Глава 1 Современные тенденции развития методологии и организации бухгалтерского учета

1.1. Учетно-аналитические аспекты глобализации экономических процессов

В современной экономической литературе проблемы глобализации обсуждаются наиболее часто. Вместе с тем различные подходы и оценки исследователей говорят об актуальности и дискуссионности этого явления. Генеральный секретарь ООН Кофи А. Аннан определил глобализацию общим термином, обозначающим усложняющийся комплекс трансграничных взаимодействий между физическими лицами, организациями, учреждениями, институтами и рынками. Множество задач, которые она ставит, отдельные государства не могут успешно решать только собственными силами. Процесс глобализации комплексный, неоднозначный и сложный. Мир переживает качественные перемены, которые касаются всех фактов хозяйственной жизни.

Исследователи разных стран отмечают направления глобализации: постоянный, развивающийся в разных сферах исторический процесс, универсальность, «размывание» и прозрачность национальных границ. В ходе исторического развития процесс глобализации шел скачкообразно, нелинейно. Глобализация объединяет людей, означает реальную интеграцию народов в единую общность – человечество. В повседневной реальности на всех континентах используют понятия «общечеловеческие ценности», «гражданин мира». Взаимосвязанность людей получает развитие в таких категориях, как человеческий потенциал.

Наиболее ярко процессы глобализации проявляются в экономических и технологических областях. В последние годы происходит формирование глобальной системы производства. Сегодня возможно производить товары, работы, услуги где угодно, используя при этом человеческие и материальные ресурсы разных стран и континентов. Например, реально существующая глобальная производственная цепочка может выглядеть так. Небольшая деталь, используемая для производства автомобилей, может быть разработана в Германии, сделана и испытана в странах Юго-Восточной Азии, упакована на Тайване и вмонтирована в машину, которую в итоге продали в Африке.

Главным инструментом и носителем глобализации являются транснациональные корпорации (ТНК). Сегодня корпорация «Кока-Кола» имеет производственные мощности в десятках стран во всех регионах мира.

В экономиках разных стран сохраняются предприятия и целые отрасли производства и оказания услуг, которые остаются преимущественно национальными. Это относится к сельскому хозяйству, оборонной промышленности, оказанию бытовых услуг, среднему и малому бизнесу. В этих областях конкуренция носит традиционный межнациональный и даже межгосударственный характер. В тех же сферах, где наблюдается более высокая степень глобализации, конкуренция носит не столько межнациональный, сколько транснациональный характер между многонациональными производителями однотипных по качеству и назначению товаров. По данным ООН, в настоящее время существует порядка сорока тысяч транснациональных корпораций, которые имеют около двухсот тысяч дочерних зарубежных фирм и филиалов и контролируют, по самым приблизительным оценкам, около трети мирового валового продукта в мире. В определенной степени глобализация производства изменяет характер конкуренции между национальными экономиками.

Глобализация производства дополняется опережающим развитием мировой торговли. Сегодня примерно пятая часть товаров и услуг, производимых в мире, экспортируется в другие страны.

Здоровая экономика должна постоянно адаптироваться к изменениям в условиях соревнования, рабочая сила и капитал должны иметь возможность быстро перемещаться в растущие высокопродуктивные отрасли. В настоящее время в мировой торговле сложилась устойчивая тенденция относительно того, что открытость и либеризация глобального торгового режима являются благом для каждой из всех экономик.

Глобализация производства и торговли форсируется еще более динамичными трансграничными финансовыми потоками. Мировые финансовые рынки расширяются в 4 раза быстрее темпов роста торговли. Объем валютных торгов в мире сегодня превышает тысяча двести миллиардов долларов в сутки. Изменяются как масштабы, так и характер глобальных финансов. Финансовые рынки функционируют круглосуточно в реальном времени, преодолевая национальные границы; именно глобализация финансовых потоков и денежных средств в большей степени определяет ход и характер процессов мирового производства и торговли. Мобильность финансов позволяет оперативно использовать возможности для максимального экономического развития в сфере производства, торговли, научных исследований любой страны. Правительство разных стран и государственные органы не могут влиять на финансистов, вкладывающих деньги в ту или иную экономику разных стран. Административными мерами трудно удержать бегство иностранного и отечественного капитала. При нормальном развитии рынок капитала стремится в страны, где может получить максимальную прибыль, а в случае кризиса направляется в стабильные экономики. На любой фондовой бирже котируются ценные бумаги сотен иностранных компаний, соответственно инвестор, как физическое лицо, так и юридическое лицо, должен иметь возможность оценить правильность своего решения по купле-продаже ценных бумаг. Это можно сделать только на основе финансовой отчетности, изученной либо напрямую, либо через финансово-аналитические агентства и финансовую прессу.

Глобализация означает не только расширение и углубление сферы экономического взаимодействия, формирование расширяющегося транснационального сектора, но и качественные изменения. За последние десятилетия значительно расширилась наукоемкость производства.

Глобализация способствует развитию науки и новых технологий за счет интенсивного обмена и открытости границ. Однако и сама глобализация стала возможной благодаря новому уровню научно-технического и технологического развития. В становление современной глобальной системы информационные и коммуникационные технологии внесли решающий вклад. В последние годы эти технологии внедряются в повседневную жизнь практически каждого человека. Бурное развитие информационных технологий открывает огромные возможности для взаимодействия между профессиональными группами не только бухгалтеров, аудиторов и контролирующих органов, но и между отдельными людьми. Это способствует демократизации мира, ускоряет экономическое развитие. Само понятие «территория» в результате развития высоких технологий меняется. С одной стороны, расширяются пределы национальных границ, а с другой – возникают новые группы, новые формы сообществ. В свою очередь сама глобализация стимулирует дальнейшее научно-техническое и технологическое развитие, заставляет искать новые варианты концептуальных и практических решений. Информационный обмен в глобальной сети Интернет в ряде случаев оказывается ценным и значимым.

Глобализация способствовала и распространению зарождающейся ориентации экономических процессов на развитие человеческого потенциала. Сегодня сохраняется стремление в капиталистической экономике к максимальной прибыли и расширению рынка, однако набирают силу социальная тенденция гуманизации экономики и ориентация на человеческий потенциал. В настоящее время основными параметрами человеческого развития являются долголетие, образованность, включение и адаптация в трудовой деятельности и материальный уровень жизни.

Экономические и социальные измерения глобализации неразрывно связаны с процессами в социальной сфере жизнедеятельности человечества. Глобализация начинает восприниматься как новое качество взаимосвязанности и взаимозависимости человечества. Актуальным становится вопрос об институционализации, формировании системы глобального регулирования, которая наделена необходимым объемом полномочий и легитимности. Необходимо укрепление международных механизмов контроля за глобальными проблемами. Контроль выходит за рамки традиционных проблем, распространяется на экономические, социальные, экологические аспекты деятельности. И в связи с этим возникают вопросы: кто, перед кем должен отчитываться, в какой форме и на основании каких документов? На эти вопросы дает ответ учетно-аналитическая система.

Системный подход позволяет комплексно и всесторонне оценить любую деятельность системы управления на основе базисных, конкретных характеристик. Это помогает анализировать ситуации в рамках отдельно взятой системы (предприятия, холдинг, регион, страна, объединение стран), выявляет проблемы входа, процесса и выхода из системы. Системный подход позволяет эффективно принимать решения на всех уровнях глобального управления. Учетная и аналитическая информация служит для принятия управленческих и финансовых решений не только внутри организации, но и за ее пределами. Ученые разных стран мира научно разрабатывали и совершенствуют до сих пор учетно-аналитическую систему. Для раскрытия сущности этого понятия ключевым являются термины «учет» и «анализ».

Учет – отражение хозяйственной или иной деятельности организации с помощью документов и различных измерителей и мер, в том числе количественных и качественных. Учет является одной из составных частей процесса управления. Это существенная часть управления экономическими и общими процессами и объектами. Сущность учета состоит в регистрации параметров состояния объекта, сборе и накоплении сведений, отражении в учетных регистрах и ведомостях.

Бухгалтерский учет осуществляется всеми хозяйствующими субъектами всего мира. Главной его функцией является аккумуляция финансовой информации. При этом бухгалтерский учет позволяет стандартизировать отражение операций компании независимо от ее типа, а также от того, кто является пользователем информации. Основной задачей бухгалтерского учета на предприятиях, работающих в условиях рыночных отношений, является обеспечение многочисленных пользователей специфической экономической информацией. Достоверная экономическая информация помогает принимать ответственные и эффективные управляющие решения, способные самым существенным образом повлиять на будущее финансовое положение предприятия, на материальное благополучие его собственников, руководителей (менеджеров) и наемных работников, а также на величину поступления средств в государственный бюджет.

Предоставление прозрачной и полезной информации об участниках рынка и совершаемых ими сделках является необходимым условием организованного и эффективного рынка. Это одна из наиболее важных предпосылок внедрения рыночной дисциплины. Рынки, предоставленные сами себе, не могут обеспечивать достаточный уровень раскрытия информации. Как правило, рынок уравновешивает предельные выгоды и предельные издержки раскрытия дополнительной информации и конечный результат может вовсе не удовлетворять потребности участников рынка. В 1990-х гг. по мере возрастания либерализации финансового и фондового рынка общество стало активнее требовать предоставления полезной информации. В настоящее время минимальные требования к раскрытию информации определяют качество и количество информации, которую следует предоставлять участникам рынка и обществу в целом. В связи с тем что предоставление информации является необходимым условием обеспечения стабильности рынков, регулирующие органы также рассматривают качество информации как самую приоритетную характеристику. В процессе повышения уровня требований к качеству информации со стороны участников рынка и регулирующих органов хозяйствующие субъекты также начинают интересоваться улучшением своих внутренних информационных систем, что позволяет им завоевывать репутацию компаний, предоставляющих качественную информацию.

