Вначале будет приведена самая основополагающая информация. Может показаться, что классификация Духов по Пяти Элементам или классификация ритуалов по Пяти Элементам, или то, как Вселенная возникает в процессе акта жертвоприношения – более важные вещи. Но они становится малопонятными, если мы не знаем фундамент, на котором их символизм базируется. Поэтому первой части следует уделить особое внимание.
Каждый встречался с информацией о Пяти Элементах и знает об этом достаточно много. Но очень часто нам не хватает классификации, позволяющей правильно собрать отдельные части знания в единую картину. Именно это мы и постараемся сейчас сделать: соединить отрывочные знания из Сутры, Тантры и Дзогчен (внутреннего, тайного учения) в единое представление, чтобы было целостное восприятие самого понятия «Пять Элементов».
Итак, что же такое Пять Элементов? Правильно понимать их как пять видов (разновидностей) энергии. Они могут проявляться на трех уровнях: Дхармакайи, Самбхогакайи и Нирманакайи. Упомянутые термины очень часто используются, но при этом большинство мало проникает в их значение. Что такое Трикайа (три тела или триединство)?
Немного отвлечемся и представим диалог с буддистом, у которого спрашивают: «Что вы хотите получить в своем буддизме?» Он отвечает: «Мы хотим стать Буддами, просветленными.» Тогда звучит ответный вопрос: «А что такое стать Буддой?» И в этот момент очень часто сознание попадает в тупик, как у буддиста, так и у последователя традиции бон, да и вообще у последователя какого-либо учения о просветлении. Что такое просветление? Буддизм, бон очень четко отвечают на этот вопрос: это состояние, когда обычное живое существо обретает, реализует три тела, а именно Дхармакайу, Самбхогакайу и Нирманакайу. Причем Буддой могут стать не только люди, а и Полубоги, и Боги мира чувственных желаний, и Наги, и отдельные сансарические Духи, у которых тоже есть учения о просветлении. Все они из своих тел могут стать просветленными. Потому что мы знаем, что как Будда Шакьямуни в традиции буддизма, так и Будда Тонпа Шенраб в традиции бон отправляли свои эманации (Нирманакайи, тела воплощения), во все миры материального мира и там давали учение о просветлении.
Лучше, однако, перевести употребляемые термины на русский язык, потому что на тибетском они имеют вполне конкретное значение. Когда тибетцы говорят «чуку» или «бонку», «дзоку» или «тулку», они понимают, что это такое. Для них это родные слова. Для нас же слова «Дхармакайа», «Самбхогакайа» и «Нирманакайа» изначально большой смысловой нагрузки не несут. Есть несколько вариантов перевода этих терминов. И они являются фундаментальными, центральными. Это стержень буддизма, стержень учения о просветлении, на основе которого мы будем объяснять, что такое Пять Элементов, потому что Пять Элементов проявляются именно в Дхармакайе, Самбхогакайе и Нирманакайе. Дхармакайа – это тело абсолюта. Реализация этого тела означает, что существо становится единым со всей Вселенной, со всем бытием: и с сансарой, и с нирваной, везде присутствует. Второе тело, Самбхогакайа – тело наслаждения или тело совершенства. По-тибетски его название звучит как «ДзокКу». «Дзок» – совершенный, завершенный. Его реализация означает, что из существа проявляются различные божества и все древо прибежища (все идамы), которое существует в любой из традиций. Все Защитники, Дакини проявляются из нашей собственной природы в тот момент, когда мы становимся просветленными. Здесь не подразумевается, что это какое-то одно тело, в котором мы испытываем некое расширяющееся счастье, блаженство. Это бесконечное количество различных тел, состоящих из света. Данная совокупность и есть тело совершенства. И третье тело, которое из нас проявляется после реализации состояния просветленного – это Нирманакайа