Содержание образовательной деятельности на II квартал

Декабрь

13-я неделя. «Кроватка и сон»

Направленность педагогической работы. Первая неделя декабря – приближается самое темное время года, дни становятся все короче, рано темнеет. Самое время поговорить с детьми о том, что такое ночь, когда она наступает, что мы видим на небе ночью. Дети будут наблюдать на утренней и вечерней прогулках за солнышком, луной и звездами, отмечать, когда на улице светло, а когда темно.

Педагог будет формировать первоначальные представления детей о частях суток, обсуждая с ними, что люди делают утром, днем, вечером, ночью; организуя игры типа «Когда это бывает?». Дети узнают о том, что есть животные, которые спят не ночью, а днем.

Воспитатель прочитает детям стихотворения С. Маршака: «Сказка о глупом мышонке», «Ванька-встанька», рассказ С. Баруздина «Спать пора», познакомит их с традиционными народными и авторскими колыбельными песнями. Сюжеты этих произведений и тексты колыбельных песен дети смогут использовать затем в своих играх.

В продуктивной деятельности дети будут учиться конструировать из деталей строительного материала разную мебель для сна (кроватку, диван, кресло), в аппликации – сделают лоскутное одеяло из фантиков, в лепке – создадут образы кукол-неваляшек.

Педагог будет наблюдать с детьми за признаками зимы в природе, обращать их внимание на то, что дорожки стали скользкими, потому что покрылись льдом, что дворник чистит дорожки, посыпает их песком.

Педагог увеличит количество кроваток и постельных принадлежностей к ним в кукольном уголке. Внесет игрушек-неваляшек разных видов, поможет детям придумать игровые диалоги укладывания спать неваляшек, как они отказываются от сна и т. д. Подберет пустые пластиковые яйца от «киндер-сюрприза» для экспериментирования с ними как с куклами-неваляшками (в одну из половинок вкладывается кусок пластилина так, что одни яйца становятся как ваньки-встаньки, а другие не встают, а только лежат на боку).

Воспитатель познакомит родителей с игрой «Когда это бывает?». Попросит в повседневных ситуациях общения с ребенком употреблять названия частей суток, напоминая детям, что они делали или будут делать утром, днем, вечером, ночью. Даст рекомендации родителям особо возбудимых детей, как подготовить ребенка ко сну, в какие спокойные игры поиграть перед сном.

Непосредственно образовательная деятельность

Познание окружающего мира «День и ночь»

Задачи:

– побуждать рассказывать о своих занятиях в течение суток (утром, днем, вечером, ночью);

– учить называть и различать части суток.

Предварительная работа: на утренней прогулке в ясную погоду в начале и в конце прогулки воспитатель обращает внимание детей на то, где находится солнце на небе (высоко или низко), объясняет, что долго смотреть на солнце без темных очков нельзя, это вредно для глаз. На вечерней прогулке рассматривает с детьми на небе луну (месяц), при возможности звезды.

Материалы: небольшие условные изображения солнца, луны, месяца с приклеенной сзади магнитной лентой или небольшим магнитом; лист картона, с прикрепленным к нему пейзажем, на котором видно небо во всей верхней части изображения, но без четкой отнесенности к какому-либо времени суток; сюжетные картины, демонстрирующие, что люди делают утром, днем, вечером, ночью; картинки, на которых изображены сказочные зайчиха и сова – в одежде, рядом с кроваткой и т. п.; игрушка котенок, кроватка для кукол с постельными принадлежностями (одеяло, подушка, простынка, матрас (перинка)).

Содержание

Воспитатель показывает детям условные изображения солнца, луны, месяца, звезд. Вспоминает, как они наблюдали за ними на прогулке (или из окна группы). Обращает внимание на пейзаж, прикрепленный к листу картона, и с помощью магнита показывает, как солнце движется по небу в течение дня – объясняет, что утром солнце встает, появляется на небе – это заря, днем светит, в середине дня (когда обед) оно совсем наверху, затем начинает клониться к закату, скрывается за горизонтом, заходит – это закат, наступают сумерки, появляются звезды и луна или месяц.

