Глава 7. Комментарий к родословной Вернера фон Брауна

В предыдущей главе упоминаются первые шаги в космонавтику одного из участников создания легендарной ракеты V-2, менеджера и по совместительству конструктора – Вернера фон Брауна. Его полное имя Вернер Магнус Максимилиан фрайхерр фон Браун. Благодаря публикации Ю. Кирпичёва в Независимом бостонском альманахе «Лебедь» семейное древо барона получило известность [71].

Нельзя было не удивиться, узнав, что истоки этого древнего рода находятся в Древней Руси. Начало рода ведется от Рюрика Новгородского и датируется 879 годом от рождества Христова. Затем, поимённо, перечисляются все киевские предки, начиная от Игоря Киевского – 945 год и до Марии Добронеги, дочери киевского князя Ярослава Мудрого. В 1042 году Ярослав Мудрый выдал её замуж за польского князя Казимира, впоследствии ставшего королём Польши. На этом пуповина, связывающая род Браунов с Русью, обрывается.

Дальнейшее продолжение род Браунов получил в лице Сватова Пиаст, дочери польского короля Казимира I и Марии Добронеги, она была выдана замуж за князя западных славянских земель, давших начало Богемии, ныне область Чехии. Потомки этой королевской четы обретались в Богемии до 1240 года, а затем объявились в Баварии, породнившись с родом Оттона II фон Виттельсбаха, герцога Баварского. Начиная с 1125 года и до двадцатого века родовое древо Браунов ветвится на территории Германии. В польских и немецких метрических записях сохранились сведения обо всех тридцати поколениях предков барона, в их числе и Мария Добронега [71].

Несколько иная ситуация сложилась с жизнеописанием первых четырех основателей рода Браунов. Первая сохранившаяся летопись, так называемая «Несторова летопись», текст которой дошел до нас в первоначальном виде, – это «Повесть временных лет». Полное название этого исторического документа хотя и пространно, но зато содержательно: «Вот повести минувших лет, откуда пошла русская земля, кто в Киеве стал первым княжить, и как возникла русская земля» [104].

Представляет интерес информация не только о прапращурах рода Браунов. Полезно и знакомство с биографиями собирателей Руси, с историческими мужами, стараниями которых было положено начало образования страны, которая по определению Н.В. Гоголя «разметнулась на полсвета» и ныне называется Россией.

Многочисленные последующие летописи и современные публикации на эту тему представляют собой фактически пересказы содержания или интерпретации отдельных фрагментов летописи «Повесть временных лет». Большинство из них насыщены былинами и легендами, повествующими о наиболее ярких и судьбоносных деяниях князей Древней Руси. Первым в родословном древе Вернера фон Брауна вписан Рюрик Новгородский. Это полулегендарный родоначальник русской княжеской династии Рюриковичей. В 862 году, как сообщает «Повесть временных лет», он пришел из Скандинавии с боевой дружиной и всем своим племенем, которое называло себя руси.

Немного предыстории этого исторического события. В середине VIII века началось интенсивное проникновение скандинавов в бассейны Волги, Днепра и Дона. Населявшие эти места племена, как и скандинавы, не имели письменной культуры. Поэтому главным источником археологических данных о скандинавском присутствии в России служат захоронения, содержащие артефакты, причисляемые к скандинавским.

К этому времени племена восточных славян со своей дунайской прародины разбрелись по огромной территории – от Белого и Балтийского морей до Черного моря. В «Повести временных лет» говорится, что где, какие племена заняли какую местность, по названию этой местности и стали называться. Летописец Нестор приводит названия этих поселений – радимичи, вятичи, поляне, северяне, кривичи, дреговичи… Список довольно обширный. Среди них довольно интересные названия – белые хорваты, ильменские словены, тиверцы, уличи.

Далее в летописи записано, что в 862 году уставшие от междоусобных войн племена ильменских словен, мери, чуди, веси и кривичи решили пригласить себе общего князя-варяга из-за моря, надеясь, что в равной степени всех их чужая власть сумеет примирить между собой. На просьбу откликнулся вождь племени Рюрик. Он занял княжеский престол в Новгороде, однако свою резиденцию расположил в городе Ладога. В те времена этот город был стратегическим пунктом. По существу, он был воротами в водный путь из «варяг в греки» протяженностью от Балтийского моря через Восточную Европу в Византию. Своих наместников он посадил на княжеский трон в городах Белоозеро и Изборске.

В течение непродолжительного периода времени Рюрик сумел не только закрепиться в Ладоге, но и расширить подвластные ему земли. Его власть простиралась на Новгород, западно-двинских кривичей (город Полоцк), финно-угорские племена мери (город Ростов) и мурома (город Муром) – на востоке. Он сумел на столь обширной территории создать прочное политическое образование, которое осуществляло свою жизнедеятельность в едином языковом и культурном пространстве.

