Глава 1 Духовные учители «Двух жизней» и великое белое Братство

Адепты мудрости

Одна из главных философских идей книги Антаровой «Две жизни» – существование на нашей планете Братства духовных Учителей человечества. Первое необычное явление, с которым сталкивается главный герой романа, Лёвушка, представляют собой как раз люди, достигшие необыкновенного совершенства и в духовно-нравственном, и в интеллектуальном отношении, и в силу этого обладающие сверхчеловеческими способностями. Эти люди неизмеримо выше всех остальных по уровню своего развития. И даже внешне они резко отличаются от обычных людей, обладая необычной красотой. Кроме того, их выделяет и свойственная им одним способность оказывать на остальных людей какое-то невыразимое, но ощутимое духовное влияние.

Таких необычных личностей Лёвушка впервые встречает, когда приезжает погостить к брату-офицеру в его воинскую часть, стоящую в небольшом среднеазиатском городке. Будущего писателя Лёвушку поражает внешняя красота, внутренняя гармония и благородство души двух знакомых его брата, встреченных им в этом восточном городке: могущественного азиатского помещика Али и человека с европейской внешностью по прозвищу Флорентиец. По мере развития сюжета романа Лёвушка встречает и других, столь же совершенных, людей, так или иначе связанных с его братом и с его прежними, уже знакомыми ему, друзьями. Наконец наступает момент, когда главный герой книги узнает, что в борьбе Добра и Зла, которая кипит повсюду на нашей планете, силы Добра (как, впрочем, и силы Зла) имеют свои организации, которые помогают им осуществлять их цели. Организации светлых сил в романе называются общинами. Именно в одну из таких общин, находящуюся в Америке, и предстоит отправиться после недолгого пребывания в Лондоне брату Лёвушки, Николаю, и его невесте Наль, спасшимся от преследователей благодаря помощи их могущественных друзей. Друзья же Николая, поразившие юношу-студента своим внешним и внутренним благородством и совершенством, являются членами всемирной организации сил Света, которых на Востоке называют духовными Учителями, а на Западе – членами Великого Белого Братства.


Махатма Мориа (рисунок Е.П. Блаватской)

(В книге «Две жизни» – Али, затем – Учитель Мориа)


Первый вопрос, который может возникнуть у читателя, не знакомого с эзотерическими философскими учениями Востока, – действительно ли есть подобная организация сил Света в нашем мире? Не является ли это фантазией автора книги?

Эзотерическое философское наследие Востока отвечает на этот вопрос утвердительно: за идеей существования в мире обители сил Света стоят не только фантазии и не только легенды и мифы народов разных стран. Великое Белое Братство на самом деле существует и с незапамятных времён выполняет трудную и самоотверженную миссию помощи человечеству на пути его культурного развития и духовной эволюции. О реальном существовании Белого Братства и о необыкновенных способностях его духовных руководителей свидетельствовали их русские сотрудники и духовные ученики – Елена Блаватская, а затем супруги Елена и Николай Рерихи.

Подчеркнём, что в самой идее существования на Земле людей, находящихся на более высокой духовной и интеллектуальной ступени развития, чем остальное человечество, нет ничего мистического. Эту идею разделяли и выдающиеся учёные прошлого. В частности, известный русский философ-космист К.Э. Циолковский (бывший, кстати, последователем учения теософии) в своих статьях писал о существовании во Вселенной более древних, чем Земля, планет, находящихся на более высоких ступенях космической эволюции. Их, по мысли учёного, должны населять и более совершенные, чем земное человечество, существа, овладевшие тайнами природы и достигшие огромного технического могущества. Представителей более высокоразвитых, чем земное человечество, цивилизаций учёный называл высшими людьми и проводил аналогию с религиозными представлениями о существовании богов:

«Высший человек может получить более крепкое здоровье, долголетие, совершенный ум, техническое могущество и прочее, всего ни предвидеть, ни вообразить нельзя. Вот вам бог с этой точки зрения. Множество планет старше Земли. Они успели уже выработать эти высшие существа, о которых мы только мечтаем». Как резюмирует русский философ-космист, «…мы должны признать существование множества богов самых разных рангов. Чем они выше, тем дальше от человека, тем непостижимее ему». (К.Э. Циолковский. Есть ли Бог? // Очерки о Вселенной. – М., 1992. – С. 217.)

По мнению Циолковского, высшие существа способны не просто существовать в Космосе, но и помогать развиваться своим братьям по разуму. В статье «Воля Вселенной» философ писал: «Мы уверены, что зрелые существа Вселенной имеют средства переноситься с планеты на планету, вмешиваться в жизнь отставших планет и сноситься с такими же зрелыми, как они». (К.Э. Циолковский. Воля Вселенной // Там же. – С. 44.)

