Вита и Стас переехали в Казань в середине августа. Переехали потому, что Стас, наконец-то, получил хорошую работу в одной из крупных и очень уважаемых компаний, которая занималась тем, что выполняла заказы по разработке программного обеспечения для иностранных заказчиков. В основном – для Канадских, Американских и Австралийских.
В свои двадцать четыре года Стас настолько хорошо программировал, что его уже несколько раз приглашали работать в иностранные компании, в другие страны, но уезжать он не хотел, вернее – не мог, потому что пока еще не очень хорошо владел английским. Вести незатейливую «профессиональную» переписку и читать адаптированную англоязычную документацию – это одно. И совсем другое, когда все вокруг тебя происходит на неродном языке: договора, новости, продукты, лекарства.
Короче говоря, Стас пока не был готов «махнуть за бугор». Он искал место, которое станет трамплином на пути его становления. Трамплином, где он сможет втянуться в процесс международной разработки, окрепнуть, пустить корни, подтянуть английский хотя бы до уровня «upper-intermediate». Также он не обладал достаточным запасом финансов, чтобы без опаски покинуть родную страну. Нужно было подкопить, хотя бы пару миллионов рублей.
Эмиграция могла подождать. Она не убежит.
В России талант Стаса ценился не так высоко, и он целых пять месяцев не мог найти себе достойную должность (он начал искать ее еще в тот момент, когда работал на заводе). Конечно, ему предлагали работать в Москве, в Санкт-Петербурге, в Нижнем Новгороде, но должности и специализации там были совсем не те, какие он искал. Да и зарплаты оставляли желать лучшего. Если точнее, то ему, высококлассному программисту, который любит свою работу и умеет ее делать, предлагали работать за еду на должности какого-нибудь новичка, не обещая ни роста, ни перспектив.
И на каждом таком собеседовании Стас очень вежливо выслушивал работодателя, очень вежливо кивал, затем расспрашивал обо всех мелочах, а потом, так же вежливо, посылал работодателя на хер.
В свои двадцать четыре года Стас уже прекрасно понимал, что существует очень много мест (по крайней мере – в России), в которые можно вляпаться, как в дерьмо (или трясину). И однажды вляпавшись в такое место, ты уже вряд ли из него вылезешь, потому что оно затягивает тебя, отрезает тебе все пути отступления и даже ломает твою волю.
Кредиты, ипотека, дети, командировки, бесконечная бумажная волокита и так далее. Цены растут, зарплаты – падают, работать приходится дольше и тяжелее.
Система ломает людей, потому что у рабов не должно быть своей воли…
Лишь немногие люди имеют храбрость и ментальные силы, чтобы начать бороться с течением, чтобы начать искать выход, как-то самостоятельно строить свою жизнь, строить именно так, как этого хочется именно им, а не кому-то другому.
В одной из таких трясин Стас и работал в прошлом. Он устроился на завод сразу после университета. Когда он устраивался – он видел кучу перспектив, у него были надежды и амбиции, ему так много обещали в отделе кадров, когда он подписывал договор, что у него сосало под ложечкой, а мочевой пузырь пульсировал от нетерпения.
– Скорее за работу! Скорее, за перспективами! Меня ждут великие дела! – так думал Стас в свой первый рабочий день в трясине.
Но его обманули…
Парню было достаточно проработать на том проклятом заводе всего полгода, чтобы понять, что никаких перспектив у него нет от слова «вообще». Там – одни идиоты и алкаши. Вместо работы и профессионального становления все занимаются перемалыванием костей и бессмысленной бумажной волокитой. Все руководящие должности заняты стариками, которые не собираются уходить на пенсию еще лет двадцать, как и умирать. А если с ними чего и случится, то освободившееся место тут же займет их отпрыск. Или какой-нибудь особо приближенный жополиз, у которого нет ни мозгов, ни навыков, который даже стряхивать не умеет, поэтому каждый день ходит по офису с вонючим пятном мочи в районе ширинки и с идиотской улыбкой на отекшем лице.
Парень потратил огромное количество сил на то, чтобы подкопить денег и вылезти из всего этого лицемерного говна. Он работал каждый день не по восемь часов, а по десять. При этом даже в самые загруженные дни он находил возможность изучать интересующую его литературу и практиковаться в программировании по тем разделам, которых он не касался на своей тогдашней работе. Он не взял ни дня отпуска, чтобы после увольнения получить денежную компенсацию. Он даже работал по выходным. Не всегда, конечно, но очень часто. Ровно через тринадцать месяцев он уволился с завода.
