2. Доминирующая сила религии Древнего Египта

Раннее развитие сложных религиозных представлений во многом способствовало высокому уровню культуры Древнего Египта. В главе описываются связи религии со многими достижениями древности: строительство Великой пирамиды Хеопса, религиозные храмы в долине Нила с их обелисками и колоннами и Большой Сфинкс в Гизе. Именно в Египте впервые зародилась идея монотеистской религии.

……………………………….

В египетской религии была продолжительность энергии, которая, как и другие стороны её цивилизации, пережила политические формы, поддерживавшие и защищавшие её.

Джон Робертс

(британский историк)

Религиозные представления зарождались в сознании первобытных людей под влиянием окружающей природы. Люди не могли понимать её сверхъестественной силы, в их примитивном сознании она превращалась в первые символы. Так возникло суеверие, вера в могущественных богов и в силу магии. С развитием общества эти символы постепенно складывались в устойчивые представления и ритуалы, порождавшие культуру народа.

В Египте было более двух тысяч богов – больше, чем в других древних цивилизациях. Каждое селение имело своих богов, свои религиозные ритуалы и традиции. Религия страны была скроена из «лоскутов» вер разных местностей. В природе доминировала река Нил: в сухой изнуряющей пустыне, которая занимала 90 % территории страны, могучий Нил давал людям жизнь – воду, умеренный климат, рыб, птиц и растения. Древние египтяне почитали Нил богом. Даже сама идея, что смерть – это лишь временное прерывание жизни, могла прийти египтянам из наблюдений над ежегодным бурным возрождением природы в долинах Нила. Он и теперь, через многие тысячелетия, поражает своей величественностью.

Нил Нилыч

Наш кораблик «Святая Стефания»

Выходил из Асуана в Луксор,

И уже предвкушал я заранее,

Что увижу я нильский простор.

Ранним утром вода – как зеркальная,

Над пустыней забрезжил рассвет;

Нил-красавец, река уникальная,

Во всём мире славней тебя нет.

Ты рождён водопадом Виктории

И зовёшься там Нил Голубой,

В эфиопской сухой территории

Твой источник родился второй.

Рассекая пустыню Нубийскую,

У гранитных порогов бурля,

Ты живишь берега свои низкие,

И тобой напоилась земля.

Разливаясь широкими нивами,

Урожай ты давал трижды в год,

Люди жили твоими разливами —

Тебя богом считал твой народ.

И как бог, ты египетской нации

Подарил небывалый прогресс,

Омывал ты цивилизацию,

След которой вовек не исчез.

Много рек есть на свете, которые

Напоили народы собой,

Но во всей человечьей истории

Ни одна не сравнится с тобой.

Асуанским гранитом гружённые,

Обработанным силой рабов,

С обелисками и колоннами

Плыли сотни тяжёлых плотов.

Ты сплавлял их тысячелетьями

И для храмов, и для пирамид;

Красок яркими многоцветьями

Украшался их стройный вид.

Может, Нил, ты далёк от идиллии,

И опасен бываешь порой —

Всех пугали глаза крокодильи,

Вдруг всплывавшие над водой.

Но тебя перекрыли плотиною,

Крокодилам отрезали путь.

Электричеству с новою силою

У плотины подставил ты грудь.

Не решаюсь я, Нил, на пророчества,

Но хочу с уваженьем сказать:

Тебя надо по имени-отчеству

Нилом Нилычем называть.

Владимир Голяховский

Со всё усложнявшейся фантазией египтяне тысячелетиями шли от реалистического восприятия природы к условной символической форме поклонения ей. Эта религия символов помогала им жить в необъяснимом окружающем мире. Богов они изображали полулюдьми-полуживотными. Такая форма религии называется анимизмом – одушевлением животных. С неповторимым мастерством и фантазией египтяне представляли богов в скульптурах и росписях людьми с головами животных и птиц, или животными с головами людей.

