Фейковый юбилей

Близится к своему 100-летнему юбилею оркестр русских народных инструментов Ленинградского радио под управлением заслуженного артиста РСФСР Василия Васильевича Кацана. Я вполне осознаю, что для подавляющего числа народников это ересь, помноженная на непонимание. Но, спокойней, давайте разбираться. Сразу же оговорюсь, почему я собираюсь расшифровывать это утверждение в связи с очерком Юрия Григорьевича Ястребова[1]. Дело в том, что вполне солидаризируясь с ним в оценке Д. Д. Хохлова, я постараюсь дополнить этот материал теми сведениями, которыми он либо не располагал, либо о которых решил умолчать. В первую очередь это касается названия оркестра. И начну я с одного интересного документа, созданного в ответ на просьбу ленинградцев возродить оркестр имени В. В. Андреева, датированного 17 мая 1948 года:

«Рассмотрев письмо (…) Комитет по делам искусств при Совете Министров СССР сообщает следующее:

Выдающиеся заслуги В. В. Андреева в организации оркестра народных инструментов и значение оркестра имени А. А. Андреева в развитии русского музыкального искусства высоко ценятся, и именно поэтому Комитет по делам искусств специальным концертом в Москве отметил 60-летие со дня существования оркестра народных инструментов.

В связи с тем, что война помешала деятельности оркестра им. Андреева в Москве был создан Государственный русский народный оркестр, который продолжает дело пропаганды русского музыкального творчества.

Создавать вновь в Ленинграде оркестр народных инструментов, где имеется оркестр в Радиокомитете, Комитет по делам искусств не считает в настоящее время возможным.

Председатель Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР П. Лебедев».

Об оркестре им. Андреева как действующей единице следует забыть. Этот вопрос был решен Н. П. Осиповым в 1943 году вполне определенно, он даже зарезервировал для себя имя оркестра – так получилось. В самом деле, вывозя из Ленинграда в Москву все инструменты оркестра, его архив, архив В. Андреева, нотную библиотеку Н. Осипов фактически уничтожил оркестр им. Андреева. Вы скажете, что осталось главное – люди. Но, во-первых, сколько их погибло во время блокады – никто не считал; во-вторых, если даже верна цифра в 42 человека, то где они будут играть в оркестре рядом? Он заполнен до отказа, кроме того, если до войны его состав насчитывал 80 человек, то в условиях радиостудии такой оркестр не разместить, максимум 40 человек. Вообще, куда ни кинь, всюду клин.

Как-то я позвонил в оркестр им. Андреева, мне ответила милая женщина, назвавшаяся Татьяной Кузьменко. Я спросил ее, как так получилось, что радиооркестр был назван именем Андреева? Она вполне уверенно заявила, что это был один оркестр, просто оркестранты из оркестра им. Андреева совмещали деятельность в оркестре радио. «Историограф» оркестра явно не знала того, что, когда в 1936 году оркестр им. Андреева стал Государственным и, следовательно, был увеличен до 70 или 80 человек, совмещение было прекращено (повышение зарплаты способствовало этому), и радиооркестру пришлось добирать состав из музыкальной самодеятельности. Кстати, то же сааме испытал и Госоркестр П. И. Алексеева в Москве в 1936 году (см. мою книгу она есть в интернете)[2].

С этого момента нельзя говорить о какой-либо преемственности поколений, оркестры стали объективно конкурентами друг другу, что чувствуется даже в 1958 году.

А как все-таки в самом оркестре реагировали на эту ситуацию? Это можно выяснить только из частной переписки. Так, например, 16 января 1958 года (!) П. И. Алексеев пишет М. П. Зарайскому: «До меня дошли слухи, что оркестр им. Андреева воздерживается отмечать 70-летие со дня первого выступления Андреева с ансамблем, т. е. отметить-то, может быть, они и отметят каким-нибудь очередным выступлением по радио, но не от лица оркестра Андреева. По-видимому, в этом коллективе и, наверное, в руководстве Ленрадио склонны придерживаться своей местнической точки зрения в исторических вопросах организации коллектива, и несомненно, там будут вести счет времени работы коллектива со дня организации его В. Кацаном»[3]

Загрузка...