Глава шестая, в которой мы рассмотрим корни личного эгоизма, а также разберемся в основных принципах, следование которым делает человека разумным эгоистом.

В предыдущих главах я привел доказательства того, что три максимы Христа действительно являются краеугольными камнями человеческого общения. И теперь на этой основе я обосную теорию разумного эгоизма.

Три источника, три составные части получения дивидендов от общества

Если я возлюблю другого так, как предлагал Иисус, то я получу от него любовь. То есть мое поведение принесет мне желаемые дивиденды. Если в любом акте агрессии, идущем на меня, я буду искать свою вину и через это буду менять свое поведение и таким образом стану более приспособленным к обществу, то это тоже принесет мне ощутимые дивиденды.

Если я не буду судить других людей, если я через это перестану вмешиваться в их дела, то вероятность, что и другие люди позволят мне то же самое, очень высока. Вероятность, что они будут мне за это благодарны тоже, естественно, очень высока. То есть это тоже мои дивиденды.

И если я буду выполнять все три максимы Иисуса, то мое благополучие РЕЗКО увеличится. В этом случае я поступаю очень разумно, не так ли? И понятно, что и эгоистично, так как мне от этого станет лучше жить, вероятность моего выживания увеличивается. То есть я поступаю как разумный эгоист.

Понятно также, что такое мое поведение увеличивает степень моей физической, психической и социальной адаптации. То есть я через это становлюсь ЗДОРОВЫМ, РАЗУМНЫМ ЭГОИСТОМ.

Все проблемы человека исходят из его непонимания законов, что управляют людьми и обществом. В следствии этого он постоянно входит в конфликт с собой или же с окружающими людьми. Осознание этих законов, применение их в своей практической жизни, позволяет ему освободиться от этих проблем.

И давай сейчас, дорогой читатель, поговорим обо всех аспектах жизни такого человека.

Как без волшебницы сделать из Золушки Принцессу?

Дорогой читатель! Наверное, не в последнюю очередь ты взял эту книгу в руки из – за ее необычного названия. Как это так: автор открыто и не стесняясь делает из вечной Золушки прекрасную Принцессу!

Всю сознательную жизнь в людей (особенно в нашей стране) внедрялось, что эгоизм плох по своей природе и что от него идут все беды в этом мире. Иной раз приходилось слышать даже дикости по типу, что человеку, желающему слыть культурным и интеллигентным, заботиться о себе недостойно.

Помнишь знаменитые слова знаменитой песни: «Раньше думай о Родине, а потом о себе!» В нашей стране за 70 лет этот принцип был доведен почти до абсурда. Даже появилось ругательство: «Эгоист проклятый!»

Пока человек не вредит другим, он вправе вести наиболее естественную для него жизнь.

Г. Селье.

От кондового эгоизма общество тошнит?

Правда для объективности надо сказать, что это не наше изобретение. В истории планеты борьба между эгоистическими импульсами членов человеческого сообщества и законами человеческого общежития шла постоянно.

И когда эгоистические импульсы некоторых членов общества побеждали социальные ограничения, все общество начинало «тошнить». И из-за того, что они так здорово мешали обществу, многие философские школы вполне серьезно начали утверждать, что надо искоренить в себе все эгоистические импульсы, если хочешь стать довольным собой.

Но реальная жизнь всегда доказывала обратное. Человеческий организм начисто отвергает все искусственное. Все концепции, которые противоречат реальным потребностям человека, в конце концов с треском рушатся, погребая под собой носителей этих идей. Даже в условиях тотального насилия над личностью, что господствовало в нашей стране в течении 70 лет, эгоистические импульсы прекрасно действовали и определяли поведение людей. И, в конце концов, разрушили эту систему.

Коммунисты тоже были эгоистами?

Мы прекрасно видели, что под ширмой разглагольствований о строительстве коммунизма, даже самые ярые сторонники и апологеты коммунистической идеи, строили свое личное благополучие. Теперь понятно, что это не единичные заблуждения недостаточно развитых людей, но массовое явление даже в рядах идеологов правившего режима. Эти люди могли серьезно верить в идею, но при первой возможности, даже в условиях разрухи, обеспечивали себе безбедную жизнь.

