В этой главе я хочу затронуть одну серьезную проблему – вопрос мировосприятия. Безусловно, это тема не одной книги, но мы поговорим прежде всего об эмоциональной стороне ваших отношений с миром. Понятно, почему: ребенок воспринимает сценарий вашего отношения к реальности зачастую в искаженном варианте.
«После свадьбы, – говорит женщина, – муж сказал мне: „Сиди дома, воспитывай детей, остальные проблемы я решу сам“. Посопротивлявшись для вида, я несказанно обрадовалась возможности не выходить в этот опасный, страшный, полный неизвестности мир».
«Я не могу поменять работу, хотя нынешнее положение меня совсем не устраивает, – жалуется молодой человек, – мне настолько трудно адаптироваться в коллективе, что я не готов в очередной раз подвергнуть себя новому стрессу».
«Если мне нужно позвонить незнакомому человеку, я начинаю готовить себя чуть ли не за сутки. И не факт, что я смогу в итоге это сделать», – рассказывает на приеме женщина 39 лет. «Что же вас останавливает?» – «Мне страшно». – «Что же такое может произойти? Чего вы боитесь?» – «Всего».
Как вы заметили, разговор шел со взрослыми людьми. Что и когда их так напугало?
Дело в том, что, когда речь идет о каких-то конкретных событиях, объектах, которых боится взрослый человек, мы можем предположить, что в корне этого страха лежит какое-то происшествие, оставившее след в сознании человека. Например, во время полета случилась непредвиденная ситуация и теперь человек боится летать, хотя далеко не каждый, попав в подобную историю, будет испытывать страх перед полетами. Но в наших историях у каждого обнаруживался такой страх перед миром, как будто это были не взрослые, зрелые люди, а маленькие дети, у которых «деревья еще большие». Ясно, что этот ужас зародился еще в детстве и сейчас в отношениях с миром человек продолжает пребывать в том возрасте, когда он был так напуган.
В моей практике не было ни одного случая, чтоб источником страха не оказался родитель или другой взрослый. Даже когда дети выходят из опасных для жизни ситуаций, они боятся чего-то конкретного, но отношение к миру формируется только при непосредственном участии родителя.
Как вы думаете, может ли у ребенка сформироваться позитивное отношение к тому, к чему у его мамы или папы, мягко говоря, настороженное, недоверчивое отношение? Может ли родитель в таком состоянии транслировать ребенку: «Мир добр, мир прекрасен»?
Представляю реакцию скептиков: «Ничего себе прекрасен: войны, убийства, насилие! Вот у соседа вчера квартиру обворовали. А в школах что творится?! А в стране?!»
То-то и оно! Мир – он разный. В нем, как и в чем угодно другом, можно увидеть плохое или хорошее. Два человека, глядя на одну и ту же вещь, могут воспринимать ее совершенно по-разному. Помните притчу о стакане, который либо наполовину пуст, либо наполовину полон? Воды-то в нем налито одинаково, но один человек видит его в первую очередь пустым, а другой – полным. Наше восприятие мира зависит от того, что внутри каждого из нас. Это восприятие вольно или невольно мы передаем нашему ребенку.
Это важно знать!
Хочу обратить внимание на отношения друг к другу родителей и их влияние на растущего ребенка.
Семья – это целый мир для маленького человечка, настолько огромный, насколько огромна для взрослых земля. Все его внимание сосредоточено на самых близких, и от того, какие отношения между ними он наблюдает, складывается его ощущение внешнего мира. Каково же будет это ощущение, если ребенок через день видит драки, ссоры между близкими, взаимные претензии, оскорбления? «Уж если такие близкие, такие родные люди не могут поладить, то чего ждать от других?» – складывается в его детском сознании. Как можно поладить с миром, если, защищая маму от кулаков отца, ты весь дрожишь от страха, а потом от мамы получаешь не благодарность, а в лучшем случае равнодушие?