Перед тем, как уйти в последний раз, он плюнул своему уже бывшему начальнику в лицо.
На его банковском счету было чуть больше ста двадцати тысяч рублей. Немного, но для переезда в крупный город – достаточно. Он слегка подтянул английский, очень хорошо поднял навыки программирования на C++ и на Java, а так же сделал себе кое-какую репутацию в профессиональных кругах, публикуя научные статьи. За тринадцать месяцев в трясине Стас изменил в себе и своей жизни очень многое. А сколько можно было изменить за тринадцать месяцев в толковой компании?
Как интересно…
Количество пройденных собеседований перевалило за сотню, и Стас уже отчаялся найти себе достойную работу, но внезапно фортуна улыбнулась ему. Наверное, только так всегда и происходит – внезапно и неожиданно, в тот самый момент, когда уже хочется просто плюнуть, все бросить и из-за отчаяния сигануть с моста.
Во время очередного собеседования парень был приятно удивлен – его собеседовал не обрюзгший угрюмый лысеющий тип, не глупая блондинка, которая механически читает вопросы по бумажке, а целых семь специалистов. Настоящих молодых специалистов, которым, судя по голосу, было не более тридцати лет.
Были как мужчины, так и женщины. Две женщины задавали вопросы на английском, один парень (самый старший и напористый) рассказывал про компанию, один – про используемые технологии. И еще три разнопрофильных специалиста задавали вопросы по языкам программирования и по протоколам.
Это было самое долгое и самое увлекательное собеседование в жизни Стаса. Конференция по Skype заняла почти три часа, но по ее окончанию парень не чувствовал усталости. Наоборот – он ощутил прилив сил и эмоциональный подъем. Это было похоже на то, словно чья-то могущественная рука открыла форточку в его затхлый и мрачный мир, впустив в него звуки и запахи счастья, свободы и перспектив.
Да, именно так это и ощущалось.
Стасу выпал удачный билет, и за это он благодарил судьбу, Бога, ну и всех, кого там обычно следует благодарить в таких случаях.
Уже через неделю Стас со своей девушкой переехал в Казань. Стояла сильная жара (даже ночью), и тринадцать часов в душном поезде показались паре целой вечностью. Потом они с кучей огромных сумок искали возле вокзала такси, на это ушло немало времени. Затем три часа сидели в вестибюле бизнес центра Корстон, совершенно замерзнув от дичайших кондиционеров, ожидая, когда же явится руководитель офиса.
Обычно руководитель приезжал в офис в полседьмого утра, но в тот день он ощутимо задержался. Он извинился за то, что заставил ждать так долго, объяснив, что не мог приехать раньше из-за того, что он с шести утра торчал в какой-то городской конторе с абсолютно непроизносимым названием, ожидая оформления кое-каких важных документов, которые касаются трудоустройства Стаса в их компанию. Обычно оформление занимало не больше получаса, но в этот раз была серьезная задержка, причину которой руководителю офиса никто не объяснил.
Вита и Стас приехали в Казань в полпятого, а в десять утра они уже поднимались на лифте в свой временный номер в гостинице, что находится на площади Габдуллы Тукая. Тот самый отель, на крыше которого светятся огни вертолетной площадки.
Первым делом они, конечно же, помылись и немного поспали, а ближе к вечеру, даже не погуляв по центральным улицам, отправились на встречу с хозяином съемной квартиры, которую договорились посмотреть еще неделю назад. Встреча прошла гладко, договор аренды был подписан, и уже в одиннадцать часов вечера пара съехала из гостиничного номера (весьма комфортабельного), хотя номер и был оплачен компанией на целую неделю вперед.
Конечно же, Стас сообщил на ресепшн, что они съезжают, и что необходимо выполнить возврат неиспользованных денег, а неиспользованных денег там было немало. Сутки в том номере, куда компания поселила Стаса и Виту, стоили пять тысяч рублей. И это только за сам номер, а ведь компания так же оплатила трехразовое питание за швейцарским столом, а это еще по шесть тысяч за каждый прием пищи.
Огромные деньжищи.
Конечно, Вита высказывала идею о том, что им не стоит выписываться из отеля, чтобы каждый день приходить и есть целую гору всяких халявных вкусностей в ресторане на первом этаже, но Стас был решительно против этого.