Когда укрепилось государство и выросли поселения – выделилась группа основных богов. Они фигурировали под многими именами. Северная часть страны, которая называлась Нижним Египтом, поклонялась божеству в виде кобры, а южная часть, называвшаяся Верхним Египтом (по направлению течения Нила), почитала божество в виде грифа.

Сложные представления о богах могли приходить к простым людям только через жрецов – профессиональную группу служителей культов, магов-волшебников. Волшебство явилось первой стадией интеллектуального развития – нечто вроде примитивной науки. Люди глубоко верили, что магические чары способны повлиять на их реальную и загробную жизнь. В религии господствовал принцип МААТ – божественная справедливость и порядок. Полное погружение в символику религии и обожествление владык пропагандировались и поддерживались верховными жрецами. Как при любой диктатуре, подавляющая сила религии во многом обеспечивала успех внутренней стабильности египетской цивилизации в течение трёх тысяч лет. Это беспримерно большой срок существования цивилизации – половина всего того времени, в котором существует записываемая история.

Египтяне обожествляли реку Нил, а также животных и птиц, обитавших в тех местах. Египет был богат урожаями зерновых культур. На его земле, близко к поверхности, находились в изобилии ценные металлы и минералы: золото, серебро, медь, драгоценные камни. Особо ценились растения, используемые для пахучего фимиама, и дорогостоящие шкуры леопардов и других зверей. К тому же, в сильном Египте всегда была большая армия африканских рабов из соседних стран – Нубии, Эфиопии и Судана. Их использовали как солдат и неквалифицированную рабочую силу. Другим богатством Египта были слоновая кость и чёрное дерево. Красота и плотность дерева были так велики, что из него выделывали особо ценные украшения.

Название «ЕГИПЕТ» пришло из греческого языка, от слова «AIGUPTOS», данного этой древней стране через тысячи лет после её возникновения. Сами египтяне ещё шесть тысяч лет назад назвали свой край «ЧЁРНАЯ СТРАНА» – за плодородность земли. Богатство и роскошь, сконцентрированные в руках владык – фараонов, способствовали процветанию интеллектуальных сил и мастерству бесчисленных художников, которым фараоны и просто богатые люди хорошо платили.

Подготовка к жизни после смерти была так внедрена в повседневное существование египтян, будто эта вера жила под их смуглой кожей. Но это было заботой элиты, а масса народа была занята простым трудовым существованием и человеческими страстями.

С верой в загробную жизнь было связано уникальное египетское искусство мумифицирования тел для подготовки к загробному миру. Этот сложный процесс проводился жрецами высокого ранга в присутствии фигур богов.


Рис. 2–1. Маска бога смерти в виде головы шакала, которую жрецы надевали на себя в процессе мумифицирования тела (показано в рамке).


Из тела вынимались внутренние органы, потом его туго обматывали бинтами, которые были пропитаны ароматическими маслами (Рис. 2–1). Для различных внутренностей, извлекаемых при мумификации, были назначены разные боги (например, бог кишечника). Хотя медицина и хирургия в Древнем Египте были развиты больше, чем в других государствах, но мумифицирование было религиозным ритуалом и не имело никакой связи с медициной. Например, по представлениям того времени, сердце считалось вместилищем разума, а мозг служил для охлаждения крови.

Безымянные интеллектуалы египетской науки пытались определить начала космологии – учения о Вселенной. Согласно мифу, в создании мира участвовали три бога: богиня неба НУТ, бог земли ГЕБ и бог воздуха, дыхания и ветра ШУ – отец богини Нут. Все они были детьми основного бога АМОНА, первого и единственного во Вселенной. Так как у Амона не было напарницы, он создал себе детей путём мастурбации. Его изображали с лицом, скрытым священным жуком-скарабеем, и держащим в руках свой пенис (Рис. 2–2).

Вначале богиня неба Нут и бог земли Геб соединились в полном любовном слиянии. Когда она забеременела, любящий отец Шу отделил её от Геба и стал на руках поддерживать в воздухе. Нут родила звёзды, и они распространились по её животу. В египетской религии было много эротических описаний происхождения богов.