Если в своей семье ты чувствуешь себя незначимым, неважным, нелюбимым близкими, самыми дорогими людьми, как можно надеяться на любовь и заботу огромного «чужого» мира, сталкиваться с которым все равно придется: школа, работа, улица в конце концов? Чтобы защититься, организм ребенка одевается толстой броней. И пусть даже на него никто не собирается нападать – насмотревшемуся на «мир» в семье ребенку уже невыносимо страшно. А в «скорлупе» его и замечать не будут, а значит, не причинят боль.
В школе такой ребенок редко оказывается в центре внимания одноклассников. Если только они не решат «позабавиться» и вытащить его из скорлупы. А что? Это ведь игра такая, развлечение. Для них, может быть, и игра, а для вашего ребенка – очередная травма: «меня не понимают, не любят, не ценят».
Рано или поздно человеку все-таки придется выйти в этот «ужасный» и ненавистный мир. И тогда потребуются либо другие типы защиты – разные болезни и зависимости – либо каждая вылазка будет причинять страдания и усиливать потребность как можно скорее вернуться обратно к себе в нору.
Подумайте хорошенько, прежде чем закатить дома скандал. Вспомните все, о чем мы здесь говорили, прежде чем критиковать или осуждать кого бы то ни было.
Итак, есть люди, которые воспринимают мир враждебным, полным грусти, печали, страданий. И только так, к сожалению. Во всем они готовы сначала увидеть отрицательное. Такое отношение к миру они передают своему ребенку.
Резюме:
• Почему так происходит? Человек не рождается с определенным восприятием чего бы то ни было. Свое мировоззрение он приобретает в течение жизни от близких людей, слыша и видя их восприятие. Позже на это накладывается собственный опыт, и так получается хмурый или радостный человек. Родители малыша тоже не родились печальными, то, что мир враждебен, им сначала поведали взрослые, потом они в этом убедились сами. Замкнутый круг. Каким мы себе мир вообразим, таким он и будет.
• Прогноз. Все, что ждет людей, рисующих свой мир в тусклых тонах, – это грустная, опасная жизнь, полная неприятностей.
• Что делать? Мир разный. В нем много и плохого, и хорошего. Важно, как мы к этому всему относимся. Взрослому нужно изначально решить для себя, что мир по своей сути хорош, но в нем есть место опасности – и надо уметь защитить себя; бывают переживания – и надо уметь на них отреагировать. В нем бывают дела, которые требуют наших усилий, нашего времени, – и надо уметь себя заставить.
Начав позитивно относиться к жизни, к миру, взрослый без усилия сможет передать такое отношение и своим детям. И не нужно будет подбирать слова для объяснений, делать что-то неестественное. Вы просто будете жить.
Каждый раз анализируйте, какой мир может увидеть ваш малыш через призму под названием «моя семья». Помните: до поры вы – его мир.
В глубинах психики каждого, будь то ребенок или взрослый человек, живет так называемое мистическое детское сознание. Что это? Это та часть нас, которая верит в чудеса, которая может что-то принять на веру, не подвергая анализу, сомнениям, логическим умозрениям.
Эта способность очень важна: она позволяет не терять надежду тогда, когда уже и надеяться не имеет смысла; она помогает верить в лучшее и не сойти с ума в экстремальных ситуациях, когда от нас ничего не зависит.
Однако, по мере взросления, этой способности в человеке становится все меньше и меньше, особенно если он интеллектуал, способен к анализу и осознанию увиденного, прочитанного. Хотя бывают случаи, когда и в 40 лет человек только и делает, что надеется на чудо и остается инфантильным.
Но речь у нас пойдет о детях. Дети от природы обладают мистическим видением. Связано это с отсутствием знаний, опыта: ребенок боится того, что не может себе объяснить. Он наделяет необъяснимое свойствами какого-нибудь героя, про которого слышал в сказке.
Вот мы и добрались до сказок. Вы любите сказки? А какие сказки вы любите: там, где волк и лиса или где Кощей и Баба-яга?
