Отряд шёл уже около двадцати дней. Кард так и не решился уйти, приняв окончательное решение остаться в войске. Жаловаться пока было не на что. На ночь вставали лагерем, но иногда случались остановки возле города, где рекрутам давали целый день отдыха. В этот раз лагерь разбили на опушке небольшого леса. Уже темнело, Кард сидел у костра его десятка и неторопливо ел.
– Завтра доберемся. – Рассказал Редиус. – Я говорил с командиром.
– Куда? – Задал вопрос новый рекрут по имени Милатус, нервный и осторожный парень, которого зачислили в десяток, когда отряд останавливался у одного из городов на отдых – Мы все идем и идем, целыми днями.
– Наша конечная цель это крепость, на границе с варварами. Там вас и будут учить воинскому делу, а затем продолжите там нести службу. – Ответил десятник.
– Но мне говорили, что идет набор к «Синим знаменам», разве они не должны охранять границы с Астарцами? Варварами же гвардия и ветераны занимаются из-за их постоянных набегов и чудовищной силы? – Милатус беспокойно заерзал.
– Несколько сотен «синих знамен», отправляют в крепость. В пути сотнику пришел приказ о том, что решено набирать рекрутов в городах, мимо которых будет проходить отряд. – Редиус сел рядом со всеми для продолжения беседы.
– То есть мы будем не спокойно нести службу рядом с мирным государством, а противостоять варварам, которые учатся убивать раньше, чем ходить? – Продолжил расспрос обеспокоенный Милатус. – Да нас всех поубивают там!
– Не бойся. В крепости нам не страшно, у варваров нет осадных орудий. – Спокойно ответил Редиус. – А за каждого убитого варвара будут давать награду. Сможете быстро разбогатеть, если повезет.
– Если дают награду, это говорит о том, что их трудно убить. – Милатус не унимался. Внезапно он схватил десятника за рукав.– Нас ведь ведут на смерть? Всех убьют? Не молчи!
От удара Милатус слетел с бревна и упал лицом в землю. Редиус стоял над ним.
– Ты идиот! С чего ты вообще взял, что нам придется с ними сражаться? Граница длинная, варвары приходят раз в год! Да и вас же не сразу кинут в бой! Я еще раз повторяю, что в крепости безопасно! – Редиус замолчал, подождал, пока Милатус отползет и сел обратно к остальным.
– Сначала вас научат, с какой стороны за копье держаться, потом как сражаться строем. Строй единственное, что работает против варваров. В битвах с варварами надо удержать строй, если они не проломят его, победа за нами. – Десятник доел, поблагодарил Вана за отличную еду и, встав, увел Милатуса с собой.
Кард не мог заснуть, вспоминая какие ужасные истории о варварах рассказывали за костром рекруты. Одни говорили, будто они в сотни раз сильнее людей и в несколько раз выше, другие, что они пьют какие-то шаманские зелья и разрывают людей голыми руками. Все это не давала покоя Карду. Он, конечно, знал что это просто байки, но он давно знал, что просто так ничего не рассказывают. Часть правды в их словах возможно и есть.
На следующий день они шли через лес, он закончился большой вырубкой, а затем перед ними открылся вид на крепость. Даже издалека она выглядела внушительно. Стены высотой в несколько метров, на которых множество башен и надстроек, а над воротами висел огромный чан.
«А может и не врали на счет огромного роста варваров? – Кард чувствовал, что будто уменьшается, приближаясь к ним. – Зачем еще такая высота?»
– Невероятно! И чего Милатус боялся этих варваров, с такими стенами нам ничего не страшно! – Восхищенно произнес Ван, а идущий рядом Кард согласно покивал головой.
Вокруг крепости стоял небольшой городок из деревянных домов, несколько конюшен, колодцев и кузница. Несколько отрядов зашло внутрь крепости. Но десятник повел всех к дому, в котором они должны расположиться. Домик вмещал в себя около двадцати человек. Второго десятка не наблюдалось, поэтому десяток Карда занял самые удобные места.