Судьба предоставила ему счастливый билет, и он не будет вытирать этим билетом свою жопу. Только не теперь. Он – почти аристократ. Он – попал в высокое общество. Кругом перспективы, кругом жизнь, кругом энергия.
Нет, он оформил выписку и возврат средств.
Квартира, которую Стас и Вита сняли, располагается в довольно неплохом районе, в жилом комплексе Спартаковский. Большая часть квартир жилого комплекса еще пустует, потому что сам комплекс был построен совсем недавно (так, по крайней мере, сказал хозяин квартиры). Рядом с комплексом имеются: рынок, автомастерская, супермаркет, станция метро и даже многоэтажная автомобильная стоянка. Все вокруг обнесено заборами, всюду торчат камеры видеонаблюдения, на всех дверях висят магнитные замки, некоторые кодовые, но большая часть отпирается магнитной картой. Одним словом – район очень безопасный и очень комфортабельный.
На следующий день после приезда в Казань Стас уже сидел на своем новом рабочем месте, в офисе нового бизнес-центра Корстона, на четвертом этаже. Весь день он знакомился с коллективом и изучал документацию, которой было настолько много, что у Стаса впервые в жизни возникли сомнения в своих силах. Но коллеги его подбадривали.
– Тут девяносто процентов документации давно устарело, а из оставшейся части еще примерно половина – это для топовых спецов. Но у нас таких нет, у нас все нормальные ребята…
И они все посмеялись.
И Стас почувствовал, что на его новом месте работы люди совершенно другие, совсем не такие, как на том проклятом заводе, где вокруг тебя одни говнюки, жополизы и мудаки, за которыми нужен глаз да глаз.
Нет, здесь все было иначе.
Обед в новой компании был тоже совсем не такой, к каким привык Стас. На заводе он доставал из своего рюкзака пластиковые контейнеры и жевал их содержимое в гордом одиночестве, где-нибудь в самом темном углу офиса, чтобы на него не смотрели. Если ему не удавалось укрыться во время столь интимного процесса от чужих глаз, то эти самые чужие глаза в большинстве случаев начинали травить шутки по поводу того, чем это там таким странным питается Стас.
А питался он вареными куриными грудками, свежими овощными салатами и пророщенным зерном. Питался он так потому, что был абсолютно убежден, что есть пельмени, пиццу и всякие полуфабрикаты – это очень погано. Он, конечно, и сам когда-то питался всем этим мусором, но однажды он попробовал изменить свой рацион, прочитав кое-какие интересные книги. И он был поражен, сколько энергии в нем появилось только лишь из-за того, что он заменил хлеб проросшим зерном. Голова начала работать чище и быстрее, зрение улучшилось, пищеварение – тоже. И он постепенно перешел на правильное питание полностью, и его творческая энергия сразу же начала расти. Он немного потерял в весе – примерно пять кило, но это был жир и вода.
Раньше он приходил с работы и буквально мешком падал – спать. Теперь же он умудрялся работать еще больше, параллельно с основной работой делая еще кое-какую, а так же обучаясь. Он приходил домой поздно вечером, и у него все еще были силы, чтобы два или три раза заняться сексом со своей милой девушкой.
Вита нигде не работала, но уставала все равно. Из-за уборки по дому, из-за готовки, из-за курсов английского, которые она стала посещать в тот самый момент, когда начала встречаться со Стасом. Посещала она их каждый день, даже по выходным, проводя на занятиях по три часа. Стас заразил ее желанием «махнуть за бугор».
Так вот, на прошлом месте работы обедал Стас в гордом одиночестве, а на новом – его поразило, что весь офис одним единым составом в два часа дня собрался вместе и пошел в большой грузинский ресторан, заняв там самый большой стол, на целых два часа. Море вкусной и здоровой еды, море шуток, море впечатлений, море интеллекта. Неразрешимые проблемы и невероятно сложные вопросы становились простыми и даже немного забавными.
Сила сплоченной группы гораздо больше, чем простая сумма сил ее разобщенных элементов.
Когда первый обед Стаса в новом коллективе подошел к концу, он чуть не расплакался. Он, не смотря на свою богатую фантазию, даже представить не мог, что рабочий коллектив может быть таким единым, таким добрым и таким ЧЕЛОВЕЧНЫМ. После обеда Стас был абсолютно убежден, что он попал в общество каких-то сверхлюдей (инопланетян), в которых нет зависти, нет злости и лицемерия. Не смотря на то, что он шел вместе со всем рабочим коллективом после обеда назад в офис, он все еще не мог поверить в реальность происходящего.
