1. О детях, родителях, воспитании и семье

Жить без проблем невозможно – так устроен мир. Детей надо учить, насколько это возможно, хотя бы не создавать проблем себе самому еще, и собственными руками – для этого есть другие!


* * *


Счастьем большим является здоровье и благополучие наших детей. Они наше богатство, ради которого живем и которое нужно беречь, закладывая в них зачатки нравственных устоев. Только тогда наше сокровище засверкает чистым светом, дарующим радость душе.


* * *


Может быть, мои советы детям банальны, но ценность их заключается в том, что они вообще даются, и даются вовремя.


* * *


Детей воспитываем по своему образу и понятиям. То, что мы вкладываем в них, в полной мере осознается ими к годам 17-18. В 14-15 лет трудно еще сопротивляться воздействию негативных сил, которыми полна жизнь, и которые могут увести их не по тому пути. В 17-18 лет, обретя почву под ногами, они более подготовлены к познанию жизни со всеми её сложностями. Мы, отрывая их от себя, даем добро для самостоятельной жизни. Они должны быть свободны от нашей опеки, от нашего надзора и воли. Теперь они сами должны со знаниями, заложенными в них, выстраивать свою жизненную линию. Совместными усилиями, выбрав правильное направление, они обязаны встать на тот путь, который приведет их в будущее, в котором будут жить достойно, в радость себе и другим.


* * *


Напутствие сыновьям.


Каких бы высот вы ни достигли, какими бы успешными вы ни стали – это всего лишь начало, всегда начало, ибо человек развивается постоянно, так как познание бесконечно!

Следует развиваться не только творчески, но и как личность, ибо только личность способна по-настоящему творить!


* * *


Мы, родители, должны идти по жизни рядом со своими детьми. Нет, даже не рядом, а на полшага впереди, чтобы своей любовью, заботой, пониманием, опытом помочь найти им свой Путь, а потом не дать сойти с него.


* * *


Сказано кодовое слово «Сим-Сим», и открылась пещера с несметными сокровищами. Когда мы говорим с детьми, то какие-то слова и понятия становятся для них ключевыми, кодовыми. Западая в сознание и подсознание, они стимулируют мыслительный процесс, заставляя воспринимать мир более осознанно и расширяя горизонт их восприятия.

Мы детей должны учить не скользить по поверхности жизни, а вникать в суть вещей. Нам, взрослым, надо находить нужные слова своим детям, они очень нуждаются в этом.


* * *


В моих детях отражается всего лишь малая часть моего мировоззрения. Очевидно, передать им все, что есть во мне, невозможно, а может быть, у меня на это не хватает ни умения, ни сил.


* * *


Один из самых моих главных принципов: я слишком люблю своих детей, чтобы позволить им вырасти людьми недостойными.


* * *


Сегодня юбилей у младшей сестры. Я ей желаю здоровья, процветания и долгих лет жизни.

Я люблю родителей и всех родных. Любовь к ним всегда помогала по жизни. Она мне очень нужна, так же как и моим родным.


* * *


Мой сын устроился работать в какую-то солидную фирму. Он приводит тысячу доводов, почему он скоро будет получать хорошие деньги. Потом, не дай Бог, он приведет еще больше, почему этого не случилось.


* * *


Я люблю детей и не только своих. Общаюсь с ними без сюсюканья, с уважением и почтением, но никогда не иду на поводу их капризов и глупостей. Точно также, как и взрослых, не могу любить детей со скверным характером.


* * *


Якобы Б.Шоу сказал: «Родители –главная опасность, от которой необходимо оберегать детей». Воистину это так! Родители собственными руками калечат их, не оставляя шансов на полноценную и достойную жизнь. Они оставляют в их сердцах раны, кровоточащие в течение всей жизни, накладывая отпечаток на все дальнейшие поступки. Обиды, проросшие крепчайшими корнями в их душах, никогда не дадут им покоя. Если самые близкие люди на свете– родители– несправедливы к собственным детям, так чего же тогда им ожидать от чужих людей?