Рис. 2–2. А – Изображение главного бога Амона, Б – египетское представление о происхождении мира – космология (объяснение в тексте).


Среди многочисленных богов был бог самозародившегося интеллекта по имени ТОТ, которого называли «писец в компании богов». Он был богом мудрости и письма, автором священного «СВИТКА ТОТА», в котором содержались главные тайны всех загадок мира. Написанный иероглифами, он мог дать тому, кто сумел его прочитать, неограниченную власть над духами воздуха и над подземными богами. Но хитрость была в том, что прочитать такую рукопись могли только верховные жрецы; даже фараонам, как правило неграмотным, это было не под силу. Считается, что этот священный свиток был потом потерян в веках.


Рис. 2–3. Бог Тот – бог интеллекта и письма, всегда изображался с головой священной птицы ибис.


Бог Тот изображался с человеческой фигурой и головой птицы ИБИС (белая болотная птица с длинным загнутым вниз клювом; Рис. 2–3). Тайну этого изображения узнали в более поздние времена от последних жрецов Древнего Египта. Голова и шея ибиса были даны богу интеллекта потому, что, когда спящий ибис кладёт свою голову под крыло, он принимает очертания, сходные с формой сердца. А сердце почиталось вместилищем высокой мудрости. Кроме того, размер шага ибиса считался точно равным размеру «одного локтя». Эта величина считалась священной. Она якобы была дана ибису самими богом Тотом. Математически эта величина – около 1 м 25 см – присутствовала во всех измерениях Вселенной. По поверию жрецов, у ибиса было ещё одно священное свойство – длина его кишок составляла точно 96 локтей (равняется 120 м). Это была важная мера в строительстве, потому что она делится на священную цифру «6».


Рис. 2–4. Бог-покровитель фараонов Гор, изображался в виде сокола.


В добавление к прежним культам каждый новый фараон присоединял себя к лику богов, сочинялись легенды о его божественности и могуществе. Традиционно фараоны отождествляли себя с богом ГОРОМ. Бог Гор был потомком богини материнства и плодородия ИЗИДЫ и её супруга ОЗИРИСА, главного бога подземного царства. Гор изображался в виде сокола с хищным загнутым клювом, иногда с человеческой головой, и почитался богом династий фараонов (Рис. 2–4).


Рис. 2–5. Главный вход в храм Карнак; традиционно вход состоял из двух массивных пилонов и ворот между ними и двух обелисков по сторонам.


По всей долине Нила фараоны строили храмы с бесчисленными памятниками и украшениями, новые города. Эти строения до сих пор поражают величественностью размеров, сложностью архитектуры и тонкостью оформительского искусства. Один из храмов в комплексе «КАРНАК» возле города Луксора по размерам мог вместить в себя базилику Св. Петра в Риме, Миланский собор и Собор Парижской Богоматери (Рис. 2–5). Проектирование, строительство и украшение Карнака продолжались почти полторы тысячи лет. Это была непрерывная работа сотен интеллектуалов и тысяч мастеров одной школы искусств, направляемой религией страны.

Храм Карнак

Мне снилось, что мне подан знак:

Езжай в Луксор для интереса

И посети там храм Карнак,

Строенье славного Рамзеса;

Других таких на свете нет —

Отец и мать великих храмов;

Он простоял там тыщи лет,

Засыпанный песком и хламом.

Когда Египет ослабел

И потерял поддержку Рима,

Песок веками им владел

И разрушал Карнак незримо.

Арабы дикою толпой

Египет слабый захватили,

Внесли разруху и разбой,

Чужих сокровищ не ценили.

Не мог арабский мир понять

Захваченного им величья,

И в дикой страсти разрушать,

Ломал его от безразличья.

Когда к Египту интерес

В Европе снова возродился,

Карнак совсем почти исчез,

Песком и грязью завалился.

У европейцев много лет

Ушло в Египте на раскопки,

Египтологии расцвет

Сначала шёл по узкой тропке.

Одним из первых встал Карнак,

В своём величьи возродился…

………………………………………….