Рассматривает с детьми сюжетные картинки и обсуждает, что люди делают утром, днем и вечером, просит детей рассказать, что они делают в разное время суток.

Затем спрашивает детей, а всегда ли так происходит, все ли утром просыпаются, а вечером ложатся спать. Предлагает послушать стихотворение И. Никонова «Говорит зайчиха-мать: “Ну-ка, дети, все в кровать…”». Объясняет, что сова и совята спят днем, а не ночью, вечером они просыпаются, а утром, наоборот, ложатся спать. Предлагает детям поиграть, говорит, что сейчас они превратятся в зайчат и покажут, что те делают утром, днем, вечером и ночью (например, умывают мордочку лапками, едят морковку, скачут по полянке, укладываются спать и т. д.). Затем дети превращаются в совят и показывают, что те делают в разное время суток. Педагог постоянно называет и выделяет в речи слова «утро», «утром», «день», «днем», «вечер», «вечером», «ночь», «ночью», обращая внимание детей.

Далее воспитатель показывает кукольную кроватку с постельными принадлежностями, предлагает рассмотреть и назвать, что на ней лежит (одеяло, подушка, простынка). Показывая на матрас, объясняет, что мягкий матрас можно назвать перинкой. Затем предлагает послушать историю, которая произошла с одной девочкой и ее котенком. Читает отрывок из стихотворения С. Маршака «Усатый-полосатый», начиная со слов: «Жила-была девочка. Как ее звали? / Кто звал, /Тот и знал» и до слов: «А усатый, / Полосатый / Перебрался/ Под кровать. /Разве так спят? Вот какой глупый котенок!». Читая стихотворение, взрослый одновременно разыгрывает его содержание, показывая, как девочка укладывала котенка спать. Обращает внимание на то, что котик был живым, а не игрушечным, поэтому он и не хотел ложиться спать так, как его укладывала девочка. Живые котята спят на коврике, на полу, в коробке или специальной корзинке, с ними нельзя обращаться как с игрушкой. А вот с игрушечным котиком можно играть как хочется.

Занятие переходит в свободную игру детей.

Занятие физической культурой № 13.1

Задачи:

– обучать ползанию вокруг предметов;

– закреплять умение ходить по кругу в колонне по одному;

– упражнять в прыжках вверх на месте в подвижной игре.

Материалы: веревка, дуги не менее 3 шт.

Место проведения: физкультурный зал.

Содержание

Дети входят в зал в колонне друг за другом по одному. Построение детей в колонну проводится заранее в группе. В начале занятия им предлагаются несложные игровые упражнения «Вагончики» для выполнения ходьбы в колонне по прямой (вариант подвижной игры «Поезд»).

Воспитатель помогает детям во время ходьбы держать ровный строй, ведет за собой колонну по периметру зала и говорит: «Вагончики двигаются дружно, а мы помогаем им вот так (движение согнутыми в локтях руками по кругу с подражанием вращению колеса). Будьте внимательны. Не отставайте от впередиидущего вагончика и не наталкивайтесь друг на друга».

После ходьбы в прямом направлении около 1–1,5 мин воспитатель обращается к детям: «А сейчас остановка. Поезд немного отдохнет, потом отправится по новому пути – по кругу. Наши вагончики будут двигаться следом за поездом».

Для ходьбы детей по кругу воспитатель заранее прикрепляет на полу клейкую ленту (скотч) или кладет связанную за концы веревку в форме круга (можно нарисовать круг мелом). Затем предлагает детям встать около круга, ориентируясь на нанесенную линию, и говорит: «Посмотрите на нарисованный круг. Это будет новая дорога для вагончиков. Повернитесь друг за другом и идите вдоль линии так, чтобы во время ходьбы не наступить на нее, иначе наш поезд сойдет с рельсов. Вот Полина старается идти аккуратно, она не наступает на линию, Миша смотрит на линию, Саша внимательно следит за дорожкой».