Целью финансовой отчетности является представление информации о финансовом положении (бухгалтерский баланс), финансовых результатах (отчет о финансовых результатах деятельности) и изменениях в финансовом положении (отчет о движении денежных средств) хозяйствующего субъекта.

Прозрачность финансовой отчетности достигается посредством полного раскрытия и достоверного представления полезной информации, необходимой широкому кругу пользователей при принятии ими экономических решений. Информация, раскрываемая в финансовой отчетности, должна быть достаточно легкой для интерпретации. Несмотря на то что больше информации, безусловно, лучше, чем меньше, ее предоставление стоит денег. Поэтому следует тщательно оценивать все выгоды от обеспечения большей прозрачности. Далее в монографии раскрывается важность и необходимость обеспечения транспарентности финансовой отчетности, в том числе и в условиях глобализации.

Бухгалтерская информация необходима разным группам пользователей:

– внешним (аутсайдерам): инвесторам – для принятия решений об инвестировании; кредиторам – для принятия решений об условиях выдачи кредитов и об их использовании; поставщикам – для получения информации о том, насколько кредитоспособно предприятие; обслуживающим хозяйственные субъекты банкам;

– внутренним: менеджерам разных уровней – для принятия управленческих решений; акционерам – для получения информации об использовании их капитала и принятии решений о распределении прибыли;

– служащим государственных органов: налоговых – для контроля правильности исчисления и своевременности уплаты налогов; министерств и ведомств – для регулирования деятельности государственных предприятий и организаций;

– конкурентам и др.

Общую совокупность всей учетно-аналитической информации на любом предприятии в соответствии с нуждами потребителей можно подразделить на три основные категории [46].

1. Информация, необходимая для эффективного управления предприятием. Она применяется менеджерами и служит для удовлетворения, главным образом, внутренних нужд предприятия по обеспечению текущего и оперативного управления. К такого рода информации относятся данные о величине затрат на производство и реализацию продукции, о себестоимости единицы продукции, о соотношении объема реализованной продукции, ее себестоимости и прибыли, о величине ожидаемых доходов и расходов в результате осуществления планируемых хозяйственных мероприятий, контрактов, сделок, инвестиций, прогнозирование уровня рентабельности новых видов продукции. Этот информационный поток формируется в рамках так называемого управленческого учета.

2. Информация, которая отражает текущее финансовое состояние предприятия: величину и структуру его активов и источников их образования; размер вовлеченных в оборот ресурсов и эффективность их использования; результаты хозяйственной деятельности за определенный период времени. Получение такого рода информации осуществляется в рамках так называемого финансового учета.

3. Информация, имеющая отношение к налогообложению. Традиционно она является разновидностью информации финансового учета. Однако в последнее время в силу усиливающейся важности правильного взаимоотношения с бюджетом и усложнения самой процедуры налогообложения все более ощутимой становится тенденция слияния сферы финансового учета расчетов с бюджетом по налогам и сферы налогового планирования как части информационной системы управленческого учета в самостоятельную разновидность учетной информации – налоговый учет.

Таким образом, бухгалтерский учет дает возможность разным группам пользователей получить необходимую им для принятия управленческих решений информацию.

Принципы бухгалтерского учета в странах мира существенно различаются. Эти различия обусловлены разнообразием существующих форм организации хозяйственной деятельности, а также влиянием на практику учета внешних факторов (экономических, политических, социальных, географических и др.). Можно выделить методологические, методические и организационные особенности учетных систем разных стран.

Методологические различия обусловлены разной правовой основой, сложившимися традициями, практическим опытом.

Методические различия связаны с бухгалтерской традицией, главным образом с субъективными факторами: привычками, характером профессиональной подготовки кадров и т. п.

Организационные различия в каждой стране обусловлены формами собственности, структурой управления, специализацией и концентрацией производства.

Многие специалисты классифицируют системы бухгалтерского учета и отчетности, сводя их в группы. Можно выделить кластерные группы стран с похожими культурными и экономическими ситуациями и с одинаковыми подходами к системе бухгалтерского учета и отчетности. Чаще всего выделяют следующие модели бухгалтерского учета.

1. Британско-американская модель. Основные принципы этой модели разработаны в Великобритании, США и Голландии, поэтому ее называют еще британско-американско-голландской. Эта модель функционирует в условиях развитого финансового и акционерного рынков, где большинство компаний и находит дополнительные источники финансовых ресурсов. Модель ориентирована на интересы средних и мелких акционеров-инвесторов. Методология бухгалтерского учета определяется независимым профессиональным сообществом, после чего учетные стандарты утверждаются законодательно и их соблюдение является обязательным. То есть применяется профессиональное регулирование бухгалтерского учета, а не его прямое государственное регулирование. Основной принцип учета сформулирован как «достоверная и объективная информация». Эта модель считается наиболее либеральной и наименее консервативной, так как содержит альтернативные варианты оценки и учета. Выбранные предприятием варианты оформляются ими в виде учетной политики. Планы счетов являются профессиональными, т. е. разрабатываются предприятиями самостоятельно. Общепринятым является признание высокого уровня профессиональной подготовки бухгалтеров этих стран.

Эта модель учета применяется в Австралии, Великобритании, Венесуэле, Гонконге, Израиле, Индии, Индонезии, Ирландии, Канаде, Пакистане, США, ЮАР и других странах.

2. Континентальная модель. Она в основном характерна для стран Европы и большинства франкоязычных стран Африки. Модель ориентирована на банки и налоговые правила государства, которые в основном и удовлетворяют потребности компаний в финансировании. В этой модели бухгалтерский учет регламентируется законодательно, но в альтернативных вариантах оценки и с унифицированным планом счетов, хотя в ряде стран применяются профессиональные планы счетов. Модель отличается консервативностью. Учетная практика направлена на удовлетворение требований правительства, особенно в отношении налогообложения в соответствии с национальным макроэкономическим планом. Ориентация на управленческие запросы кредиторов не является приоритетной задачей учета.

Данная модель применяется в Австрии, Алжире, Бельгии, Греции, Дании, Испании, Италии, Камеруне, Марокко, Норвегии, Франции, Германии, Швейцарии, Швеции, Японии и других странах.

3. Южноамериканская модель ориентирована исключительно на налоговые правила. Основное ее отличие – корректировка учетных данных на темпы инфляции. Методология учета законодательно унифицирована. Учет в целом ориентирован на потребности государственных плановых органов. Информация, необходимая для контроля за исполнением налоговых предписаний, хорошо отражается в учете и отчетности.

Южноамериканскую модель используют в Аргентине, Бразилии, Боливии, Гайане, Парагвае, Перу, Уругвае, Чили и Эквадоре.

4. Исламская модель развивается под огромным влиянием богословских идей и имеет ряд особенностей. Она не представлена официальной финансовой отчетностью и работами по теории учета. Она никем не освещена и не обобщена. Но можно отметить некоторые ее особенности. Например, запрещается получение финансовых дивидендов ради собственно дивидендов; при оценке активов и обязательств компаний предпочтение отдается рыночным ценам.

5. Интернациональная модель. Необходимость разработки этой модели вытекает из потребности в международной согласованности учета, прежде всего в интересах транснациональных корпораций и иностранных участников международных валютных рынков [83].

В условиях глобализации экономики, создания региональных экономических пространств (Единый рынок в Европе, НАФТА на американском континенте), расширения инвестиционных возможностей, развития международных финансовых рынков, бурных процессов в области информационных технологий все большее значение приобретает необходимость унификации бухгалтерского учета. Развитие бизнеса, сопровождающееся возрастанием роли международной интеграции в сфере экономики, предъявляет определенные требования к единообразию и понятности применяемых в разных странах принципов формирования алгоритмов исчисления прибыли, налогооблагаемой базы, условий инвестирования и капитализации заработанных средств и т. п. В последнее время с учетом широкого внедрения современных коммуникационных технологий требования к единообразному толкованию финансовой отчетности компаний возросли еще больше.

В настоящее время в решении проблемы унификации бухгалтерского учета наибольшую известность получили два подхода: гармонизация и стандартизация.

Идея гармонизации различных систем бухгалтерского учета реализуется в рамках Европейского союза (ЕС). Суть ее заключается в том, что в каждой стране может существовать своя модель учета и система стандартов, ее регулирующих. Главное, чтобы эти стандарты не противоречили аналогичным стандартам в странах – членах сообщества, т. е. находились в относительной «гармонии» друг с другом. Работа в этом направлении ведется с 1961 г. В целях формирования концепции развития учета в странах ЕС была сформирована исследовательская группа по проблемам бухгалтерского учета. Ее деятельность рассматривалась как составная часть программы гармонизации национальных версий закона о компаниях. Результаты этой работы – издававшиеся от имени Совета ЕС директивы, которые утверждаются национальным законодательством стран – членов ЕС, призванные упорядочить и гармонизировать финансовую отчетность компаний. При этом следует подчеркнуть, что директивы ЕС в целом основаны на континентальной (в основном немецкой) системе бухгалтерского учета и отчетности, но испытывают влияние британской, а сейчас и американской.

В настоящее время в ЕС действуют различные правила составления финансовой отчетности, в основе которых лежат национальные стандарты стран – членов ЕС. Существующие противоречия устраняются путем проведения соответствующих реформ, что способствует формированию единого рынка капитала в ЕС.

Гармонизация различных систем бухгалтерского учета гораздо более длительный процесс, чем процесс стандартизации, в результате которого национальные стандарты бухгалтерского учета приводятся в соответствие с международными.

Идея стандартизации учетных процедур реализуется в рамках унификации учета. Суть работы заключается в разработке унифицированного набора стандартов, применимых к любой ситуации в любой стране, в силу чего отпадает необходимость создания национальных стандартов. То есть стандартизация предполагает разработку унифицированного набора стандартов учетных процедур, применимых в любой стране.