Усилив свое влияние и власть, Рюрик в 870 году перенёс свою резиденцию в Новгород, который стал столицей княжества, так родилась Новгородская Русь. Это ещё не было государство, а как пишут историки, предгосударственное образование, переходный процесс от родового строя формирования к государственному обществу. Это княжество стало центром зарождения Древнерусского государства. Рюрик умер в 879 году.

Летописец Нестор записал: «А славянский народ и русский един. От варягов ведь прозвались русью, а прежде были славяне».

Дата приглашения варяжского князя – 862 год – условно считается датой образования Русского государства. Спустя 1000 лет, в 1862 году, в Новгороде был торжественно открыт памятник в честь тысячелетия Руси, который сохранился до сих пор.

Вторым прапращуром Вернера фон Брауна, записанным в его родословной, был Игорь Киевский. Однако в историческом интервале времени между Рюриком и Игорем была ещё одна историческая личность, оказавшая значительное влияние на ход истории, – Олег Вещий. Согласно «Повести временных лет», Олег был соплеменником Рюрика. После смерти Рюрика Олег стал княжить в Новгороде как опекун малолетнего сына Рюрика – Игоря Рюриковича (Киевского) [95].

Взяв власть в свои крепкие руки, Олег удерживал её надёжно и долго, до самой своей кончины. Так что Игорь Рюрикович взошёл на княжеский престол в тридцатичетырехлетнем возрасте.

Вещий Олег! Это ему А.С. Пушкин посвятил свою балладу «Песнь о Вещем Олеге».

Он оказался достойным преемником своего энергичного родственника. Серия успешных военных походов на Смоленск, Любеч и далее к югу позволил Олегу значительно расширить границы Новгородской Руси.

В 882 году Олег со своей дружиной захватил Киев. Стратегическое расположение города показалось Олегу весьма удобным, и он остался там, объявив: «Да будет Киев матерью городов русских». Таким образом, он объединил северный и южный центры восточных славян, и Новгородская Русь стала северной территорией Киевской Руси.

Прозвище Вещий Олег получил после успешного похода на Византию в 907 году. По преданию, он умер от укуса змеи. В родословном древе Вернера фон Брауна места Олегу Вещему не нашлось.

После смерти Олега в 912 году на Киевский великокняжеский престол взошёл Игорь Рюрикович, историческая личность из родословной Вернера фон Брауна. Военные и торговые интересы он сосредоточил на Византийской империи. Первый поход на Византию состоялся в 941 году. С флотом в несколько сотен ладей князь подошел к стенам Константинополя. Но греки применили «греческий огонь», от которого уцелели только десять судов. На них Игорь и вернулся обратно в Киев. Второй поход завершился мирным договором и установлением тесных торговых отношений с Византией [70]. Крупных военных успехов, как его наставник Олег, он не имел.

Игорь Рюрикович прожил долгую жизнь. Находился во главе Киевской Руси в течение 33 лет. Его внутренняя политика была направлена на усмирение возмущений разных славянских племен. И надо воздать ему должное, он сумел не только сохранить целостность Руси в границах тех территорий, которые достались ему в наследство. К концу его правления власть русичей распространилась по обе стороны верхнего и среднего Днепра, на юго-восток – до Кавказа и Таврических гор, на севере – до берегов Волхова.

В возрасте 67 лет, в 945 году, Игорь со своей дружиной отправился собирать дань с подвластного ему племени древлян. Древляне (деревляне), дерево, – славянское племя, обитавшее в лесах к северо-западу от Киева. Название племя получило от среды обитания – лесов. Древлянская земля вошла в состав Киевской Руси в 883 году, еще в период правления Олега Вещего.

Успешно завершив свою миссию по сбору дани, Игорь Рюрикович отправился домой. Но потом решил, что можно было бы ещё пограбить это несчастное племя. Основную часть своей дружины он направил в Киев сопровождать награбленное добро, а сам с небольшой группой воинов повернул назад. Но древлянам, по-видимому, терять было уже нечего, и они просто перебили всех этих «сборщиков налогов». Так бездарно оборвался жизненный путь второго прапращура баронского рода Вернера фон Брауна.

Наследником престола стал сын Игоря Святослав Игоревич, которому на то время было всего лишь 3 года, поэтому фактическим правителем Киевской Руси в 945 году стала его мать – княгиня Ольга. Соратники Игоря признали Ольгу представителем законного наследника престола. Начало своей государственной деятельности в качестве регентши при малолетнем Святославе Ольга обильно полила кровью своих сограждан. В летописях описано, с какой жестокостью она отомстила древлянам за смерть своего мужа.