Дети вместе с воспитателем выполняют игровое задание, проходят друг за другом по кругу в одном направлении. Следует повторить задание 2–3 раза, чередуя движения с остановками.

На следующем занятии можно дать усложненный вариант задания: пройти по кругу не только в одну сторону, но и в обратном направлении. Если все дети справляются с заданием, воспитатель выходит из колонны и наблюдает, как дети самостоятельно сохраняют направление движения. Упражнение повторить 2–3 раза в каждую сторону.

По сигналу «Приехали!» воспитатель предлагает малышам «погулять в зимнем лесу», рассказывая: «В лесу зимой холодно, кругом белым-бело от снега, деревья крепко спят, все звери спрятались от мороза в свои домики. Чтобы и нам не замерзнуть в лесу, давайте подвигаемся и согреемся». И далее дети делают общеразвивающие упражнения «Не дадим себе замерзнуть»:

«Погреем щечки, лоб, ушки», – говорит воспитатель. Поглаживание щек и лба ладонями, растирание ушей пальцами.

«Погреем ладошки и руки», – говорит воспитатель. Хлопки ладонями, растирание рук и плеч круговыми движениями ладоней.

«Погреем ножки», – говорит воспитатель. Топанье ногами на месте, руки на поясе.

«Погреем все тело», – говорит воспитатель. Подскоки на двух ногах на месте.

«Погреемся, как мишки». Воспитатель обращается к детям: «А сейчас давайте покажем, как двигаются мишки, чтобы не замерзнуть. Для этого вам надо проползти по-медвежьи, на четвереньках, между “сугробами”».

Воспитатель предлагает детям сесть на скамейку. Впереди на расстоянии 1,5–2,5 м друг от друга расставлены три-четыре дуги – «сугробы». Воспитатель вызывает 3–4 детей и предлагает им подойти к веревке (ориентиру), лежащей на полу, проползти на четвереньках с опорой на ступни и ладони между дугами, затем встать, поднять руки над головой, сделать хлопок, а затем шагом вернуться обратно и сесть на скамейку.

Детей следует учить ползать на четвереньках, преодолевая препятствия, при этом не касаться телом расставленных предметов. Малыши закрепляют понятия: «проползти», «пройти». После трех-четырехразового повторения каждым ребенком игровое упражнение заканчивается.

Воспитатель спрашивает: «Ребята, вам стало теплее после зарядки? Нам не страшен в лесу мороз? Теперь мы можем поиграть».

Подвижная игра «Прыгай, как мячик»

Воспитатель начинает играть с одним ребенком: «Миша очень хочет начать игру, пусть он первым подпрыгивает на двух ногах высоко, как мячик, стараясь слегка коснуться моей руки. Все остальные вместе со мной будут приговаривать:

Серый мячик на резинке

Скачет, скачет без запинки.

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыг-скок, прыг-скок [4].

«А другие дети желают попрыгать, как мячик? Сейчас Олечка хочет показать, как прыгает мячик, подойди ко мне», – продолжает воспитатель.

Педагог играет с каждым ребенком по очереди и следит, чтобы прыжки выполнялись легко и непринужденно. В дальнейшем можно предложить попрыгать сразу нескольким детям одновременно. Важно подбадривать малышей, говорить им, что они уже хорошо подпрыгивают, как мячики.

В конце занятия воспитатель спрашивает: «Понравилось вам путешествие в зимний лес и наша встреча с медведем? С кем из лесных обитателей вы хотели бы встретиться и поиграть в следующий раз? А кому понравилось быть мячиком?»

Конструирование «Кроватка и диван для куклы Кати»

Задачи:

– учить изготавливать по памяти простые конструкции предметов мебели (кровать, диван, кресло), используя кубики, кирпичики, пластины;

– побуждать называть как детали строительного материала, так и готовые предметы мебели;

– учить располагать конструкции в пространстве.