Международные стандарты унифицируют следующие требования бухгалтерского учета:

– содержание отчетности;

– критерии внесения в отчетность разных ее элементов;

– правила оценки элементов отчетности;

– объем предоставляемой в отчетности информации.

При этом международная стандартизация бухгалтерского учета и отчетности не ограничивается только задачами унификации и единообразия формирования отчетной информации предприятий, находящихся в различных странах, но и предусматривает увязку форм и методов текущего бухгалтерского учета.

Следование международным стандартам отчетности позволяет достичь ее большей корректности за счет единства требований к составлению. Единые требования уменьшают искажения и произвольность, которые могут быть связаны с акцентом на несущественных подробностях, произвольной оценкой отчетных статей, избирательным отношением к содержанию и видам отчетов, намеренной фальсификацией информации. Кроме того, представление национальных экономик в международных статистических справочниках должно быть сопоставимым в пределах общепризнанных альтернативных вариантов, что придает международным стандартам государственную значимость.

Международная стандартизация учета в полной мере отвечает интересам транснациональных компаний. Деятельность транснациональных компаний охватывает интересы инвесторов многих стран, поэтому их отчетность ориентируется на международные стандарты. Для них приоритет какой-либо национальной учетной системы может привести к невозможности объективной оценки эффективности инвестиций.

В последние годы между гармонизацией и стандартизацией наблюдается значительное сближение.

В рамках единого системного бухгалтерского учета принято выделять финансовый и управленческий бухгалтерский учет. Эти два вида учета близки друг к другу настолько, что если учет в целом можно назвать языком бизнеса, то финансовый и управленческий учет можно назвать диалектами этого языка.

Термин «анализ» происходит от греческого слова «расчленяю», «разделяю». В узком смысле слова анализ представляет собой расчленение предмета на отдельные составляющие части и элементы для изучения их как частей общего и целого. Системный подход к изучению экономических и общих природных явлений – это комплексное изучение экономики как единого целого с позиции системного анализа. Реальное положение дел отражает двойственность ситуации, поскольку различают анализ существующих систем и конструирование, синтез систем для достижения определенных целей. Анализ и синтез неразрывно и тесно связаны.

Теория анализа предполагает, чтобы синтезировать многообразие подходов к анализу и оценке финансово-экономического состояния предприятия, его организационного строения и системы управления, необходима диагностика.

Диагностика в управлении устойчивым развитием призвана распознавать институционально-нормативную «среду» предприятия и служить основой для принятия управленческих решений, направленных на повышение финансовой, организационной, производственной и рыночной устойчивости хозяйственной системы. Это также одна из задач учетно-аналитической системы.

Необходимо рассмотреть в целях повышения эффективности управления устойчивостью хозяйственной системы идентификацию уровня рефлективности системы структурообразующим элементам ее организации, что должно быть принято за основу функциональной диагностики. Логическая модель процесса диагностики в учетно-аналитической системе показана на рис. 1.

Диагностика как способ распознавания состояния социально-экономической системы посредством реализации комплекса исследовательских процедур и выявления в них слабых звеньев и узких мест относится к методам косвенных измерений. Элементы социально-экономических систем, свойства которых подлежат определению, обычно недоступны для непосредственного наблюдения и измерения. Поэтому следует измерять не их параметры, а параметры процессов, порождаемых элементами этих систем и доступных для измерений.

Однако для более полной оценки и определения реального финансово-хозяйственного положения предприятия в условиях глобализации недостаточно использования только традиционных методов. Существует в учетно-аналитической системе еще как минимум четыре технологии, которые могут помочь руководителю в решении этой проблемы:

– PEST-анализ;

– SWOT-анализ;

– познавательно-целевая технология (когнитивная технология);

– технология многокритериального оценивания ситуации (рис. 2).

Рис. 1. Логическая модель процесса диагностики в учетно-аналитической системе

Рис. 2. Порядок применения технологий оценки реального финансово-хозяйственного положения предприятия

Интегрированное использование перечисленных технологий позволит руководителю предприятия более качественно и полно оценить финансовое положение предприятия, определить «узкие» места в его деятельности и методы, которыми оно может воспользоваться для преодоления возможных проблем. С помощью технологий можно получить примерные сценарии решения сложных ситуаций и выбрать наиболее рациональный.

РEST-анализ является методом структуризации знаний, позволяющий оценить собранную информацию. PEST-анализ (policy, economy, society, technology) выделяет четыре основные группы факторов, посредством которых анализируются политический, экономический, социальный и технологический аспекты внешней среды вокруг исследуемого предприятия (рис. 3). Помимо этого учитывается специфика предприятия.


Рис. 3. Структура PEST-анализа

Целью такого анализа является определение наиболее существенных (базисных) факторов, характеризующих деятельность предприятия, установление качественных или причинно-следственных связей между ними. Базу данных этих факторов формирует в первую очередь финансово-отчетная документация предприятия – баланс и отчет о прибылях и убытках.

Прежде всего финансовые аналитики стараются получить актуальные для рассмотрения факторы и сведения, обладающие наивысшей степенью информативности. При рассмотрении необходимо также учитывать различные параметры, характеризующие состояние предприятия. Выбираются те финансовые показатели, из которых, по мнению аналитиков, можно извлечь максимум полезной информации, а выявленные соотношения между отдельными факторами позволят в дальнейшем оценить характер и эффективность финансовой деятельности предприятия, обнаружить его сильные и слабые стороны, реальные возможности.

Для каждого предприятия существует свой индивидуальный набор ключевых факторов, который наиболее существенным образом влияет на него. Анализ каждого фактора проводится системно, так как все факторы взаимосвязаны, и любое значимое изменение любого фактора влияет на всю цепочку. Такое изменение может стать или угрозой развитию предприятия, или, наоборот, новой возможностью его будущего успешного развития.

Примерный перечень выделенных факторов, характеризующих социально-экономическое, финансовое положение предприятия, представлен в табл. 1.

Таблица 1

Перечень факторов, выделенных в результате PEST-анализа

Под SWOT-анализом (Strengths – сильные стороны, Weaknesses – недостатки, слабые стороны, Opportunities – возможности, Threats – угрозы) понимаются исследования, направленные на определение сильных и слабых сторон деятельности предприятия, оценку его возможностей и потенциальных угроз со стороны внешнего окружения (среды).


При анализе возможностей могут рассматриваться факторы, оказывающие благоприятное воздействие на развитие предприятия (в частности, высокий спрос на продукцию, производимую предприятием, возможность привлечения инвесторов, обеспеченность финансовыми ресурсами, поддержка со стороны местных органов власти и т. д.). В то же время оцениваются угрозы – как факторы, под влиянием которых ему может быть нанесен ущерб (например, неплатежеспособность потребителей, высокий уровень налогообложения, высокая конкуренция на рынке продукции, высокий процент коммерческого кредита и т. д.).

При проведении анализа руководитель, как правило, использует мнение аналитиков, экспертов, хорошо разбирающихся в специфике всех процессов, происходящих на предприятии и за его пределами.

На следующем шаге SWOT-анализа выявляются факторы, которые характеризуют сильные и слабые стороны деятельности предприятия. К сильным сторонам могут относиться: увеличение прибыли, использование современного оборудования, рост производительности труда, отсутствие просроченных задолженностей; к слабым сторонам – недостаток квалифицированных рабочих, задержки по выплате заработной платы, ухудшение условий труда, изношенность оборудования.

После выявления факторов, характеризующих возможности и угрозы, сильные и слабые стороны предприятия, аналитики должны рассмотреть всевозможные сочетания сильных сторон с угрозами и возможностями, а также слабых сторон с возможностями и угрозами. После этого на фоне глобализации экономических процессов формируется проблемное поле исследуемой ситуации на предприятии. Для получения этих полей выбранные факторы в рамках учетно-аналитической системы необходимо свести в матрицу «окно возможностей» (табл. 2).

Проблемным полем можно назвать совокупность проблем, которые существуют на предприятии, во взаимодействии друг с другом и с внешними и внутренними факторами. Существует много способов выявления проблемных полей, и почти все они начинаются с лингвистической оценки сочетания факторов, характеризующих сильные и слабые стороны, возможности и угрозы. На пересечении строк и столбцов ставится лингвистическая оценка значимости данного сочетания угроз или возможностей и сильных или слабых сторон.

Таблица 2

«Окно возможностей» на примере выделенных факторов SWOT-анализа

Такой анализ позволяет руководителю предприятия определить, насколько существенны и важны сильные и слабые стороны, возможности и угрозы для предприятия. Сформулированные проблемы оцениваются с использованием экспертных оценок, и исходя из этого для каждого сегмента «окна возможностей» вырабатывается стратегия достижения целей.


Познавательно-целевая технология. Для поддержки принятия решений используется традиционное познавательное (когнитивное) моделирование. Его основная идея заключается в построении модели, а точнее познавательно-целевой карты.

Познавательно-целевая карта представляет собой причинно-следственную сеть. Для решения задач познавательного моделирования осуществляется поиск взаимовлияния факторов. В результате проведения всех необходимых математических процедур определяются вектор состояний при заданном векторе управления (прямая задача) и множество начальных векторов управляющих факторов при заданном нечетком векторе (обратная задача).

Применение познавательно-целевой технологии позволяет руководителю предприятия получить наглядную информацию о реальном положении дел на предприятии и, как следствие, оценить степень достижимости поставленных целей, сформировать «вектор целей» (совокупность целевых факторов), сгенерировать множество сценариев (на основе проблем, выделенных в SWOT-анализе) для решения проблем.

Технология многокритериального оценивания ситуации. При принятии управленческих решений и прогнозировании возможных результатов руководитель обычно имеет дело со сложной системой взаимосвязанных факторов (финансы, ресурсы, цели и т. д.), которую нужно проанализировать.