* * *


Я сказала сыну: «Олеженька, твои воспоминания, ощущения детства и юности – твои ценности, твое богатство. Чтобы я ни говорила о ком-то или о чем-то плохого– это не имеет отношения к твоим чувствам. Пусть же твои светлые воспоминания не омрачаются моими. Пусть твои познания о людях в настоящем не мешают добрым чувствам к ним в прошлом. Мир детства прекрасен хотя бы потому, что там мы можем любить даже тех, кого не смогли бы любить сейчас.


* * *


Для воспитания детей не надо обладать «железным» характером, а просто для этого надо иметь сильную и позитивную натуру.


* * *


Размышление о сыне Рустаме.


В каких неведомых краях ожидает тебя твоя «половинка», сынок? Как долго будешь искать её, и, не дай Бог, не найдя, останешься не со своей «половинкой» и со смутной тоской о несбывшемся счастье?


Я молю судьбу, чтобы она взяла тебя за руку и отвела к той, кому ты предназначен и был счастлив!


* * *


Каждый ребенок индивидуален, интересен и загадочен. У каждого свое восприятие окружающего мира, и вот этим они нас удивляют, восхищают и дарят надежду на то, что из них может выйти что-то неординарное. Проходит время, дети взрослеют, и многие из них становятся лишь типичными представителями человечества.


* * *


Тот, кто не стремится объективно разобраться, а постоянно пытается оправдать и потакать неправильным поступкам своего ребенка, вряд ли воспитает хорошего человека.


* * *


Каждый из нас имеет или не имеет права на что-либо. Родители могут поругать и наказать своего ребенка за дело, а могут, и не за дело. Дети же не имеют права в ответ грубить – это просто невозможно! Но, всё же, любящие и ответственные родители всегда обоснуют свои действия, и если были неправы, то обязательно попросят прощения.


* * *


Посвящается моим сыновьям с надеждой, на то, что они смогут стать одними из «человеков». (После разговора с сыном Олегом)


Если бы я была художником, поэтом, или музыкантом, то всё, что творила, посвящала тем, благодаря душевному свету которых ещё не воцарилась тьма на Земле. Жизнь имеет смысл, пока рождаются и живут те, кого мы можем назвать Человеком!

Имеет смысл творить, если ты позитивная личность, иначе всё – суета сует. Подумаешь, одним успешным или богатым человеком станет больше. Надо очень захотеть и суметь сделать так, чтобы всё то, что есть позитивного в вас стало фундаментом и источником вашего творчества. Сконцентрируйте в себе всё ценное, что есть в вас и вокруг, и Творите. А добившись успеха, не оставляйте на обочине тех, кто был рядом с вами, любил вас, поддерживал, отдавая тепло своего сердца.

Я только что вырвала сына Олега из лап его заблуждений. Они ему затуманили голову, уводя в сторону от Пути. Я пробилась к его сознанию, и он меня услышал! Я одержала победу и, дай Бог навсегда!

Поговори со мной сынок, очень прошу, поговори, когда тебе плохо, когда что-то гнетёт и гложет тебя, не давая покоя. Я помогу тебе, обязательно помогу, ты только поверь мне! Прошу, верь мне, и тогда мы не потеряем дорогу к нашему Пути!


* * *


Посвящается сыну Арсению.


Когда человек одарен, к тому же обладает мощной энергетикой, то он не всегда укладывается в обычные рамки. Для него границы нашего «бытия» слишком узки, и именно поэтому он кажется странным и необычным. Ко всему ещё он не успевает проследить за собой, анализируя все свои действия, поэтому его «заносит», и именно поэтому появляется разногласие между «головой» и «духом».


* * *


Мои сёстры и братья не сумели реализоваться как личности. Природа одарила их щедро, но обстоятельства оказались сильнее их желания и воли, и судьба, изменив их изначальную сущность, уже не дала им возможности стать теми, кем они должны были стать.


* * *


Посвящается моему сыну Рустаму.


В Москве ты один из миллионов, а для Мироздания – один-единственный!


* * *


Я возвращалась с работы, когда услышала детский плач. Оглянулась и увидела горько плачущего малыша, которого за руку вела мама. От его плача защемило сердце, и тут же перед глазами возникли мои сыновья маленькими. Вспомнилось, как Рустамушка мог очень горько и отчаянно заплакать, разрывая моё сердце. Наверное, от холодного ветра, по моим щекам покатились слезы.