– Господи, – думал Стас. – Как я, гик из бедной Сызранской семьи, попал сюда? Как так вышло? Это просто невероятно! Если в мире и случаются чудеса, то это точно одно из них!
График работы на новом месте был свободный. Главное – отработать восемь часов. Многие коллеги Стаса работали урывками – по два-три часа днем, а остаток времени – глубокой ночью. При ночной работе были свои плюсы. Например – спокойствие и тишина. К тому же, во время работы приходилось довольно много общаться с заказчиками, которые находятся на противоположной стороне «глобуса». Были и другие плюсы, но Стас решил работать в привычном режиме – с восьми утра до четырех-шести вечера.
Первые несколько дней Стас и Вита адаптировались к новому месту. Он – рисовал на листочках автобусные маршруты, а она – бегала по всему району в поисках парикмахерской, хозяйственного магазина и магазина одежды.
Люди, которые всю жизнь живут на одном и том же месте, даже не представляют, как много возникает проблем при переезде в «чужой» город.
Основная проблема, конечно же, – разобраться с транспортом. И если с метро все более или менее понятно, то с автобусами – все очень и очень непросто. Остановки разбросаны по самым непонятным и неожиданным местам. У автобусов абсолютно непонятная нумерация маршрутов, непонятные буквенные приписки, непонятный график движения… У многих людей при переезде в чужой город уходит не меньше полугода, чтобы разобраться с этими проклятыми автобусами. Тут даже GPS и Google помогают мало.
Вторая проблема – это магазины. Найти супермаркет в большом городе – это не проблема. Но вот, ты переезжаешь, начинаешь жить в чужом городе и тут же понимаешь, насколько эти проклятые супермаркеты бесполезны. У тебя порвались кроссовки – ты не можешь найти обувной.
Тебе нужны простыни? Кое-что из посуды? Хочешь постричься?
Удачи…
Первые три дня Вита не могла найти парикмахерскую. Она бродила с телефоном ПО ВСЕЙ Казани, сверяясь с навигатором, пытаясь отыскать место, где ее волосы смогли бы подстричь, чтобы она не так мучилась от августовской духоты. В Казани было гораздо жарче, чем в Сызрани. В Казани совершенно не было ветра, кругом был раскаленный асфальт и бетон. Но она не могла найти. Казалось, что в городе прошла настоящая чистка, во время которой все парикмахерские снесли, а парикмахеров – повесили или сожгли.
Затем она пыталась найти, где можно купить подходящее постельное белье. То, что они захватили с собой, – не подходило к причудливому дивану в их новой съемной квартире. В супермаркетах продавалось постельное белье, но и оно не подходило тоже.
А потом у нее, конечно же, порвался кроссовок. Она отчаялась найти обувной и просто купила целую коробку обувного клея, чтобы не ходить босиком, пока они осваиваются на новом месте.
А вообще, переезд был не такой «болезненный», как они ожидали. Стас приходил с работы, Вита кормила его всякими вкусностями, которые она готовила весь день, вычитывая рецепты из большой поваренной книги, которую купила прямо перед их отъездом. Потом они занимались страстным и искренним сексом почти до самой ночи. Потом голышом стояли на застекленной тонированным стеклом лоджии, пили молочные коктейли и любовались ночной Казанью. Вид с восьмого этажа открывался просто фантастический: всюду, до самого горизонта, сверкали огни; Волга искрилась в этих огнях, как живое золото; на севере сияла громада Корстона.
Все было очень классно, они попали в настоящую сказку.
Особенно было классно то, что компания предоставила релокационный бонус, и во время первого оклада Стас получит ровно на полмиллиона рублей больше того, что указано в его рабочем договоре.
Не смотря на то, что с момента переезда в Казань прошло уже больше недели, Стас и Вита еще не гуляли по центральным городским улицам. Просто потому, что у них совершенно не оставалось времени. Они, конечно, несколько раз проходили по ним, но в спешке и с тяжелыми сумками.
Но они хотели погулять, всем полюбоваться, сделать фотографии, обойти несколько ресторанчиков и развлекательных центров, коих там было немало. Особенно после того, как Стасу на работе описали красоту ночной Казани, а он, в свою очередь, поделился этим со своей девушкой.
И они решили, что в ближайшую пятницу отправятся на площадь Габдуллы Тукая и будут гулять и веселиться до самого утра…