Технология многокритериального оценивания ситуации (принятия решения) может быть сформулирована следующим образом. Имеется множество сценариев (полученных после познавательного моделирования), реализация каждого сценария приводит к наступлению вполне определенных последствий. Анализ и оценивание последствий по набору факторов (определенных в PEST-анализе) характеризуют каждый сценарий, поэтому необходимо изучить предпочтения аналитиков предприятия, построить модель выбора рационального сценария, т. е. выбора такого сценария, реализация которого приведет к наиболее желательным последствиям.

Иерархическое воспроизведение проблемы, стоящей перед руководителем, предусматривает отбор, анализ и систематизацию факторов внешней и внутренней среды, по которым можно судить об изменениях сложившейся ситуации. При этом для решаемой проблемы следует определить набор базисных факторов.

Факторы (критерии, которые будут характеризовать предложенные сценарии для решения проблемных ситуаций) определяются на основе структуризации знаний о внешней среде (политической, социально-экономической и др.) с применением PEST-анализа. Причем следует учитывать, что для каждого конкретного случая существует индивидуальный набор ключевых факторов, которые наиболее полно влияют на исходную проблему, а также характеризуют сложившуюся ситуацию.

В реальной ситуации все факторы взаимосвязаны, поэтому анализ каждого выделенного фактора проводится с учетом влияющих на него факторов.

При определении факторов также необходимо учитывать, что для решения проблемы формируется рабочая модель внешней среды, в основе которой лежат факторы внешней среды.

В процессе анализа проблемы сформировавшаяся модель внешней среды на этапе познавательного моделирования преобразуется в иерархическую структуру. Структура представляет собой дерево, в котором вершиной является рациональный сценарий, выбранный для решения исходной проблемы (глобальная цель), на следующем уровне присутствуют факторы и описание сложившихся между ними взаимовлияний, ниже могут размещаться подфакторы, а на нижнем уровне – сценарии, предложенные для решения исходной проблемы.

Проблема может быть определенным образом структурирована по иерархическим уровням:

1) верхний нацелен на выбор наилучшего из предложенных сценариев, при реализации которого решается проблема, стоящая перед руководителем;

2) второй содержит факторы, которые характеризуют предложенные сценарии;

3) последний содержит предлагаемые для выбора сценарии.

Примерная иерархия сценариев в условиях глобализации представлена на рис. 4.

Иерархическое представление проблемы используется для того, чтобы узнать, каким образом меняются приоритеты верхнего уровня (факторы, характеризующие каждый из предложенных сценариев) на приоритеты элементов нижнего уровня (сгенерированные после когнитивного моделирования сценарии).

Итак, при решении проблемы, стоящей перед руководителем предприятия, важным моментом являлся процесс принятия решения, включающий: PEST-анализ; SWOT-анализ; познавательно-целевое моделирование; выбор одного из сгенерированных сценариев. В результате моделирования учетно-аналитическая система предлагает руководителю рациональный сценарий для решения стоящей перед ним проблемы.

Опираясь на проведенные исследования и анализ имеющихся работ, посвященных проблемам учетно-аналитической системы и диагностики [34], можно сделать вывод о том, что роль учетно-аналитической системы в условиях глобализации возрастает и основные задачи в управлении устойчивостью хозяйственных систем это:

– исследование и учет базовых показателей хозяйственной деятельности социально-экономической системы;


Рис. 4. Иерархическое представление проблемы в рамках учетно-аналитической системы

– всесторонний анализ влияния внутренних и внешних факторов на финансово-экономическое и технико-технологическое состояние предприятия;

– экспертная оценка разработанных мероприятий, перспектив финансового оздоровления и превентивной санации и достижения целей прогнозирования;

– постижение количественно неопределенных и качественно «сверхсложных» уровней экономической организации фирмы, которые С. Бир обозначает терминами «метасистема», «гомеостазис» и «энтелехия» организации [9], а Б. Райан – термином «этический мир». Метасистемные уровни и качества социально-экономических систем обусловливают потребность в диагностике как специфическом способе получения и использования информации.

С. Бир, исследующий информационные приложения принципа неопределенности В. Гейзенберга к деятельности фирмы, полагает, что человеческий мозг и «мозг» фирмы одинаково решают основную проблему управления растущим разнообразием среды. Предлагаемый способ решения заключен в создании организации. Очевидно, принцип неопределенности, согласно которому осуществляется передача информации, связь и управление в любой системе, указывает на предел точности измерения, энергии внутрисистемного взаимодействия, и любая попытка, ведущая к улучшению точности измерения, приводит к изменению самого объекта измерения и необратимому искажению информации. В ситуации высокой точности измерений всегда существует искажающее влияние субъекта измерений – человека.

При этом существует совокупность традиционных методов анализа, позволяющих с высокой достоверностью в краткосрочном периоде осуществить оценку финансовой устойчивости системы. Учетно-аналитические исследования представляют собой процесс исследования финансового состояния и основных результатов финансовой деятельности предприятия с целью выявления резервов, повышения его рыночной стоимости и обеспечения эффективного развития в условиях глобализации.

Проявлением процесса глобализации в учетно-аналитической системе является разработка, а впоследствии применение в большинстве странах мира международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). МСФО рассматривается как необходимое условие увеличение потока капитала из развитых стран в отсталые в экономическом развитии страны, развивающиеся, а также более эффективное распределение ресурсов. Исследованию этого вопроса посвящены последующие главы монографии.

Сегодня учетно-аналитическая система, используя достижения других наук и современных технических средств, претерпевает новый этап развития. Важным направлением развития в совершенствовании теории и методологии учетно-аналитических аспектов является конвергенция с современными экономическими теориями. Решая задачи экономической теории, необходимо развивать науку о бухгалтерском учете, отчетности, экономическом анализе, контроле, ревизии и аудите.

1.2. Признание общецивилизационной значимости трудовых прав и смещение ценностных приоритетов в содержании трудовых прав в сферу обеспечения всестороннего развития личности

В настоящее время из-за различий в понимании общей методологии исследований и частных концепций развития систем управления различными сферами хозяйственной практики продолжает оставаться дискуссионным целый ряд актуальных вопросов: какие принципы должны быть положены в основу системы, какой она должна быть по составу функциональных элементов, по взаимосвязям их между собой и в своей совокупности с внешней экономической среды (рыночные тенденции, корректировки правовых основ реализации на практике государственной политики в сфере экономики, финансов, налогов, кредита, страховании и т. д.). Современная практика информационного обеспечения целей стратегического управления испытывает острую потребность в методологически точной терминологии и четко сформулированной концепции, в основе которой заложены принципы адаптации информации их различных информационных систем и прикладная модель их реализации в условиях реальной практики. За последние три года проблеме системного построения информационных потоков, генерируемых различными носителями информации, и поиску моделей их адаптации к конкретной управляемой среде посвящено более десятка докторских диссертаций. Изучение этих работ показало, что в каждой из них приводится чисто субъективное видение авторами содержания информационной системы для управления бизнесом, ее функций и целей. В некоторых работах содержатся явно спорные утверждения. В частности, многие авторы в обосновании тех или иных конструкций управления информацией, называемых ими по-разному: «учетно-аналитическая система», «учетно-контрольная система», «система учетно-аналитического обеспечения управления» и т. д., характеризуют их как объективные экономические категории. Согласно методологии научных исследований, для того чтобы считать любой познаваемый предмет объективной экономической категорией, будь то система или другой предмет познания, ему должны быть присущи три базовых признака категориальности. На основе изучения классических трудов отечественных методологов, посвященных системному познанию окружающих явлений для управления ими (бизнес, организационные структуры, стратегии, товарообменные отношения, хозяйственные сделки и т. д.), можно сформулировать три признака идентификации объективной экономической категории:

1) объективность. Категориальная сущность системы существует в силу объективных причин, не может исчезнуть по субъективной воле индивидуумов или их сообщества, она содержательна по функциональному предназначению (существует для чего-либо определенного и общественно значимого), как правило, результативна и обязательно ориентирована на конкретную цель;

2) восприимчивость к новациям без потери объективности. Субъект управления может корректировать вектор развития системы при условии фундаментальных на то причин. От корректировок система должна приобретать только улучшения, становиться функционально более результативной. Следовательно, все новации должны быть научно обоснованными и экономически целесообразными;

3) наличие причинно-следственных (прямых и обратных) взаимосвязей между двумя первыми признаками категориальности. Это означает, что исправление тех или иных функциональных проявлений системы или ее отдельных элементов посредством грубой субъективной коррекции недопустимо. Разрыв связи категориальной сущности экономической системы с окружающей средой наносит ей непоправимый ущерб. Собственно тот же эффект наблюдается, когда экономическая система долго остается в неизменном состоянии, т. е. содержание ее функциональной структуры элементов не отвечает запросам окружающей социально-экономической среды.

При отсутствии любого из трех признаков никакая системная конструкция не может считаться объективной экономической категорией. Данный постулат применим практически к любой экономической системе, субъект хозяйствования или его система управления бизнесом, в которую входят множество подсистем организационного, информационного предназначения (например, бухгалтерский учет, финансовый анализ, контроль и т. п.). Роль каждой из них проявляется в кругообороте носителей стоимости (производство, обмен, купля-продажа и т. д.) как создание новой стоимости.