Идея философа о высших людях или скорее богочеловеках очень близка тому, что говорится о Великих духовных Учителях человечества в эзотерическом философском наследии. Так, в учениях теософии и Агни-Йоги сообщается, что на заре земной цивилизации из высших, более совершенных миров (планет) Космоса пришли на Землю представители Космического Разума, или космической Иерархии Света, чтобы помогать эволюции землян. Иерархией Света в Агни-Йоге называется единая для всего Космоса организация творческих сил.

Эти космические посланники воплотились среди обычных земных людей – и таким образом на Земле появились существа, внешне не отличимые от обычных землян, но кардинально отличающиеся от них по своему духовному уровню развития, знаниям и психодуховным способностям.

Учения теософии и Агни-Йоги повествуют, что главных Учителей, пришедших на Землю с высших планет Солнечной системы, было семь. Эти представители космической Иерархии Света организовали на нашей планете свою обитель, куда к ним, как к Учителям Высшего знания, стали приходить ученики и последователи из числа духовно развитых землян. Так на Земле возник центр Космического Разума, представляющий собой закрытую для непосвящённых цитадель Высшего знания.

Самые сокровенные сведения о космических Учителях человечества главный герой романа К.Е. Антаровой получает в последней, четвертой, его части. Читатель, вероятно, помнит, что Владык мощи, или Владык Кармы, у которых учились Лёвушка и его друзья в башнях Владык и в Лаборатории стихий, было семеро. Высшие Учители Лёвушки в романе выглядят как инопланетяне и, вероятно, являются ближайшими помощниками семерых высших космических Иерархов, руководящих эволюцией нашей планеты в течение тысячелетий. Владыки мощи описаны в «Двух жизнях» следующим образом: «Пока я собирался получше рассмотреть ближайший дом, двери всех семи зданий открылись одновременно, и из них вышли семь фигур. Бог мой! Я уже видел людей поразительно высокого роста. Видел необычайно высокого Флорентийца, видел высоченного Али, но те, кого я увидел сейчас, только и могли быть великанами из сказки. <…>

Владыки всё так же стояли, как статуи. Я ещё ничего не сказал об их внешности, кроме их роста. Цвет их кожи был медно-красный, но очень приятный, матовый, похожий скорее на кость, обработанную в этом цвете, чем на кожу живого человека. Волосы были у некоторых черные, у других темно-рыжие, и у всех спадали до плеч красивыми волнами.

Лица?.. Но их и лицами-то назвать было невозможно. Это были величественные лики, олицетворявшие собою Древнюю Мудрость. Это были символы, но никак уже не люди. И если, как сказала мать Анна, они пришли на Землю с другой планеты, то ничего не было удивительного, что на Земле они и казались мне символами Вечности».

В романе Владыки мощи живут в тайном месте, расположенном в оазисе матери Анны. Но помимо того места, где находятся их башни и лаборатория стихий, получивший дар ясновидения Лёвушка видит своим духовным зрением далеко в пустыне остров-оазис, в котором ему предстают четверо божественных светоносных существ – Великих Кумар.

В теософии и Агни-Йоге Кумарами (а также Логосами) называют высших космических Иерархов, руководящих эволюцией Земли. Согласно этим учениям, Кумаров тоже семеро, а наивысших среди них – четверо. Именно их и созерцает главный герой книги, причём это зрелище наполняет его духовно уже закалённый и подготовленный организм огромным напряжением. Вспомним описание видения главного героя в романе:

«Туман на стене рассеялся, и я увидел три юные, божественно прекрасные фигуры, составлявшие треугольник. В центре треугольника стояла четвёртая, ещё более юная, прекрасная, прозрачная фигура, соединявшая в себе мощь, божественную красоту и такое величие, что я не мог вынести её сияния и уже хотел было закрыть лицо руками, но в этот момент Владыка взял меня на руки, опустился на колени и склонился до земли. Оставаясь коленопреклонённым, подняв голову, он прижал меня к своей груди, как обычно делают матери со своими больными детьми, и сказал, обращаясь к сиявшим нестерпимым Светом фигурам на стене:

– Вечность есть закон Бога, и этот закон движет Вселенную и всё живое в ней. <…>

Эти Божественные Владыки – выше всего существующего на Земле. Они завершили круг величайшего творческого пути на иной, много более высокой по уровню развития планете и пришли на Землю, движимые непостижимым для земного сознания подвигом милосердия и самоотвержения. Их сознание настолько выше всех земных сознаний, что достигнуть его и приблизиться к нему обычные, воплощённые люди не могут;

и даже среди высочайших развоплощённых индивидов далеко не все могут постичь его. Эти Владыки, вечно юные, – центр Божественных Сил на Земле.

