Краеугольным камнем эффективного консультирования по изменению поведения является клиентоцентрированный подход. Этот метод, основанный на работах психолога Карла Роджерса, подчеркивает важность выдвижения потребностей, опыта и перспектив клиента на передний план процесса консультирования. Принимая этот подход, консультанты создают среду, которая способствует доверию, расширению прав и возможностей и подлинным изменениям. Клиентоориентированный подход характеризуется несколькими описанными далее ключевыми принципами.
Безусловное позитивное отношение
Консультанты принимают и уважают клиентов без осуждения, создавая безопасное пространство для открытого исследования и роста.
Эмпатия
Стремясь понять точку зрения и эмоции клиента, консультанты выстраивают взаимопонимание и способствуют более глубокому терапевтическому альянсу.
Искренность
Консультанты в своих взаимодействиях сохраняют искренность, способствуя доверию и являя собой пример честного самовыражения.
Отсутствие директивности
Предоставляя рекомендации, консультанты позволяют клиентам, уважая их автономию и самоопределение, взять на себя инициативу в процессе изменений.
Реализация клиентоориентированного подхода подразумевает использование различных методов, которые создают благоприятную среду, способствующую изменениям. Они перечислены далее.
Активное слушание
Консультанты уделяют все свое внимание клиентам, используя вербальные и невербальные сигналы для демонстрации вовлеченности и понимания.
Рефлексивные заявления
Перефразируя и обобщая заявления клиента, консультанты показывают, что они активно обрабатывают информацию и проверяют правильность ее понимания.
Открытые вопросы
Консультанты побуждают клиентов глубже исследовать свои мысли и чувства, способствуя самоанализу и прозрению.
Также см. Приложение 1.