Метафоры и сравнения

Часто, желая выразить свое впечатление от свойства какого-то предмета, мы сравниваем его с тем, где это свойство особенно выражено. Так, мы говорим: «красный как рак», «твердый как кремень», «глаза как небо голубое». В последней фразе голубизна неба усиливает очарование глаз. Такой художественный прием – это простое сравнение.

Возьмем другой пример – из Пушкина, его описание бури:

«…то как зверь она завоет, то заплачет как дитя» … «то как путник запоздалый к нам в окошко постучит».

Эти фразы, погружая нас в переживание бури, заставляют прислушаться – и в ее звуках мы узнаем то вой, то жалобный плач, то, как будто, стук в окошко… Таинственно, немного страшно, тревожно… Образы Пушкина восполняют картину бури, вызывают в нас эмоциональный отклик, создают особое настроение.

В более сложных случаях – метафорах – сходство предмета и другого образа не так легко увидеть, общие черты между ними нужно еще найти, выделить, понять.

Например, мы говорим: «Как слон в посудной лавке!», имея в виду человека, который оступился или – того хуже – повел себя неделикатно. Он что-то натворил, нагрубил, короче, доставил много неприятностей. Услышав метафору, представляешь себе картину: в тесном помещении ворочается громадный слон, а с полок валится хрупкая посуда. Слон – это образ метафоры, а наше неблагоприятное впечатление о человеке – ее «скрытый» смысл. Неуклюжий слон помогает иносказательно выразить наше впечатление.

Бывает, что метафора стиха содержит необычный образ. Так Сергей Есенин в одном из своих стихотворений пишет:

Затопи ты печку, постели постель,

У меня на сердце без тебя метель…

Первая строчка создает образ избы, тепла, заботы, а вторая – холодный образ «метели на сердце». Вместе они воспринимаются нами как чувство одиночества и желание любви.

Загрузка...