Для методологии бухгалтерского учета, а также для их прикладных моделей формирования информационных потоков и управления ими большое значение имеет следующее обстоятельство. Восприятие относительно самостоятельных по функциям подсистем: учет, анализ, контроль и формирование отчетности как органичного комплекса причинно-следственных связей между генерируемыми ими информационными потоками (единая система), дает основание считать этот комплекс объективно необходимой системой категориального свойства. Подтверждений этому несколько, и все они основаны на трех признаках категориальности. Во-первых, данный системный комплекс носителей информации объективно необходим для управления стоимостью бизнеса на новой информационной платформе (массив релевантной информации). Преемственность базовой основы здесь выдержана, это – постулаты учета, анализа, контроля и отчетности. Во-вторых, функционирование этого системного комплекса (содержание элементов и их взаимосвязи) подчиняется действию объективных экономических законов (конкуренции, собственности, стоимости и др.). В этом проявляется второй признак категориальности, когда под воздействием внутренних и внешних факторов в модель функционирования этого системного комплекса вносятся коррективы, не изменяя его объективной сущности. Неразрывность связи объективного и субъективного в основе развития такого системного комплекса есть третий признак категориальности, т. е. наличие тесной причинно-следственной зависимости между его объективным основанием и научно обоснованными обновлениями его связи с условиями реальной практики без кардинальной ломки сущностной основы. К сожалению, история свидетельствует о непоправимых трансформациях, которым подвергались многие объективные экономические системы управления хозяйственными процессами. История развития бухгалтерского учета также изобилует примерами, когда реформаторы наносили непоправимый ущерб их категориальной сущности (парадигме). Законодательные акты регулирования правил учета, анализа, контроля, составления отчетности принимались в угоду существующих в тот или иной период идеологических догм. История свидетельствует и о таких фактах, когда из-за непрофессионализма инициаторов законодательных поправок принимаемые нормы становились тормозом развития бухгалтерской науки и практики, равно как и других сфер научного знания и хозяйствования. В течение последнего десятилетия система бухгалтерского учета подверглась коренному реформированию. По свидетельству видных ученых-теоретиков и экспертов бухгалтерской практики многие результаты преобразований принципов и моделей учетных процессов не в полной мере отвечают запросам экономической среды и финансовым интересам собственников.

С позиции системности научного знания выдающийся российский ученый Я. В. Соколов, пожалуй, единственный, кто изначально развивал методологию бухгалтерского учета, опираясь на философские труды Евклида, Платона, Аристотеля, Канта, Спинозы, Лейбница, Шеллинга и Гегеля и других мыслителей. Описывая методологию бухгалтерской науки, Я. В. Соколов использовал идеи системности знания, приверженцами которых были эти философы. Это подчеркивает необходимость использования принципа историзма или диалектики экономического роста и их детерминированности факторами окружающей среды при реформации тех или иных систем управления хозяйственные процессами в интересах субъектов. Это говорит о том, что изобретение всякого новейшего элемента и его встраивание в действующую систему должно осуществляться с учетом опыта «прошлой жизни» системы с экстраполяцией результатов изменений на ее будущую «жизнь».

Многие ученые, посвящающие свои исследования методологическим проблемам системной организации процесса информационного обеспечения стратегического управления, предлагают раскрывать суть информационной системы для управления в широком и узком смыслах. «В широком смысле информационная система есть совокупность технического, программного и организационного обеспечения, а также персонала, предназначенная для того, чтобы своевременно обеспечивать надлежащих людей надлежащей информацией» [77]. По их мнению, в широком смысле понятие «информационная система» трактует Федеральный закон от 27 июня 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» как «совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку посредством информационных технологий и технических средств». Информационные системы в узком смысле рассматриваются как программно-аппаратные «конструкции», предназначенные для автоматизации действий бухгалтеров, менеджеров и других пользователей информации. Это действительно так, однако очевидность этих разных смыслов лежит на поверхности, и нет необходимости углубляться в дискуссию о масштабности смысла информационной системы. Тем более что любая экономическая система, функционирующая в реальных условиях управления и хозяйствования, наполнена информацией, которая в век информационных технологий оцифровывается и предается по беспроводным носителям адресатам по их требованию. Следовательно, в этом отношении все смыслы информационной системы едины: и «широкие», и «узкие».

В отношении предметности характеризуемых понятий необходимо отметить еще одно спорное словосочетание, которое часто методологи учета приводят, обращаясь к поиску решения проблемы использования учетной, контрольной и аналитической информации в целях управления бизнесом – «информационное обеспечение управления». Попытки дать этому понятию научно обоснованное определение обязательно сопровождаются оговорками: «оно представляет собой сложный динамичный комплексный процесс, обеспечивающий удовлетворение информационных потребностей управленцев и выполняет функции рационализации деятельности его аппарата» [77]. Здесь мы наблюдаем извечный спор ученых о том, с каких позиций подходить к рассмотрению самой сути управления: с системной или с процессной. Поддерживая сторонников методологии системно-процессной концепции управления стоимостью бизнеса, мы основываемся на том, что любая система функциональна, т. е. она действует на реализацию поставленной для ее цели. По мнению М. А. Вахрушиной, «информационное обеспечение – сбор, обработка и передача финансовой и нефинансовой информации, используемой менеджерами для планирования и контроля за ходом деятельности вверенных им подразделений, измерения и оценки полученных результатов [16]. Научный интерес представляет позиция современного классика финансового менеджмента И. А. Бланка, который так определяет систему информационного обеспечения: это «функциональный комплекс, обеспечивающий процесс непрерывного целенаправленного подбора соответствующих информативных показателей, необходимых для осуществления анализа, планирования и подготовки эффективных оперативных управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности предприятия» [10]. Солидаризируясь с мнением Н. Н. Хахоновой о том, что «составной частью информационного обеспечения выступает учетно-аналитическое обеспечение целей управления бизнесом», отметим, что этот автор оставил вне системы такой важнейший функционал, как внутрикорпоративный контроль. «Система бухгалтерского учета, по мнению Н. Н. Хахоновой, объединяет учетные и аналитические операции в один процесс. При этом совершенствуются как общая методология, так и нормативные положения учета и анализа для рационального использования в единой учетно-аналитической системе. Непрерывность этого процесса и использование его результатов в организации необходимы при принятии управленческих решений ее руководством» [77]. На наш взгляд, добавление в состав характеризуемой информационной системы элемента «контроль» дало бы исчерпывающее представления о более полном ее содержании и предназначении. Что, отчасти, и делает автор только при завершении свой статьи. «Мы понимаем под учетно-аналитической системой управления – систему, включающую учетную, аналитическую, оценочную и контрольные подсистемы, базирующуюся на учетной и внеучетной информации, позволяющую обеспечить необходимой информацией не только текущее, оперативное, но и стратегическое управление коммерческой организацией». В целом верное утверждение, но вопрос возникает относительно «внеучетной информации», ибо ее свойства автор не раскрывает, да и наличие ее в учетной системе даже теоретически проблематично.

Таким образом, в общепринятом смысле под социально-экономической системой понимается сложная вероятностная динамическая система, охватывающая процессы производства, обмена, распределения и потребления материальных и других благ и включающая в качестве необходимого элемента человека или группу людей. Такая система относится к классу кибернетических систем, т. е. систем управляемых. Понятие «система» как таковое является ключевым понятием кибернетики, следовательно, ее состояние моделируется при формировании стратегии развития. Общепринятое определение понятия «система» отсутствует. В научной литературе используется, как правило, следующая формулировка: система – это комплекс взаимосвязанных элементов между собой, а в своей совокупности – с внешней средой. Взаимосвязанное множество элементов, т. е. система должна отвечать следующим фундаментальным принципам:

а) быть целостной, т. е. принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов;

б) быть целеориентированной и функционально заданной;

в) вписываться в окружающую среду, воспринимать импульсы этой среды и самонастраиваться под изменения включением внутренних регуляторов (комплекс управленческих решений);

г) включать в свой состав части (подсистемы), способные к относительно самостоятельному функционированию. Применительно к компании такими частями являются отдельные ее бизнес-структуры (подразделения на местах). Важно отметить, что все эти фундаментальные принципы присущи системному комплексу «бухгалтерский учет, анализ, контроль и отчетность», который функционирует в составе более крупной надсистемы (система стратегического управления), включающая в свою очередь в еще более крупную систему, которая, приобретая юридический статус (разные организационно-правовые формы) функционирует как компания, холдинг и другие системные образования. Компания в своем развитии как социально-экономическая система хотя и подвержена действию закона цикличности (зарождение, восхождение к успеху, развитие и угасание бизнеса), постоянно руководствуется определенной стратегией развития своего ресурсного потенциала (производственно-технологического, финансового, кадрового и др.). В формировании такой стратегии основополагающую роль играет информация из внешних (статистические сборники, Интернет, печатные издания и т. д.) и внутренних источников (учетные регистры и отчетность различного предназначения). Компании разных сфер экономики относятся к разряду социально-экономических систем, находящихся на микро- и мезоуровнях экономического пространства государства. Хорошо структурированный бизнес компании согласно методологии систем, т. е. развивающийся в системе четких и результативных причинно-следственных связей между субъектами и объектами управления в прямой и обратной последовательности воздействий, также следует считать особой социально-экономической системой. Для результативного функционирования такой системы необходимо постоянно совершенствовать механизм управления, поскольку компания – это «живой организм», состояние которого определяется внешними воздействиями и внутренними интересами собственников и администрации. Внутри компании как «большой» социально-экономической системы функционируют малые системы (подсистемы), одной из которых как раз и является подсистема информационного обеспечения управления. Ее фундамент формируется из множества информационных потоков, генерируемых еще более специализированными, органично связанными между собой подсистемами управления: бухгалтерским учетом, экономическим анализом, внутрикорпоративным контролем и др. Следовательно, в целях обеспечения результативного управления стоимостью бизнеса компании, помимо развития управленческой парадигмы (углубление связей между системами, находящимися в строго иерархическом пирамидальном построении и взаимозависимости), необходимо развивать учетную парадигму в направлении поиска принципиальных улучшений не только методов формирования «исторической» информации, но и методов ее модификации в релевантную информацию для целей управления стоимостью бизнеса в рамках финансовой стратегии. Следовательно, развитие учета, анализа, контроля и отчетности как органичного комплекса информационного обеспечения потребностей финансового менеджмента лежит в плоскости функциональной согласованности всех его слагаемых.

