Рациональная организация – вот то, на чем нам необходимо сосредоточиться перед тем, как мы приступим к приятной части – управлению временем.
Очень важно иметь собственную структурированную систему, систему только вашу, разработанную вами лично.
Перегруженность текущими делами – признак некомпетентности, неумения сортировать нагрузку. Вам кажется, что вы – жертва обстоятельств, но окружающие воспринимают вас как неумеху, добровольно взвалившего на себя кучу дел, с которыми он никогда в жизни не справится.
Я выделяю несколько краеугольных камней успешного существования:
Хорошее самочувствие – сюда входит спорт и питание;
Дневник – о его необходимости я рассказывала вам в «Настольной книге творческого человека»
Мотивация – то, чему я могу научить каждого из вас.
В целом организация рабочего пространства – дело довольно простое, и самое трудное в нем – это убедить самого себя в том, что поддерживать порядок вокруг себя – это не «скукотища», «бытовуха» (и вообще хаос – отец гармонии!), а совершенно нормальная необходимая вещь. Зарубежные блогеры называют такие вещи рутинами. Утренние рутины, вечерние…
Когда вокруг вас порядок (не путать со стерильностью), мысли становятся светлее, ведь вы посылаете четкий сигнал: «Мне нужна определенность! Бедлам здесь неприемлем!» Если вас хватает на выполнение одного-единственного правила – и такое бывает! – то запомните одно: чем меньше вокруг вас отвлекающих факторов, тем вы продуктивнее. Телефон с его звонками и оповещениями, открытая вкладка соцсети, телевизор, работающий «для фона» – все это загрязняет энерго-информационное пространство вокруг вас, мешая сосредоточиться и отвлекая.
Ведение дневника – это самый мощный (и самый неожиданный секрет успеха). В «Настольной книге творческого человека» я настаивала на ведении бумажного дневника, но многие мои читатели показали отличные результаты с дневником в электронном формате. Конечно, ведение дневника от руки – это общеизвестная техника фрирайтинга, имеющая мощный терапевтический эффект, но если вам нужно всего лишь отслеживать каждодневные изменения, компьютер вполне подойдет.
Для структуризации жизненного пространства я обычно предлагаю выработать несколько привычек, каждая из которых совершенно не сложна, но в целом они дают просто вау-эффект. В этом плане мне очень нравятся бумажные ежедневники – с ними буквально видишь, куда идешь. А как приятно вычеркивать сделанное! Гораздо приятнее, чем просто удалить строчку или заметку в телефоне – хотя приложения могут быть полезны.
Привычка первая – каждый день ложится спать пораньше. Не «стараться ложиться», а действительно идти в постель. Пусть это будет всего на несколько минут раньше, чем вчера – ничего страшного, главное, что вы уже начали перестраивать свою реальность. Открою вам небольшой секрет – чтобы вас «выключало» каждый день в десять вечера, нужно вставать в шесть утра. Каждый день. И по выходным тоже. Первое время вам придется очень тяжело, но уже через неделю организм просто станет сам укладывать вас в нужное время, чтобы добрать необходимые часы сна.
Привычка вторая – выделить свое место для каждой вещи в вашей творческой мастерской. Конечно, в идеале каждой вещи в доме должно быть свое место, но требовать от вас этого абсолютно бессмысленно, ведь мы направляем силы в творческое русло. Кисти художника, все до одной, должны быть в одном месте, так же, как и флешки писателя, микрофоны и провода музыканта. Вы все равно куда-то кладете все вещи в конечном итоге – так почему бы не класть их сразу туда, где они должны быть? Есть отличное упражнение для поддержания порядка – посмотрите на свое рабочее место глазами постороннего человека. Представьте, что вам позвонили с телевидения, через пятнадцать минут они приедут снимать репортаж о вашей деятельности – нужно ли вам прибрать всё перед тем, как они появятся? А ведь безжалостная камера охватит каждый уголок вашего рабочего места. Поддержание порядка ТОЛЬКО для чужих людей – это, бесспорно, мещанство. Но кто из нас в душе не сноб?
Привычка третья – брать с собой ноутбук или блокнот, чтобы иметь возможность поработать в любой момент. Нередко мы вынуждены присутствовать на каких-то встречах или мероприятиях, увильнуть от которых нет никакой возможности. Не теряйте драгоценного времени – скорее доставайте блокнот и принимайтесь за планирование, контроль текущих дел или подведение итогов. Вид задумчивого человека, делающего пометки на совещании, всегда вызывает уважение, таким образом вы убьете двух зайцев – грамотно используете свой ценнейший ресурс (я говорю о времени) и покажете себя неравнодушным к общим делам.
Привычка четвертая – долгосрочное планирование. Обязательно составьте несколько планов –на месяц, год, два, пять, десять лет. Планы эти должны быть на виду, под рукой, чтобы ничто не могло сбить вас с курса. Планы для творческих натур –вещь насущная, они высвобождают свободу мысли, структурируя вашу жизнь.