* * *


Вот несколько принципов, соблюдая которые, наверное, можно воспитать хороших детей:

Нужно их любить, но любовью позитивной, позволяющей им развиваться без изъянов.

Нужно уметь любить не только своих детей, но и чужих.

Нужно относиться к ним уважительно и почтительно, обязательно аргументируя все свои действия по отношению к ним.

Нужно иметь умное сердце и сердечный ум.

Нужно фиксировать для них все их хорошие и плохие поступки, чтобы плохие не повторялись, а хорошие закреплялись и развивались.

Нужно постоянно общаться с ними, говорить с ними, закладывая что-то в сознание, а что-то в подсознание.

Нужно учить их любить и заботиться о своих близких.

Нужно учить их думать, думать всегда, неся ответственность за свои мысли и поступки.


* * *


Нашим детям приходится полагаться на свои силы, чтобы добиться намеченных целей, реализовать свои возможности.


Они с детства привыкли заниматься творчеством, сами зарабатывать на свои нужды. Я думаю, это был самый правильный и здоровый путь к намеченным целям и мечтам. При всем том у них всегда был и есть надежный тыл в лице нас, родителей. Они черпают силы из того, что заложено в них природой, из того, что заложено нами, и ещё из нашей любви, поддержки, понимания и заботы о них. Они чувствуют себя счастливыми, а это – великий источник силы!


* * *


Моим детям.


Я породила вас, мне и отвечать за вас всю свою жизнь, хотите вы этого или нет. За все ваши достойные и, не дай Бог, неправильные деяния я в ответе перед жизнью. Вы часть меня, мое продолжение, и поэтому с меня спрос даже на «том свете». Возможно, это жестко, зато справедливо.


* * *


Арсению в день рождения.


Сынок, всегда будь настоящим: настоящим сыном, братом и другом, настоящим мужем и отцом и, наконец, настоящим Творцом! Пусть же все в тебе будет гармонично, и тогда ты обязательно будешь счастливым! Долгой, светлой жизни тебе! Мы любим тебя!


* * *


После разговора с Красс-ко Т.


Есть различная форма родительской нелюбви.


Нелюбовь – это тогда, когда родители заставляют страдать собственных детей, вымещая на них свои неурядицы и выливая накапливающийся негатив.

Нелюбовь – это тогда, когда не позволяют детям заниматься тем, чем они хотели бы, и не заставляют заниматься тем, что могло бы развить их способности.

Нелюбовь – это тогда, когда учитываются только собственные интересы и амбиции и меньше всего интересы ребенка.


Ещё хуже, когда родители не хотят тратить ни душевных, ни физических сил для развития их возможностей, а также приучать к элементарным вещам, выбивая из них прилипающую или уже въевшуюся дурь.


* * *


Коварная штука – родительская любовь. Вроде бы все для детей, а зачастую, выходит, ради себя самих.


* * *


После разговора с сыном Арсением.


Несправедливо требовать от своих детей того, чего сам не давал своим родителям. На что надеются те, кто не был заботлив и внимателен к родителям, обижал их, сдавал в дома престарелых, не поступал по-человечески, если не из-за любви, то хотя бы из чувства долга или стыда перед людьми? Мы обязаны относиться к родителям так, как мы хотели бы, чтобы к нам относились наши собственные дети.


* * *


Дети наши – единое целое! В каждом из них есть часть от нас, родителей, поэтому любя друг друга, они любят и нас!


* * *


Обращение к сыновьям.


Чтобы со временем не потерять понимание и любовь друг друга, нужно быть открытыми, искренними и внимательными. Если же недомолвки, обиды будут накапливаться между вами, то со временем потеряете взаимопонимание. Этого допускать нельзя. Как только возникнет напряжение между вами, сразу же выясняйте в чём дело. Окажется, или кто-то чего-то недопонял, или кто-то всё же допустил ошибку. Всегда обсуждайте между собой возникающие проблемы. Надо быть не только внимательными, но и требовательными друг к другу. Вы родные, поэтому обязаны делать всё, чтобы пути ваши не разошлись.