Но это всё, что в данную минуту я могу сказать тебе о них. Божественная Сила, показавшая тебе Себя, благословила твой труд, признав твоё бескорыстие, самоотверженность и верность. Ты же помни, чему был свидетелем;

трудясь, неси в сердце Божественный Лик, в своей Любви признавший тебя достойным Его лицезрения, и развивай в людях новые идеи о Божественном Начале. Очищай от суеверий и предрассудков представления людей о Боге и вливай в них уверенность, что всё и вся в жизни Земли живёт под бдительным и непрестанным, милосердным и спасительным покровом Живого Бога, трудящегося во всех областях жизни на Земле. Эти Владыки сотворили всё сущее на Земле, принеся с собою на Землю, находившуюся в состоянии хаоса, злаки, людей и животных. Всё, что ты видишь на земле и под землёю, – всё труд милосердия этих Божественных Владык…»

Шамбала и Белое Братство

Сколь бы фантастическими ни выглядели в романе описания и башен Владык мощи, и лаборатория стихий, и увиденный Лёвушкой таинственный оазис, находящийся, скорее всего, не на земном, а на духовном плане бытия, – в эзотерических философских учениях утверждается, что подобные тайные духовные центры действительно существуют на нашей планете.

Главная обитель космических сил Света на Земле на Востоке называется Шамбалой – именно её прообразы в разных ипостасях и описываются в «Двух жизнях». А духовные Учители Шамбалы на Востоке назывались Великими Владыками. Конечно, народы Востока едва ли знают об истинном происхождении основателей Шамбалы. Обычным людям достаточно было знать и то, что в закрытом для непосвящённых месте существует обитель святых подвижников, обладающих необычными способностями и использующих эти способности для духовной помощи миру.

С самых ранних времён все духовные познания Востока и Азии, все школы и системы самосовершенствования, созданные восточной философской мыслью, исходили именно от представителей этого Братства Посвящённых. С течением времени сведения о легендарной обители просочились и на Запад. В странах Запада гималайское Братство духовных Учителей мира стали называть Белым Братством.

Об эволюционной духовно-просветительской миссии Иерархии Света на нашей планете А.И. Клизовский, ученик Е.И. Рерих, писал в своей работе «Основы миропонимания новой эпохи»:

«Весть о том, что Великое Белое Братство не миф, но действительно существует, и о том, где оно находится, даёт о себе само Братство. Снятие покрова с тайны существования на Земле Братьев человечества – Великой Белой Ложи – объясняет многое. <…>

Братство является центром, откуда исходит духовное руководительство человечеством нашей планеты. Всё, что человечество получило и получает в своём умственном, нравственном и духовном развитии, всё идёт из этого Единого источника. Вся человеческая мудрость, вся его философия и все его религии имеют началом этот Единый источник.

Когда на заре человечества нужно было дать младенческому народу первые основы общины и государственности, то один из членов Братства, или подготовленный ученик, воплощался среди такого народа как жрец, как предводитель племени, как мудрый правитель, как пророк, который организовывал и объединял народ и закладывал основы государственности, основы знаний, искусств и религии.

И в дальнейшем развитии, когда нужно было подвинуть сознание человечества на высшую ступень, пробудить его мысль в новом направлении или направить его деятельность по новому руслу, всегда посылался мудрец, философ, законодатель, основатель учения, которые исполняли возложенное на них Братством поручение. <…> Иногда такие сотрудники Братства открывали школы и общества, которые распространяли среди более подготовленных людей высшее знание и высшую мудрость. Из таких школ <…> известны: герметическая, александрийская, неоплатоническая, орфическая, пифагорейская, которые до сих пор питают человечество своей мудростью.

Время от времени Братство посылало и посылает в мир одного из своих Собратьев, одного из Великих Учителей, каждый из которых дал человечеству одну из существующих мировых религий. Другого источника, из которого человечество могло бы получить хотя [бы] каплю мудрости, нет, и нет ни одного Учителя, который мог бы прийти в мир иным путём, минуя Братство. Иным, самостоятельным, путём к человечеству приходили и приходят лжеучителя и лжепророки.

Единство источника, из которого вышли все мировые религии, подтверждается тем, что главные основы всех мировых религий одни и те же; ни одна из них не противоречит другой, и каждый последующий Учитель, давая более широкое толкование одних и тех же основных истин, продолжал дело своих предшественников, дело просвещения человечества». (А.И. Клизовский. Основы миропонимания новой эпохи. В 3 тт. Т. 1. – Рига, 1990. – С. 77–78.)