Материалы: мягкий модуль или напольный строительный материал, кукла подходящего размера, наборы строительного материала, прямоугольный лист картона— «ковер», мелкие матрешки (на каждого ребенка).

Содержание

Воспитатель сажает детей в круг на ковре. Напоминает, как они строили для комнаты, в которой живет кукла Даша, мебель: стол, стул и торшер. А сегодня кукла Катя просит, чтобы дети построили ей новую мебель: кровать и диван. Педагог обращает внимание на напольный строительный материал и спрашивает, какие детали нам понадобятся, чтобы сделать Кате кровать. Просит одного ребенка принести длинную пластину, а другого – два кирпичика. «Положим пластину на широкую сторону, а по бокам приставим кирпичики – получилась кроватка», – говорит педагог и выполняет действия.

Затем показывает детям картинки с изображением кровати и дивана, говорит, что они похожи: у них есть сиденье, боковинки. «А что еще есть у дивана, но нет у кровати?», – спрашивает педагог. Дети сами или с помощью воспитателя определяют, что это спинка, на которую удобно опираться спиной, когда сидишь. «Какие детали нам понадобятся для дивана? – спрашивает педагог. Такие же, как и для кровати, да еще одна деталь для спинки», – совместно определяет педагог с детьми. «Как вы думаете, какая деталь подойдет для спинки дивана? – спрашивает педагог. – Еще одна пластина», – отвечают дети. Воспитатель вызывает двоих детей и предлагает им сделать диван из двух пластин: одна приставляется к другой на узкую поверхность, и двух кирпичиков – диванных боковинок (рис. 1). Помогает детям по мере необходимости.


Рис. 1


Далее появляется кукла Катя, которая пробует посидеть на диване, полежать на кровати, хвалит детей за удобную мебель. Просит сделать такую же мебель для ее подружек-матрешек. Воспитатель приглашает детей за столы, раздает бумажные коврики, наборы мелкого строительного материала, маленьких матрешек. Дети по памяти строят для своей матрешки кроватку и диван. Воспитатель помогает некоторым детям выбрать нужные детали, расположить их относительно друг друга. Готовые постройки обыгрываются с матрешками.

Музыка № 13.1

Задачи:

– формировать эмоциональный отклик на музыку, умение ее слушать, чувствовать общее настроение;

– учить передавать голосом настроение и характер песни;

– развивать чувство музыкального ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку.

Содержание

Слушание музыки: «Елочка» (муз. М. Красева, сл. З. Александровой).

Пение: «Пришла зима» (муз. М. Раухвергера, сл. Т Мираджи), «Машенька-Маша» (муз. Е. Тиличеевой, сл. С. Невельштейн).

Музыкальное движение: танец «Пляска вокруг елки» (М. Сатулина «Танец в двух кругах»).

Художественная литература «Колыбельные»

Задачи:

– развивать слуховое восприятие, эмоциональную отзывчивость;

– воспитывать интерес к поэтиче скому слову.

Материалы: кукольная кроватка и колыбелька с постельными принадлежностями, стульчики для одежды, торшер; куклы Катя и Ваня, аудиозапись одной из колыбельных песен.

Содержание

Воспитатель организует в кукольном уголке или на середине ковра обстановку спальни: ставит кроватку и колыбельку с постельными принадлежностями, стульчики для одежды, торшер. По возможности приглушает свет, включает торшер или настольную лампу. Усаживает детей вокруг и начинает рассказ о том, что куклы Катя и Ваня (вносит кукол в игровую обстановку) целый день бегали, играли, гуляли. А теперь наступил вечер, за окном стемнело, в комнате включили свет. Пора спать.

Педагог выразительно наизусть читает стихотворение Г. Лагздынь, производя по ходу действия по приготовлению кровати ко сну:

Положу я Катеньку,

Дочку мою сладеньку,

На широкую кровать.

Надо Катеньке поспать!

Вот простынка! Одеяло!

Вот подушка! Покрывало!

Из цветного плюша.

Не вертись, Катюша!

Спи!