Разгневанная женщина у власти – это большая опасность для государства. Высшее должностное лицо Киевского княжества, которое должно и обязано заботиться о благополучии своего княжества и его населения, вместо этого мобилизует армию и возглавляет поход против племени древлян. Летопись повествует о кровавой расправе, порубано почти всё население главного города древлян Искоротень. Сам город сожгли дотла и сровняли с землей. И только спустя четыреста лет, в XIV веке, на его месте было основано новое поселение – ныне город Коростень Житомирской области.

Княгиню Ольгу не остановил тот факт, что причиной смерти её мужа стала его алчность. А для утоления её чувства мести потребовалась гибель почти целого племени её подданных. После расправы с древлянами Ольга стала единолично править Киевской Русью.

Воспитанием Святослава как наследника, согласно обычаям Руси, занимались дружинники. Единственной и официальной религией Киевской Руси той эпохи было язычество. Так что формальный великий князь киевский вырос истинным язычником и воином, которого мало интересовали дела княжества. Точно неизвестно, когда именно Святослав начал править самостоятельно. Летопись «Повести временных лет» сообщает о его первом военном походе в возрасте 19 лет в 964 году.

Расправившись с древлянами, великая княгиня Ольга активно занялась реформами.

Её идеи для того времени действительно были пионерскими. Она поделила территорию Киевского княжества на «погосты» – области. Во главе каждой из них был поставлен княжеский администратор. Таким образом создались условия для перемешивания племен, размывая тем самым племенную власть и одновременно усиливая центральную, княжескую. Она отменила индивидуальную подать, но ввела фиксированный размер подати для каждого погоста.

Ольга положила начало каменному градостроительству на Руси, были построены первые каменные здания в Киеве, начали сооружать каменные крепостные стены. Во внешней политике она придерживалась не силовых методов, а прибегала к средствам дипломатии. Общаясь с главами Германии и Византии, она попала под влияние католической церкви, которая в ту эпоху была главной христианской религией.

Слово «католикос» с греческого языка переводится как вселенский, всеобщий, то есть во времена княгини Ольги христианская религия была вселенская, всеобщая, единая и неделимая. В паузах между военными походами Святослава, когда он находился в Киеве, Ольга предприняла поездку в Византию и приняла там крещение. В языческом обществе это было равносильно государственной измене. Поэтому факт своего крещения Ольга держала в глубокой тайне [96].

В язычестве, как и во всех религиях и во все века, не допускалось инакомыслие. Иоакимовская летопись сообщает, что во время войны с Византией в 968–971 годах Святослав Игоревич за христианские убеждения казнил своего младшего и единственного брата Глеба, который, по-видимому, попал под духовное влияние матери. Тем не менее Ольга на смертном одре заявила о своём крещении и попросила сына похоронить её по христианскому обряду. В 969 году её тело было похоронено в земле, без соблюдения языческих обычаев.

Великий князь киевский Святослав Игоревич, взращённый умелыми военачальниками, провел почти все время своего правления в военных походах. Успешно воевал на Северном Кавказе против ясов и касогов, обложил данью волжских болгар. Покорил Тмутараканское княжество, это славянское княжество, располагавшееся на Таманском полуострове и Восточном Крыму с главным городом Тмутаракань – ныне город Тамань.

После смерти княгини Ольги Святослав поручил присматривать за княжеским троном своим троим сыновьям. Сам же отправился в поход на войну с Византией, в которой потерпел поражение. При возвращении в Киев весной 972 года Святослав с остатками своей армии был перехвачен печенегами и погиб. Так трагично завершил свой жизненный путь Святослав Игоревич, третий от начала родословного списка Вернера фон Брауна.

Следующим в этом списке числится Владимир Святославич, который известен как Владимир Святой, Владимир Великий, Владимир Креститель, а в былинном эпосе – Владимир Красное Солнышко.

Владимир Святославич, сын великого князя Святослава Игоревича, был рожден не знатной женщиной, а ключницей Малушей. Однако по обычаям язычников сын работницы мог наследовать отцу-князю. Владимир при жизни отца Святослава, в 970 году, был посажен князем в Новгород. Год его рождения неизвестен, но, судя по всему, было ему тогда около двадцати. После смерти великого киевского князя Святослава между братьями началась междоусобная война, в итоге которой в живых остается один Владимир. Так в 978 году на Киевский престол взошел великий князь Владимир Святославич.

«Повесть временных лет» повествует, что первые десять лет правления Владимир по примеру отца был ярым приверженцем язычества. Он пытался превратить язычество в официальную государственную религию. Упорядочил обряды, провозгласил верховным божеством Перуна, построил над Днепром большой храм, устройство которого отражало установленную им иерархию богов.

В «Повести» описан и его образ жизни: «Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны, а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растлевая девиц». Язычество не только давало возможность Владимиру вести столь приятный ему образ жизни, но многоженство ещё было признаком силы и статуса. Шумные пиры и застолья в значительной степени играли ритуальную роль и способствовали укреплению его власти.

Загрузка...