Покажите вашему мозгу, что вам есть чем заняться. Распланируйте свою жизнь на двадцать-тридцать-восемьдесят лет вперед. Тогда ему ничего не останется делать, как распределить ресурсы здоровья, чтобы сохранить продуктивность на весь этот срок и дать вам возможность совершить запланированное. Дольше всего живут те люди, которым есть чем заняться.
Привычка пятая – в течение дня останавливаться и спрашивать себя: «Приближает ли меня к цели то, что я делаю в эту минуту?» Имейте смелость признаться самому себе в том, что проводите время неэффективно, а если вам нужен отдых – отдыхайте правильно, медитируя или выполняя несложные физические упражнения, а не листая ленту новостей в соцсетях.
**
«У меня несколько целей, что делать?»
Не волнуйтесь, забрасывать «лишние» цели и предавать ваши мечты мы не будем. Цели нужно будет сгруппировать. В вашем списке наверняка будут пункты, вытекающие один из другого или имеющие под собой четкую основу. А начнем программу реализации мы с той цели, которая даст толчок к достижению остальных.
Все силы должны тратиться на текущие дела. Отличить действительно важные текущие дела от всякой ерунды вам поможет четкий распорядок дня на каждый день. Если на сегодня у вас назначено три важных дела, то разбирать шкафы или сортировать электронную почту вы уже не станете.
На этапе разгребания завалов можете воспользоваться простой схемой – все файлы, бумажные и электронные, можно разделить на несколько категорий. «Отложить», «Срочно», «В очередь, несрочно», «Только ознакомиться».
Каждый раз ставьте перед собой вопрос: «Какое решение принесет мне наибольший душевный комфорт? Как мне будет лучше?» Очень часто вопрос ставится противоположным образом: «Как будет лучше для всех?». Но вы-то один, а «всех» много – дайте им возможность справиться с их собственными ситуациями.
Важность ритуалов. Подкрепляя обещание самому себе ритуалом – пусть даже самым простым и символическим – вы усиливаете нейронные связи и обрекаете себя на успех. Ритуал активирует и объединяет работу сразу двух полушарий мозга: правого, ответственного за визуализацию, и левого, работающего на логике. А когда оба полушария активно и гармонично работают – это обязательно успех. Ритуалы могут быть какими угодно (хотя мне отчего-то думается, что вы приложите всю свою фантазию, чтобы сделать его красочным и запоминающимся). Вы можете освятить в храме свои кисти, дав себе зарок закончить картину до конца недели. Можете закопать все свои запасы вредной пищи во дворе, торжественно похоронить ее. Можете смастерить кораблик Мечты и отправить его с игрушечной фигуркой Капитана (то есть вас) в кругосветное путешествие – с тем, чтобы заработать на путешествие самое настоящее!
Пара слов о постановке целей. Как все вы знаете, цели – это понятие измеримое. И измеряется цель посредством следующих критериев:
Конкретность. Цель имеет четкое определение, описание.
Измеримость. Иметь больше денег, таланта и признания – не измеримая цель. Что значит «больше»? На сколько? Рубль в год вас устроит? Если нет, формулируем четко. Очень хорошо работают цифры – количество выступлений в год, число подписчиков или просмотров.
Адекватность. Важность цели для вас лично. Вы четко понимаете, чем готовы поступиться ради достижения цели – и чем поплатитесь, если откажетесь от нее.
Достижимость. Не является ли цель настолько фантастической, что для ее достижения вам потребуется едва ли не проживать новую жизнь с нуля, забросив все на свете?
Четкие временные рамки. Тут не нужны подробные комментарии, вы ставите сроки, исходя из масштаба задачи и текущих возможностей, оцененных адекватно.
Мелочи каждого дня. Вы никогда не знаете наверняка, как сложится ваша жизнь, поэтому не лишним будет иметь несколько планов «Б», запасных вариантов, если вдруг ваш гениально продуманный план «А» рухнет по независящим от вас причинам. Вам стоит выстроить свою реальность так, что любой из выбранных вами путей автоматически вел бы вас к достижению цели. Скажем, к вас внезапно нагрянули родственники – и как назло, именно в тот день, когда вы наконец сели за свой проект. Или интернет отключили в самый неподходящий момент. Смирение и стоицизм, гибкость в стремительно меняющихся реалиях современного мира – ключ к вашему душевному спокойствию и, как следствие, успеху.
В беседах с клиентами я отметила, что демотивировать может не только банальный чужой достаток. Достижения других людей демотивируют гораздо сильнее. В блогосфере это проявляется особенно ярко – продвинутые блогеры ежедневно публикуют красочные посты, посещая по три мероприятия в день, сотрудничая с лучшими брендами, а в перерывах проводя целые дни со своей семьей (и фотографом, который снимает каждый шаг счастливой семьи).
