Введение

Защита интеллектуальных прав в области промышленной собственности началась в 1883 году с заключения Парижской конвенции по охране промышленной собственности, которая определила объекты охраны и способы их защиты.

В настоящее время актуальность работы обусловлена активным развитием в евразийском регионе новых систем регистрации и правовой охраны объектов интеллектуальной собственности (ИС) в сфере экономических отношений.

По общему правилу охрана прав на объекты ИС носит строго территориальный характер. Несмотря на это, государства евразийского региона прикладывают усилия к тому, чтобы развивать соответствующие региональные институты. До недавнего времени единственной подобной системой была евразийская патентная система, дававшая возможность заявителю получить евразийский патент на изобретение.

Евразийская патентная конвенция (ЕАПК) была подписана в Москве 9 сентября 1994 года и получила развитие в последующих документах.

Не так давно, а именно с 1 июня 2021 года, начала функционировать система региональной правовой охраны промышленных образцов (на основании Протокола об охране промышленных образцов к Евразийской патентной конвенции от 9 сентября 1994 года, принятого на дипломатической конференции в городе Нур-Султане 9 сентября 2019 года и вступившего в силу 17 марта 2021 года). Для Российской Федерации Протокол вступил в силу 11 апреля 2021 года.

Формирование Евразийского экономического союза1 изменило ситуацию в этой области: правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности происходит теперь не только на межгосударственном уровне (заключение международных договоров), но включает наднациональные механизмы (принятие решений Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) и Судом ЕАЭС).

Была сформирована система региональной правовой охраны товарных знаков и наименований мест происхождения товаров (на основании Договора о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза, принятого 3 февраля 2020 года в Москве).

Для перспектив развития региональных систем охраны будут иметь существенное значение вопросы защиты интеллектуальных прав. С ростом числа заявок на регистрацию объектов ИС и относящихся к ним сделок закономерно возрастает и число сопутствующих споров, связанных как с оспариванием решений патентных ведомств, так и с нарушением исключительных прав на объекты ИС. Неуклонно возрастает и техническая сложность споров, прежде всего споров, связанных с изобретениями. Как пользователи, так и владельцы прав на объекты ИС нуждаются в эффективных процедурах, отвечающих требованиям времени. Для этого необходимо не только повышение качества процедур патентования или соответственно регистрации, но и совершенствование процедур разрешения споров.

Ответственность за выявление случаев недобросовестного получения охранных документов на объекты промышленной собственности, а также их неправомерного использования лежит на правообладателе. Существующие региональные системы предоставляют возможность оспаривания решений патентных ведомств преимущественно в административном порядке международного характера. Оспаривание их в судебном порядке возможно только в отдельных государствах по национальной процедуре. Аналогичным образом при нарушении прав, удостоверенных региональным охранным документом, правообладатель вынужден обращаться за защитой в национальные юрисдикции. Это влечет умножение процедур сообразно количеству государств-участников соответствующих систем, что, несомненно, влечет существенные временные, финансовые и административные издержки для правообладателя.

Названные проблемы побудили авторов рассмотреть вопросы повышения уровня защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в евразийском регионе, в том числе в связи с предстоящим введением в действие новой региональной системы правовой охраны товарных знаков. Введение единых для данного региона механизмов разрешения споров в отношении изобретений, товарных знаков и промышленных образцов позволит существенно упростить оспаривание решений о предоставлении или отказе в предоставлении правовой охраны по заявкам на данные объекты, а также позволит правообладателям централизованно защищать интеллектуальные права на территориях стран-участниц евразийских договоров.

В настоящей монографии представлен анализ существующих механизмов рассмотрения и разрешения споров в отношении объектов интеллектуальной собственности региональной правовой охраны. При этом учитывалось следующее:

1. Интернациональный характер объектов защиты, урегулированных национальным правом. Такое положение характерно для многих регионов мира. Так, до сих пор в Европе единая правовая охрана европейского патента отсутствует (в строгом смысле), есть лишь отдельные элементы. Попытка создать единый европейский суд по защите интеллектуальных прав затрудняется различными препятствиями со стороны государств-членов ЕС. В определенной мере на евразийском пространстве существуют те же проблемы.