* * *


Посвящается памяти бесконечно любимым отцу и матери.


У каждого свой срок, и каждый уйдет «туда» и соединится с теми, кто был любим и дорог в этой жизни, но ушел раньше. Если даже не существует «того света», значит, нам всё же повезло, что, встретившись на «этом свете», были вместе и любили друг друга до конца своей земной жизни.


* * *


Посвящается сестре.


Выкинув из сердца мать, ты закрыла все окна и двери своей души и выключила свет. С тех пор живешь в темноте, не открывая ни окон, ни дверей, не впуская никого. Ты живешь в полной темноте, где не видишь не только других, но даже саму себя, и где в кромешной тьме может притаиться всё что угодно, и можно столкнуться с чем угодно.


* * *


Когда мы испытываем шок, сильный шок, то, вероятно, это приводит к каким-то негативным изменениям в психике. Человек меняется, хочет он этого или нет. Если же шок испытывает ребенок, то последствия могут быть очень тяжелыми и необратимыми. Среди нас, взрослых, встречаются очень странные личности, вызывающие недоумение и даже страх. Явно у них не всё в порядке с психикой. Если они, ко всему еще, не получили должного воспитания, то на адекватность их поступков можно не рассчитывать.


* * *


Говорят, большой талант или гениальность – некий изъян мозга. Я надеюсь, что талантливость моих детей не из-за изъяна, а из-за богатства ген – смешивания Азии с Европой. Смешение рас всегда благотворно влияло на генофонд, порождая одаренных, психически устойчивых и красивых людей, оно дает запас прочности человеческому виду.


* * *


Сыну Олегу сегодня исполнилось 20 лет!


Олеженька, дорогой и любимый, желаем исполнения всех твоих позитивных и всех наших пожеланий! Желаем никогда не иссякать творчески! Пусть же ум и душа всегда пребывают в гармонии! Пусть судьба хранит тебя! Мы очень тебя любим!


* * *


Порой человеку, не умеющему управлять собой, легче мучиться и каяться потом, чем поступать обдуманно и правильно сейчас.


* * *


Излишнее сюсюканье, сдувание пылинок или чрезмерная строгость к детям никогда не приносили пользы. Должна соблюдаться «золотая середина», чтобы без перегибов и лишнего усердия воспитывать детей. Нам дан ум, чтобы, разбираясь в тонкостях и нюансах жизни, делать все, что необходимо для воспитания хороших детей.


* * *


Молодые люди, не обладавшие или обладавшие полной информацией об опасности и пагубности алкоголя и наркотиков, но добровольно приучившие свой организм к ним, – обречены. Кругом только и говорят, насколько губительны для человека последствия этих зависимостей, но тем не менее тысячи и тысячи душ устремляются к порочному огню, сжигающему их. Что тут можно сказать? Мне кажется, возможно, идет естественный отбор – выживают люди с большей жизненной силой. Те же, кто обрекает себя на мучительное, зависимое существование, а потом и раннюю гибель, этой силой не обладают. В них сознательно или подсознательно срабатывает некий механизм самоуничтожения, а инстинкт самосохранения молчит. Независимо от того, насколько человек талантлив, хорош или плох, но если обладает неустойчивой психикой, слабым чувством самосохранения, или недополучил должного воспитания, кидаясь из крайности в крайность, совершая ошибку за ошибкой, не развиваясь и не реализовывая своих возможностей, не стремясь сохраниться как личность, он рано или поздно погибает – самоуничтожается.