Медведи, зайцы, черепахи, волки, лисы у разных народов наделены определенными чертами. Волк – злой; лиса – коварная, хитрая; черепаха – медленная, мудрая; заяц – трусливый. Когда мы сравниваем человека, героя с одним из этих животных, мы хотим выделить какую-то особенно яркую его черту. И нам в этом случае не надо долго объяснять, как он будет себя вести в той или иной ситуации: сказали «лис» – значит, хитрит.
Совсем другое дело – вымышленные персонажи: феи, ведьмы, колдуны. Эти герои наделены мистической силой, доброй или злой. Они могут то, что не может ни лиса, ни волк: они превращают, перемещают, берут из ниоткуда. Против них нет оружия, разве что какое-то специальное, придуманное таким же волшебным образом: палочка-выручалочка, клубочек, волшебное колечко.
В своей практике я работала со многими детьми, проблемой которых были их страхи. Чаще всего это страхи мистические, когда ребенок по ночам прислушивается к шорохам на кухне, ему кажется, что там кто-то все время ходит, переставляет посуду. Он не может себе это объяснить, поэтому приписывает звуки мистическому персонажу – домовому или привидению. Сил пойти проверить нет – от ужаса немеют ноги – а мама отмахивается, никого, дескать, там нет. А иногда ребенок даже и не говорит родителям, что опять ночь его была бессонной: вглядывался в темноту и ждал, не откроется ли дверь, не появится ли из темного угла нечто.
Это важно знать!
• Откуда берутся подобные страхи? Мы уже разобрались, что чаще всего это отсутствие знаний, опыта. Ребенку его взять пока неоткуда. Придет время, и многое станет понятным.
• Часто родители сами провоцируют появление страхов у ребенка, когда не могут своими силами справиться с детскими капризами. (Правда, бывает, что такое происходит случайно, но об этом чуть позже.)
Так вот, сначала о намеренном запугивании. Я уверена, что родитель никогда бы не стал специально пугать ребенка, зная, к каким последствиям это может привести. Может, конечно, и не привести. У всех нас разная нервная система, психика.
Есть люди настолько, как говорится, толстокожие, что их никакой Ягой не запугаешь. В таком случае вообще непонятно, зачем пугать, толку-то все равно никакого. Напугать же ребенка или человека с лабильной психикой, ранимого, чувствительного довольно просто. Достаточно сказать: «Не съешь кашу – прилетит Змей Горыныч и унесет тебя к себе в логово», – и ребенок будет давиться, будет есть. Представляете, желудок от страха спазмирован, а ребенок пихает в себя эту ненавистную кашу. Или: «Не уберешь в комнате – Мойдодыр все игрушки ночью заберет!» Он, скорее всего, уберет, и всю ночь будет ждать проверки Мойдодыра, ведь раз мама сказала, он придет.
Ребенок с устойчивой психикой все эти чудеса проигнорирует, а более ранимый легко поддастся, а потом долгие годы будет страдать разными формами страхов.
Еще хотелось бы немного поговорить о ситуациях, когда мама, сама того не желая, селит в ребенке мистический ужас. Обычно у такой мамы собственное мистическое детское сознание лежит на поверхности ее восприятия мира.
Взрослые люди, проходя терапию по преодолению страхов, вспоминали, казалось, безобидные и даже, по некоторым представлениям, уберегающие ритуалы. Например, крестины в 3 года или поход с мамой к бабке, заговаривать какую-нибудь болячку или те же самые страхи. Наша эмоциональная память имеет свойство фиксировать яркие переживания с очень раннего возраста. Человек эмоционально помнит события с момента своего зачатия. Запоминается не ситуация, не то, что и кто говорил в этот момент, а эмоция, испытанная в результате события.
Опять-таки, не каждый ребенок воспримет ритуал как нечто страшное. Но, если воспримет, будет сильно напуган.
Так что же нас в этом пугает? Необычность. В повседневной жизни человек не сталкивается с торжественностью ритуала крещения. Если же он посещает храм регулярно с рождения и для него там вполне привычная обстановка, то он и не будет бояться.
Это важно знать!
