Предисловие редактора

Дорогие читатели!

С радостным ожиданием, тревогой и волнением, удивлением и легкой грустью вы наблюдаете за тем, как ваш выросший ребенок вступает во взрослую жизнь. Каждый день он открывает что-то новое: в себе, в вас, в других окружающих людях, в мире. Это новое манит неизведанными перспективами и отзывается в сознании подростка множеством мыслей, чувственно-ярких образов, переживаний. Вокруг подростка – словно бурлящий поток, но и его внутренняя жизнь не менее бурная и сложная.

Ваш подросток, как и большинство его сверстников, ежедневно подбрасывает вам множество задач, для решения которых вам приходится изменяться. Но, как и многие поколения до вас, скорее всего, вы не успеваете приспособиться к своему подростку: он меняется слишком быстро, не оставляя вам времени на то, чтобы осмыслить, как правильно реагировать на его слова, действия и поступки, в которых все четче проступает его личность.

Признавать подростка, который до отчаяния настойчиво ищет ответ на очень важный вопрос «Кто я?», равновеликим себе – сложная задача для любого родителя. Но не потому, что возраст «трудный», а потому, что ваши уважение и безусловная любовь в этот период проходят особое испытание на прочность. Так сложно поддерживать, когда твою поддержку отвергают, любить – когда любовь дарят другим, уважать – когда то, что ты ценишь, обесценивается. Словно бы защищаясь от наших незнакомцев-подростков, мы забираемся на свои колокольни, откуда, пристально вглядываясь в их сегодня, строим прогнозы на близкое и отдаленное завтра уже взрослых детей.

К счастью, большинство подростков не замечают нашего отдаления. Мы для них – некая неизменная данность, часть того мира, который стал тесен и мал и из которого им во что бы то ни стало надо выбраться. И им это удается. Хотя не всегда без потерь и шишек, психологических травм и потрясений.

В то же время если у наших подростков едва ли есть выбор, становиться взрослыми или нет, то у нас, взрослых, выбор определенно есть: помочь развернуться их личности в полную мощь, осознать свое место в мире, стать самостоятельными, уверенными, окрыленными мечтами и жизненными перспективами – или отстраниться, отойти в сторону. Увы, есть и такие взрослые, кто расставляет на пути взросления препятствия, которые подросткам придется преодолевать в непростой борьбе за свою независимость.

Эта книга предоставляет возможность каждому взрослому сделать правильный выбор. Такой, который позволит проявить свою психологическую грамотность, умение наблюдать, слушать и слышать, понимать и в любой момент приходить на помощь ребенку, а также приобрести уникальный по своей значимости и ценности опыт взаимодействия с подростком.

Так устроен мир, что отрочество – это пора, когда здоровая, полноценная, гармонично развитая личность должна преодолеть себя и оторваться от детских привычек и приобрести навыки взрослой жизни. И если мы будем крепко держать эту личность путами нашей любви, ей придется разорвать их. Так надо. Ведь корабль, крепко пришвартованный к причалу, не сможет уйти в открытое море, и покачивание на волнах будет создавать лишь иллюзию движения к другим берегам.

Итак, наши подростки хотят стать взрослыми, уверенными в себе и самостоятельными. И пять частей нашей книги помогут вам создать для этого оптимальные условия. Отчасти благодаря тому, что вы систематизируете знания о подростковом возрасте и сможете свободно ориентироваться в возникающих ситуациях, понимать их причины и следствия. Ваши повзрослевшие дети тоже могут читать эту книгу, чтобы разобраться в том, что с ними происходит как в житейском плане, так и с точки зрения науки. Некоторые материалы, в частности об армии, адресованы напрямую подросткам.

Коротко охарактеризую ведущие темы.


Часть I «Психофизиология пубертата» даст возможность понять смысл происходящих с подростком телесных и психических изменений, проникнуться сочувствием и желанием поддержать ребенка в период колоссальных внутренних и внешних преобразований. Вопросы здоровья и рискованного поведения помогут сориентироваться в актуальных темах, связанных с физическим состоянием подростка и его влиянием на все структуры организма, определяющие активность и жизнедеятельность взрослеющего человека.

