Многоцветная магия радости

Однажды мне прилетела в голову такая мысль: если детьми у нас в стране сейчас еще занимаются, то пожилые люди практически никому не нужны.

Каким ветром эту мысль мне задуло в голову? Может, это был ветер страха собственной старости, не знаю. Мысль осела, осмотрелась и начала капать на мозг: «Надо что-то с этим делать, надо что-то с этим делать».

Я долго думала и решила предложить помощь одной организации, где живут пожилые люди. Мне хотелось сделать нечто такое, что принесло бы пользу и радость и старичкам, и персоналу, и мне, конечно. Мне виделось, что именно радость – важная «таблетка», необходимая в любых дозах в таких местах.

Я соразмерила свои ресурсы, время, возможности, деньги, задав себе совершенно адекватный вопрос: что именно я могу по мере сил делать, чтобы приносить этим людям и себе ощутимую радость?

В общем, я нашла подходящее заведение, но на звонки там долго не отвечали, поэтому просто приехала «на удачу». Директор оказался на месте, и я даже смогла к нему беспрепятственно попасть.

Смотрел он на меня хмуро, не понимая, чего я хочу. А я объясняла свою цель так путано и невнятно, как будто стеснялась сама себя. Да, я и правда стеснялась… вроде как у них столько реальных, материальных нужд, а я тут про радость.

– Я хочу привнести в жизнь ваших подопечных радость. Как думаете, что это может быть?

Директор смотрел на меня с нарастающим подозрением.

– Вы журналист? Статью хотите написать?

– Нет.

– Вам пиар нужен?

– Нет.

– Вы из благотворительной организации?

– Нет.

– Вы из команды депутата? Денег хотите дать?

«Да господи, как же ему объяснить?!» – подумала я, а вслух сказала:

– И деньги тоже можно, но не только это, понимаете? Я помочь хочу адресно, конкретно, чтобы людям теплее жить стало…

«Наверное, сейчас он меня спросит – не одеяла ли я привезла?» Слава богу, не спросил. Но я никак не могла донести, а он никак не мог понять, что же я хочу.

– Я хочу принести радость в жизнь этих людей, понимаете? А, возможно, и в свою тоже.

До этого момента, директор заведения слушал меня настороженно, но спокойно, а на этих словах посмотрел на меня в упор и спросил, что я имею в виду.

Это выглядело так, будто я предлагала незаконное и вела себя странно.

Он задал мне 150 вопросов, и я на все отвечала. И прямо физически чувствовала, как сейчас не хватает нам обоим радости. Обычной, легкой, каждодневной, которая умножается сама на себя.

И нас можно понять. Представляете, подходит ко мне незнакомец и говорит: «Юля, я хочу вам сделать что-то такое, чтобы вам было радостно». Что бы я сказала? Наверняка тоже молчала бы и подозревала, может, он маньяк? Или сначала сделает радость, а потом гадость?

Потом мы с директором, конечно, договорились. И я регулярно ходила туда: читала книжки вслух, слушала рассказы «за жизнь» мудрых и не очень, опытных и наивных, повидавших разное, старых уже людей. Я даже эти рассказы записывала, потом немного редактировала и читала им снова. Старички быстро привыкли ко мне, ждали, улыбались и иногда их глаза искрили радостным блеском, как у детей, беззаботно и беспечно. Директор все это разрешил, но подозрение относительно меня у него так и осталось.

Ему было сложно понять (а я на тот момент не могла объяснить), почему мне вдруг захотелось добавить радости в жизнь посторонних мне людей, да еще и пожилых. То ли подвиг, то ли продуманная операция по реализации амбициозных целей, то ли я от одиночества бегу, то ли грехи замаливаю. На всякий случай он даже посоветовал:

– Вы бы, Юля, выходили лучше замуж.

На мой ответ, что я была там три с половиной раза и пока у меня академотпуск, он покачал головой и махнул рукой. Но все-таки улыбнулся.

Бедная радость, чем только мы ее не глушим.

Сидит в подвале, прижатая крышкой, и ищет повод, чтобы выйти. Как будто нужен особый повод и разрешение на это. Будто ей нужно усилие, чтобы проявиться.

А если представить, что радость – просто данность атмосферы?