Таким образом, все великие знания древности, основы науки, искусства и все великие философские учения, одним словом, основы всей мировой культуры были принесены в мир Великими Учителями и их учениками и сотрудниками. Из писем Елены Рерих, жены и соратницы великого художника и общественного деятеля Н.К. Рериха, мы узнаём о некоторых воплощениях Великих Учителей в качестве руководителей древних духовно-философских школ:

«Конечно, все древние оккультные школы являлись отделами Вел[икого] Бр[атства]. В древнейшие времена среди Посвящённых таких Школ можно было встретить великие воплощения семи Кумар, или Сынов Разума, или Сынов Света. Так:

Орфей, Зороастр, Кришна (Вел[икий] Уч[итель] М.), Иисус, Готама Будда, Платон, он же Конфуций (предыдущий Вл[адыка] Ш[амбалы]), Пифагор (Уч[итель] К. X.), Ямбликус, он же Якоб Бёме (Уч[итель] Илларион), Лао-цзы, или Сен-Жермен (Уч[итель] Ракоцци) и другие были этими великими Воплощениями. Так продвижением сознания человечества на протяжении всей эволюции нашей Земли мы обязаны этим великим Духам, воплощавшимся во всех расах и народностях на пороге каждого нового сдвига сознания, каждого нового поворота в истории. Величайшие Образы древности связаны с этими Сынами Света». (Е.И. Рерих. Из письма от 18.11.35.)


Махатма Мориа, руководитель Белого Братства.

(Портрет работы Шмихена при участии Е.П. Блаватской)


Махатма Кут Хуми. (Портрет работы Шмихена при участии Е.П. Блаватской)

(В романе «Две жизни» – сэр Ут-Уоми, также Франциск)


Учитель Ракоцци, он же Сен-Жермен

(В романе «Две жизни» – граф Сенжер)


С течением времени основы великих познаний Учителей Шамбалы проникли и в западные страны, прежде всего в Древнюю Грецию. Анаксагор, Пифагор, Платон, Аполлоний Тианский утверждали в своих учениях идеи, весьма близкие восточной эзотерической философии, а большинство школ древнегреческой философии были по своей сути эзотерическими, так же как и древняя философия Индии, Египта, Персии. Мудрость Древней Греции унаследовали александрийские философы, а затем она стала достоянием лучших умов западной цивилизации. Масонство и розенкрейцерство – в лучшие времена этих учений, пока они не выродились в магические культы или не скатились на плоскость политических интриг – тоже содержали в себе многие положения восточной эзотерической философии. Знаменитый девиз европейских эзотериков и алхимиков – «Свет с Востока» – отражал древнейшее знание о существовании на Востоке единого для всей планеты мирового Братства духовных Учителей – просветителей, чьи знания и духовные силы устремляли вперёд эволюцию всего человечества.

Е.И. Рерих писала о великой обители Высшего Знания:

«…все философии, все религии исходили из Единого Источника, и те же Великие умы, принёсшие Свет и давшие импульс к зарождению мысли на заре нашего человечества, продолжали приносить его на всём протяжении медленного процесса эволюции человеческого сознания. Вспомним о тех семи Великих Духах, или Кумарах, о которых говорится в «Тайной Доктрине». Именно, эти Семеро и среди них Наивысший, Принявший Дозор Мира, появлялись на всех поворотных пунктах нашей планеты. Именно Их сознание напитывало сознание человечества Единой Истиной, приносимой Ими в одеяниях различных философий и религий, соответствовавших времени». (Е.И. Рерих. Из письма от 06.12.34.)

О воздействии духовного потенциала Основателей Белого Братства на развитие земной истории и культуры в «Письмах» Е.И. Рерих также сказано:

«Если бы не эти величайшие Духи, давшие импульс к зарождению мысли на заре нашего земного физического человечества и продолжавшие двигать эволюцией сознания на всём протяжении этого труднейшего и самого длительного процесса, то человечество земное и посейчас не вышло бы из состояния пещерных жителей. Именно Великие Архангелы и есть те Семь Кумар, и среди них Наивысший, о которых говорится в Восточных Писаниях и в «Тайной Доктрине», пришедшие с Высших Миров и принёсшие величайшую жертву тем, что именно Они воплощались в великих основателей религий и царств, философий и т. д. на всех поворотных пунктах истории планеты, чтобы помочь и ускорить эволюцию человечества». (Е.И. Рерих. Из письма от 11.08.37.)

«…если бы не великое самопожертвование небольшой группы Высших Духов, воплощавшихся на протяжении эонов[6], при каждом поворотном пункте в истории планеты, чтобы дать новый импульс сознанию человечества, и если бы не усилия в этом направлении малого числа Их учеников и близких, то человечество наше находилось бы и посейчас в состоянии троглодитов.

Так можно проследить, как Единое Ego Beличaйшeй Индивидуальности[7] проявлялось в целом ряде Великих образов. Истинно, очень мало каких-либо значительных воплощений остаётся на долю землян. Истинно, этим Бодхисатвам, как называют их на Востоке, обязаны – мы всем самым ценным, самым высоким, самым насущным, ибо они насытили сознание наше и тем преобразили и продолжили жизнь нашу. <…> Из Них вышли все основатели великих царств, религий, философий, большинство алхимиков и отдельные фигуры святых, но не ищите их среди узких догматиков. Они основатели живой религии сердца, но не закрепощающих догм. Они Основатели и огненные Очистители религий». (Е.И. Рерих. Из письма от 20.12.34.)