Бабки-ворожихи и другие представители нетрадиционных культов для пущей важности надевают необычные одежды, создают атмосферу таинственности и мистики с помощью свечей, необычных атрибутов, приглушенного света. На взрослых все это действует по-разному, но пугает редко. Однако для ребенка, с его открытым мистическим сознанием, все это может быть устрашающим, пугающим. Так что если вы уж решили воспользоваться для своего ребенка услугами ведуньи, не поддавайтесь на антураж. На ребенка этот психологический прием может подействовать совсем не в том русле, который планировался. Лучше всего – обратиться к соответствующему специалисту, а не рисковать: либо напугаете ребенка, либо затянете заболевание, с которым на ранней стадии можно легко справиться.
Никогда не прибегайте к запугиванию ни Бабой-ягой, ни волком! Оставайтесь зрелым мудрым родителем, который может справиться с любыми капризами своего чада, не прибегая к помощи соответствующих персонажей. Не позволяйте себе в таких ситуациях быть слабым и беспомощным.
Итак, пытаясь с помощью страха решить проблемы воспитания, родитель вместо того, чтобы помочь малышу, лишь усугубит ситуацию приобретенным мистическим страхом.
Резюме:
• Почему так происходит? Подобное поведение родителей возникает от их собственной незрелости. Родитель не умеет конструктивно решать проблемы, он мечтает, чтобы все волшебным образом исчезло: и болячка, и плохое, неудобное поведение ребенка.
• Прогноз. Повезет, если у ребенка окажется устойчивая психика, и он воспримет ритуал как повод для любопытства, а запугивание Бабой-ягой – как мамину шутку. Ранимый ребенок может потом долгие годы мучиться страхами, которые имеют свойство перетекать из одного в другой в зависимости от ситуации, возраста и т. д. Действительно, у чувствительных детей такими методами проблему поведения решить легко. Но стоит ли?
• Что делать? Жить в реальной жизни. Внимательно относиться к сказкам. Пусть ребенок слушает сказки про таких же, как он, мальчиков и девочек, которые оказываются в разных ситуациях и умело с ними справляются, ребенку будет чему поучиться. Ну а если ваш малыш все время капризничает и вы от этого устали, не проще ли выяснить, что кроется за этими капризами, в чем их причина, а не прятать одну проблему за другой, под названием «страх».
Послушание должно держаться не на страхе, а на самоконтроле, который придет с взрослением.
Вы когда-нибудь задумывались, что такое оценка? В том числе и оценка в школе? Есть ли объективность в оценке? Или это субъективное понятие?
А что такое оценка знаний и оценка личности? Если вы ругаете ребенка за оценки, для чего вы это делаете?
Начнем с того, что мир, в котором мы живем, в принципе оценочен. Мы привыкли к тому, что существуют понятия «лучше», «хуже», всевозможные конкурсы, в которых кто-то кого-то постоянно с кем-то сравнивает, выставляет баллы. Вопрос: а судьи кто?
Наверное, не так уж и легко было бы жить в безоценочном мире. Непонятно было бы, по каким критериям принимать абитуриентов в институт, отсеивать кандидатов при поступлении на работу и так далее. Для подобных мероприятий просто необходимы какие-то показатели, по которым мы будем понимать, кто подходит, а кто – нет. В общем-то, оценка в школе тоже своеобразный фильтр для распределения: кого – в колледж, кого – в вуз, а кому прямая дорога на работу, нисколько не связанную с интеллектуальными видами деятельности, и лишь потому, что ребенок просто не способен к обучению по тем или иным причинам.
Конечно, каждому родителю хочется, чтобы его чадо достигло большего, чем он в свое время, чтобы ребенок получил образование, хорошую, престижную работу, но, к сожалению, не каждый это может. То ли в силу природных факторов, то ли социальных.
Но бывает так, что родитель совсем не желает слушать увещевания врачей, психологов, которые говорят, что ребенок может ровно столько, сколько он может. Например, тяжело даются точные науки. Конечно, это ни в коей мере не значит, что он никогда не научится считать, складывать. Но математика будет той сферой, которая для него непостижима. Впоследствии может оказаться успешным журналистом или знаменитым актером, известным стилистом, и при этом ему будет трудно даже представить себе, что такое интеграл и что с ним делать.