Часть II «Личность подростка» знакомит с основополагающими характеристиками возраста, знание которых будет определяющим в течение всего периода – вплоть до наступления совершеннолетия. Личностное развитие, вопросы способностей и одаренности, тема общения, взаимоотношений и сотрудничества помогут вам больше узнать о самосознании, психическом, интеллектуальном, половом, эмоциональном и нравственном развитии подростков, о понимании ими себя и других людей, о значении в их жизни сверстников, родителей и других взрослых.

Часть III «Личное пространство подростка» рассказывает о наиболее деликатных и требующих от окружающих бережного отношения, терпимости и мудрости сторонах жизни ребенка. Дружба, любовь, сексуальные отношения, следование личностным предпочтениям и интересам – то, что будет определять полноту и смысл жизни в недалеком будущем, и то, что нуждается в первом значимом опыте именно в этот – подростковый – период. Информация этой части книги поможет вам уберечь, защитить пока еще слишком хрупкий мир интимных (в широком смысле) переживаний вашего подростка. Раздел о субкультурах откроет истинные причины обращения подростков к неформальным объединениям, а также мотивы побега от реальности в миры книг, ролевых и виртуальных игр, экстремальных увлечений и др.

Часть IV «Интеграция в мир взрослых: настоящее» показывает, как такие социальные институты, как семья и школа, создают условия для проявления подростками своей взрослости, стремления отыскать место среди значимых взрослых и сверстников и отстаивать его. Разделы о притязании на признание, подростковых девиациях, семье и школе помогут осознать ошибки, которые мы совершаем в процессе взаимодействия с подростками, а также найти наиболее приемлемые пути для преодоления затруднительных ситуаций, в которые они попадают.

Часть V «За пределами подросткового возраста: будущее» дает возможность подготовиться самим и создать оптимистичный настрой у наших подростков на период, когда они завершат обучение в школе и начнут самостоятельную жизнь: профессиональную и семейную. Эта часть содержит еще два раздела, которые безусловно важны для будущего наших детей: один из них рассказывает о практических и психологических аспектах службы в армии, а другой обозначает тему, связанную с духовной составляющей жизни человека, – речь идет о вере, религии и смысле жизни.

Финальный том проекта «Развитие личности ребенка» мы решили завершить обобщающим разделом, в котором изложены основополагающие принципы развития и воспитания личности растущего человека. Этот раздел поможет вам не только воспринять основные идеи и ценности всего проекта и каждой из входящих в него книг, но и проанализировать, оценить (а может, впервые сформировать) свою собственную позицию по отношению к развитию личности. И не только личности вашего теперь уже подростка, но и вашей собственной.

Традиционно в издании вы встретите рубрики, цель которых – расширить информационное поле книги, акцентировать наиболее важные вопросы, изменить привычный, возможно, стереотипный взгляд на подростковый возраст.

Рубрика «Секреты психологии» знакомит с идеями авторитетных специалистов в области психологии и других научных сфер. Полюбившаяся читателям авторская рубрика В. Н. Ильиной «Азбука для пап и мам» в этом томе получила новое звучание благодаря тому, что адресована не только взрослым, но и самим подросткам. Рубрика «На приеме у психолога» наполняет том неприукрашенными историями в вопросах из жизни современных подростков и ответах квалифицированных специалистов. Наконец, новая рубрика «Правовые вопросы» поможет сориентироваться в законодательных аспектах, с которыми взрослеющий человек нередко сталкивается впервые именно в подростковом возрасте.


А теперь о тех, кто создал для вас эту книгу.


ЧАСТЬ I. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПУБЕРТАТА

КУЛИКОВ Александр Матвеевич: все разделы.


ЧАСТЬ II. ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА

АВЕРИН Вячеслав Афанасьевич: «Личностное развитие подростка» (кроме подраздела «Половое развитие подростка»).

ИСАЕВ Дмитрий Дмитриевич: «Половое развитие подростка».