Эгоизм, выгнанный в дверь, быстро возвращался через окно. Он проявлялся в уродливой форме и в маскировочном костюме, но никогда не исчезал из жизни. Понятно, что это не случайно, что так упорно может проявляться только то, что органически свойственно людям.

Человек эгоистичен потому, что он до мозга своих костей эгоист. И этим все сказано! Он любит себя, единственная ценность для него – его жизнь. Но необходимость получить защиту группы требует от него ограничить свое поведение, заботиться не только о своем благе, но и о тех, от кого он зависит.

Что такое эгоизм с точки зрения автора?

Но для начала давай, дорогой читатель, условимся – что же мы будем понимать под словом "эгоизм"? Я буду в данной работе исходить из концепции, что эгоизм – это любовь к себе, принцип действий индивида, направленный на принесение пользы в первую очередь себе, постановка своих интересов и своих потребностей на первое место в иерархии ценностей.

Как сказал то ли Бернард Шоу, то ли Марк Твен: «Эгоист – тот человек, который любит себя больше, чем меня!» И, если человек научится любить себя больше, чем других, то он как раз и становится здоровым, разумным эгоистом. Правда при этом он должен еще в значительной мере изменить свое поведение.

И все бы ничего, люди постепенно научились бы соблюдать вооруженный нейтралитет и стали бы жить достаточно безбедно. Но внутри людей действует чрезвычайно вредоносная мета – программа, которую можно выразить примерно такими словами: "Старайся всегда и везде быть альтруистом!"

Никто не побежден, пока не признал себя побежденным!

И из-за того, что все люди находятся под влиянием установок российского общества, в котором эта концепция достаточно долгое время считалась очень важной не только в большевистские времена, но и до революции, то это с воспитанием вошло в плоть и кровь каждого человека в нашей стране.

Написанное родителями не вырубить топором

Самореализация человека, довольство им самим собой в значительной степени зависит от качества и правильности воспитательных программ, которые он получил в детстве. Если мне вбили, что в любом случае надо быть честным до конца, что врать и изворачиваться недостойно для человека, то я всю жизнь, живя в реальном мире и подчиняясь реальным законам, что существуют в нем, вынужден буду лавировать между этой программой и необходимостью что – то скрывать. В результате я обязательно войду в моральный конфликт с самим собой, начну «есть» себя, считать себя подонком.

Я сам хорошо помню как мне было в начале, когда только вышло первое издание этой книги, неудобно перед людьми за то, что я поднял на щите концепцию разумного эгоизма. Я, конечно же, был полностью уверен в ее правильности. Но внедренное в меня, чуть ли не с молоком матери, подозрительное отношение к эгоизму, на бессознательном уровне заставляло меня чувствовать себя не в своей тарелке. Например, когда одна газета назвала меня «Главным эгоистом России»!

Обходные пути эгоизма

В результате действия этой программы люди вынуждены сами от себя скрывать истинные мотивы своего поведения. Чтобы не выглядеть в своих собственных глазах «проклятым эгоистом» человек вынужден убеждать себя: «Я альтруист! И я все делаю из желания бескорыстно помочь людям!» Только такой психологический кульбит позволяет человеку найти компромисс между требованиями мета-программы и реальными его потребностями.

А истинная подоплека его поведения – все было задумано ради получения дивидендов. Но если человек перед собой признает это, то «материнская» мета -программа, мстя ему за это «предательство», может довести его психику до состояния посудной лавки после посещения слона. Что и случается сплошь и рядом!

А если родительские программы победят?

Сама по себе эта мета – программа чрезвычайно деструктивна, т.к. входит в противоречие с инстинктом самосохранения человека. Для него совершенно естественно быть эгоистом и думать в первую очередь о себе, заботиться о себе, «чихать на других».

И человек мечется между этими двумя императивными влечениями, бичуя себя за то, что не может в полной мере выполнить ни ту, ни другую. Что приводит к внутреннему конфликту со всеми вытекающими из этого последствиями. И внутри человека начинается жестокая война между желаемым и действительным, между тем, что хочется и тем, что требует «мама» (то есть материнские программы), между требованиями тела и социальными ограничениями.

Такая диссоциация приводит только к моральному конфликту в душе человека. А от него один шаг до болезни или же самоубийства -сознательного или неосознаваемого (например, при помощи рака).

Бывают ли на свете химеры «чистой воды»?