Конечно же, родители играют основополагающую роль в становлении личности, и с какими бы врожденными качествами ни родился ребенок, их долг ещё с пеленок заложить в нём силу простых истин, хоть какие-то нравственные основы способные защитить его от пагубных соблазнов и роковых ошибок. Чувство самосохранения можно и нужно укреплять. Нужно бороться за свое дитя, которое приходит в этот мир слабым и беззащитным. Ребенок надеется, что те, кто его породил, несут за него ответственность и своей любовью защитят и научат защищаться от жизненных невзгод и ловушек. Мы же, родители, зачастую не оправдываем их надежд и веру в нас, в наше предназначение заботиться о них и подготовить к полноценной жизни. Да, нам просто не хватает настоящей, осознанной, позитивной любви к собственным детям, чтобы их, а через них и себя, сделать счастливыми. Причины душевного изъяна и механизмы самоуничтожения наших детей кроются не в них, а в нас. Все это печально, очень печально, когда мы не в состоянии понимать и осознать даже самые простые, но жизненно важные и необходимые вещи. Возможно, для многих желание иметь детей – чисто биологический фактор, срабатывание инстинкта продолжения рода, а не осознанный выбор достойного продолжения себя самих.


* * *


Посвящается Сергею Дмитриеву – заботливому и любящему сыну.

По большому счету, внимание и забота о близких не требуют больших затрат времени и денег. Дело не в деньгах, а в том, что есть внутри нас: если заложена внимательность, заботливость, любовь и желание пусть даже по мелочам баловать и радовать, то это будет делаться постоянно, не дожидаясь появления подходящего момента. В свое время, работая и получая гроши, постоянно влезая в долги, чтобы купить себе самое необходимое, я каждые две недели ездила домой с полными сумками продуктов, растрачивая свой нищенский бюджет, так как знала, что там таких продуктов нет (у нас на геологической базе был свой спецмагазин).Да и просто хотелось помочь и порадовать родных. Была ещё одна особенность: увидев в магазине что-нибудь интересное, я, прежде всего, думала, кому из сестер эту вещь купить. Я уверена: заботливость не возьмется вдруг, только потому, что именно сейчас появилась возможность заботиться. Когда дети из своей стипендии, из заработанных ими денег, или пусть даже из тех, что присылают родители, покупают им милые маленькие подарки – это не менее ценно, чем когда они одарят, заработав большие деньги, если это вообще случится. Ведь когда появляются деньги, то сразу возрастают и потребности. Кто способен оказывать внимание постоянно, тот способен заботиться всю жизнь.


* * *


Посвящается дню рождения Рустамушки.


Дорогой и бесконечно любимый сын, С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ!!!


Всё что в тебе есть позитивного, светлого пусть приумножается, процветает и совершенствуется, делая твою жизнь счастливой! Спасибо тебе за твою доброту, сердечность, заботливость и любовь. Только не стыдись быть «маменькиным сыночком», ты не «маменькин сыночек», а моя надежда и опора, и пусть же ложные чувства не мешают настоящей, искренней, сыновней любви!


* * *


После разговора с сыном Рустамом.


Если мы любим и уважаем своих близких и друзей, или же тех, кого нельзя не любить, мы не должны стесняться своих чувств, а открыто и искренне проявлять их, не идя на поводу ложных понятий. Мы же стыдимся их, считая слабостью, скрываем, не считая нужным, чтобы кто-то об этом знал, или же редко даем об этом знать. Следует всё делать вовремя, так как чувства невысказанные сейчас будут жечь калёным железом потом, когда будет поздно. Нужно не забывать, что любовь к ближним – неиссякаемый источник жизненной силы!


* * *


Если не вкладывать в детей душу, то в будущем будем ощущать одиночество, если даже они будут рядом.


* * *


У меня не было наставников и знаний, способных помочь познать жизнь и себя. Когда я хоть что-то поняла и хоть чему-то научилась, то, оказалось, прошло слишком много времени. Именно поэтому я стараюсь быть для своих детей не только матерью, но еще и наставником, чтобы передать те знания, которые помогут им, не теряя времени, максимально реализовать как духовные, так и творческие их возможности.


* * *


Посвящается сестре.


Безграничной любовью своей мы губим тех, кого так безоглядно любим, потакая их темной стороне. Человек в любви своей бывает крайне неразумен и неадекватен. Ему не хватает элементарного здравого смысла, чтобы его любовь не легла тяжким грузом на плечи тех, кого он любит, а стала источником жизненной силы.


* * *


Родители, взрослые люди должны учить детей любить и беречь мир, в котором они живут, и только тогда мы можем надеяться, что жизнь не будет безнадёжной.