Как дыхание. Ее не нужно ни доставать, ни создавать специально. Просто базовая история, с которой все рождаются и которая живет в лексиконе вместо безликого «нормально».

– Как дела?

– Радостно!

Если бы мне так ответили, я бы уточнила, а что такого у человека произошло.

Представляете, насколько в обществе «зажата» тема радости? Сразу возникают вопросы: что случилось? С какого такого перепуга человеку радостно на ровном месте?

– Как дела?

– Радостно!

– Ого! А что случилось?

А если наоборот:

– Как дела?

– Нормально.

– Нормально? Ого, а что случилось?

Познакомьтесь со своей радостью

Помогите себе чаще радоваться, обнимайте себя иногда вопросами:

Как я узнаю свою радость?

Как я ощущаю свою радость?

В какой части тела живет моя радость?

Какого цвета моя радость?

Как я ощущаю радость в своем дыхании?

Как я добавляю ее в слова и интонации?

Если вы хорошо узнаете собственную радость, тогда ключ от нее будет только у вас. Вы можете влиять на ее приумножение, расцвечивая детали, созидая мелочи прямо сейчас, добавляя ее везде и делясь ею ежеминутно.

Каждый человек может на это влиять самостоятельно.

Радость – это наше дыхание. Изначально это и есть наша заводская настройка, базовая комплектация, которая прилагается каждому по праву рождения. Потом, вырастая, мы ее всячески пытаемся изменить, превратить в ресурс.

Сколько сейчас всяких разных роликов, эфиров на тему «Радость как ресурс». Бедная радость! Во что только ее не превращают. Хорошо, что она этому усиленно сопротивляется. Ведь радость – это просто как проснуться утром, глубоко вдохнуть и потом весь день дышать. Дышать радостью.

Мы можем долго с вами разговаривать о детских травмах, несовместимых с жизненной радостью и об их последствиях. Конечно, они были, есть и будут. Все родители травмируют своих детей, даже самые прокачанные, даже те, которые поддерживают, любят и не подавляют, от которых, кроме добра, никакого вреда.

Я вот дочь заставляла музыкой заниматься. Ну, так хотелось радость причинить. Она сопротивлялась, но из-под палки занималась, а роль палки выполняли мое неутомимое занудство и суровое выражение лица. Один раз я увидела себя случайно в зеркале в процессе, так сказать, причинения музыкальных радостей ребенку, и чуть не забыла как дышать, так стало мне не по себе.

Травма радости не помеха, друзья, а как раз наоборот – помощь в проживании и трансформации в любовь.

Я прекратила всякое насилие, благо, что и музыкальная школа закончилась.

Когда начал подрастать сын, я, уже помня свое жуткое, мягко говоря, выражение лица, совершенно расслабленно двигалась только за его желаниями. И что? Спустя время он мне предъявил: почему я его не заставляла, не была построже и лишила нормальных музыкальных радостей?

В общем, и так плохо, и так не хорошо.

Если психологической травме суждено произойти, она в любом случае будет активирована, по-другому, вероятно, личность не сможет выстроиться всеми нужными кирпичиками.

Травма радости не помеха, друзья, а как раз наоборот – помощь в проживании и трансформации в любовь.

Больше травмы все равно девать некуда. В любовь, в любовь их.

Мы уже взрослые и сами со своей радостью можем обниматься.

Недавно в аэропорту я наблюдала такой сюжет: около входа стоял молодой человек с синими шариками и раздавал их всем подряд. На его лице была такая светлая улыбка, такой от него веяло беспричинной радостью, теплом, безмятежностью, что хотелось просто стоять рядом.

Видели, как выглядит спокойная безмятежная радость? Расслабленное лицо с легкими штрихами от улыбки около глаз, никакой хмурости, напряжения, угрюмости и защитно-оборонительного взгляда. Уютно и искренне он предлагал шарики людям, но мало кто их брал, в основном – дети, родители которых пытались заплатить и были в недоумении, что это бесплатно.

– Вот вам радость, пожалуйста, берите.

– Да ну нафиг, а вдруг подстава?