К воплощениям Великих Учителей Шамбалы эзотерическая традиция относит таких великих деятелей прошлого, как Рамзес II, Пифагор, Платон, Ориген, Конфуций, Лао-цзы, Шанкара, Сергий Радонежский, Акбар, Якоб Бёме, Джордано Бруно, Жанна дʼАрк, Сен-Жермен, и многих других. Великие духовные Учители человечества – Кришна, Будда, Иисус – также были воплощениями Кумаров.

В духовно-просветительской работе Великим Учителям помогали их ученики и сотрудники, образовавшие Белое Братство. Многие выдающиеся деятели прошлого были учениками и сотрудниками Учителей Шамбалы. Учеником этого Братства Адептов и становится главный герой романа К.Е. Антаровой. Всё произведение Антаровой проникнуто идеей духовного ученичества, а весь опыт жизни Лёвушки и его спутников, таких же учеников, представляет собой те ступени Знания, которые необходимо пройти каждому, кто дерзнёт искать Высшего Знания и скорейшего пути духовного самосовершенствования.

Боги или люди?

Кем же все-таки являются Великие Учители и Кумары – богами или людьми? Санаткумар, явившийся Лёвушке в видении, кажется ему живым богом.

Тех, кого К.Э. Циолковский в своих работах назвал высшими людьми, на Востоке называют Архатами и Бодхисатвами, а Их руководителей – Владыками Шамбалы. Самые яркие Их воплощения на Земле – такие, как Иисус, Будда и другие основатели великих религиозных и философских учений, на Востоке именуют Аватарами и почитают как богов. Но эзотерические (то есть тайные, рассчитанные на небольшое количество людей, посвящённых в тайную мудрость) философские учения считают их не богами, а богочеловеками – духовными Учителями человечества, достигшими более высокой, чем человеческая, ступени эволюции.

Кем же Они являются в действительности? Возможности Высших существ действительно потрясают воображение, и всё же они не боги в буквальном понимании этого слова. Бог, Божественное Начало в учениях теософии и Живой Этики – это не некая сверхъестественная мистическая личность, которая сотворяет мир по своей воле и на которую – в этом случае – можно было бы возложить всю ответственность за все несовершенства этого мира. В данном плане А.И. Клизовский вполне справедливо замечает:

«В адрес христианского Бога, Который, по учению христианской церкви, есть сама любовь, сострадание и милосердие, всегда неслись и несутся бесчисленные упрёки в несправедливости и в жестокости, так как верующий христианин не знает, что постигающие его удары есть действие космических законов, но не Бога.

Введённый в заблуждение неправильными представлениями о Боге, верующий и страдающий христианин часто задаёт много несуразных вопросов в адрес Бога, вроде того: почему Бог допускает, чтобы совершилось какое-нибудь возмутительное преступление, если Он всезнающ? Почему Бог не пресекает какое-нибудь вопиющее злоупотребление, если Он справедлив?» (А.И. Клизовский. Основы миропонимания новой эпохи).

Но с точки зрения эзотерической философии Востока, Бог – это не сверхъестественная мистическая Личность, а Высшая творческая сила самой Природы, сверхличный космический принцип, элемент которого присутствует в каждом живом существе, в каждой форме жизни, представляя собой их бессмертное духовное начало.

Кем же тогда являются Кумары, Великие Учители, или Логосы-Аватары, если Они не боги? В христианстве существует очень ёмкое понятие богочеловека. Именно подобный статус более всего отвечает природе Великих Учителей. В отличие от Бога богочеловек – это уже не принцип, а именно Космическая Индивидуальность, имеющая несравненно более высокий, чем обычный человек нашей эпохи, уровень развития всех потенциальных качеств и способностей, которыми располагают люди Земли. Одним словом, это именно «высший человек», как назвал этот уровень эволюции К.Э. Циолковский.

Именно организация богочеловеков из высших миров представляет собой ту силу, которая помогает Божественному Началу – высшему творческому аспекту Природы – руководить эволюцией всей Вселенной. Как отмечал в своей книге А.И. Клизовский, «Вся многообразная жизнь Космоса с Его эволюцией и всем тем стройным порядком, какой мы наблюдаем в мироздании, осуществляется при помощи Иерархии. Миллионы Иерархов различных ступеней власти, силы и могущества принимают участие в творчестве и управлении Космосом, но не ведает этим один Бог, как ошибочно представляют себе это многие христиане». (А.И. Клизовский. Основы миропонимания новой эпохи.)

Согласно учению Агни-Йоги, Великие духовные Учители человечества в незапамятные времена были такими же, как и мы, человеческими существами, жившими на других планетах. Но в ходе миллионов лет космической эволюции, совершенствуясь из воплощения в воплощение, они завершили человеческую стадию своей эволюции и достигли богочеловеческого уровня развития. Именно этот уровень, соответствующий – в представлении человека – уровню Божественного существа, и позволил этим Великим духам стать Кумарами и Логосами и прийти на нашу планету, чтобы помочь лучшим представителям земного человечества достичь такого же уровня.