Методологически полное представление о целевом предназначении любой информационно-экономической системы дают ее функции – теоретически постулируемые свойства системы, которые предположительно должны давать практике положительный импульс к развитию. Системе «Бухгалтерский учет» также предписаны определенные функции, реализация которых на практике определяет результативность учетных действий (генерирование достоверной информации о фактах хозяйственной жизни, обеспечение ее широкой адресности и способствование результативному управлению этой жизнью).

Система «Бухгалтерский учет» наделяется самым широким набором функций, под каждую авторы подводят собственную базу обоснований. Как известно, функции любой экономический системы отвечают на вопрос: «Что делает эта система или для чего она предназначена?». Не углубляясь в теорию данного вопроса, отметим, что подавляющее большинство методологов учета главными считают три функции: информационная, аналитическая и контрольная. На наш взгляд, аналитическая и контрольная функции, несомненно, присущи системе бухгалтерского учета, разумеется, со своей спецификой, поскольку аналитика и контроль присутствуют и в менеджменте, и в статистике, и в других системах управления хозяйственной жизнью. Наше суждение относительно информационной функции не столь однозначное. Информация присутствует везде: и контроль информационен, а тем более информационен экономический анализ по всем его направлениям (анализ финансовой состоятельности, кредитоспособности и т. д.). Можно полагать, что третьей функцией системы «Бухгалтерский учет» является функция стоимостного измерения (оценки) результатов кругооборота ресурсов экономического субъекта в денежном измерении. Именно оценка является собственно учетной функцией (зафиксировать в соответствующей оценке все изменения носителей стоимости в процессе их кругооборота).

Широкий разброс мнений относительно содержания системы «Бухгалтерский учет», ее функций, обособление от нее экзотических видов учета, как, например, стратегический учет, а также отсутствие концепций комплексного развития аналитической и контрольной функций этой системы – все это объясняет многозначность и противоречивость суждений ученых и практиков решения важнейшего вопроса, какой по содержанию и функциям должна быть система информационного обеспечения управленческих целей.

На наш взгляд, использование в научном обороте словосочетаний «учетно-контрольная система», «учетно-аналитическая система», «система информационного обеспечения управления бизнесом» и других аналогичных им терминов, уже само по себе несет информацию об их функциональном предназначении. Их главная функция заключается в обеспечении пользователя особой, отличающейся от «исторической», информацией для реализации ими конкретных целей стратегического характера. Объединяет все эти системы то, что они всегда включены в контур классической системы управления экономическими явлениями, процессами или специализированными подсистемами, также структурированными под различные цели. Содержание такой классической системы, согласно теории управления, представляют функциональные блоки: организация, планирование, учет и анализ, контроль, координация и регулирование. Такое методологическое основание должно быть заложено и в методологию информационной системы стратегического управления, которая может быть определена как «учетно-контрольная и аналитико-оценочная система обеспечения управленческих целей релевантной информацией». На наш взгляд, для разработки концепции финансовой стратегии на основе релевантной информации и ее поэтапной реализации требуется особый информационно-обеспечительный механизм, отражающий специфику развития различных сфер экономической и финансовой деятельности субъектов хозяйствования (организационно-правовая форма, масштаб, резидентство, территориальное рассредоточение, публичность и др.). Название такого механизма, как «информационно-обеспечительный» предопределено тем, что любая экономическая система существует для реализации той или иной цели, на это направлены ее функции. Теоретическое содержание информационной системы отражают ее функции, а на практике они реализуются посредством элементов функционального механизма, представляющих собой набор определенных процессуальных действий, описываемых соответствующими методиками их последовательного выполнения.

В исследованиях сложных организационных систем И. Т. Балабанова, В. Н. Буркова, Т. А. Владимировой, Г. Т. Звягенцева, Ю. Б. Иванова, В. В. Кондратьева, И. А. Омельченко, А. Д. Шеремета, Р. С. Сайфулина, О. В. Федорович и других ученых весь комплекс задач, возникающих при формировании и управлении развитием организационно-экономических систем, подразделен на задачи, непосредственно связанные с изучением динамики свойств самого механизма развития или функционирования или его отдельных элементов, и на задачи формирования организационно-экономического механизма с заранее заданными параметрами и свойствами. Задачи первого рода направлены на выбор и обоснование ряда транспарентных показателей, с максимальной объективностью отражающих процессы рационального (оптимального) функционирования механизма. Конкретный набор показателей обусловлен целями мониторинга его результатов и затратами на построение моделей их оценки. Смысл данного понятия под иным названием используется нами как функционал, переводящий в практическую плоскость конкретных действий концептуальное содержание учетно-контрольную и аналитико-оценочную системы посредством комплекса методик обеспечения релевантной информацией целей управления стоимостью бизнеса в рамках финансовой стратегии. Для реализации своих функций любой информационно-экономической системе, входящей в надсистему (система управления экономическими процессами) или мегасистему (национальная экономика), необходим свой организационно-функциональный механизм, под который должна быть подведена своя методико-правовая основа. Совершенно справедливо утверждение ученых, что «под базовым механизмом организационного управления (механизмом функционирования реальных организационных систем) надо понимать достаточно сложный набор процедур, правил, положений, инструкций, регламентирующих поведение лиц, готовящих и принимающих решения на всех этапах функционирования организации» [12]. Для того чтобы эти действия совершались, необходимы носители этих действий (субъекты) и объекты, на которые эти действия были бы направлены. Далее необходимы веские мотивации для субъектов в осуществлении определенных действий в отношении управляемых объектов, а также набор правовых оснований к ним и ограничений. Все это в целом создает контур функционального механизма, выводящего любую организационно-экономическую систему из ее статического образа (описанного как теоретическая концепция) в динамическое состояние. Такой механизм присущ и предлагаемой нами учетно-контрольной и аналитико-оценочной системе обеспечения управленческих целей релевантной информацией, состав и содержание элементов которого проиллюстрированы на рис. 5. Структуру его элементов и функциональное предназначение каждого из них определяют названные блоки классической системы управления, поскольку сам механизм есть малая функционально-организационная система или подсистема в составе надсистем.


Рис. 5. Состав блоков функционального механизма системы формирования релевантной информации для стратегического управления

Общеизвестно, что механизм как практический функционал любой сложно структурированной информационной системы необходим для реализации той или иной стратегии (от экономической бизнес-стратегии до конкретной поведенческой стратегии менеджера компании). Комплексная информационная платформа управления бизнесом компании: «бухгалтерский учет ↔ экономический анализ ↔ контроль ↔ отчетность» изначально предназначена для решения как текущих, так и стратегических бизнес-задач. Однако для решения стратегических задач информация всей этой системы требует соответствующих модификаций (коэффициентных преобразований, экстраполяции, дисконтирования и др.). Объективные законы движения объектов экономической сферы (законы рынка, конкуренции, собственности, стоимости и др.) обусловливают необходимость не только постоянного поиска способов повышения информационности базовых источников (систем учета, анализа, контроля и отчетности), но и создания специализированных под конкретную цель организационно-функциональных механизмов для создания новых информационных потоков, производных от информации базовых (традиционных) источников. Для такой цели предназначен функциональный механизм учетно-контрольной и аналитико-оценочной системы, сохраняющий необходимую преемственность как в отношении методологии собственно учета, анализа, контроля и отчетности, так и в отношении методологии менеджмента. Сохраняя свойства общей системы управления (финансового менеджмента), рассматриваемый механизм представляет собой организацию процесса информационного обеспечения целей управления в рамках процессных блоков: планирование информационных потоков по содержанию, целям и адресатам (учетная политика); учет информации на входе и выходе каждого оборота носителей стоимости (ведение записей на счетах, их закрытие, сличение и оценка данных и т. д.); анализ-контроль учетной информации; формирование отчетной информации; координация содержания информационных потоков в соответствии с новыми целями менеджмента компании.

На наш взгляд, в самом общем виде системно организованный механизм информационного обеспечения управленческих целей можно представить как модель модификационных преобразований: показатели бухгалтерского учета + показатели нефинансового учета + корректировки на прогнозные коэффициенты роста стоимости (инфляция, цена за кредит, тарифы на энергоносители и другие ресурсы естественных монополий, транспортные тарифы и другие факторы), основанную на результатах финансового анализа и внутрикорпоративного контроля. В итоге получаем информацию, на основе которой разрабатывается система бюджетов компании и уже на их основе – концепт финансовой стратегии развития компании на определенный период. Для реализации стратегических ориентиров, как это представлено на рис. 1, необходима так называемая стратегия ближнего действия (поведенческая тактика менеджеров), когда выбирается то или иное действие и в определенный момент времени: исправлять ситуацию (менять условия хозяйственных договоров, методы учетной политики и др.), не вмешиваться, менять все кардинально (реорганизация бизнеса, продажа активов и др.) в конкретный момент времени.

Функциональный механизм учетно-контрольной и аналитико-оценочной системы интегрирует информацию, генерируемую его элементами, в единый массив релевантной информации для решения задач, стоящих перед этой системой. Каждый элемент такого механизма выполняет функцию модификатора информации в рамках своей компетенции, далее уже релевантная информация сводится в единый массив и используется по назначению разработчиками проектов финансовой стратегии. Заметим, что содержание всего информационного массива, равно как и методы модификации информации в каждом из блоков этого механизма, определяется целями стратегического развития бизнеса компании. Функциональные блоки механизма, информационно взаимодействуя между собой, способны встраиваться в действующую систему управления стоимостью бизнеса, адаптируясь при этом под отраслевую специфику финансово-хозяйственной деятельности компании. Тем самым методология механизма формирования релевантной информации для реализации управленческих целей раскрывается как органичный переход от теоретического постулата о возможности сближения учетной и управленческой парадигм в плоскость практических действий – разработка модели управления стоимостью бизнеса в контуре финансовой стратегии.