Я подошла и взяла два шарика. Парень так тепло улыбнулся и сказал, что у него день рождения и он задумал так его отметить. «Хочется людям радости немного подарить, вот прилетают они или провожают, им приятно будет. А мне радостно смотреть, когда люди улыбаются», – сказал он.

Я, сама помешанная на человеческих улыбках, чуть не прослезилась. Простая штука, маленькая радость. Вот, дают тебе, даже две. Бери, и все.

Немного радости сердцу совсем не помешает, оно ее легко впустит и найдет, где поместить. И там ей точно будет лучше, чем в подвале, правда?

А многие люди старались обойти парня, потому что неловко: и взять шарик, и не взять. Принимать радость из других рук, оказывается, тоже не так просто.

Если мы фокус внимания на радость переведем, мягко посветим, то заметим, что ее вокруг больше, чем мы привыкли думать. Но поскольку мы все время в причинно-следственных жизненных подозрениях, то не даем ей возможности к нам просочиться, не присваиваем ее, не замечаем, не дарим друг другу без причины. И постепенно она из поля зрения уходит.

Я называю такой феномен «синдром безрадостного дня» и уверяю вас, он молодеет с каждым годом. Вот рак, по словам ученых, молодеет. Инфаркт и инсульт тоже. Так может, первым молодеет этот синдром, а за ним уже все остальное?

Перекосы в приоритетах радость подкашивают, застарелый перфекционизм и жесткая ориентация на результат ее ослабляют. Если задачи, цели и правила становятся важнее людей и их чувств, то с радостью становится сложно, конечно.

На самом деле, это ей с нами сложно, вот она и покидает офисы, классы, квартиры, дома, а может, даже и целые страны. И теперь нужно специально совершать «ритуалы», конкретные действия и шаги, чтобы ее почувствовать, найти, достать, принять и вспомнить, что она просто есть, потому что мы есть. Истинной радости не нужен повод, ведь она не грусть.

Помню, обучаясь на психфаке в университете, предъявила руководителю диплома: столько видов психологии, с каждым годом все новые появляются, а человечество не становится радостнее. На что получила хлесткий ответ: «А у психологии и нет таких задач».

В общем, некому о нашей радости позаботиться, кроме нас самих.

Разрешите себе радость

Я знаю простой способ создать, ощутить радость и сделать ее действительно неотъемлемой частью себя. Разбудить в себе эту спящую красавицу, ну или красавца, какая разница?

Очень много радости в преобразовании. Чего угодно и во что угодно.

Можете легко проверить на самом простом способе. Возьмите лист бумаги и в разных его частях наставьте загогулин от души. Или дайте своему ребенку, чтобы он это сделал. И даже не обязательно своему, можно чужому, можно внутреннему.

А затем попробуйте каждую загогулину превратить в осмысленное изображение по принципу «дорисуй каляку». Я вам обещаю, что через некоторое время вы увлечетесь и почувствуете настоящую радость преобразования.

И совершенно не нужно для радости ничего большого. Не нужно открывать бизнес, например, или начинать дом строить, ремонт делать дорогой, покупать дорогую машину. Достаточно мелких вещей: украсить, добавить, улучшить, «раскрасить», добавить деталей.

Была одна компания, которую я, как коуч, сопровождала. Период был у нее непростой, цели вязкие, не вдохновляющие, но на тот момент необходимые. Так уж они решили.

Национальная российская бизнес-забава: поставь не радующие цели и ползи к ним из последних сил. Вот они и ползли. Сложно, конфликтно, безрадостно, но мужественно.

Я посмотрела на эти героические подвиги и предложила им перед началом рабочего дня осмотреть свои рабочие столы и добавить на них нечто бесполезное, но радостное, из того, что есть в офисе.

Компания была наполовину мужская, наполовину женская, и я надеялась, что женщины откликнутся легче. Куда там! В практике огнедышащего героизма и изгнания радости с рабочих мест женщины еще круче мужчин, оказывается. Пальцем у виска покрутили все, но я радостно заявила: «Если не понравится, не будете делать, попробуйте только сегодня».

Сначала они просто, чтобы выполнить задачу, начали искать по офису разные вещицы. Один сделал самолетик из бумаги, второй нашел цветные листы и сложил лягушек и кораблики, третий просто смял цветных комочков. Так за полчаса на столах появилось бесполезностей с избытком. Через час они пускали самолетики на столы друг другу, менялись вещицами. А вечером все уходили, улыбаясь, а пара человек унесли самолетики домой.