Тайная обитель

Одна из тайн романа К.Е. Антаровой связана с местонахождением Шамбалы, главной обители Белого Братства. Спустя немного времени после своего божественного видения Лёвушка вспоминает, что за башнями Владык он «видел беспредельную пустыню и знал уже, что в центре её лежит дивный остров с садами». Именно там находились Кумары, высшие из Великих Учителей. Почему главный герой называет местонахождение сокровенной обители Великих Владык именно островом в пустыне, а не оазисом, как обычно называются такие места? В понятии острова скрыт намёк на происхождение того места, где была расположена главная обитель Шамбалы. Как повествуют нам книги Е.П. Блаватской (напомним, что в «Двух жизнях» она фигурирует под образом Наталии Андреевой), во времена цивилизаций Лемурии и Атлантиды место, где находилась Шамбала, было островом в океане. По словам Е.П. Блаватской, «…задолго до Адама и его любознательной жены Евы там, где сейчас встречаются солёные озера и бесплодные пустыни, находилось обширное внутреннее море, простиравшееся через Среднюю Азию к северу от Гималаев. На нём был остров чудесной красоты, обитаемый последними представителями третьей расы»[8].

На этом острове и находилась Шамбала, обитель Великих духовных Учителей и их ближайших учеников. Однако после произошедшего глобального катаклизма наклон земной оси изменился, и земной шар изменил своё положение в пространстве. Моря и океаны покинули свои ложа, огромные массы воды перетекли на другие места, вызвав всемирный потоп, а их прежние ложа превратились в огромные песчаные пустыни. Посреди одной из них обитель духовных Учителей продолжила своё существование уже не как остров в океане, а как тайный оазис в пустыне. Как писала Е.П. Блаватская, «Остров этот, по преданию, существует и посейчас как оазис, окружённый страшным безлюдием пустыни Гоби, пески которой «не были попраны ногою человека на памяти людей». (Аватары Шамбалы. – М.: ЭКСМО, 2015.)

Именно поэтому Лёвушка и назвал сокровенный уголок пустыни, ставший обителью Великий Учителей, островом с садами, а не просто оазисом.

Большинство людей, интересовавшихся когда-либо феноменом Шамбалы, привыкли считать, что Шамбала располагается в Гималаях, и это тоже верно. Помимо сокрытого в песках пустыни острова-оазиса обитель Белого Братства существует и в самых высоких горах планеты. Именно в Гималаях находится легендарная Башня Чунг – обитель Учителя Мории – и другие необычные строения, послужившие прообразом семи башен лучей и лаборатории стихий в романе К.Е. Антаровой.

Наконец в письме «светскому» ученику Махатмы Кут-Хуми А. Синнетту Учитель М., также находившийся иногда с ним в переписке, упомянул о самом сокровенном строении Шамбалы – Башне Чунг.

«В некотором месте, о котором не следует упоминать чужим, имеется бездна с хрупким мостом из свитой травы над нею и бушующим потоком внизу. Отважнейший член вашего клуба альпинистов едва ли осмелится пройти по нему, ибо он висит, как паутина, и кажется гнилым и непроходимым, хотя и не является таким. Тот, кто отважится на испытание и преуспеет – как преуспеет он, если это правильно, что ему разрешено, – тот придёт в ущелье непревзойдённой красоты, в одно из наших мест и к некоторым из наших людей; ни о том месте, ни о тех людях, которые там находятся, нет записей среди европейских географов. На расстоянии брошенного камня от старинного храма находится старая башня, недра которой дали рождение поколениям Бодхисатв». (Письма Махатм. Письмо N26. – М., 2011.)

Судя по книгам учения Агни-Йоги, эта старая башня носит название Башни Чунг, или Чун, и является, вероятно, самым сокровенным строением гималайского Ашрама Шамбалы. В сообщениях Учителя Мории, записанных Е.И. Рерих, об этой башне и других строениях Шамбалы говорилось следующее:

«Поистине, Урусвати[9]улавливает многие детали. Красновато-жёлтая Башня соединена переходами с остальным строением. Издали строения можно принять за высеченные временем скалы, слегка покатые. Окна внешних стен можно принять за гнезда птиц. Пустыня не тронута кругом. Часто путник проезжает, не подозревая, но удивляясь поведению своего коня или верблюда. Животные поворачивают головы к безжизненным камням и даже пытаются повернуть туда, где как бы груды камней нагромождены. Некоторые даже видели надписи на стенах, но, конечно, приняли их за червоточины. Конечно, нежданный путник будет всегда отведён в сторону. Каждый что-то чует. Но житель пустыни привычен к голосам и огням пустыни». (Е.И. Рерих. У порога Нового мира.)