– Располагайтесь и отдыхайте, с завтрашнего дня у вас начнется обучение. Если какие-то вопросы я в доме напротив. – Десятник Редиус вышел из домика, оставив свой десяток в полной растерянности.
– Пошли, пройдемся к крепости? – Вдруг предложил Ван. Кард согласно кивнул, и они вышли наружу. Они беспрепятственно вошли в крепостные ворота. Внутри несколько каменных строений, а перед ними горел большой костер. Вокруг него сидели воины. У них отличалась форма, и при себе находилось оружие. Ван сразу же нашел общий язык с этими «воинами» гарнизона крепости. Ван с легкостью расспросил у них об особенностях службы. Кард только диву давался как легко у Вана, получается, заводить беседу с незнакомыми ему людьми. Сам Кард не особо болтлив, даже не познакомился с некоторыми из его десятка. А еще ему постоянно приходилось подавлять привычку что-то украсть. Вокруг все так беспечны и совсем не беспокоились за свое имущество. Это являлось большим контрастом с его родным городом, где все, что плохо лежит, сразу находило нового хозяина.
– Надо возвращаться – Оторвал Вана от его диалога Кард. – Уже поздно.
Ван встал, попрощался со всеми и пошел вслед за Кардом.
– Приходи если что-то понадобится – Донеслось им в спины.
– Крепостью руководит генерал Хасон. Он очень строг к новобранцам, поэтому нас будут учить где-то месяц. Потом мы будем заниматься охраной обозов доставляющих сюда провизию и амуницию. В крепости будем рубить лес, строить дома, а в походах охранять лагерь. В бою будем стоять во флангах. – Рассказывал Ван, собравшимся вокруг него двум десяткам рекрутов. – Ветераны говорили что возможно кого-то возьмут в конницу, если докажет что хорошо с лошадями управляется.
– Значит, я попаду в конницу. – С акцентом заявил один из рекрутов из чужого десятка с темной кожей и узкими глазами, очень похожий на Салима.
Они вышли во двор, где развели костер. Ван готовил, продолжая рассказывать о том, что услышал от ветеранов. Кард заметил, что в его плошке чуть больше супа, чем у остальных. Когда Ван сел рядом с ним Кард вопросительно взглянул на него, но Ван лишь подмигнул. Поев и поболтав еще некоторое время, постепенно все отправились отдыхать.
Утром десяток поднял на ноги Редиус. Сразу же, как только они собрались, десятник отправил их бегать вокруг крепости. Затем десяток помогал рубить и таскать стволы срубленных деревьев в крепость.
– Отличный денёк выдался! Кроме перерыва на обед, мы только и делали, что работали и работали. А с варварами я тоже буду воевать с помощью топора, а затем бегать от них вокруг крепостной стены? – Гневно подытожил весь прошедший день Ван за ужином. Кард лишь кивал, он не любил говорить, пока ест.
– Что скомандуют то и будешь делать! Будет приказ снять штаны и лечь на землю, никуда не денешься, исполнишь! – Раздался командирский рев Редиуса, неизвестно как возникшему у них за спинами.
Ван замолчал и склонил голову над тарелкой, пытаясь, стать незаметнее. Кард бы рассмеялся этому детскому инстинкту, если бы ему самому не хотелось сделать так же. Гневный Редиус встал перед десятком.
– Битвы гремят не каждый день. А значит, что делать воину в это время? Разумеется, готовиться к следующей. Бегали вы для того что бы укрепить своё тело. А деревья рубили для укрепления нашей крепости. Вы даже такие простые вещи не понимаете, а уже хотите учиться убивать. Нет уж. Сначала вы неделю поработаете на благо крепости. А потом если сотник прикажет, я начну вас обучать. Хотя от вас увальней толку не будет. Один день прошел, а уже некоторые ноют как бабы. – Редиус обвел взглядом приунывший десяток, остановил взгляд на Ване, удовлетворенно хмыкнул и вышел из дома.
