Введение

Изучение особенностей синхронизации биоритмов биологического возраста, показателей физического развития и физической работоспособности в период полового созревания очень важно для познания возрастных закономерностей роста и развития молодого организма и теоретического обоснования внедрения в практику более современных средств и методов физического воспитания и спортивной тренировки. Особенно это актуально в наши дни в связи с ранним началом спортивной специализации детей и подростков в различных видах спорта и физических упражнений.

Общеизвестно, что у значительного числа детей, подростков и юношей имеет место несоответствие паспортного возраста биологическому, отражающему зрелость как всего оpганизма, так и отдельных его функциональных систем и тканей. Поэтому многими учеными было предложено pяд методических подходов для оценки биологического возpаста: по гоpмональным и цитохимическим показателям, по сpокам оссификации скелета, пpоpезывания и смены зубов, телосложению и его пропорциям, уровню развития ряда вторичных половых пpизнаков и др.

Хотя до настоящего времени нет единого мнения о влиянии физических нагрузок различной интенсивности на динамику и сроки полового созревания, на биоритмику различных физических качеств у детей, подростков и юношей многие исследователи склоняются к наличию таких влияний. Известные физиологи спорта Солодков А. С. и Сологуб Е. Б. (2001) утверждают, что основные закономерности возрастных изменений организма человека проявляются в периодизации и гетерохронности развития различных морфофункциональных характеристик. При этом возрастные периоды ускорения и замедления развития различных функций не совпадают. В критические периоды биологического созревания, которые находятся под генетическим контролем, наблюдается скачкообразное развитие организма, отдельных его органов и тканей. В отдельные возрастные периоды отмечается синхронизация критических периодов развития с периодами повышенной чувствительности органов и систем к внешним средовым (в том числе и тренировочным) воздействиям (так называемые сенситивные периоды), находящимися под меньшим генетическим контролем. По мнению Солодкова А. С. и Сологуб Е. Б (2001) в периоды увеличения биологического возраста, эффект тренировки физических качеств усиливается. По данным Бальсевич В. К. (2000), наилучшим периодом для развития абсолютной мышечной силы является 14-17-ти летний возраст, для развития качества быстроты и скоростно-силовых возможностей 11-14-летний, общей выносливости – в 15–20 лет, гибкости с 3–4 до 15 лет и ловкости – с 7-10 до 13–15 лет. По его мнению, в последующие годы те же тренировочные нагрузки для совершенствования перечисленных физических качеств менее эффективны.

Изучение первоисточников дает основание говорить о наличии лишь обобщающих заключений о волнообразности возрастных изменений биологического возраста и характеристик физического развития детей, подростков и юношей.

Более детальные исследования синхронности динамики биологического возраста с отдельными характеристиками физического развития под влиянием ранней спортивной специализации в спринтерском беге, беге на средние и длинные дистанции были проведены в отделе медико-биологических основ спортивной тренировки ЛНИИФК (сектор физиологии спорта, зав. отделом и сектором проф. Фалалеев А.Г.).

В результате исследований было доказано различие возрастной динамики характеристик биоритмов биологического возраста и других морфофункциональных характеристик у детей, подростков и юношей 9-18 лет специализирующихся в спринтерском беге, в беге на средние и длинные дистанции, а также у их сверстников, не занимающихся спортом. В итоге детального анализа и осмысления результатов исследований были выявлены новые оригинальные данные о возрастных особенностях изменения показателей, характеризующих биологический возраст, физическое развитие и физическую подготовленность в зависимости от вида спортивных специализаций, тренированности, периодизации спортивной тренировки и возрастных периодов проявления максимальных и субмаксимальных значений их прироста.

Предложены уравнения множественной линейной и нелинейной регрессии, дающие возможность использовать характеристики физического развития для прогнозирования физической работоспособности и направленности изменений биологического возраста в данное и предстоящее время. Выявлены наиболее эффективные характеристики физического развития, изменяя которые можно в ходе тренировки корректировать показатели физической работоспособности.

В данной монографии представлены материалы, освещающие вышеизложенные положения в виде текстовых рассуждений, большого числа оригинальных графиков, формул и таблиц. В связи с тем, что многие исследователи считают, что биологический возраст оказывает глобальное влияние на совершенствование морфофункциональных характеристик растущего организма, введение и изложение результатов исследований начато с описания результатов исследования биологического возраста.

Выражаю благодарность за участие в организации исследований, помощь в сборе и обработке экспериментальных данных, связанных с тематикой монографии: м. н. с. В. В. Куземскому, ст. н. с. С. В. Черениной, инженеру А. В. Дрычкину и ст. н. с., к. м. н. Кобзеву В. А.

Загрузка...