Наталья Кулакова Развитие ребенка. Первый год жизни. Практический курс для родителей

Предисловие

И держу на руках своего четвертого ребенка, наслаждаюсь ни с чем несравнимым запахом младенца и понимаю, что я обязана этому миру. Прежде всего за то, что я снова мама, за те бесконечные возможности, которые это дает каждый раз, и просто за постоянную, хорошо ощутимую поддержку свыше, которую получаю, когда делаю свое дело.

Я работаю с детьми, и мне часто приходится отвечать на вопросы родителей, иногда

по Интернету или на страницах родительских журналов. О, у думающих родителей множество вопросов! Что делать с подрастающим малышом? Как не навредить, что запрещать, а что позволять? Как справляться с упрямством и истериками? Как развивать речь и приучать к самостоятельности? По какой методике заниматься с малышом? Сколько времени в день посвящать развитию? Наконец, какой пластилин и краски безопасны для все тянущего в рот карапуза?

Поэтому я догадываюсь, в чем может материализоваться моя благодарность миру за все. Я напишу продолжение первой книги («Развитие ребенка. Первый год жизни»), я обязана поделиться своими находками, опытом, ответить на вопросы родителей. Возможно, она станет для кого-то подспорьем в нелегком деле осознанного воспитания и развития ребенка, тем более что те, кто прочитал про первый год, спрашивают: «А что дальше?»

До года все было и сложно, и просто одновременно. Все было ново для родителей, но не было самого главного, что ставит взрослых в тупик на втором году жизни крохи. До года ребенок еще мало проявлял собственную волю, не так часто протестовал, не топал ногой, настаивая на своем, и не кусал брата, чтобы отнять игрушку, он замирал от счастья, прижавшись к маме. Но вот он подрос… И тут тако-о-ое началось!

Особенно сложно с детками, с которыми родители усердно занимались, уделяли им много внимания, активно знакомили с миром, ведь они как личности развиваются быстрее. В учебниках по развитию речи можно прочитать, что ребенок начинает говорить о себе в первом лице, осознает себя как личность, выделяет себя в мире к трем годам… Ничего подобного! По моим наблюдениям, уже в полтора года, некоторые к двум говорят «я». Я – и все тут! Считайтесь со мной, учитывайте мое мнение, научитесь ладить со мной. Вот он и вылупился, характер…

Ломать его – себе дороже. Вырастет такой «сломанный» покорным, безынициативным, несамостоятельным и скучным. Не ломать – не просто на шею сядет, на голову залезет. И что же делать?

Как и раньше, я призываю вас думать и задавать мои любимые вопросы «зачем?» и «почему?». Не спешите окружать ребенка стеной запретов. Спросите себя, что является вашей конечной целью – добиться послушания или все-таки вырастить счастливого и успешного человека. В то же время обозначьте границы. Где же золотая середина? Попробуем разобраться. Ведь мы совершаем немало ошибок, понимаем и раскаиваемся лишь годы спустя. В свое время меня поразила книга многодетной мамы знаменитой семьи Никитиных (Л. А. Никитина «Я учусь быть мамой»). В ней она годы спустя анализировала свой дневник, который вела, когда дети были маленькими. И что удивительно, на смену «Этого мы наказали», а «Этого мы в угол поставили» пришло «Сейчас бы мы этого пожалели», «А этому помогли справиться с…». Вот такая странная лояльность и жалость появляется с годами.

Другой важный вопрос на втором году жизни – развитие речи, коммуникативных способностей ребенка. Вроде бы рано еще беспокоиться, даже консультацию у логопеда получить можно не раньше двух с половиной-трех лет. А время-то будет упущено, благодатное время, когда у ребенка колоссально развиты компенсаторные возможности, когда многое можно наверстать, сгладить последствия неблагоприятной беременности, не вполне легких родов и т. д. Вот что утверждают нейрохирурги: «Если удалить участок мозга до трех лет, он восстанавливается, с трех до семи – другой участок мозга возьмет на себя функции удаленного, а дальше спрогнозировать сложно». В любом случае возраст до трех лет – это уникальный восстановительно-адаптационный период.

Так что же могут узнать родители про развитие речи в этот период? Заглянешь в Интернет: либо все очень примитивно – должен в норме столько-то слов произносить (кому должен?), либо ужас, нагнетаемый логопедами-дефектологами, от которого родители начинают метаться: «Мы не вписываемся в норму». И непонятно, как в эту норму вписаться, как в конце концов пересчитать слова в «речи» ребенка. «Гав-гав» считать за слово? А «ху» про поросенка – слово? Ведь кроме нормы нужно учесть генетику, анамнез родов и беременности, стратегию вхождения ребенка в язык, его пол, темперамент, межполушарную асимметрию, уровень стрессированности мамы и малыша и т. д.

Почти нигде ни слова о том, что нужно смотреть на ребенка в целом и, помимо активного словарного запаса (то, что кроха произносит), нужно оценить пассивный словарный запас (те слова, которые он знает, понимает), способность к подражанию, коммуникативные навыки, умение жевать и глотать и т. п. Написать обо всем этом меня побуждают вопросы родителей.

Как и первая, эта книга не об уходе за малышом, это книга о развитии и воспитании и о взаимодействии с ребенком на втором году жизни. Она исключительно практическая, применимая в повседневной жизни, все мои советы проверены на собственных и чужих детях. Это книга о становлении родительства вообще и моего лично. Теоретические части в ней лишь для того, чтобы лучше понять, что мы делаем, почему и зачем.

Загрузка...