Педагог создает в группе атмосферу психологического комфорта для ребенка, чтобы как вновь поступившие дети, так и воспитывавшиеся в предыдущей возрастной группе чувствовали себя спокойно, уверенно и относились с доверием к воспитателю, знакомит детей друг с другом (улыбается, ласково называет по имени – Васенька, Машенька и др.; помогает каждому ребенку в любой затруднительной ситуации).
Привлекает внимание детей к выполнению несложных правил: собраться всем вместе, подойти к воспитателю, послушать, что он скажет. Знакомит с разными помещениями группы, их назначением и обстановкой в каждом из них. Показывает спальную комнату, объясняет, что они будут здесь спать, показывает туалетную, игровую, раздевальную комнаты.
Продолжает знакомить детей друг с другом, способствует тому, чтобы малыши узнавали друг друга на прогулке, в верхней одежде, запоминали имена товарищей.
Учит играть, не мешая друг другу, побуждает вступать в игровые контакты.
Задача, стоящая перед педагогом на этом этапе развития детей, – воспитание интереса к книгам, развитие способности слушать чтение и рассказывание взрослого.
Литературные произведения пронизывают все виды детской деятельности. Большую часть из них ребенок слышит из устной речи взрослого, который через художественное слово поддерживает интерес детей, обогащает представления, активизирует воображение ребенка. В основную образовательную деятельность выносится пока не так много литературных произведений: лишь некоторые русские народные сказки и простые по сюжету фольклорные песенки. Однако прикосновение к ним – целое событие для детей. В силу возрастных особенностей ребенок не только слушает, но и активно проживает, проигрывает каждое из них, являясь не только зрителем, но и активным участником событий. В этот возрастной период не следует использовать много разных литературных произведений, лучше меньше, да лучше. В представленной системе литературные произведения в основном органично вплетаются в контекст содержания занятия, делая для детей его более интересным и эмоционально насыщенным. Особое значение они имеют на занятиях по развитию речи, активизируя речь детей путем повторения, подговаривания. Для детей 2–3 лет характерно многократное возвращение к одним и тем же текстам. Потому новые произведения дети будут слышать на занятиях, а в свободное время – возвращаться к ним вместе с педагогом еще несколько раз, проживая уже испытанные эмоции и чувства, разыгрывая текст с помощью игрушек, рассказывая по картинкам.
В период адаптации детей к детскому саду фольклор и художественная литература могут оказать ребенку эмоциональную поддержку. Педагогу в начале учебного года следует иметь в своем арсенале небольшие рифмовки и стихи, в которых звучат детские имена. С помощью такого «личного» обращения воспитателю легче будет наладить контакты с детьми, а детям – запомнить имена друг друга.
В первые дни посещения детского сада основное внимание детей привлекают игрушки. Они помогают малышам отвлечься в момент прощания с родителями, создают эмоционально благополучный климат. Целесообразно включать в педагогический процесс произведения, поддерживающие настроение детей, вызывающие радость и желание играть. Это могут быть стихи А. Барто из серии «Игрушки», С. Маршака «Мяч», Г. Сапгира «Юла», М. Клоковой «Мой конь», Я. Акима «Кукла», Г. Ладонщикова «Катин мяч», Б. Заходера «Волчок»; стихи Г. Лагздынь «Зайка, зайка, попляши», «Кукла Катя пляшет» и др.
Воспитатель сопровождает небольшими стихами, песенками и потешками режимные процессы, создавая у детей положительный эмоциональный настрой. При приеме пищи это могут быть стихи И. Токмаковой «Ай да суп!», «Каша»; С. Капутикян «Маша обедает»; Н. Пикулевой «Приглашение к завтраку», «Тары-бары, тарарешки», «Прибаутка к обеду». В моменты умывания и мытья рук – поговорка «Водичка-водичка, умой мое личико.», закличка «Расти, коса», «Нос, умойся.»; стихотворение Г. Лагздынь «Щечки мыли?» и др. Перед сном детям можно почитать и спеть колыбельные песенки: «Спи, дитя мое, усни», «А баю-баю, лежит Ваня на краю» и др.
Наблюдения с детьми за осенними явлениями природы могут естественным образом сопровождаться выразительным чтением взрослым закличек: «Свети, свети, солнышко», «Солнышко, покажись, красное, нарядись», «Туча ты, туча, пролейся дождем», «Гром гремучий.», «Ветер-ветерцо», «Дождик, дождик, полно лить.» и др., которые эмоционально подкрепят наблюдения.
Игрушки, используемые на занятиях (петушок, мишка, собачка, белочка и др.), остаются в свободном пользовании детей. При этом педагог в процессе игр с ними повторяет уже услышанные детьми на занятии потешки или небольшие стихотворные тексты. Малыши с радостью узнают знакомое произведение, пытаются вместе со взрослым подговаривать запомнившиеся слова.
В свободное время педагог повторно рассказывает детям прочитанные на занятиях русские народные сказки, разыгрывая сюжет с помощью игрушек или персонажей кукольного театра. Заменить игрушки могут плоскостные фигурки настольного театра, тем более что в этих наборах имеются еще и некоторые антуражные элементы – домики, деревья, лавочки и пр., помогающие воссоздать место, где происходят события. Такая наглядная демонстрация помогает малышам удерживать внимание, следить за ходом событий, лучше понимать происходящее. Также следует рассматривать с детьми красочные иллюстрации к сказкам «Колобок» и «Репка» (с иллюстрациями Ю. Васнецова, Т. Дубинчик, Н. Орловой).