Неделя для Карда прошла незаметно. Редиус поднимал десяток на ноги ранним утром, и отпускал лишь поздним вечером. Приходя обратно, усталый, грязный и голодный десяток, почти валился с ног. Радовало лишь что, к возвращению всех уже ждали баня и ужин. Десятник все же заботился о сохранности своего десятка в чистоте и сытости.
Кард проснулся сам и очень удивился. Поднявшись, он взглянул на спокойных рекрутов. Кто-то, сидя на скамье, тихонько разговаривал, кто-то еще спал, кого-то вообще не было. Кард встал, оделся и вышел во двор. Ван сидел на бревне и играл в кости с незнакомым рекрутом с небольшой бородкой, которую он теребил, пока задумчиво смотрел на доску.
– Проснулся, наконец. Я тебя будил, а ты спишь как убитый. Как же ты просыпаешься, когда десятник поднимает? – Ван поднял глаза на Карда и улыбнулся.
– И тебе доброе утро. Просыпаюсь от того что знаю, что в ином случае будет хуже. – Ответил Кард и подошел к играющим.
– Знакомься это Керсус. Мы с ним из одного города. Но он пришел сюда год назад. – Представил он парня с небольшой бородкой и хитрыми глазами. – А это Кард, славный парень. Мы с ним неплохо сдружились пока шли в крепость и работали здесь.
– Да это хорошо когда есть, на кого положится. – Улыбнулся Керсус, встав с бревна, пожал руку Карду.
– Присоединяйся – Показал рукой Ван на кости.
– Да у меня не на что играть. – Развел руками Кард.
– У тебя есть твое тело. – Намекнул Карсус. Кард сразу напрягся, подозревая, к чему он клонит. – Давай если ты выиграешь у меня, я тебе хороший нож, а если я, то ты мне поможешь разгружать телеги вечером.
Кард глубоко вдохнул, все-таки жизнь, проведенная среди разбойников и воров, сказалась на нем.
– Давай. – Легко согласился Кард. – Только вот Редиус может нас отправить работать.
– Не беспокойся, десятник сказал, что сегодня мы отдыхаем. – Подсказал Ван, уступая место Карду.
Карсус выложил нож с резной рукоятью и вполне хорошим лезвием.
– Во что играем? – Решил поинтересоваться Кард.
– В «Церан-тан», умеешь? – Спросил Карсус.
– Конечно. – Кард улыбнулся, в эту игру он раньше играл часто. Игра очень проста. Бросаешь кости и сумму выпавших чисел запоминаешь. А если выпадут две-три одинаковых, то они вычитаются из общего счета. И так пять бросков по очереди.
Карсус начал первый и погремев костьми в стакане, выбросил их на доску. Ван с интересом наблюдал за игрой. Первые три броска вел Карсус. Но в четвертый у него выпали три тройки. Кард победил и со счастливыми словами «Хорог на моей стороне» забрал свой выигрыш.
– Пойду я, а то еще без рубахи оставите. – Расстроился Карсус, но встав, уже улыбался и тепло попрощался с Кардом и Ваном.
– Что будем делать? – Спросил Кард, он не знал чем заняться в свободный от работы день.
Ван решил навестить тех воинов, с которыми они познакомились в первый день пребывания в крепости. Кард, разумеется, пошел с ним. Их встретили с радостью. Зажарили поросенка и открыли добытое где-то вино. День пролетел незаметно. Рассказывали друг другу истории, особенно хорошо получалось у Вана. Под вечер начали петь. Их даже не хотели отпускать, обещая поговорить с десятником. Ван уже изрядно выпив, почти согласился, но Кард более привычный к алкоголю и сохранивший рассудок, увел его.
– Как же ты так напился то. Там же всего пару кувшинов было. – Удивлялся поведению друга Кард.