Обращается к детям с вопросами: «Где кукла Катя будет спать? (На кровати.) Как готовится кроватка ко сну? (Снимается покрывало, взбивается подушка, приоткрывается уголок одеяла.) Что нужно сделать перед сном? (Умыться, снять одежду и положить ее на стульчик рядом с кроваткой.) Поручает одному-двоим детям помочь кукле раздеться, сложить ее одежду на стульчик, уложить ее в кроватку, погладить по голове.

Затем разыгрывается ситуация, как кукла Ваня зевает, трет глазки, хочет спать. Педагог читает следующее стихотворение Г. Лагздынь:

Наш сыночек спать идет,

Сладкий сон его берет.

Тух, тух, тух, тух!

Не кричи, петух!

Наш сыночек лег в кровать,

Будет мальчик крепко спать!

Поручает кому-то из детей помочь Ване раздеться, сложить его одежду на стульчик, другому ребенку поручает разобрать кукольную кроватку, постелить постель. Куклу Ваню укладывают спать.

Педагог продолжает разыгрывать ситуацию, говорит, что Катя и Ваня ворочаются с боку на бок, никак не могут уснуть. Надо прочитать им колыбельную песенку. Читает наизусть стихотворение М.Ю. Лермонтова:

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки-баю.

Тихо смотрит месяц ясный

В колыбель твою.

Стану сказывать я сказки,

Песенку спою,

Ты ж дремли, закрывши глазки,

Баюшки-баю…

Педагог тихим голосом беседует с детьми, что они делают перед сном, спрашивает, поют ли им колыбельные песенки, слушают ли они перед сном тихую музыку, каким голосом поет песенки мама и пр.

Далее педагог, убаюкивая кукол, читает наизусть стихотворение Н. Пикулевой «Спи, глазок»:

Ходит Сказка по домам,

По высоким теремам.

Жди ее, глаза закрой.

Спи, глазок,

Спи, другой.

Сказка добрая придет,

Сердце доброе найдет.

Жди ее, глаза закрой.

Спи, глазок,

Спи другой.

Тихо включает аудиозапись с одной из колыбельных песенок. По ее окончании воспитатель говорит детям, что наши куклы заснули, теперь им снятся добрые сказки.

Последующая работа: игровая обстановка остается в кукольном уголке, обеспечивая возможность детям перенести увиденную игровую ситуацию в самодеятельные игры. В последующие дни педагог наблюдает, как дети играют, укладывая кукол спать. При необходимости включается в игру, помогает детям придумать дальнейший сюжет, подсказывает игровые действия.

Аппликация «Лоскутное одеяло»

Задачи:

– вызывать интерес к созданию образа лоскутного одеяла из красивых фантиков;

– учить наклеивать фантики на основу (2^2 шт.) и выкладывать общую композицию;

– приобщать к коллективной деятельности: учить воспринимать общую задачу, согласовывать действия, оценивать результат;

– подвести к практическому освоению понятия «часть и целое»;

– развивать чувство ритма и пропорций.

Материалы: фантики (по 5 разных на каждого ребенка), клей, клеевые кисточки, листы бумаги квадратной формы, основа для общей композиции, бумажные и матерчатые салфетки, кусочки пластилина для лепки конфет и заворачивания в «лишний» фантик.

Содержание

Воспитатель укладывает куклу в кроватку, укрывает одеялом и читает детям отрывок из стихотворения В. Шипуновой:

Бьют часы: «Динь-дон, динь-дон».

По квартире бродит сон.

Бродит он на мягких лапках,

Куклы спят в своих кроватках…

Затем воспитатель предлагает детям смастерить одеяло для кукол – большое, красивое, узорчатое, уютное. Обращает внимание на фантики, заранее приготовленные на столах, и просит сосчитать их. (Должно быть по 5 у каждого ребенка.) Предлагает сравнить с количеством пальцев на руке. (Столько же. Поровну.) Сообщает, что у каждого ребенка один фантик «лишний», и просит отложить его в сторону.