САВЕНКОВ Александр Ильич: «Подростковая одаренность».

СЛОБОДЧИКОВ Илья Михайлович: «Общение и взаимоотношения подростков», «Сотрудничество: подросток и социальная группа».


ЧАСТЬ III. ЛИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО ПОДРОСТКА

СЛОБОДЧИКОВ Илья Михайлович: «Подростковая дружба», «Любовь в жизни подростка», «Подростковая сексуальность и подростковый секс».

СМИРНОВА Александра Владимировна: «Подростковый досуг».


ЧАСТЬ IV. ИНТЕГРАЦИЯ В МИР ВЗРОСЛЫХ: НАСТОЯЩЕЕ

ВОРОБЬЕВА Ульяна Трофимовна: «Подросток и семья».

ДЕРЯГИНА Юлия Юрьевна: «Подросток и школа» («Учебные навыки подростков», «Взаимодействие “учитель – ученик”», «Как быть успешным учеником»).

КАЗАНСКАЯ Валентина Георгиевна: «Подросток и школа» («Формирование личности подростка в ведущей учебной деятельности», «Психологические барьеры в учебной деятельности»).

ШЕПТИХИНА Галина Васильевна: «Притязания на признание».

ТКАЧЕВА Ольга Юрьевна: «Если что-то пошло не так: девиантное поведение подростков».


ЧАСТЬ V. ЗА ПРЕДЕЛАМИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА: БУДУЩЕЕ

ДАНИЛОВА Марина Викторовна, РЫКМАН Людмила Владимировна: «Выбор профессии – выбор будущего» (кроме «Реальное профессиональное самоопределение»).

НИФОНТОВ Сергей Анатольевич: «Выбор профессии – выбор будущего» («Реальное профессиональное самоопределение»).

ВОРОБЬЕВА Ульяна Трофимовна: «Воспитание семьянина».

Специалисты пермского центра «Мемориал» ЛАТЫПОВ Роберт Рамилевич и КИЗИЛОВА Ирина Дмитриевна: «Подросток и армия».

ГРАНОВСКАЯ Рада Михайловна: «О религии, вере и смысле жизни».


А также:


ИЛЬИНА Валентина Николаевна: рубрика «Азбука для пап, мам и подростков», обобщающий раздел «Основополагающие идеи и принципы проекта “Развитие личности ребенка”».


СМИРНОВА Александра Владимировна: приложение «Словарь терминов подростковых субкультур».


Специалисты Психологического центра на Пятницкой – рубрика «На приеме у психолога»: БАБИЕВСКАЯ Елена Кирилловна: «Бывают ситуации, когда меня легко обидеть», «Я теряюсь в общении с людьми», «Что подумают обо мне окружающие», «Кто такой открытый человек и как им стать?».

В подготовке рубрики «На приеме у психолога» также принимали участие психологи РОМАНЕНКО Ирина Викторовна: «Ужасно хочу ребенка!», «Меня пугает разница в возрасте», «Моя дочь все время врет»; ОРЛОВА Оксана Анатольевна: «Моя дочь считает себя слишком толстой», «Не могу совладать со своей чувствительностью», «Как завести друзей?», «Влюбилась в мужчину намного старше», «Мечта – или мама?», «Перестала быть авторитетом для дочери»; СУСЛОВА Елена Леонидовна: «Я многое упустила в жизни», «Дочь хочет поступать в другой вуз», «Боюсь уезжать от родных»; САПОЖНИКОВА Светлана Евгеньевна: «Я ужасно ленивая», «Умереть, чтобы все жалели об этом», «Меня тревожат его стрелялки».


АНИКИНА Татьяна Владимировна: рубрика «Юридическая консультация».


САПОЖНИКОВА Светлана Евгеньевна: «Предисловие редактора», вступление к частям I–V, «Заключение».


Хотя эта книга завершает рассказ о развитии личности ребенка, развитие личности человека продолжается и дальше. И хочется надеяться, что пожелания многих авторов и читателей продолжить эту тему непременно воплотятся в реальность.

Загрузка...