А в воспоминаниях сотрудника Е.П. Блаватской, индийского юноши Дамодара Маваланкара, есть и краткое описание внутренних помещений таинственной гималайской Обители. О том, как выглядят некоторые строения Главного Ашрама гималайской Обители, Дамодар рассказывал в письме видному деятелю американского Теософского общества, Уильяму Джаджу. Однажды Учитель разрешил Дамодару побывать в Ашраме Махатм в астральном теле. О своих впечатлениях Дамодар вспоминал:

«Я оказался в особенном месте. Оно находится в районе верхней границы Кашмира, у подножия Гималаев. Кроме двух домов, расположенных напротив друг друга, там больше нет никакого жилья. Из одного дома вышел Кут-Хуми. Это был его дом. Напротив останавливается (Учитель) М. Брат К. приказал мне следовать за ним. Через полмили мы подошли к естественному подземному ходу, уводящему под Гималаи. Это было старое русло реки Инд, бешено бурлящей внизу. Тропа была настолько узкой, что идти по ней можно было лишь по одному, и один неверный шаг мог стоить путнику жизни <…>.

Пройдя значительное расстояние по этому подземному ходу, мы вышли на открытую равнину в Л. Там находилось просторное, массивное здание… Это был Главный Центр, куда должны были прибыть все из нашей группы, кто заслуживал посвящения в мистерии. Они должны были собраться здесь для заключительной церемонии и оставаться здесь столько времени, сколько потребуется. Я вместе с моим Гуру поднялся в Большой зал. В нём царили мир и величие, вызывающие благоговейный трепет <…>. Великолепие Трона Владыки было несказуемо». (S. Eek. Damodar and the Pioneers of the Theosophical Movement. – Adyar, 1978. – P. 47. В кн. Ковалёва Н.Е., Марианис А. Аватары Шамбалы.)

Лаборатория Белого Братства

Ещё одна интересная тема, затронутая в последней части романа К.Е Антаровой, – это повествование о лаборатории стихий, в которой проходили наивысший этап своего обучения Лёвушка и его друзья. В стенах этой лаборатории Лёвушка видит удивительное и уникальное техническое оснащение, с помощью которого осуществляется многообразная исследовательская деятельность Владык мощи:

«Осмотревшись, я увидел, что весь зал заполнен не только столами и круглыми табуретами к ним, но по стенам, выложенным плитами из какого-то металла, блестевшего, как золото, очень высоко висит множество стеклянных шкафчиков самого разнообразного размера и формы. В них стояли и лежали всевозможные пробирки, инструменты, пузырьки и много других предметов, которых я никогда не видел и даже не знал их названий.

Каждый шкаф, каждый стол и столик, каждая полка с книгами, которых тут тоже было немало и размеры которых говорили, что они могли служить людям лишь такого роста, какой имели Владыки, – всё носило надписи столь необычайной письменности, что я вздохнул и окончательно присмирел. Если меня подавляла разнообразием используемых языков комната Али, то что же сказать об этой комнате? Здесь и целой жизни могло не хватить, чтобы только запомнить, где лежат предметы и книги в этом храме науки, и где сама комната имела – на мой рост – высоту в три этажа».

Какими бы фантастическими ни выглядели описанные в лаборатории Владык энергетические феномены и удивительные приборы – даже в этом кратком описании есть, судя по тому, что говорится в эзотерической литературе, значительная доля правды. Согласно тем сведениям, которые даются в книгах теософии и Агни-Йоги, руководители Белого Братства действительно располагают мощной научно-технической базой, возможности которой и не снились западной науке. И семиэтажные башни Владык Белого Братства, описанные в романе К.Е. Антаровой – это не просто плод фантазии. За ними стоит великая реальность. Из учения Живой Этики известно, что аналогичные строения в Шамбале действительно имеются: «Много этажей в Наших Башнях. Много исследований происходит постоянно», говорится в одной из книг этого учения. (Надземное, 20.)

Кардинальным отличием технических средств Шамбалы от приборов, которыми располагает современная земная наука, является то, что они способны взаимодействовать с тонкими энергиями, прежде всего с психической энергией человека – оператора любого прибора.

Об аппаратах, находящихся в главном Ашраме Шамбалы, в Живой Этике сказано:

«По виду они мало отличаются от существующих подобных, но употребление их отличается, к ним добавляется психическая энергия». <…>

Но у Нас уже давно принят принцип, что каждый аппарат может быть усилен именно человеком. Можно достичь преображения целой жизни лишь допущением осознания всеначальной энергии. В веках Мы привыкли к мысли, что сосредоточение энергии может быть направлено в любую область. Энергия, как молния, соединяет в своём разряде накопленные силы. На том же принципе основаны явления, называемые магическими. На самом деле такое название только вводит в заблуждение. Можно назвать магическим аппаратом любую электрическую машину. Сами вы[10], когда производили левитацию и перенос предметов, не производили это магией, но лишь не противились вашей энергии. Принятую, явленную энергию вы выдавали за действо, и она соединялась с энергией космической» (Надземное, 2.)