Педагог показывает и поясняет способ создания лоскутного одеяла: «Берем лист-основу (квадратной формы) и выкладываем четыре фантика, чтобы получилось квадратное одеяло (2*2). Аккуратно приклеиваем фантики, чтобы одеяло стало красивым, узорчатым».

Дети выполняют задание и по мере готовности переносят свои маленькие одеяла на основу для коллективной композиции. Педагог помогает красиво и аккуратно разместить лоскутки (маленькие одеяла), чтобы получилось одно большое красивое одеяло.

Если позволяет время, дети берут «лишний» фантик, лепят из пластилина конфету и заворачивают в конфетную «одежку».

Во второй половине дня оформляется выставка для родителей – одеяло размещается как панно или настенный ковер.

Физкультурное занятие на воздухе

Задачи:

– повышать двигательную активность;

– обогащать игровой опыт.

Содержание

Ходьба по кругу; подвижная игра с прыжками; игры-развлечения малой подвижности.

Лепка «Неваляшка»

Задачи:

– учить лепить игрушки, состоящие из частей одной формы, но разного размера;

– показать способ деления бруска пластилина на части с помощью стеки;

– формировать умение планировать свою работу (подбирать материал, делить на части, лепить детали, соединять части);

– развивать чувство формы и пропорций;

– воспитывать самостоятельность, любознательность, активность.

Материалы: цельные бруски пластилина красного, желтого, оранжевого, синего, зеленого цвета (на выбор детям), стеки, клеенки, пуговицы и бусины (для глаз), бумажные и матерчатые салфетки, поворотный диск, игрушка-неваляшка.

Содержание

Воспитатель показывает детям неваляшку и читает отрывок из стихотворения В. Шипуновой «Неваляшка»:

Никогда не спит бедняжка —

Наша кукла-неваляшка.

Уложили на бочок —

Непоседа прыг-да-скок!

Кружится, качается,

Стоя спать пытается.

Воспитатель предлагает детям слепить веселых неваляшек. Обращает внимание на игрушку и уточняет представление о том, как она выглядит: туловище – большой шар, голова – средний шар, ручки – маленькие шарики. Показывает детям брусок пластилина и спрашивает, как можно разделить его на части. После ответов детей демонстрирует стеку, поясняет, что это специальный ножичек для пластилина, кладет пластилиновый брусок на поворотный диск и показывает способ деления на части с помощью стеки: «Берем стеку (ножичек) и делим брусок на две половинки, одну половинку откладываем в сторону, из нее будем лепить туловище неваляшки. Эту половинку снова разрезаем на две части, вот из этой половинки будем лепить голову, пока убираем ее в сторону. Этот кусочек (половинку) еще раз делим пополам – получаем два одинаковых кусочка для ручек. Посмотрите: мы подготовили для неваляшки кусочки пластилина разного размера. Что будем лепить из самого большого кусочка? (Туловище.) А из среднего по размеру? (Голову.) А что выйдет из двух маленьких одинаковых кусочков? (Ручки.)»

Педагог предлагает детям выбрать бруски пластилина желаемого цвета, взять стеки и разделить на части. Уточняет, как дети освоили последовательность действий, и предлагает слепить красивых неваляшек. Дети лепят, для изображения глаз используют бусины, улыбающийся ротик выкладывают из жгутика. Педагог оказывает индивидуальную поддержку с помощью вопросов, советов, поощрений.

Во второй половине дня педагог создает условия для игр с рукотворными неваляшками. Организуется выставка для родителей.

Музыка № 13.2

Задачи:

– развивать слуховое восприятие;

– вовлекать в музыкальную игру-драматизацию;

– учить с помощью простых выразительных движений передавать характер персонажа.

Содержание

Музыкальная игра-драматизация: слушание музыкальной сказки «Как Дед Мороз зайчику помог» (в сб. «Детские праздники», «Композитор». СПб., 1998); инсценировка сказки (все дети последовательно выполняют все роли).