Мне снилось, что мне подан знак.

Чтоб на поклон к нему явился.

Владимир Голяховский

Дворцы украшались гениальным египетским архитектурным изобретением – колоннами. Колонны вошли в архитектуру всего мира, но лишь не многим известно, что это изобретение египетского интеллекта. Другое изумительное изобретение – это гранитные обелиски изысканных пропорций. Каждый из них четырёхгранной формы, в 2–3 метра у основания, с постепенным сужением к вершине до 1 метра, высотой 20–30 метров и весом 400–500 тонн (Рис. 2–6). До сих пор не раскрыты инженерные тайны их изготовления, транспортировки и вертикального воздвижения на местах. «Как египтяне это делали?» – этот вопрос так и остаётся неразгаданным, как и многие тайны их высокой культуры.


Рис. 2–6. Обелиск и колонны – изобретения египетского архитектурного гения.


С поразительной точностью египтяне высекали колонны из целых гранитных скал и на всех четырёх гранях писали крупными иероглифами сложные тексты, возвеличивающие фараонов. Поэты создавали победные гимны, воспевающие их подвиги и достижения. В одном из них, в 1500 г. до н. э., писалось: «Он – бог, делами которого каждый живёт, он – отец и мать всех людей, он – единственный, он – только сам, равного которому нет». Но фактически, кроме прославлений, обелиски стали одними из первых письменных памятников истории.

После построенной Имхотепом Ступенчатой пирамиды Джосера все фараоны строили для своего захоронения пирамиды – уникальный египетский религиозный символ загробной жизни. Всего сохранилось 114 пирамид, из них 98 – в Египте и 16 – на территории Судана. Их продолжали складывать из блоков, но вместо ступеней архитекторы нашли более простую и величественную форму – гладкий конус с наклоном в 52 градуса. Считается, что это могло быть имитацией расходящихся от солнца лучей. Все четыре стены выкладывались отполированными гранитными плитами (в Египте не было мрамора). Поверхности отражали яркие лучи солнца пустыни, символически утверждая единение фараона и бота-солнца.

Новые пирамиды строились всё больших размеров и устремлялись всё выше. Это отражало богатство фараонов и их растущие аппетиты, но также и инженерное искусство строителей. Самые большие пирамиды построили в районе селения Гиза под Мемфисом. Там стоит огромная пирамида Хеопса, которая, как и две другие пирамиды в Гизе, была позже причислена к семи чудесам света (Рис. 2–7). Она построена в 27 веке до н. э., на сто лет позже Ступенчатой пирамиды, для фараона Хуфу, которого греки назвали Хеопсом. Пирамида Хеопса – до сих пор самое величественное сооружение мира: её высота в 146,6 метров равна основаниям четырёх сторон (при тщательном измерении разница в их длине меньше 20 см, что составляет 0,09 % длины основания).


Рис. 2–7. Великая пирамида Хеопса и ее внутренняя структура: 1 – усыпальница фараона, 2 – усыпальница жены фараона, 3 – главная галерея, 4 – отвесный коридор вверх, 5 – коридор вниз, 6 – стена вокруг пирамиды, 7 – ритуальное помещение для мумификации, 8 – путь в пирамиду, 9 – храм для молений и принесения жертв.


Когда в 1798 французские солдаты армии Наполеона Бонапарта, вторгшиеся в Египет, впервые оказались перед пирамидами, они застыли от удивления и побросали свои ружья. Наполеон приказал инженерам произвести подсчёты – сколько каменных блоков было уложено в три самые большие пирамиды. Оказалось, что из блоков можно было сложить стену трёхметровой высоты вокруг всей Франции.