* * *


Родительская любовь бывает порой слепой и безрассудной, и тогда она мешает воспитывать детей. Мы защищаем их – надо, не надо, – а для нас должно быть важно, не чтобы они были всегда правы, а чтобы они поступали или хотя бы пытались поступать правильно.

Мы в ответе за детей своих – за их души!


* * *


Если ребенок от природы понятлив и покладист, то мы не прилагаем особых усилий для его воспитания. Если же он сложен, труден – вот тут-то мы должны доказать, на что мы способны и способны ли вообще к воспитанию.


* * *


Даже умный человек, не будучи разумным в деле воспитания детей, может не проявлять здравомыслия, так как тут задействованы слишком сильные чувства: любовь к детям, ответственность за них, страх. Эти обстоятельства «сводят с ума» их, делая чрезмерно строгими, или чрезмерно потакающими всем их прихотям. Некоторые родители особое внимание уделяют интеллектуальному развитию, совершенно не заботясь об их духовном воспитании. Звучит банально, но от этого не теряется острота проблемы. Родители могут расстроенно говорить о том, как учителя не соответствуют их талантливым детям, возможно, обсуждая это при них, способствуя проявлению в них высокомерия и нездоровых амбиций. Я что-то не замечала, чтобы родители говорили о том, как важно для них духовное развитие детей, насколько для них важно, чтобы они, прежде всего, выросли хорошими людьми. Что не важно для родителей, то не важно и для их чад. У многих родителей, такое понятие, как нравственность может отсутствовать, поэтому при них даже как-то неловко говорить о таких вещах вслух.


* * *


На моём жизненном небосклоне три солнца – мои сыновья! Одна луна – отец моих детей! Множество звёзд – мои родные, друзья и все хорошие люди!


* * *


Если бы к рождению ребёнка подходили как к чему-то предопределённому свыше, то счастливых детей и родителей было бы намного больше!


* * *


Я принимаю сложность мира и то, что не всё поддаётся моему пониманию и логике. Но я также понимаю, что за одним следует другое: например, хорошие люди обязательно должны, по логике вещей, воспитать хороших детей. Но тут логика не всегда срабатывает, разбиваясь о подводные рифы сложностей жизни: у замечательных людей могут быть дурные дети. Люди не всегда способны хорошие качества в себе передать детям, то есть просто не обладают даром воспитания.


* * *


Моё воспитание детей – это борьба между моей личностью и внешними силами. Внешние силы мощны! А то, что я вложила и вкладываю в своих детей – всего лишь какая-то часть моих жизненных принципов. Я могу гордиться ими уже сейчас, но жизнь сложна… Если повезёт, то моё воспитание приумножит ряды достойных!


* * *


Я, проанализировав ошибки своих детей, указываю им на них для того, чтобы они не накапливались и не мешали их дальнейшему позитивному развитию.


* * *


Я являюсь своего рода одним из «полигонов» для саморазвития моих детей. Отчасти через общение со мной, через мои ценности они постигают жизнь. Через отношение ко мне они проявляют свои личностные качества. Если они что-то делают не так по моему разумению, то я предельно ясно, обоснованно разъясняю им это. Тут не стоит вопрос «мы уже взрослые, всё сами знаем», или совершенно глупое утверждение «дети сами должны набивать себе шишки». Это будет случаться в любом случае. Чтобы познать жизнь, не хватит одной жизни. Речь идёт о том, если есть рядом кто-то, кто может помочь не накапливать в повседневной жизни ошибки, которые имеют свойство незаметно отклонять в неправильном направлении жизнь – это большая удача! В жизни по-настоящему взрослых не бывает. Человек за отпущенный ему срок так и не успевает повзрослеть и тем более поумнеть.


* * *


Поорали, покричали, по головкам настучали – вот и деток воспитали.


* * *


Если то, что мы вкладываем в детей – своё мировоззрение, гены, семейные принципы – не дают должного результата, то это не будет означать, что бессмысленно воспитывать. Возможно, это будет означать:

Восприятие получаемой информации глубоко индивидуально.

Не всегда и не в полной мере срабатывают «хорошие» гены.

Влияние среды слишком велико.

То, что мы вкладываем в детей, вступает в сильный резонанс с окружающей средой.