Развитие речи «Дрема в гости к нам идет»

Задачи:

– подводить к составлению короткого текста-повествования;

– побуждать высказываться на темы из личного опыта;

– обогащать речь образными словами и выражениями;

– развивать чувство языка;

– уточнять и закреплять правильное произношение согласных звуков [д], [д’].

Материалы: игрушки (сказочный человечек с разноцветным зонтиком, слон, 2 щенка), щетка.

Содержание

Воспитатель читает стихотворение:

Солнце красное зашло.

Белка прячется в дупло.

Дрема в гости к нам идет,

Сказку он с собой несет [19].

Затем задает детям вопросы: «А вам читают на ночь сказки? Какие сказки вы любите? Про кого?» Выслушивает свободные высказывания детей.

Далее воспитатель своими словами рассказывает о сказочном персонаже Г.-Х. Андерсена Оле Лукойе: «Никто на свете не знает столько сказок, сколько знает их сказочный человечек Оле Лукойе. Когда дети ложатся спать, он присаживается на край кроватки. Под мышкой у Оле Лукойе два зонтика. Один – с яркими картинками. Оле раскрывает его над хорошими детьми, и тогда всю ночь снятся увлекательные сказки. А другой зонтик – совсем простой, гладкий. Оле раскрывает его над теми, кто сегодня напроказничал. И эти дети совсем ничего не видят во сне» [7].

Педагог достает сказочного человечка с ярким зонтиком, двух щенков и щетку и рассказывает историю. «Жили два щенка. Нашли они щетку.

– Ой! Кто это?

– Какой колючий!

И тут пришел Оле Лукойе.

– Кто не спит? Кто шалит?

Разве мы озорники?

Мы послушные щенки.

Мы сейчас закроем глазки

И во сне увидим сказки [16].

Воспитатель говорит: «Оле Лукойе раскрыл свой яркий зонтик. Щенки уснули. Как вы думаете, что им приснилось во сне?» Выслушивает фантазии детей. Дает подсказки: «Может быть, им приснилась косточка? Котлетка? Морковка?»

Воспитатель предлагает рассказать и показать историю про щенков. (Импровизации детей.) Выслушивает троих.

Затем игрушки убирают. Появляется слон под раскрытым зонтиком.

«Оле Лукойе раскрыл свой цветной зонтик и родился сон», – говорит воспитатель и читает детям стихотворение И. Токмаковой «Сонный слон»:

Динь-дон. Динь-дон.

В переулке ходит слон.

Старый, серый, сонный слон.

Динь-дон. Динь-дон.

Стало в комнате темно:

Заслоняет слон окно.

Или это снится сон?

Динь-дон. Динь-дон [1].

Детям предлагается медленно походить, как сонные слоны, и произнести: динь-дон, динь-дон. (Повторить 5 раз.)

Затем воспитатель предлагает желающим прочитать вместе с ней стихотворение. Ребенок берет в руки игрушку и добавляет рифму при чтении взрослого. В последующем дети читают стихотворение самостоятельно или с небольшой помощью педагога. Выслушивают 3–4 детей по желанию.

Воспитатель спрашивает: «Когда вы ложитесь спать, с вами ложится спать какая-нибудь игрушка?» (Высказывания из личного опыта.) И продолжает: «Сейчас вы все как будто ляжете спать. (Дети ложатся на ковер.) Оле Лукойе раскрывает свой цветной зонтик и полилась «Сонная песенка»:

Конь уснул за речкою,

А на крыше спит конек.

Угол спит за печкою,

В печке дремлет уголек.

Спят ключи на гвоздике,

А в кармане спят очки.

Спят в сарае хвостики,

ПЯточки и пятачкИ! [27]

Воспитатель проходит около детей с раскрытым зонтиком, комментирует: «Дети спят, видят сны». Воспроизводит в своих словах рассказы детей из первой части занятия о том, что они видят во сне, что им читают на ночь.

Занятие физической культурой № 13.2

Задачи:

– обучать ползанию вокруг предметов;

– закреплять умение ходить по кругу в колонне по одному;

– упражнять в прыжках вверх на месте в подвижной игре.