На этих страницах я стараюсь доказать тебе, что только через заботу о себе люди могут приносить пользу другим людям, что эгоизм нисколько не плох и что по большому счету чистый альтруизм является химерой, никогда не существовавшей в реальном мире.

Стремиться стать альтруистом "чистой воды" -принципиально неверно:

ЭТО ПРОСТО НЕВОЗМОЖНО И ПРОТИВОЕСТЕСТВЕННО !

Именно желание выглядеть самому перед собой альтруистом во многом является причиной страданий многих людей.

....критикуйте сами себя, лучших критиков вам не найти.

М. Горький.

Я считаю, что люди действуют в этом мире ТОЛЬКО под влиянием эгоистических импульсов, но измененных под влиянием необходимости жить рядом с себе подобными.

Может быть, классик был прав?

Жить в обществе и быть совершенно свободным от него еще никому не удавалось. Хочется человеку этого или нет, но он вынужден считаться с эгоистическим поведением окружающих его людей. Если, конечно же, он хочет, чтобы и они считались с его действиями.

На основе этой необходимости люди строят поведение, которое внешне выглядит вполне альтруистически. Таких людей, которые делают это осознанно, я называю здоровыми, разумными эгоистами, т.е. эгоистами, думающими не только о настоящем моменте, но и об отдаленном будущем, живущими по принципу здравого смысла.

Если человек в своих действиях будет поступать грубо – эгоистически, не считаясь ни с кем и ни с чем вокруг себя, то эти действия очень быстро приведут его к краху. И даже только что родившийся ребенок уже в первый день своей жизни «понимает» это. Он вынужден начинать подавлять свои эгоистические импульсы, подстраиваясь под реальность.

Альтруизм поневоле

Люди – ярко выраженные «стадные животные» и от совместной жизни получают очень много. Им вместе намного легче добывать пищу, обороняться от хищников, защищаться от непогоды. Ради этой взаимопомощи они вынуждены подавлять свои грубо -эгоистические импульсы и считаться с мнениями и желаниями других людей. Это приводит к тому, что люди вынужденно становятся альтруистическими эгоистами - по определению Селье.

Поэтому человек должен принять за истину то, что большинство считает истиной, даже если бы его собственные глаза убеждали его в обратном. Для индивида настолько важна стадность, что стадные взгляды, верования, чувства составляют для него большую реальность, чем то, что подсказывают ему собственные чувства и разум.

Психологическая подстава

Например, «коварные» психологи подстроили такую ситуацию. Они поставили девять заранее подговоренных людей в очередь и каждому показывали белый лист бумаги. И спрашивали о его цвете. И все девять человек сказали: «Это лист черного цвета!» У ничего не понимающего испытуемого от этой диссоциации между видимым и слышимым в голове потихоньку начали заходить «шарики за ролики».

Реакция на этот тест у испытуемого зависела от его конформности. Если он был склонен подчиняться общему мнению, то закрывал глаза на видимое («обществу виднее») и говорил, что лист черный. И наоборот!

И мне представляется, что если бы не эта необходимость, не эти законы выживания, которые императивно ЗАСТАВЛЯЮТ (!) людей действовать подобным образом, то животная сущность организма человека никогда не позволила бы нам стать людьми.

Позолота всегда нестойка?

Чем слабее социальный контроль, тем более легко с людей сходит «позолота» цивилизованности. Например, однажды Нью – Йорк на 36 часов остался без света. Что там творилось! Толпы людей, воодушевленные безнаказанностью, грабили магазины, убивали, насиловали. А что творилось в Новом Орлеане во время наводнения…

Для разума нет никаких препятствий, кроме тех, которые он сам признает.

Чем слабее давление общества и более жестки требования окружающей среды, тем более свободным от социальных запретов чувствует себя человек. И во время Великой Отечественной войны это проявлялось очень рельефно.

В ситуации войны резко увеличивается вероятность смерти. И поэтому человек, если хочет сохранить свою драгоценную шкуру, должен быть намного более жестким при достижения желаемого. Что зачастую приводит к тому, что тонкая оболочка интеллигентности отбрасывается и для спасения организма призываются все более грубые «варвары» из глубин психики. И мы знаем массу примеров, когда у вполне цивилизованных в обычных условиях людей, во время войны возрождался каннибализм.

Загрузка...