Введение

Формирование глагольного словаря – задача сложная, особенно для детей с общим недоразвитием речи. Для его усвоения и расширения необходимы специальные упражнения.

В данном пособии логопедам и воспитателям предлагаются специально разработанные авторские дидактические упражнения с методическим сопровождением, большая часть из которых имеет стихотворную основу, что вызывает у детей неизменный интерес и желание работать над словом. Такие упражнения развивают не только речь ребенка и чувство родного языка, но и повышают его интеллект за счет усвоения толкования слов-понятий. Включение специальных дидактических упражнений по усвоению глагольного словаря при изучении лексических тем органично связано со всей деятельностью логопеда и воспитателя, имеет речевую и познавательную направленность. Разнообразить дидактические упражнения можно через использование мяча, показ действия, введения принципа игры в «Телефон».

И, конечно, поощрение ребенка за внимание, быстроту реакции, сдержанность при ответах товарищей будет стимулировать его деятельность.

В пособии приведено толкование слов из «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова. В некоторых словах объем толкования сокращен, если данный вариант пока не доступен пониманию детей. Необходимо, опираясь на данное толкование, раскрыть суть понятия в доступной для детей форме. Это возможно сделать на конкретных примерах, взятых из их жизни.

При чтении стихотворений выделяйте голосом глаголы, над которыми далее будете работать. Стихотворение обязательно читать неоднократно с установкой на выделение и запоминание глаголов. Все стихи имеют познавательную или нравственную основу, поэтому не стоит сводить работу над ними только к выделению глаголов. В этом вам помогут вопросы и задания, данные после каждого упражнения. Для детей с ОНР и другими проблемами в развитии важно организовать не только вербальное взаимодействие, но и практическую деятельность по усвоению глаголов. Опора на наглядно-действенное мышление и кинестетическую память поможет детям быстрее и результативнее освоить глагольный словарь. Истории, описанные в стихах, можно превращать в сказку или небольшой рассказ и работать с ними по той же методике.

Сначала спросите у детей, как они понимают данное слово-действие, а потом растолкуйте сами. Толкование понятий для детей очень сложное дело, поэтому данному умению их надо специально учить.

Обыгрывать содержание стихотворений дети могут с использованием игрушек, для них они могут придумывать предложения, небольшие рассказы.

Загрузка...