Однако это все в будущем, а сейчас родителей пугает его неспособность решить задачу, им кажется, что ребенок должен это сделать – и все тут. При этом, даже если сам родитель учился не очень-то хорошо, он никогда не сознается в этом и не отступит. «Ну и что, что так было и у меня! Теперь другое время, ему ничто не мешает учиться». Где-то он жалеет, что не получил высшего образования, потому что надо было семью кормить. А может, тоже способностей не хватало? Но зато сколько к ребенку требований!
А часто ли вы встречали такое: учился ребенок в одной школе, еле с «двойки» на «тройку» перебиваясь, а потом перешел в другую и вдруг хорошистом стал? В чем здесь дело? Бывает, что дело в способности учителя дать именно этому ребенку материал, а бывает, просто в субъективности оценки. Очень мало разработано критериев постановки оценки. Например, для контрольных есть четкая шкала: за столько-то ошибок ставим «4», а чуть больше – «3». Но очень трудно понять объективность оценки за ответ по истории, географии или литературе, если это не тест, опять-таки.
Если оценка не поставлена по каким-то определенным критериям, можно предполагать, что она в любом случае субъективная. И часто субъективность исходит именно из сравнения с другими учениками той группы, в которой находится ваш ребенок.
Вернемся к оценкам относительно объективным, например, поставленным по результатам тестов. Ваш ребенок регулярно получает тройки. Что вы от него хотите: чтобы у него были знания или хорошие оценки? Чтобы вам не стыдно было сказать окружающим, что он хорошо учится и про вас не подумали бы, что вы плохая мама, которая не занимается своим ребенком? Или чтобы у него было высшее образование?
Насколько бы вам ни было это трудно, постарайтесь заглянуть внутрь себя и ответить на эти вопросы для себя правду.
Но что бы вы ни ответили, смысла в том, что вы будете ругать ребенка за каждую полученную «тройку» или «двойку», нет, особенно если вы считаете, что он способен на большее.
Это важно знать!
• Если учитель говорит о плохой успеваемости ребенка регулярно, обратитесь сначала к врачу. Психоневролог проведет исследования и расскажет о физических возможностях его памяти, внимания, восприятия, мышления.
• Важным также будет посещение детского психолога, ведь причина может лежать и не в физических, а в психологических особенностях или проблемах ребенка: может, ему трудно выступать перед аудиторией или он не уверен в выполненном задании.
• Возможно, ребенку понадобится помощь логопеда.
Скорее всего, пройдя этих специалистов, вы будете понимать особенности вашего ребенка и его способности к обучению по тем или иным предметам.
Так что, может, не ругать, а помочь нужно. Если, например, окажется, что восприятие ребенка несовместимо со стилем изложения материала учителем, вам придется поискать для него другого преподавателя или репетитора, метод которого будет более доступен для ребенка. Дело не в том, что учитель плох, просто мы все очень разные, и то, что одному дается легко, другой воспринимает с трудом.
Воспринимайте своего ребенка адекватно, таким, какой он есть, и помогите развивать ему те способности, которые ему даны.
Немного хочу поговорить о том, что скандалы из-за оценок порой возникают ввиду боязни быть плохим родителем в глазах других людей – соседей, знакомых. Такие родители оправдывают свои требования тем, что ребенок способный, в принципе, может хорошо учиться, и ему все для этого дано: от светлой головы до материальных возможностей родителей. А значит, он просто обязан быть отличником, лучшим или «хотя бы без троек».
Таким родителям хочется задать вопрос: кому и что вы хотите доказать?
За свою практику я видела немало совершенно замученных, бледных, подавленных детей, зубрящих страница за страницей массу материала, и все ради того, чтобы выйти с экзамена и показать «пятерку» в зачетке. Потом все эти «знания» исчезали так глубоко в долговременной памяти, что достать их можно было разве что под гипнозом. Две минуты радости, похвала родителей – это все, что оставалось после бессонной недели зубрежки. Бывает, что детям действительно легко так учиться, но это скорее исключение, чем правило. Но когда ребенок занят не учебой, а своим страхом получить не то, что ожидают от него взрослые, это вряд ли можно назвать нормальным обучением.
