Евпатория относится к числу наиболее древних поселений на юге России. История этого сравнительно небольшого города, расположенного на западном побережье Крымского полуострова, началась более 2,5 тысяч лет тому назад. Как говорится, с той поры, уже немало воды утекло…
Первое поселение в окрестностях современной Евпатории возникло ещё в VI – V вв. до н. э. Согласно Гекатея и Геродота, его основали племена скифов. Это поселение у них получило название Карканита или Керкинитида.
Вместе с тем, некоторыми современными учёными неоднократно высказывалось и диаметрально противоположное мнение. Они утверждали, что Керкинитида была построена греками – переселенцами с территорий Ионии. Эллины специально выбрали для будущего города удобное место на берегу моря, защитив его от набегов кочевников со стороны суши рвом и каменными стенами.
В каких границах находилось это скифско-греческое поселение историки точно пока так и не выяснили. Полагали, что Керкинитида могла быть выстроена на Карантинном мысу, где под руководством Л.А.Моисеева вплоть до революции активно производились раскопки. Однако, уже в начале 2000-х годов, при реконструкции мостовой на одной из центральных улиц Евпатории строители также, неожиданно, наткнулись на археологический объект. При содействии группы научных специалистов, в скором времени, чудом удалось возродить из небытия редкие фрагменты исторического прошлого. Фундаменты каменных стен, обломки античной керамики, защищённые сверху конструкцией со сплошным застеклением, были превращены в своеобразный «паноптикум» – музей под открытым небом. Таким образом, «миф» о Керкинитиде получил дополнительное подтверждение. Археологи смогли найти реальные артефакты, доказывающие что эллинское поселение могло существовать в гораздо более широких границах, чем ранее предполагалось исследователями.
Вплоть до начала III в. до н. э. Керкинитида, как свидетельствуют античные историки, была «вольным городом», активно торговавшим с другими крупными центрами древнегреческой цивилизации – Ольвией, Гераклеей, колониями на островах Родос и Хиос. В ту пору его население, по некоторым данным, составляло около полутора тысяч жителей. В городе было значительное количество каменных домов и гавань с причалами для торговых судов.
Чуть позже, в Керкинитиде, перешедшей в зависимость от крепнущего Херсонесского государства, даже начали чеканить собственную монету. В экспозиции краеведческого музея в Евпатории всем любопытствующим ныне представлены эти позеленевшие неровные кусочки металла, извлечённые археологами из недр крымской земли.
Во II веке до н. э. Керкинитида, вместе с окрестными территориями, уже перешла во владение скифов. Херсонесцы вынуждены были отступить под натиском более сильного войска. Государство скифов к тому моменту в Крыму заметно окрепло. У бывших кочевых племён появилась даже собственная столица Неаполь (в окрестностях современного Симферополя). Скифы, по одному из свидетельств, нанесли значительный урон Керкинитиде, разрушив до основания многие постройки, созданные руками эллинов.
Испытавшие горечь от поражения, греки окончательно не сдались и вскоре обратились за помощью к понтийскому царю Митридату VI Евпатору. Тот услышал их призыв и прислал некогда гордым херсонесцам войско во главе с полководцем Диофантом.
Скифы, к тому моменту, также получили поддержку от племени роксолан. По количеству воинов они стали ещё более превосходить греков. Скифы рассчитывали на скорую победу, гарантировавшую им прочное утверждение на западном побережье Крымского полуострова. Но Диофант, обладая незаурядным воинским талантом, поистине сумел сотворить чудо. Он разбил многочисленную рать скифского царя Палака, обладая всего лишь 6-ю тысячами отважных храбрецов. В результате этой феноменальной победы и некоторых последующих успешных действий на степной равнине все прежде утраченные территории были возвращены Херсонесу. Заметно поредевшее неприятельское войско отступило с юго-западного побережья Тавриды к северу.
Античная маска, стилизованная в духе «модерна» (фото автора, 2018 год)
Прошли ещё многие годы. Отношения между враждовавшими греками и скифами, вероятно, стали постепенно налаживаться. Во всяком случае, об этом свидетельствуют археологические находки. Предметы быта скифов и обломки греческих керамических сосудов учёные специалисты зачастую откапывали, буквально, «по соседству», в одних и тех же слоях грунта. Это и дало основание археологам предположить, что на заре новой эры на западном побережье Крыма уже существовала некая смешанная греко-скифская культура, возникшая на основе симбиоза традиций двух разных по уровню развития народов. Эллины могли обогатить кочевников своим богатым знанием и в то же время сами научиться у них искусным декоративным ремёслам.
В древней истории немало «тёмных пятен». Возродилась ли Керкинитида после того, как была разрушена скифами? Вернулось ли в неё прежнее городское население? Или, может быть, территории на берегу Каламитского залива надолго пришли в запустение? Не исключено, что сюда с течением лет возвратились те же скифы, переставшие враждовать с греками. Следы их пребывания в Керкинитиде, собственно, и могли стать материалом для находок археологов. Однако, всё это лишь из области предположений. Керкинитида, так и иначе, перестала существовать в IV веке н.э., когда в Крым ворвались орды готов и гуннов, окончательно уничтоживших следы древней эллинистической цивилизации.
Археологи, проводившие раскопки, к сожалению так и не смогли выяснить, было ли в эпоху раннего Средневековья какое-либо поселение в окрестностях современной Евпатории. Но, наверняка, здесь проходило немало племён кочевников. Половцы, хазары, печенеги оставили достаточное количество изваяний «каменных баб» на крымских курганах. Вряд ли они обходили стороной и равнинные территории, прилегающие к живописному Каламитскому заливу. Неизвестно также, бывали ли в этих краях византийцы или русские дружины из Тмутараканского княжества?