Мелочь? Может быть, но радость от этого всего оказалась совсем не мелочью. На второй день они принесли из дома или купили по дороге фигурки, цветочки и другую милую фигню. Один даже принес яблоки и положил на стол каждому коллеге.

Такое простое преобразование пространства быстро повысило уровень радости, для которой не нужно ни высот, ни достижений, ни целей, а только обыденные, легкие и забавные вещи.

На третий день я спросила сотрудников: «Как вы себя чувствуете?» Ответы были примерно одинаковые: «легко», «гораздо более расслабленно», «хочется улыбаться чаще и нет желания конфликтовать». Тогда я предложила аналогичным образом украсить, преобразовать цель, которая так напрягала. И опыт создания радости им тогда хорошо помог.

Итак, друзья, преобразовывайте все, что хочется.

Я застала советские времена, когда в магазинах была только серая или коричневая одежда. И когда мама мне покупала вещи, я обязательно пришивала на них то тесемочку, то цветочек, то яркие пуговки. Я преобразовывала все, что могла, и это приносило море радости.

Конечно, сейчас я могу позволить себе купить вещь, которую захочу, но это уже не про радость. Про удовольствие, значимость, внутреннее ощущение комфорта, красоты. А в тех мелких преобразованиях радости было на порядок больше.

Попробуйте! Пьете утром кофе – украсьте ободок чашки корицей или повяжите ленту на ее ручку. Отправьте другу сообщение с пожеланием хорошего кофе с самого утра, чтобы сразу радостью поделиться. Тогда она умножается и возвращается к вам с удовольствием.

Наблюдайте, как простые мелочи повышают состояние радости.

Директора, руководители, лидеры, бизнесмены, у которых ворох задач и ответственности за других людей, – для вас маленькие детали, повышающие градус радости в моменте, особенно значимы.

Проводите совещание – поставьте на свой стол цветы или привяжите шарик к креслу. И начните с внимания к нему. Например, так: «Пусть это совещание будет легким и радостным, как этот шарик». Глупо? Ничего подобного, маленькие искры радости быстро распылятся в атмосфере, помогая решать сложное.

Начните рабочую встречу с прикрепления на экран улыбочки, сердечка, веселого смайлика. Все это и есть преобразование тяжелой материи. Не гнушайтесь простым – чем проще и легче, тем радостнее.

А знаете, сколько радости в любопытстве? Сильно больше, чем в диагностировании, когда мы начинаем разбирать ситуацию на составляющие, анализируя, сравнивая и сопоставляя. Это, конечно, полезно, но к любопытству никакого отношения не имеет.

Оно отвечает на вопрос: «Ой, а как это все здесь устроено?» При этом «ой» – обязательная частица. Добавьте ее в любопытствующие вопросы и наблюдайте: прозвучало «ой», и теплый поток радости поднимается по телу, вдруг появляется внутренняя улыбка, потом внешняя, разглаживаются мышцы лица, в ладошках теплеет, энергия появляется на кончиках пальцев и радость приземляется в самое сердце.

Дайте любопытству возможность всматриваться в маленькие детали, разглядывать их и не торопиться, хотя бы несколько раз в день.

Дайте любопытству возможность всматриваться в маленькие детали, разглядывать их и не торопиться, хотя бы несколько раз в день.

Радость – она в «кружевных» исследованиях, в любопытстве, в деталях, в легком преображении, в вовлеченности в происходящее и в теплой внутренней улыбке. Нет улыбки – нет результата, а если и есть, то кому он без улыбки нужен.

– Юля, столько проблем, еще и радостью заниматься, – сказал мне знакомый.

– Так она не проблема, она… Ра-дость. Займешься ей, и все будет выглядеть совсем по-другому.

Анекдот вам для радости.

Приходит девочка домой и кричит маме с порога:

– Мама, Сережа сказал, что я красивая и хорошая, что он радуется, когда смотрит на меня из окна каждое утро. Давай позовем его в гости!

Мама посмотрела на нее и вздохнула:

– А может, пусть мальчик радуется дальше?

Загрузка...