Как уже было отмечено, информационная прозрачность является одним из фундаментальных принципов функционирования современного рынка ценных бумаг. Это достигается посредством установления обязательных для соблюдения требований по раскрытию информации всеми участниками фондового рынка, и прежде всего акционерными обществами как основными эмитентами ценных бумаг.
Начиная с середины 1996 г. в основе нормативно-правой базы, регламентирующей раскрытие информации акционерными обществами, лежат законы «Об акционерных обществах»[4] и «О рынке ценных бумаг». Помимо них вопросы раскрытия информации эмитентами ценных бумаг всегда регламентировались нормативными правовыми актами, принимаемыми федеральными органами исполнительной власти, которые были уполномочены государством на регулирование российского фондового рынка, – первоначально ФКЦБ России, а после ее ликвидации – ФСФР России.
В свое время в развитие положений названных выше федеральных законов ФКЦБ России было принято более десятка подзаконных нормативно-правовых актов, регламентирующих различные аспекты раскрытия информации эмитентами ценных бумаг. Однако, по всеобщему признанию, действовавший на протяжении длительного периода времени порядок раскрытия информации, регламентированный нормативно-правовыми актами ФКЦБ России, создавал определенные трудности и для инвесторов, и для самих эмитентов. Инвесторам он не давал гарантии того, что необходимая им информация будет оперативно раскрыта и они смогут ее легко найти в случае возникновения соответствующей необходимости. Нередка была ситуация, когда информация попадала инвесторам только через значительный промежуток времени. Это могло быть и три месяца, и даже полгода. Не соответствовал их требованиям и объем раскрываемой информации.
Акционерные общества порядок раскрытия информации не устраивал прежде всего в силу того, что различные аспекты этой процедуры регламентировало более десятка нормативно-правовых актов ФКЦБ России. Это серьезно затрудняло им возможность надлежащим образом исполнять все требования по раскрытию информации. Положение усугублялось еще и тем, что нередко требования к раскрытию информации акционерными обществами, содержащиеся в различных нормативно-правовых актах, пересекались и дублировали друг друга. Поэтому за последние десять лет правовые основы раскрытия информации акционерными обществами не раз претерпевали кардинальные изменения.
Так, если до середины октября 2003 г. эти вопросы регламентировались множеством постановлений и распоряжений ФКЦБ России (более десятка), то с 15 октября 2003 г. ситуация коренным образом изменилась. Большинство норм, регулирующих раскрытие информации акционерными обществами, были сведены в один нормативно-правовой акт – Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденное постановлением ФКЦБ России от 2 июля 2003 г. № 03–32/пс[5].
Тем не менее, несмотря на это, порядок раскрытия информации акционерными обществами по-прежнему оставлял желать лучшего. Дело в том, что постановление ФКЦБ России № 03–32/пс охватывало далеко не все аспекты раскрытия информации акционерными обществами. Целый ряд требований к раскрытию информации акционерными обществами по-прежнему содержался в других нормативно-правовых актах. Так, например, раскрытие информации об аффилированных лицах акционерных обществ регламентировалось постановлением ФКЦБ России от 1 апреля 2003 г. № 03–19/пс[6]. Другими нормативно-правовыми актами ФКЦБ России регламентировалось и раскрытие годового отчета акционерного общества, годовой бухгалтерской отчетности и др. Это опять-таки вызывало определенные неудобства прежде всего у самих акционерных обществ, обязанных раскрывать информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Очередному пересмотру порядок раскрытия информации акционерными обществами подвергся уже после того, как в рамках широкомасштабной реформы структуры и системы органов государственной власти федерального уровня была ликвидирована ФКЦБ России, а на ее месте был создан новый регулятор российского фондового рынка – ФСФР России. В такой ситуации вполне естественной стала необходимость ревизии ФСФР России нормотворческого наследия своего предшественника. Это коснулось различных аспектов функционирования рынка ценных бумаг, в том числе и регламентации процедуры раскрытия информации акционерными обществами.
ФСФР России как новый регулятор российского рынка ценных бумаг издала свой нормативно-правовой акт, устанавливающий порядок раскрытия информации эмитентами ценных бумаг. Приказом ФСФР России от 16 марта 2005 г. № 05-5/пз-н[7] было утверждено Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, вступившее в силу с 10 мая 2005 г. Этот документ ФСФР России во многом оказался аналогичным документу ФКЦБ России, поскольку в него были перенесены все основные действовавшие ранее требования ФКЦБ России к раскрытию информации эмитентами ценных бумаг.
Однако в своем первозданном виде это Положение о раскрытии информации эмитентами ценных бумаг просуществовало совсем недолго. Уже в ноябре 2005 г. и январе 2006 г. в него был внесен ряд изменений и дополнений, а затем в феврале 2007 г. этот нормативно-правовой акт ФСФР России и вовсе был признан утратившим силу, а «многострадальный» порядок раскрытия информации эмитентами ценных бумаг вновь претерпел изменения. Дело в том, что со 2 февраля 2007 г. вступил в силу приказ ФСФР России от 10 октября 2006 г. № 06-117/пз-н[8], который утвердил новое Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг. При этом ранее действовавший нормативно-правовой акт ФСФР России аналогичного наименования, утвержденный приказом ФСФР России от 16 марта 2005 г. № 05-5/пз-н с внесенными в него изменениями, был признан утратившим силу.
На сегодняшний день, начиная со 2 марта 2012 г., порядок раскрытия информации акционерными обществами регулирует Положение о раскрытии информации, утвержденное приказом ФСФР России от 4 октября 2011 г. № 11–46/пз-н[9]. Этот нормативно-правовой акт ФСФР России регулирует состав, порядок и сроки обязательного раскрытия информации акционерными обществами, а также устанавливает требования к порядку раскрытия акционерными обществами иной информации об исполнении своих обязательств и осуществлении прав по размещаемым (размещенным) ценным бумагам.