Приведу несколько примеров из жизни знаменитых людей.
• Создатель периодической таблицы Дмитрий Менделеев, оказывается, несколько раз сдавал вступительные экзамены в университет и всякий раз «проваливался» на химии.
• Г. В. Ф. Гегелю в свидетельстве об окончании университета написали, что он «молодой человек со здравыми суждениями, но не отличается красноречием и в философии никак себя не проявил».
• Знаменитый русский портретист Павел Федотов при выпуске из кадетского корпуса был признан «в рисовании и черчении ситуационных планов ленивым и посредственным чрезвычайно».
• Элтон Джон в детстве посещал специальные занятия, проводимые в академии для юных музыкальных дарований. Там его считали полной бездарностью, а в то, что у него что-то получится, верила только его мама.
• Обидчивый, плаксивый, малорослый Ньютон в школе был одним из самых неуспевающих и неталантливых учеников. Кто бы мог подумать, что через несколько десятков лет его будут называть «небесным существом, совсем непохожим на смертных».
• Одному гимназисту родители были вынуждены взять репетитора по русскому языку и литературе. Его интересовало все что угодно, только не изящная словесность. А звали этого гимназиста Александр Блок.
• Альберт Эйнштейн в детстве был застенчивым, заторможенным и отсталым ребенком. Ему было трудно даже научиться говорить. Учителя были в отчаянии, а родители опасались за умственные способности своего сына. Эйнштейн страдал дислексией.
Вот как об Эйнштейне пишет автор книги «Нечет и чет. Асимметрия мозга и динамика знаковых систем» В. В. Иванов. Альберт Эйнштейн, по мнению Вячеслава Всеволодовича Иванова, был человеком ярко выраженного правополушарного типа. Судя по его биографии, в наше время он считался бы ребенком с диагнозом «Задержка психического развития» и учился бы в коррекционном классе. Принадлежа к культуре, которую принято называть «левополушарной», мы в качестве главного критерия оценки развития выдвигаем критерий речевого развития. Как раз здесь у Эйнштейна и было слабое место.
Спустя много лет, уже, будучи физиком с мировым именем, он говорил, что задержка в усвоении словаря взрослых помогла началу его научных размышлений. Его мышление протекало в несловесных правополушарных образах. Недаром он был отличным музыкантом. Сам Эйнштейн был удивлен, обнаружив в один прекрасный день, что является одним из самых известных людей в мире.
Итак, наши социальные стереотипы заставляют нас требовать от ребенка «пятерок» в дневнике, пусть даже для этого придется приложить руку к соответствующему мягкому месту или потратить силы и время, дабы очередной раз отругать и наказать его.
Резюме:
• Почему так происходит? Родитель убежден, что именно оценка – пропуск в светлое будущее. Заметьте – не знания, а оценка.
• Прогноз. Трудно соответствовать ожиданиям других. Особенно если не хватает сил допрыгнуть до обязательной планки. Нас оценивают, мы оцениваем. Мир делим на черный и белый, людей – на злых и добрых, ситуации взвешиваем – к хорошему или плохому. Так мир становится полярным. Вернее, именно мы и делаем его таковым. А миру все равно.
• Что делать? Мы не можем оценить отметки, мы даже не можем объективно оценить знания. Если ваш ребенок что-то не знает – разберитесь, почему. Если знает, поговорите с учителем, в чем субъективность его оценки. А ругать своего ребенка за то, что кто-то написал в его дневнике эту цифру, а не другую – бессмысленно.
Нужно четко давать себе отчет о способностях и возможностях ребенка, в чем помогут разобраться соответствующие специалисты. А способного ребенка ругать не имеет смысла – ему нужно помогать. Но во всех случаях важно для себя осознать, что́ вы хотите получить от ребенка и с какой целью.