В состав блоков организационно-функционального механизма включены: учетная политика, гармонизирующая внешние и внутренние интересы пользователей информации; планирование/бюджетирование/оценка стоимости услуг/формирование показателей; план-фактный анализ индикативных показателей финансовой стратегии на каждом этапе ее реализации; принятие управленческих решений по результатам анализа отчетности. Такой состав блоков функционального механизма соответствует теории управления, структуре системы управления как таковой и ее функциям.

В прикладном значении содержание блоков предопределено теоретически постулируемыми принципами функционирования системы, охарактеризованными выше. Совокупность принципов функционирования учетно-контрольной и аналитико-оценочной системы и ее механизма составляют не только традиционные принципы учетной политики: непрерывность, объективность, консерватизм, конфиденциальность, но и принцип преемственности учетной и управленческой информации для достижения единой цели – обеспечение обоснованности параметров стратегического развития.

Взаимодействие элементов механизма предполагает получение массива релевантной информации, на основе которой могут разрабатываться проекты финансовой стратегии (прикладные модели решения управленческих задач или конкретные инструменты управления финансовыми потоками). На практике это выражается в сочетаемости информации, получаемой в рамках каждого блока механизма, и ее комплексного использования при разработке показателей финансовой стратегии, их координации с показателями текущей финансово-хозяйственной деятельности компании. Механизм учетно-контрольной и аналитико-оценочной системы, равно как и его базовая информационная платформа – бухгалтерский учет, анализ и контроль, подвержены влиянию внутренних и внешних факторов (изменение структуры активов компании, состава и условий взаимодействия с кредиторами, дебиторами и инвесторами, условий привлечения источников финансирования и погашения долговых обязательств и др.). При существенном воздействии таких факторов в процедуры преобразования «исторической» информации в релевантную также вносятся требуемые изменения.

Как известно, любой процесс управления информацией начинается с планирования, поэтому отправной точкой модификации информации о состоянии управляемого бизнеса является учетная политика компании. Определяя содержание учетной политики, бухгалтер-менеджер компании планирует конечные результаты бизнеса, отражаемые в публичной и внутренней отчетности. Тем самым координируются информационные потоки собственно учетного процесса и бюджетирования. Их координация на выполнения конечной цели – получение релевантной информации для управления стоимостью бизнеса осуществляется на основе углубленного финансового анализа и внутрикорпоративного контроля. На наш взгляд, прикладные модели бюджетирования позволяют преобразовывать собственно учетную информацию в релевантную, необходимую менеджменту компании для управления стоимостью бизнеса в рамках финансовой стратегии. При разработке системы бюджетов информация «снимается» с учетных регистров, преобразовывается и включается в тот или иной бюджет в зависимости от сути такой информации (бюджет движения денежных средств, бюджет налогов, бюджет инвестиций и др.). Весь процесс модификации «исторической» информации в релевантную является объектом внутрикорпоративного анализа и финансового контроля, что обеспечивает ее актуальность и достоверность.

В практике финансового менеджмента используются различные модели модификации информации, настроенные на достижение конкретной цели управления. Для модификации информации, получаемой при функционировании каждого из проиллюстрированных на рис. 1 элементов функционального механизма системы управления финансовой стратегией, унифицированной модели не существует. Следовательно, все действия по преобразованию «исторической» информации в релевантную должны быть сначала идентифицированы как относительно самостоятельные системно-процессные объекты управления. Это необходимо для выявления их особенностей при последующей разработки концепта финансовой стратегии. Для этого они должны быть сначала описаны вербально (научно обоснованная характеристика содержания, взаимосвязей и целей), а затем оформлены в качестве методических рекомендаций их практического применения. С помощью механизма (набор методик и инструментов, описывающих процессы планирования, регулирования, учета, анализа, контроля и других его функциональных блоков (элементов), в реальную практику воплощаются теоретически постулируемые принципы бухгалтерского учета и финансового менеджмента.

Результативное информационное обеспечение стратегирования бизнеса предполагает методологически верную трактовку содержания понятий «стратегия», «бизнес-стратегия», «стратегические ориентиры», «финансовая стратегия», «поведенческая стратегия» и др. В противном случае при выборе стратегии поведения или разработке стратегических ориентиров (целей) развития бизнеса в условиях реальной практики могут быть допущены существенные просчеты или выработаны ошибочные управленческие решения. В результате у акционеров, потенциальных инвесторов или работников компании формируются ошибочные представления как о текущем состоянии бизнеса, так и о выполнимости бизнес-стратегии.

В настоящее время трактовки существа названных понятий различаются. Вместе с тем сформировалось представление о двуедином смысле понятия «стратегия»: как формы поведенческих действий менеджеров и как внутрикорпоративного документа, содержащего базовые ориентиры развития бизнеса на определенную перспективу. Такие документы часто называются специалистами бизнес-стратегиями. Понимание двуединой сути понятия «стратегия» важно не только для теоретических исследований, но и для конкретной практики разработки стратегии в форме документально оформленной программы развития бизнеса на трехлетнюю или более отдаленную перспективу. Во-первых, содержание стратегии развития бизнеса должно не только быть понятным для всех заинтересованных лиц (акционеры, потенциальные инвесторы, банки и др.), но и у разработчиков должна быть уверенность, что для достижения стратегических параметров у компании достаточно финансовых ресурсов, квалифицированного кадрового персонала, технического потенциала, структура управления компании соответствует стратегическим ориентирам. Во-вторых, при разработке предметного формата стратегии (документа) важно, чтобы в компании были специалисты, поведенческие стратегии которых соответствовали не только требованиям корпоративной этики, но и способные на высокопрофессиональную поведенческую реакцию на возникающие риски, угрожающие выполнению стратегических намерений компании. В-третьих, большое значение имеет стратегия в обоих ее смыслах (и документ, и реакция) для работников бухгалтерской и финансовой служб компании. Поведенческие реакции сотрудников, за редким исключением, ориентированы на реализацию ранее выбранных стратегических целей. Исключением можно считать реорганизацию бизнеса в форме присоединения, слияния и т. д., т. е. когда данное юридическое лицо прекращает свое существование и «старая» стратегия и как документ, и как коллективное поведение сотрудников компании утрачивает свой функциональный смысл.

Многогранность термина «стратегия» отмечается многими исследователями. По нашему мнению, стратегия – это системное видение отдаленных перспектив развития сложного по масштабам, территориальному рассредоточению, методам организации управления бизнеса, обеспечивающее сбалансированность и общее направление экономического роста. Если компания обслуживает растущие рынки, а структура спроса меняется медленно, технологии изготовления и продаж услуг стабильны, то при всех этих условиях стратегия должна изменяться медленно и постепенно. Сбалансированность действий бухгалтеров и менеджеров и организационная координация их функций достигаются неформальным путем: накоплением опыта, адаптацией к внутренней и внешней экономической, социально-политической среде. Адаптация к внешним воздействиям и рискам позволяет менеджменту компании постигать принципа стратегического ориентирования на рынках товаров (услуг), труда и капитала, используя прошлый опыт и вновь приобретенные профессиональные навыки. Следовательно, процессы качественного изменения бизнеса должны наблюдаться при реализации выбранной стратегии развития хотя бы в минимальной степени, в противном случае выбранная концепция стратегии будет экономически необоснованной или просто окажется формальным актом.

Та же двойственность присуща и понятию «экономическая стратегия», «финансовая стратегия» как ее органичной части, однако постигнуть смысл и научиться управлять такими стратегиями – проблема, стоящая практически в ряду трудно разрешимых. Результативное информационное обеспечение финансового стратегирования бизнеса предполагает методологически верную трактовку содержания понятия «финансовая стратегия». В противном случае при разработке принципов и моделировании механизма реализации финансовой стратегии (источники информации, модели преобразования «исторических» показателей отчетности и другие содержательные стороны) под условия реальной практики могут быть допущены существенные просчеты, тем самым сформируются ошибочные представления о содержании финансовой стратегии, выполнимости ее параметров.

Содержательность и выполнимость стратегии является базовым ориентиром для собственников, ожидающих дивидендные выплаты, для работников компании, рассчитывающих на повышение окладов и выплату премий, а также для потенциальных инвесторов, планирующих вложение своих средств в стратегически ориентированный бизнес компании.

Финансовая стратегия определяется нами как совокупность содержательных характеристик финансово-кредитной, инвестиционной, социально-компенсационной политик экономического субъекта на текущий период, подвергнутых предметной формализации для отражения перспективных изменений ресурсного потенциала бизнеса и возможных угроз со стороны внешней экономической среды. Финансовая стратегия также понимается как комплексная система и одновременно процесс управления прироста стоимости активов и пассивов компании на основе релевантной информации, базу которой формирует учетно-контрольная и аналитико-оценочная система. В таком понимании финансовая стратегия является наиболее рискоемкой частью экономической стратегии компании, поскольку она представляет перспективы наращивания стоимости бизнеса, а, как известно, предугадать состояние денежной, кредитной и других макросистем, а тем более политики финансовых властей даже на среднесрочную перспективу практически невозможно. При определении стратегии развития стоимостных параметров бизнеса целесообразное распределение ресурсов между разными его секторами и видами вносит некоторую ясность в решение вопросов, какие тактические действия следует предпринимать, а от каких отказаться во имя реализации конечной стратегической цели. Такая аналитическая предусмотрительность в принятии управленческих решений позволяет своевременно выявить предпринимательские риски и разработать меры по их минимизации, что также может включаться в состав комплексной стратегической цели.