Полученное воспитание не срабатывает, если силы обстоятельств, сильнее характера личности нашего ребёнка.

Зависит от душевного склада.

Ясно и чётко не осознаётся, что такое хорошо и что такое плохо.


* * *


Людьми одни и те же вещи интерпретируются по-разному. Например, в одних случаях приветствуются замечательные родители, которые являются для своих детей опорой, наставниками. В других случаях подчёркивают, какие молодцы родители, что не лезут к детям со своими советами, не путаются у них под ногами, а дают им самим познавать жизнь. Люди – существа противоречивые, не всегда способные воспринимать очевидное – большое счастье быть опорой для своих детей, идти рядом с ними по жизни.


* * *


Правильно воспитывают детей не просто хорошие люди, а позитивные и думающие, так как в них душевные качества сочетаются с умом.


* * *


Если родители не учат детей думать о других, тогда хотя бы учили бы не делать тех вещей, которые осложнят им жизнь: думая о своём благополучии, не портили жизнь людям, которые, в свою очередь, испортили бы им.


* * *


Если родители приучили детей с малолетства к труду, то уже можно считать, что они обеспечили им хорошее будущее.


* * *


Мой комментарий по поводу обсуждения воспитания детей.


Я согласна, что нельзя давить на детей, уважая и поддерживая их личность. Родителям следует быть основой, путеводителем, другом, наставником для своих чад. Главное для меня, чтобы они, прежде всего, были достойными личностями, чем бы ни занимались, а если чего-то достигнут в своём деле, то я просто буду благодарна судьбе за это. Талантливых людей много, но, к сожалению, не каждому удаётся реализовать себя по ряду причин, не всегда зависящих от них. Детям нужно с малолетства прививать ответственность за свои поступки, приучать к труду, уважению к людям, тогда, может быть, из них что-нибудь получится. Задача родителей знать наклонности своего ребёнка и развивать его в различных направлениях, тогда не будут возникать разногласия между «отцами и детьми», а будет общее дело, общая радость.


* * *


Если наше воспитание детей не всегда срабатывает должным образом, значит, изначально заложенная природой программа личности оказалась сильнее внешней программы – воспитания. С этим ничего не поделаешь – мы бессильны.


* * *


Когда человека неправильно воспитывают или вовсе не воспитывают, то он потом не сможет выйти за установленные рамки сложившихся реалий. Со временем, даже осознавая свои изъяны, недостатки, всё равно ничего не сможет с этим поделать – психика и сознание в нём уже сформированы. У него будет отсутствовать или слабо развит механизм переключения, преодоления, обновления – саморазвитие. Человек в результате может всю свою жизнь «пробарахтаться» в своих недостатках, комплексах, так и не став самодостаточной, развивающейся личностью.


* * *


Бывает и так, что родители нахваливают своего зятя за те хорошие вещи, которые он делает по отношению к их дочери, осуждая при этом собственного сына, за те же самые вещи, но по отношению к их невестке. Вот такая человеческая непоследовательность и несправедливость.


* * *


Ответ на статью «Самая большая иллюзия человечества».


Человек появляется на свет с определённым набором генов – качеств, но при этом он «пустой сосуд». «Пустой сосуд» не может заполниться сам собой. Происходит естественный процесс накопления информации, идущей, в первую очередь, от родителей, учителей, книг, от всего, что его окружает. По мере заполнения, идёт процесс осознания, а значит познания мира через индивидуальные, данные природой механизмы. Невозможно тотально внушить кому-то что-то, насильно заполнить, если к тому не будет предрасположения. Если это всё же происходит, значит у человека неярко выраженная индивидуальность, для которой не имеет значения, чем заполниться. Выходит, что человек заполняет себя в основном тем, что ближе к его природе. Каждый человек проходит свой, присущий только ему, определённый путь, чтобы понять своё предназначение. Мышление, которое можно ограничить «внушениями», таково изначально, таково его строение. Пытливый ум, стремящийся за пределы всевозможных догм-ограничителей – это качество, дар, который невозможно ограничить, который во всём будет искать и находить истину-знания. Я согласна с тем, что навязываются общепринятые стереотипы, но это нормально – это естественный процесс. Ребёнку, который только-только раскрывает глаза на мир, необходим «поводырь», он не может расти, как трава, опираясь лишь на свои несовершенные, ни на чём не основанные ощущения, которые могут неизвестно куда привести. Да, мир людей несовершенен, но многие вещи происходят по определённому плану – порядку, подчиняются закономерностям, чтобы не воцарился хаос. Именно поэтому размышления на тему человеческих иллюзий, я считаю не совсем правильными, не сумевшими узреть суть процессов, происходящих в становлении личности.