И даже такие явления, которые в представлении обычных людей относятся к области мистики и паранормальных способностей, например, ясновидение и передачу мысли на расстоянии, Адепты Шамбалы успешно используют и усиливают благодаря применению специально созданных ими приборов.

«У Нас имеются и аппараты, которые способствуют передаче мысли на расстоянии. Люди удивились бы, увидев, что некоторые аппараты им знакомы, но имеют совершенно иное применение. Приложение психической энергии преображает самые простые двигатели», говорится в книгах Агни-Йоги. (Надземное, 4.)

Особый интерес представляют собой содержащиеся в дневниковых записях Е.И. Рерих сведения о таинственных приспособлениях, помогающих Адептам Белого Братства видеть будущее. Эти аппараты сами Учители называют зеркалами, они составлены из сплавов семи металлов и имеют полированные поверхности, на которой Учители видят события будущего в виде мелькающих картин. Эти «зеркала» Шамбалы отражают не только будущее, но и все сколько-нибудь значимые события, происходящие в данный момент во всех странах мира, по всей планете. Они же помогают Архатам следить за равновесием природных стихий на физическом плане Земли и в определённых слоях Тонкого мира, тесно связанных с земными стихиями.

Между прочим, сведения о таинственных зеркалах Шамбалы с течением веков просочились в мир, и в фольклоре стран Востока обрели образ магического зеркала, в котором Владыка Шамбалы видит всё, что происходит в настоящий момент на Земле, а также будущее всего мира.

Но судя по тому, что сказано об этих необычных технологиях в Живой Этике, управление работой этих «зеркал» основано не на магии, а на использовании закона (или принципа) магнетизма с применением психической энергии человека:

«Нельзя называть магией зеркала Наши. Они лишь способствуют работе Нашей энергии. Много может быть приспособлений к усилению действия энергии. Сильные магниты разве могут называться магическими, но воздействие замечательно. Тонкое тело и все опыты вокруг него будут принадлежать науке, но вовсе не магии. Так нужно уничтожить суеверие, связанное с непонятным термином «магия».

Человек постоянно опасается всего таинственного, забыв, что ключ от Сезама в нём самом. <…> Так Наши аппараты действуют при Нашем участии.

Люди могут смеяться, но идеи управляют миром. Слова эти внесены в Устав Братства». (Надземное, 2.)

Устами Лёвушки в романе описываются особые «энергетические» эффекты, с которыми сталкиваются герои книги в лаборатории Владык: «При первом же шаге в комнату Владыки-Главы я услышал треск и как бы раскат дальнего грома; но всё вокруг было заполнено туманом, и я не понимал, ни откуда идёт гром, ни где я, и не знал даже, тут ли мой Владыка-Учитель».

Аналогичные эффекты сопровождают и работу главного героя книги с удивительными аппаратами в лаборатории Владык, показывающими деятельность семи башен лучей и их сотрудников, с помощью которых Иерархия Света ведёт свою эволюционную деятельность в мире.

Безусловно, обычные люди, не прошедшие, подобно Лёвушке, специальное обучение, никогда не смогли бы попасть в Шамбалу – они просто не смогли бы выдержать особое энергетическое поле, наполняющее такие строения обители, как описанная в романе лаборатория стихий. Одному из своих последователей Е.И. Рерих писала:

«Должна сказать, что ещё не встречала человека, который бы, узнав нечто о великом Белом Братстве, не устремился на поиски его. Но редко кто, вернее, почти никто не задаётся вопросом – готов ли он духовно и физически к тому напряжению? Выдержит ли его физическая оболочка страшное нагнетание атмосферы, окружающей эту Твердыню? Только тот может приблизиться к ней, кто здесь, на земле, среди борений и преодолений всевозможных трудностей, изжил все привычки и привязанности и огненно трансмутировал в подвиге самоотвержения свои энергии. Не пройдя земного чистилища, нельзя вступить в рай. Огни Высших энергий опалят отягощённую ауру. Потому лишь один и очень редко двое в столетие достигают эту Твердыню». (Рерих Е.И. Сокровенное Знание. Теория и практика Агни-Йоги. – М.: ЭКСМО, 2010.)

Собственно, эта истина отражена и в повествовании «Двух жизней»: даже возмужавшему, прекрасно подготовленному, физически сильному Лёвушке обучение в лаборатории Владык даётся достаточно трудно, особенно вначале. Непривычное напряжение, создаваемое мощными энергиями лаборатории, утомляет его, а видение, в котором его духовному зрению предстают Верховные Иерархи Белого Братства – Кумары, возглавляемые Санаткумаром, энергетически потрясает весь его организм.

Загрузка...