На практике предметная формализация финансовой стратегии (выбор диапазональных показателей1 и методов контроля их достижения) может осуществляться как посредством разработки свода письменных документов, так и графиков, диаграмм, блок-схем в электронных носителях. Преимущество таких таблиц заключается в их наглядности, позволяющей достаточно легко проводить корректировки, связанные с изменением ранее принятых ориентиров финансовой стратегии. Менеджмент компании обязан оперативно реагировать на значимые для бизнеса события окружающего мира и соответствующим образом корректировать ориентиры финансовой стратегии. Наличие такой информации позволяет проводить аналитическую оценку результатов реализации экономической стратегии (финансовой и др.), несмотря на отсутствие для этого унифицированных методик. Некоторые крупные компании в силу своей специфики хозяйствования разрабатывают собственные методики оценки, но они используются под грифом «для внутреннего пользования». Трудности формулирования качественных и количественных позиций экономической, а особенно прикладной финансовой стратегии предопределены многими причинами. Одна из них заключается в слабой заинтересованности российского менеджмента в разработках системы стратегического ориентирования из-за дороговизны инструментов адаптации зарубежных методик, неготовности к такой адаптации российской правовой среды и др. Вторая причина, пожалуй, одна из главных – это отсутствие единого информационного поля как на макроэкономическом, так и на корпоративном уровне, позволяющего сформировать базу данных для разработки финансовой стратегии. Данные официальной статистики признаются многими экспертами как весьма условные, предположение о предстоящих изменениях федерального законодательства в экономической сфере выдвигаются настолько различные, что привести их к однозначному варианту практически невозможно. Наконец, показатели публичной бухгалтерской отчетности («историческая» информация), определяемые сегодня в рамках законодательных ограничений, также не являются прочной методологически верной платформой для разработки концепции стратегического развития компаний. Выход из создавшегося положения видится в разработке специальной системы критериев модификации показателей публичной бухгалтерской отчетности в массив релевантной информации. Выбор таких критериев должен определяться в зависимости от специфики бизнеса, зависящей от целого комплекса факторов (вид деятельности, рыночная ниша, ресурсный потенциал и др.).

В состав таких критериев входят и обязательные макроэкономические индикаторы: уровень инфляции, стоимость денег во времени, фондовые индексы и др.

Формирование финансовой стратегии – сложный процесс сбора, структурирования информационных потоков, модификация данных и разложение информации в рамках отдельных пошаговых действий бухгалтеров и финансовых аналитиков компании. Содержание основных этапов разработки и реализация стратегически ориентированных показателей развития бизнеса иллюстрирует блок-схема на рис. 6.


Рис. 6. Содержание этапов разработки и реализация стратегически ориентированных показателей развития бизнеса

Принимаемая к исполнению финансовая стратегия развития бизнеса должна, по нашему мнению, давать четкое представление о выбранном экономическим субъектом векторе движения к достижению стоимостных параметров бизнеса или базовых показателей эффективности. Постоянный мониторинг такого движения по выбранному вектору (реализация компетенций) позволяет отслеживать отклонения от принятых стратегических ориентиров (базовых показателей эффективности), выявлять причинно-следственные связи, на основании которых вносятся необходимые корректировки и в индикативные показатели, и в концепции их достижения на отдельных этапах.

Как подчеркивалось ранее, создание экономической и финансовой концепции стратегического развития бизнеса (стратегия как компас бизнеса) требует огромных усилий по ее информационному обеспечению. Для этого привлекаются как внутренние, так и внешние информационные источники, базовое место в которых занимают официальные: статистика, аудит, финансовый мониторинг (внешние источники) и бухгалтерский учет, экономический анализ, внутрикорпоративный финансовый контроль (внутренние источники). Такая информация служит фундаментом к формированию производной (модифицированной) информации второго, третьего и т. д. уровней, т. е. вся информация структурируется по принципу «дерева целей».

Видение структурирования целей по критерию «реализуемость» стратегии представлено на рис. 7.


Рис. 7. Определение целей по критерию «реализуемость» стратегии

При рассмотрении содержания концепций управления стратегическим развитием компании аналитики широко используют термин «стратегическое управление», не раскрывая при этом его теоретический смысл и прикладное содержание. Управлять можно стратегией как набором индикативных (приблизительных или условно-относительных) показателей или как поведенческими действиями менеджеров компании в зависимости от изменений факторов внешней и внутренней экономической среды. А слово «стратегическое» – лишь прилагательное, указывающее на некое свойство предмета, к которому оно прилагается, но дающее представление об объекте управления. Однако в современных публикациях российских ученых термин «стратегический» используется достаточно вольно, даже в отношении бухгалтерского учета, обособляя от этой неделимой системы некий стратегический учет. Так, например, В. Б. Ивашкевич определяет стратегический учет как «интеграцию прогнозных, плановых и учетно-аналитических функций; оценку результатов текущей и будущей деятельности, финансового состояния и производственного потенциала организации; разработку нескольких вариантов стратегии развития организации и выбор наиболее оптимального из них; учет факторов времени, капитала, доходности и риска. Целью стратегического учета является обеспечение эффективного функционирования, выживаемости организации на сравнительно длительную перспективу [29]. Приведенное суждение ученого характеризует, скорее всего, систему контроллинга, функционирующего как три блока информационной системы: показателей бюджетов на каждый очередной финансовый год, показателей бухгалтерского учета о произошедших фактах хозяйственной жизни, результатах сопоставительного анализа показателей мастер-бюджета (сводные плановые показатели) и показателей финансовой отчетности. На практике эта концепция контроллинга выражается совместными целями деятельности бухгалтеров и финансовых менеджеров, несмотря на различия (и некоторые противоречия) способов выполнения ими своих функций.

По определению К. Симмондза, «стратегический учет – это обеспечение и анализ данных управленческого учета о компании, ее конкурентах для использования при разработке и контроле за реализацией экономической стратегии, в особенности относительно уровня и тенденций в реальных затратах и ценах, объема, доли рынка, потока денежных средств и требуемой доли общих ресурсов фирмы [92]. Объясняя, для чего так называемый стратегический учет, ученый оставляет термин «управленческий учет» без определения его содержания и без доказательств его объективной необходимости. Поэтому остается неясным, на базе каких показателей будут определяться уровень и тенденции в реальных затратах и ценах, в объеме и доли рынка, потоках денежных средств и требуемых для всего этого общих ресурсов компании. В работах В. Э. Керимова также отсутствует ясное определение стратегического учета, поскольку оно состоит из набора – «система регистрации, обобщения и представления данных, необходимых для принятия стратегических управленческих решений менеджерским аппаратом хозяйствующего субъекта» [68]. Остается под вопросом, какие и где регистрируются данные, необходимые для принятия решений на перспективу. По мнению В. А. Тереховой стратегический учет должен определить и дополнить понимание экономической стратегии организации, так как ни одна учетная система не может удовлетворить все потребности стратегического управления [71]. И в этой трактовке остается неясным, каким образом стратегический учет будет выполнять эту роль, если автор так и не раскрыл суть этого термина. И что означает «дополнять понимание», на одном понимании системы для управления бизнесом не строятся. Их конструкция – это органичное единство принципов, показателей развития и целей, т. е. определение приростных величин всех этих показателей.

Б. Райан как один из основоположников учета для формирования стратегии определял его как некий способ отражения финансовых и управленческих проблем организации [55]. А какие конкретно необходимы способы для отражения финансовых и управленческих проблем и в какой форме они должны быть представлены на практике (т. е. посредством каких конкретно финансовых показателей), ученый не назвал. Эта недосказанность дает почву для вольного додумывания и искусственного приспособления его рекомендаций для решения действительно насущных проблем российской экономической действительности. Именно так появляются экзотические термины в бухгалтерской и финансовой теориях и в прикладных сферах применения теоретических знаний. Последствия этого, разумеется, очевидны.

В работе М. А. Вахрушиной вопросы принятия стратегических управленческих решений рассмотрены на базе сегментарного учета [15]. Однако такое ориентирование может не выдержать испытание временем, поскольку в течение даже одного финансового года сегментирование бизнеса меняется, оно крайне подвижно под влиянием конкуренции, кризисных ситуаций на мировых и внутренних рынках, изменений приоритетов правящей элиты и т. д.

Можно привести еще множество различных суждений ученых относительно экономической, финансовой концепций информационного обеспечения и стоимостного содержания объектов учета и управления, и каждое из них базируется на определенных аргументах и доказательствах. Продолжающиеся научно-практические изыскания верной концепции только подчеркивает актуальность проблемы и трудность ее решения в условиях нестабильного и конкурентного рынка.

1.3. Организация учетного процесса

Содержание и процесс подготовки отчета зависит от той цели, которую он ставит. Отчет – это инструмент управления компанией в целом, обеспечивающий в первую очередь устойчивое ведение бизнеса. Процесс глобализации мировой экономики, несомненно, повлиял и на форму представления годовой отчетности, особенно в крупных транснациональных компаниях. В 60-е гг. все было просто: баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств. Сегодня идет развитие новых форм отчетности: нефинансовой отчетности; экологической отчетности; отчетности о деятельности в области устойчивого развития и т. д. Однако помимо расширения видов отчетности идет ее расширение в прямом смысле этого слова: огромные объемы бумажной работы! В 1975 г. отчетность составляла в среднем 50 страниц, в 2008 г. – уже 350 страниц в среднем, причем это простая финансовая отчетность. От объема отчетности страдает ее прозрачность, поскольку пользователям нужно сфокусироваться на чем-то, что действительно нужно для них. Так, за 2011 г. ОАО «Газпром» помимо финансового отчета выпустило три нефинансовых отчета: отчет о деятельности в области устойчивого развития; экологический отчет; годовой корпоративный отчет. За тот же период, например, ОАО «Роснефть» выпустило четыре нефинансовых отчета: отчет о деятельности, отчет о деятельности в области устойчивого развития на территории РФ, отчет о корпоративном управлении, отчет по основным фактам. Примеров компаний, составляющих одновременно несколько нефинансовых отчетов, множество. Компании, выпускающие нефинансовые отчеты, несут колоссальные расходы: на сбор информации и подготовку отчета, на работы по полиграфическому исполнению буклета годовой отчетности, на работы по изготовлению презентаций и размещение электронных версий отчетов на своих сайтах, на услуги по публикации в средствах массовой информации и т. д.

Загрузка...