Во-первых, не стоит верить всему, что вам показывают. Посвятив всего один день съемкам, вы будете обеспечены материалом для постов на две-три недели, а функция автопостинга сбережет для вас лишние полчаса в день. Во-вторых, беглый анализ покажет вам, что посты-обзоры делаются буквально за несколько минут, если готовы фотографии. Конечно, блогинг – это работа. Неблагодарная, часто годами не приносящая владельцу блога ничего, кроме затрат. Но блог – это ваша визитка в огромном интернет-мире, никакая страница в соцсети не может соперничать по информативности с полноценным сайтом, поэтому время на блогинг для творческого человека нужно выделять обязательно. Творчества без продвижения не существует – таковы реалии наших дней, увы. Вы можете быть сколь угодно крутым и талантливым, но пока о вас никто не знает, в таланте толку мало. А уж как огорчает тот факт, что ваш друг (сосед, однокурсник, заклятый враг), который не годится вам даже носить кофры или мыть кисти, вдруг получает предложение о сотрудничестве или дает интервью популярному журналу – а всё потому, что он выделил время не только на создание своих «шедевров», но и на их продвижение, раскрутку.
Некоторые люди, считающие себя «творческими личностями» очень гордятся собой и тем, что они уж точно не «серая масса». Остроты про менеджеров, офисных работников, шуточки, зависть к более успешным коллегам, бесконечные разговоры о проектах, которые никогда не воплотятся в жизнь из-за того, что это «слишком изысканно для нашего тупого общества». Думается, шансов добиться успеха в творческом направлении у этих людей не больше, чем у презираемых ими менеджеров среднего звена. Тайм-менеджмент изначально был придуман не для творцов, но инструменты его так разнообразны, что не применять их для собственной пользы по меньшей мере недальновидно.
Конечно, наша жизнь состоит не только из творчества (а жаль!). Но есть у меня и рекомендации, которые помогут организовать ваш быт и сделать так, чтобы творческого времени у вас оставалось как можно больше.
Присмотритесь к курьерским службам в своем городе. Бытует мнение, что услуги курьера по карману лишь крупным компаниям – тогда, возможно, вам приятно будет узнать, что сейчас услуги перевозки вещей и документов с курьером в пределах вашего города стоят всего от нескольких сотен рублей, при этом они значительно экономят ваше время. В том числе и творческое. Например, вы увлечены написанием книги, съемкой ролика или живописью – и вдруг ваш начальник или родственник срочно просит привезти что-то на другой конец города. Вы, конечно, можете спешно собраться и сделать то, о чем вас просят, убив при этом половину дня – а можете просто позвонить курьеру, заплатить ему немного денег и продолжать заниматься любимым делом.
Список покупок на неделю составляется всю предыдущую неделю. Не перед самим походом в супермаркет непосредственно, а планомерно. Вы просто крепите к холодильнику чистый лист бумаги, а когда у вас заканчивается соль, масло или бумажные полотенца, вы просто вписываете их в список. Таким образом через несколько дней вы получаете совершенно готовый список покупок – притом действительно самых необходимых.
Когда заполняете анкету на дисконтную карту в магазине, укажите вымышленный номер телефона. Подсчитайте, сколько раз в неделю вам приходят уведомления из торговых центров и бутиков о распродажах, скидках и акциях? Время, которое вы тратите для того, чтобы открыть сообщение или просто смахнуть его, можно использовать на нечто более полезное. Например, лишний раз освежить в памяти свои цели на этот месяц, заглянув в свой блокнот с планами.
Не пренебрегайте лайфхаками. Все эти хитрости – как аккуратно спрятать провода, где хранить крупы и бутылки так, чтобы экономить место на кухне, как организовать свой гардероб – на самом деле экономят кучу времени. Например, прикрепите инструкцию от новой стиральной машины или холодильника к задней стенке прибора клейкой лентой – и вам не придется судорожно рыться по всем ящикам в доме, когда инструкция понадобится.
Многое из того, что вам нужно (или вы хотите) делать, можно выполнять параллельно с другими делами. Почему аудиокниги пользуются такой популярностью? Да просто потому, что жители мегаполисов проводят в пробках по несколько часов в день. И если вы все еще привычно включаете радио, когда садитесь в машину, то только вообразите, как вы поднимете уровень своей успешности и образованности, если час-полтора в день будете посвящать прослушиванию полезных книг. К тому же прослушать аудиоверсию быстрее, чем читать ту же книгу привычным способом – ведь скорость чтения у всех разная. И, конечно, вы все помните о важности творческого блокнота, который вы всегда носите с собой и любую минутку (в очереди в банке или ожидании в госучреждении) вы посвящаете себе – а не ленте соцсети.