Массив пирамиды составлен из 2 300 000 известняковых блоков особой прочности, весом от 2,5 до 15 тонн. Между этими блоками, у кожуха основания и на периметрах особо большой нагрузки конструкции заложены гранитные блоки, весом до 40 и более тонн. Их высекали на каменоломнях возле города Асуана и доставляли по Нилу на специальных баржах на расстояние 500 км. От основания до вершины пирамиду строили вручную двадцать лет, поднимая блоки без применения какой-либо техники. Было занято от 20 до 30 тысяч рабочих. Не все они были рабами. В Египте существовала система КОРВИ – обязанность крестьян работать на фараона один месяц в каждый из трёх сезонов разлива Нила. Не сохранилось никаких чертежей и описаний строительства, и даже неизвестен её строитель. Предполагается, что это был брат фараона принц РАХОТЕП (Рис. 2–8). Если это так, он должен был быть глубоким интеллектуалом, вторым известным по имени после Имхотепа – широко образованным и с удивительными организаторскими способностями. В древнеегипетском языке не было слова, обозначавшего «искусство», но существовало понятие «ремесла» – архитектуры, скульптуры, живописи и музыки. Почётный титул «Великого ремесленника» давался иногда верховным жрецам, но не архитекторам и художникам.


Рис. 2–8. Предполагаемый строитель пирамиды Хеопса принц Рамхотеп и его жена Нофрет.


Первый рассказ о Египте написал «отец истории» ГЕРОДОТ (485–425 гг. до н. э.), который в 440 г. поехал в Египет для изучения его истории и памятников. Он писал: «Я должен теперь повести рассказ о Египте, потому что эта страна имеет множество чудесных вещей и обладает памятниками, которые нуждаются в описании, являясь более замечательными, чем в любой другой стране». Так, от Геродота мир узнал о развитой письменности Египта – иероглифах. Это понятие тоже ввел Геродот.

Ко времени его посещения пирамиды стояли более двух тысяч лет и египетская цивилизация фактически уже перестала развиваться, ослабленная нашествием персов в 553 г. Описание Геродота основано на устных преданиях.

Чтобы сложить 2 300 000 блоков за 20 лет (7300 рабочих дней), даже при рабочем дне в 16 часов, ежедневно должны были укладываться 315 блоков со скоростью по 20 блоков в час. Две трети пирамиды внизу составляли её основной массив и вес, поэтому интенсивность работ на разных стадиях строительства могла быть разной. Внутри массива было четыре узких воздушных канала и один высокий наклонный проход, опоясанный гранитными блоками. Для прочности скрепления все блоки пирамиды вытачивались с «замками-скосами», подгонялись друг к другу индивидуально и точно – щель между ними была всего 1–2 мм. Благодаря «замкам» вся пирамида представляет собой один цельный массив. Поэтому она выстояла почти 4500 лет и выдержала все катаклизмы природы, включая землетрясения.

Пирамида Хеопса и стоящие рядом пирамиды Хефрена и Микерина в Гизе – одно из самых посещаемых туристами мира мест. Со времен Геродота там побывало много миллионов людей.

Остаётся неизвестным, почему к середине 2-го тысячелетия до н. э. фараоны перестали строить пирамиды и перенесли свои захоронения в тайные подземелья, вырытые в горах «Долины фараонов», неподалёку от города Луксора. Раскопано более ста таких захоронений с мумиями фараонов и их жён. Религиозный культ и традиции захоронений оставались незыблемыми, но приобрели другую форму: вместо вознесения памятников-пирамид мумии тел фараонов стали прятать глубоко под землю. Каждое захоронение имело несколько залов и коридоров, богато расписанных фресками из жизни усопшего. На подготовку такого захоронения уходило около шести лет. Считается, что строительство пирамид стало чересчур дорогим и они были слишком привлекательны для грабителей, которые умели проникать внутрь и разворовывали все богатство, припасённое для посмертной жизни фараонов. Подземные же захоронения в «Долине фараонов» не имели никаких наружных признаков, обнаружить их и проникнуть в них грабителям было сложней. При раскопках археологами были обнаружены ценные росписи, искусные скульптуры, богатые ювелирные и бытовые изделия и отделанные золотом саркофаги. Самое богатое неразграбленное захоронение было у юного фараона Тутанхамона (правил в 1351–1342 гг. до н. э.).