2. Евразийская защита промышленной собственности в настоящее время сложилась еще не окончательно – основополагающие ее элементы противоречивы: к ним относятся раздел XXIII Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года; Приложение № 26 к Договору о ЕАЭС, Евразийская патентная конвенция 1994 года и Протокол об охране промышленных образцов к ней; Договор о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза от 3 февраля 2020 года (товар ЕАЭС, товарный знак ЕАЭС); Договор о координации действий по защите прав на объекты интеллектуальной собственности от 8 сентября 2015 года.

Состав участников этих договоров неоднороден: в ЕАПК участвует восемь государств, в Протоколе к ЕАПК – семь, а в ЕАЭС – только пять. Многие видят в этой неоднородности непреодолимое препятствие.

Итак, в этих договорах разные участники, разные системы охраны, но общее евразийское название. Патенты защищаются на принципе межправительственного сотрудничества – путем согласования воль. Система защиты в отношении изобретений и промышленных образцов имеет международный региональный компонент – Евразийское патентное ведомство (ЕАПВ).

Защита товарных знаков и НМПТ регулируется международным договором, но остается за государствами-членами ЕАЭС.

Таким образом, у патентов есть элемент международного административного оспаривания – полномочия коллегий экспертов – служащих Евразийского патентного ведомства и Президента Евразийского патентного ведомства, но нет обжалования его решений. У товарных знаков – только национальные средства защиты, но в перспективе возможно формирование единообразной практики применения договора в Суде ЕАЭС.

3. Существуют проблемы и с административным оформлением, и с защитой объектов ИС. В евразийских государствах имеются ведомства для регистрации и административного оспаривания, но не везде это государственные органы.

Специальный судебный контроль за административными решениями – общегражданский (суды общей юрисдикции), но и такой контроль не везде четко выделен. В России (по подобию Германии, США) создан суд по защите интеллектуальных прав, в Беларуси – коллегия по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь. В других государствах Евразии подобные структуры отсутствуют. В ЕАЭС в этой ситуации единообразная административно-судебная практика невозможна. Такая функция может быть у наднациональных организаций, например, у ЕАЭС, так как главная цель Суда ЕАЭС – создание единообразной практики.

В этом Суде можно создать специальный состав из пяти судей и дополнить требования к назначению судей в соответствии с квалификационными требованиями, характерными для судей по спорам об интеллектуальных правах.

Возможно, следует встроить ЕАПК в Договор о ЕАЭС согласно разделу XXIII Договора, который позволяет такой путь – в нем содержится список международных договоров, подлежащих применению, который следует дополнить этой Конвенцией с одновременным принятием протокола (инструкции к ней) о создании нового единого апелляционного административного органа, полномочного рассматривать в апелляционном порядке обжалование как решений о выдаче патентов, так и товарных знаков. Такой орган позволит первоначально создать единообразную практику административного обжалования, а также подтверждения патентов и товарных знаков.

4. Решение проблемы регистрации объекта интеллектуальной собственности и ее обжалования не решит вопроса о спорах предпринимателей по пользованию этими объектами. Однако в этой сфере эффективны третейские суды (арбитражи, трибуналы).

Таким образом, сегодня необходим единый региональный орган административной апелляции при защите прав из патентов и прав на товарные знаки (он может быть цифровым, проводить заседания по видеосвязи). Появляется задача совмещения договоров. Евразийскую патентную организацию (ЕАПО) необходимо совместить с ЕАЭС и расширить компетенцию созданием новых органов. На первом этапе развития системы судебное оспаривание и защиту прав следует оставить за национальными судами и международным арбитражем. Контроль единообразия административной и судебной практики – за евразийскими органами.

Построение подобной системы – трудоемкая задача, требующая серьезного изучения ее правовых основ, что и поставлено центральной проблемой настоящей монографии.

Загрузка...