерах. Из всей семьи уцелела лишь одна сестра. Сам Франкл пережил пытки и бесчисленные унижения. Он никогда не знал, что случится с ним в следующий момент: отправят ли его прямиком в печь или же он останется среди «уцелевших» и будет убирать трупы или выгребать пепел несчастных. Однажды, сидя нагишом в одиночной камере, он открыл для себя то, что позже назвал «последней человеческой свободой», той свободой, которую никто из его мучителей-нацистов отнять у него не мог. Они могли иметь власть над всем, что его окружало, могли причинить какую угодно боль его телу, однако сам Виктор Франкл являлся существом, обладавшим самосознанием, и мог смотреть отстраненно на все, что с ним происходило. Его внутренняя сущность оставалась неуязвима. Он сам мог решать, какое влияние на него окажет то, что его окружает.
Даже самые умные животные лишены подобных ценных качеств. Используя компьютерную метафору, можно сказать, что они не способны изменить программу. Наши уникальные человеческие способности возвышают нас над миром животных. Между раздражителем и реакцией находится наша величайшая сила – свобода».
Проактивность базируется на идее свободы выбора, которой обладает ЛЮБОЙ человек уже только в силу того, что у него есть самосознание.
Безусловно, сильные переживания для многих являются «пробуждающими» и мы понимаем, что возможно действительно все. Но, как говорил один из моих учителей: «Не всем везет с катастрофами», имея в виду, что большинству из нас необходимо просто потрудиться над собственным осознанием, не ожидая, пока жизнь заставит это сделать. Жизнь действительно дана нам как возможность реализации любых важных для нас желаний.
Так что я предлагаю вам осознать, что ВСЕ, что есть в вашей жизни – действительно создано вами, и это действительно можно изменить.
И, слава Богу, необязательно таким драматичным путем, как в истории Франкла. Идеи же этой главы будут служить для нас с вами базовыми на продолжении всей последующей работы.
1. Сегодня, на первой сессии, задание у вас небольшое.
2. Подготовьте тетрадь и ежедневник.
Четко определите цели на этот курс.
Наблюдение: большинство людей ставит достаточно обыденные и даже скучные цели. Дерзких интересных, амбициозных целей встретишь немного. Но если вы собрались выходить на Новый уровень Жизни – что приведет вас туда? Уровень не появляется сам! Поэтому
3. какую смелую или дерзкую (для вас) цель вы поставили бы на этот курс? Цель, которая бы оживила вашу жизнь, встряхнула и изменила ее?
4. Не забудьте про аффирмацию (см. начало сессии)
В дополнение:
Если уже первая сессия вызвала у вас затруднения, то, возможно, вам стоит:
1. Осознать свою мотивированность. Люди часто жалуются на свою жизнь, однако не готовы что-либо менять в ней. Либо идея что-то поменять является только умственной: «друзья посоветовали», «все к коучам ходят, вот и я пошел», «ууу, я думал, вы сразу советы понятные дадите, а тут работать надо». Но необходимость измениться обычно встает во весь рост в самый неподходящий момент, поэтому так ценно начать двигаться уже сейчас, давая себе здоровые нагрузки, так необходимые для бескризисного движения к счастью.
2. Настроиться реалистично. Некоторые люди настроены на «волшебные таблетки», «голубиные слова» и прочие фантазии, что «все-само-собой-образуется». Возможно. А может быть, и нет… Вы можете взять ответственность за свою жизнь прямо сейчас.
3. Продиагностировать свою готовность к изменениям. Мне нередко встречаются случаи, когда люди в прямом смысле не способны к работе над собой в силу весомых причин, к числу которых относятся тяжелые переживания из прошлого. Если вы пережили что-то тяжелое и сейчас ощущаете воздействие этих переживаний – для начала обратитесь за консультацией.
Шедевр рождается в ходе редактирования… Иногда приходится убивать персонажей, убирать лишнее. Настоящий творец понимает, что избавление от лишнего — одна из составных частей роста, и он готов делать то, что принесет пользу его шедевру
Сегодняшняя сессия посвящена так называемым долгам и «хвостам», которые мы рассмотрим на основе идеи С.Р.Кови о трех кругах влияния. Сейчас, когда вы уже немного пожили со своими целями на этот курс, спросите себя:
это именно те цели, которые действительно выведут вас на новый уровень жизни?
Вспомните их, и может быть вам захочется что-то изменить или добавить.
Представьте, что в вашей жизни есть два условных круга (см. рис.1). Внутренний круг – круг влияния, это зона прямого контроля, где вы легко контролируете поведение, объекты, действия: что надеть сегодня утром, выбрать то или это, сказать что-то или не сказать и т. п.
Другими словами, вы отлично видите объекты в этой зоне и напрямую с ними взаимодействуете. Второй круг, внешний – это зона, где хранятся так называемые «заботы»: то, что находится несколько «сбоку», на периферии сознания.
Рис. 1
И если на объекты в круге влияния вы смотрите прямо – они у вас перед носом, то тут как будто бы нужно немного «скосить» ваш внутренний взгляд, чтобы увидеть, приложить некоторые усилия. Менять ли машину? Сейчас или через год? Делать ли ремонт? Переезжать или остаться? Когда же я соберусь выучить этот английский/испанский/немецкий!? О, боже, нужно привести в порядок документы! Закончить курсы, купить мебель….Нужно ли мне, должен ли я… и т. д.