Другой великий памятник искусства и тоже символ египетской религии – это гигантский каменный СФИНКС, скульптура с телом льва и головой человека. Его размер 57 м в длину и 20 м в высоту – самая большая скульптура в мире (Рис. 2–9). Сфинкс был создан при фараоне Хефрене (1-я пол. 3-го тысячелетия до н. э.), неподалёку от его пирамиды, немногим меньшей, чем у Хеопса. Так же как и сами пирамиды, эта скульптура никогда не была превзойдена по величине. Почти невозможно представить себе, как древние люди могли вручную вырубить такую громадную и такую прекрасную скульптуру.


Рис. 2–9. Реконструкция первоначального вида Большого Сфинкса Египта, лицо которого было портретом фараона Хефрена, но было обезображено в XV веке н. э. прямыми выстрелами из пушки по приказу арабского эмира.


На арабском языке, который заменил египетский после завоевания страны арабами, эта скульптура называлась Абу аль-Хауль – Отец ужаса. Греки дали ему название Сфинкс, что означает «душитель». Ни то, ни другое название не передают сущности скульптуры. Они были даны ей потому, что долгие века она вся была засыпана, и только гигантская голова торчала из песка (Рис. 2-10).


Рис. 2-10. Офицеры армии Наполеона измеряют голову Сфинкса (копия с зарисовки художника Шарля Бальзака).


Все изображения в Древнем Египте носили символический характер, зачастую очень сложный. Изображения льва-сфинкса повторялись после той первой скульптуры тысячи раз. Часть из них была с головой человека, часть – с головами священных животных.

Сфинкс с головой человека – это портрет фараона в виде льва, символизирующий его царственное величие над природой и над человеком. В Египте лев был одним из символов солнца Ра. Так, фараон с телом льва как бы отождествлялся с этим могущественным божеством.

Наиболее вероятно, что Сфинкс был изваян при строительстве второй пирамиды – пирамиды Хефрена, из части каменоломни, и что его лицо было портретом фараона. Это подтверждается наличием большого числа статуй и портретов Хефрена, найденных вокруг его пирамиды.

Но в XV в. н. э. один арабский эмир приказал выстрелить в лицо Сфинкса и наполовину разрушил его черты. Только с помощью компьютерного изображения можно представить, как он выглядел первоначально.

Сфинкс

Я видел всех людей поклоны

За все прошедшие века.

Внизу стояли фараоны,

На них смотрел я свысока.

Потом раздался топот конский,

Скакун летел что было сил,

И Александр Македонский

Коня в галопе осадил.

Он здесь властитель был державный,

Он не боялся никого;

Он думал, что мы были равны.

Гордец! – я выше был его.

Блестело римское железо,

Полки сошлись со всех сторон,

Высокомерный Юлий Цезарь

Ко мне явился на поклон.

И за любовником назавтра,

Блестя короной золотой,

Сошла с носилок Клеопатра

И пала ниц передо мной.

А после них почти по брови

Меня засыпало песком;

Арабы здесь потоком крови

Египет залили кругом.

О, много крови человечьей —

Сраженья, крики, вопли, стон…

А позже – звук французской речи,

Передо мной Наполеон.

Не мог глазам своим он верить,

Дивился мне, и по пути

Он приказал меня измерить,

Хотел во Францию везти.

Но я с Египтом не расстанусь,

Я часть его великих дней,

Я вечный Сфинкс, я здесь останусь

И буду новых ждать гостей.

Прошедшей славы отголоски

Я слышу в речи толп людских;

Я царь моей пустыни плоской,

Египет весь у ног моих.