* * *


Если у ребёнка плохая наследственность, да ещё не получает должного воспитания, тогда дела его плачевны. Если же наследственность хорошая, то понадобится больше времени и усилий со стороны родителей, чтобы его «испортить».

С каким бы набором качеств не родился ребёнок, родители могут помочь ему стать как достойной, так и посредственной личностью.


* * *


Мы, родители, можем держать в голове, что быть добрым, надёжным, щедрым и так далее – это хорошо и правильно, но сможем передать эти понятия своим детям только тогда, когда они будут существовать не просто в виде наших общих понятий, а будут нашими ценностями. Энергия слов в таких случаях оказывается всегда слабее энергии наших ценностей.


* * *


Родители обязаны адаптировать своих детей к существующей реальности, тем более, если есть в них качества, способствующие неприятию жизни такой, какая она есть. Следует помочь выработать в них своего рода стоицизм. Нужно научить их философскому отношению к ней: да, мир таков – другого не будет, но мы не должны «сломаться» и погибнуть из-за этого.


* * *


Не поддаются воспитанию те дети, которых не воспитывали с пелёнок. Если даже рождаются дети с отрицательным набором генов, то они рождаются не уродами, не подонками. Такими их делают родители и взрослые. Не надо всю ответственность сваливать на тех, кто стал жертвой взрослых. Такие дети – дело рук родителей не родивших, а создавших уродцев. Так что, следует воспитывать детей, воспитывать своим позитивным примером, чтобы потом не говорить «куда это мы катимся?!». А катимся мы все туда, куда общими усилиями толкаем детей своих. Воспитывайте настоящих мужчин и настоящих женщин, тогда мир, может быть, станет другим.


* * *


Когда мы не позволяем своим детям поступать правильно по отношению к другим людям, то придёт время, когда они точно также будут поступать по отношению к нам. Взращенное зло всегда возвращается обратно.


* * *


Тяжело быть «гадким утёнком» в школе, но хотим того или нет – это закаляет характер. Своего рода изгойство заставляет ребёнка понимать те вещи, которые не понимают ни сверстники, ни даже взрослые. Ребёнку, который подвергается моральному насилию уже в самом начале своего жизненного пути ничего не остаётся, как сопротивляться или затаиться, закрывшись от внешнего мира в себе, чтобы потом, во взрослой жизни превратиться в «прекрасного лебедя». Тяжело осознавать, что сами взрослые, как родители, так и педагоги, потакают детям совершать дурные деяния, этим искажая их сознание и калеча их души. Труд учителя бесценен, нелёгок особенно в наше время. От них во многом зависит, как много будет в школах «гадких утят». Именно они должны замечать, защищать и помогать «изгоям», а не, оставаясь равнодушными, отдавать их на «растерзание» падким на издевательство сверстникам. В каждой профессии нужны специалисты по призванию, но разве это возможно и реально в нашей жизни? Так откуда взяться истинным профессионалам своего дела, особенно в сфере педагогики, если жизнь порождает людей с искажённым сознанием и неразвитой душой?


* * *


Когда придёт время, и я прижму к себе деток моих детей, тогда я пойму и почувствую, что наступил новый этап моей жизни.


* * *


Дети, как мне кажется, сначала воспринимают своих родителей сообразно каким-то общим семейным качествам. Но по мере взросления каждый из них начинает разбираться и воспринимать их, насколько они могут быть по природе своей объективными, глубоко чувствующими и умеющими разбираться вообще в человеческой сути, особенно в близких им людях. Понимать и разбираться в близких труднее, чем в чужих.

Загрузка...