Содержание

Повторение содержания предыдущего занятия этой недели.

Образовательная деятельность в режиме дня

Организация наблюдений

Наблюдения на прогулке. Наблюдения за солнышком: выяснение, что оно появляется на небе все позже: когда утром дети приходят в детский сад, на улице еще темно, вечером на небе солнышка уже нет, светит луна или месяц, можно увидеть звезды.

Исследование льда, рассматривание, какой он – холодный, твердый, гладкий, скользкий.

Воспитатель выносит на прогулку медвежонка и от его имени говорит, что хочет покататься на горке, и просит ребят показать, где она находится. Воспитатель катает медвежонка по горке и делает вид, что тот поскользнулся и упал. Воспитатель спрашивает: «Ребята, как вы думаете, почему упал медвежонок? Что с ним случилось? Медвежонок скатывался по снегу? Тогда почему же он упал? Давайте посмотрим, на горке у нас снег или что-то еще? Потрогайте горку. Какая она – скользкая или нет? Из чего она сделана? Правильно, изо льда. Лед твердый или мягкий? Попробуйте рукой, не снимая варежки, по нему постучать. Почему мы можем кататься с ледяной горки? Потому что лед твердый и гладкий, скользкий. Вот и наш медвежонок поскользнулся и упал. Когда катаешься с горки, нужно быть осторожным». В заключение воспитатель вместе с медвежонком и детьми перечисляют признаки зимы.

В один из дней воспитатель помещает медвежонка в «берлогу», которую раньше вместе с детьми они нашли для него на участке. Дети вместе с воспитателем ищут и находят медвежонка на участке под корнями дерева. Воспитатель напоминает, что медведи зимой спят. Спрашивает: «А где они это делают? Как называется дом медведя, в котором он всю зиму спит?» Повторяет, что лесные бурые медведи осенью находят себе берлоги – ямы под разными бревнами, залезают в них и засыпают. На крышу их берлог падает снег и укрывает ее, как снежное одеяло. От этого медведям еще теплее становится, и так они спят до весны.

Наблюдение в уголке природы. Дети вместе с воспитателем замораживают воду (в том числе окрашенную в разные цвета) в формочках, исследуют льдинки, сравнивают их по цвету, трогают, гладят, рассматривают. Воспитатель предлагает им вспомнить, каким был лед на горке и сказать, чем похожи на него льдинки и чем отличаются.

Поддержка самодеятельных игр. Участвуя в совместных сюжетно-ролевых играх с детьми, педагог демонстрирует игровые действия, связанные с разным временем суток, подчеркивая это в речи. Например, в роли мамы куклы говорит «дочке», что пора вставать, наступило утро или что уже вечер, нужно купаться и ложиться спать и т. д. Разыгрывая ситуацию укладывания кукол, воспитатель помогает детям вспомнить и спеть некоторые из колыбельных песенок. Можно совместно с детьми разыграть на игрушках ситуацию укладывания спать мышонка из «Сказки о глупом мышонке» С. Маршака, помогая включаться в диалог своими словами.

Педагог продолжает через свои действия учить детей выстраивать цепочку из нескольких действий: мама покормила дочку, пошла с ней гулять, затем уложила спать; водитель вымыл автомобиль, заправил бензином, отвез груз, вернулся в гараж; доктор послушал больного, помазал ранку, забинтовал, выписал рецепт и т. п.

Познавательное развитие. Формирование умения сравнивать предметы по одному из признаков (по форме, величине и цвету); выделять один из двух признаков. Закрепление представлений о геометрических формах, основных цветах, развитие чувства ритма в дидактических играх и упражнениях: «Коврик с геометрическим узором» (украшение бумажного прямоугольника узором из геометрических фигур с раскладыванием их в ряд и чередованием между собой: круг-квадрат-круг-квадрат или треугольник-круг-треугольник-круг и пр.); «Геометрическое домино».

Загрузка...