Владимир Голяховский

Самым могущественным правителем Египта за всю его историю был фараон АМЕНХОТЕП III – успешный воин, он расширил и обогатил страну. Он умер в 1367 г. до н. э., оставив трон сыну АМЕНХОТЕПУ IV, мужу легендарной красавицы НЕФЕРТИТИ. Для политической власти Египта были важны постоянство и непрерывность формы религиозной доктрины, поэтому все новые правители избирали себе моделью прежних владык. Архаизм в вере и связанном с ней искусстве был самой характерной стороной жизни. Но на пятый год правления новый фараон переделал своё имя на ЭХНАТОН, что в переводе означает «тот, кто угоден АТОНУ» – богу солнца (известному также под именем Ра и ещё под семьюдесятью именами). Это была революционная перемена: новый фараон впервые решился отменить двухтысячелетний культ поклонения множеству богов, особенно главному из них – родоночальнику богов Амону. Он приказал закрыть старые храмы и поклоняться одному богу Атону. В своей новой столице Ахетатоне (ныне г. Амарна) он приказал строить новые храмы – без крыш, чтобы бог солнца мог свободно проникать в них. Устремление вверх, к небу и солнцу, всегда было символом власти фараонов. Но отменить поклонение двум тысячам прежних богов было невероятно смелым шагом. Эхнатон стал первым в мире монотеистом, признающим единого бога (правда, оставив себя и Нефертити как бы вспомогательными богами). Упрощая религию, он фактически пытался сделать её более понятной народу.

По библейской истории считается, что первой монотеи-стской религией была иудейская, которая утвердилась к XVII в до н. э. Значит, монотеист Эхнатон внедрил в Египте новую форму религии, создав идею о едином боге, ранее или почти одновременно с еврейской религией патриархов Авраама, Исаака и Иакова.

Жрецы всегда строго следили за тем, чтобы портреты фараонов представляли их человеческий образ в виде богов, и не отходили от архаических традиций настолько, чтобы представлять богов в человеческом образе. Эхнатон, оставив одного бога, первым разрешил представить себя и свою семью обычными людьми. Насколько прогрессивным был шаг фараона, видно из того, что на изобразительное искусство Египта новая религия монотеизма повлияла почти мгновенно, освободив его от обязанности возвеличивания власти. За время правления Эхнатона искусство сделало скачок вперёд, представив первые реалистические изображения фигур и лиц людей. Настенная живопись приблизилась к отображению реальности повседневной жизни, представляя в росписях и скульптурах не только портреты фараона, но и моменты жизни и быта народа. То был период интеллектуального освобождения искусства из-под влияния религии, и теперь многое известно о жизни простых трудовых жителей Египта. Одним из художников того времени был скульптор ТУТМЕС, которого можно считать таким же искусным реалистом, каким впоследствии были Пракситель в Греции и Микеланджело в Риме. Его реалистическое скульптурное искусство намного отличалось от стилизованных безжизненных изображений всех предшественников, явилось переходным этапом к скульптурам двух следующих цивилизаций – греческой и римской.


Рис. 2-11. Скульптурное изображение царицы Нефертити.


Тутмос изваял знаменитый на весь мир бюст идеальной красавицы Нефертити 2-11), который своим мастерством поражает людей вот уже три с половиной тысячи лет. Тутмеса можно считать первым известным по имени великим художником, настоящим предвестником будущей классической греческой и римской скульптуры. Осталось несколько реалистических изображений Эхнатона с довольно искажёнными чертами лица – увеличенным носом и подбородком (Рис. 2-12).


Рис. 2-12. Рельефное портретное изображение фараона Эхнатона.


Фараон Эхнатон действовал как настоящий диктатор: он отдавал приказы, не утруждая себя мыслями о возможном сопротивлении консервативно настроенных фиванских жрецов и элиты. Но своей идеей монотеизма он нажил много врагов. После его смерти в 1351 г. культ множественности богов вернулся в Египет. Новые храмы стали разрушать, а самого фараона-монотеиста постарались стереть из памяти. С его наследником Тутанхамоном был заключён договор, по которому Египет возвращался к старой религии и поклонению богу Амону. Именно за это верховные жрецы возвели юношу Тутанхамона на трон.

Короткое существование монотеизма показало, что консерватизм египетской религии во многом уже изживал себя. То, что в начале цивилизации было стимулирующей силой – религия, – постепенно становилось тормозом её развития.

Загрузка...