– Я не пьян! – Заявил заплетающимся языком Ван.
Утром Редиус поднял десяток и повел их куда-то. Кард шел рядом с унылым Ваном.
– Почему мне так плохо? – Ван держась за голову, шел, глядя себе под ноги.
– Вот и я удивляюсь. Ты что раньше не пил? – поинтересовался Кард.
– Немного и очень редко. – Честно признался Ван.
– Так чего же вчера так много пил вина? – не унимался Кард.
– А они такие хорошие люди! Все веселятся и песни поют. А раз предлагают, как отказаться? – причитал Ван.
– Все с тобой ясно, Ван. Ты держи себя в руках, если Редиус узнает, тебе будет еще хуже. – Наставлял друга Кард. Ван согласно кивал головой.
Редиус вел их за городок. Кард еще не посещал эту сторону крепости. Десятник вывел всех на небольшое поле, огороженное наспех сколоченным деревянным забором. Так же недалеко стояли множество ящиков и тюков. Подойдя к ним, Редиус вытащил из ящика кожаный шлем, куртку с нашитыми металлическими пластинами и положил перед десятком.
– Это ваша основная защита. Если кому не понятно-то я объясню. Шлем бережет ваши пустые головы от удара по ней. Куртка, как вы догадываетесь, защищает от удара по телу. Защита конечно слабая, но вы будете воевать в строю, а не на поединке. – Редиус сложил вещи обратно и снова встал перед десятком. – Каждый отвечает за свои вещи. Потеряете или украдет кто-то ваши проблемы.
Десятник не обращая внимание на перешептывания, взял копье из большой кучи, лежащих на повозке.
– Это копье! По виду просто палка с железкой на конце. Но эта железка может дырявить, а в строю это самая страшная вещь. – Редиус повертел копьем. Показал несколько основных движений для удара. Выглядели они не слишком угрожающе. Снова пошли перешептывания.
– Варвары действительно боятся этого? – Задал скептический вопрос кто-то из рекрутов вопрос.
– Они ничего не боятся. Но этот прием использованный строем отражает их атаку. Чем мы сейчас и займемся. – Десятник скомандовал построиться в линию, и раздал лично каждому тренировочную амуницию. Обучение начиналось с азов. Сначала как держать строй, затем как им атаковать и передвигаться, не разрушая его. За обучением прошло еще две недели. Тренировались с утра до вечера, иногда давались послабления, и их заставляли выполнять черную работу, такую как копание рва и помощь в дальнейшей вырубке леса вокруг крепости, но зато отпускали раньше. В такие дни Кард с Ваном гуляли по крепости. Иногда навещали ветеранов, они иногда подсказывали, как сделать правильнее, а в большинстве просто легче.
Через неделю из обоих десятков делящих дом забрали несколько рекрутов. Как оказалось в конницу. Еще через неделю тренировок, к ним пришел сотник. Он сообщил, что тренировки закончились, и выдал первое жалование около пяти серебряных.
«Не богатство конечно, но для начала хорошо» – подумал Кард, перебирая маленькие серебреные монетки. С одной стороны нарисован олень, с другой корона с тремя зубцами.
Ван сумел достать, где-то две пары отличных сапог. Кард поразился, что Ван всего взял у него за это две серебренных, хотя на вид они тянули на все его жалование.
– Я смотрю, ты хорошо устроился – Примеряя сапоги, и пройдясь в них, заявил Кард.
– Все-таки мой отец с детства учил меня торговать. Хоть здесь это пригодилось. – Тоже надевая новые сапоги, ответил Ван.
– Повезло мне, однако, что я с тобой в десятке, – заявил Кард.
– Да ты еще не раз мне это скажешь – Улыбнулся Ван.
Они здорово подружились за это время, находя множество тем для разговора и проводя свободное время вместе. У Карда лучше получалось в военном деле и, помогая Вану, а он делал их жизнь легче.
Кроме обращения с копьем десяток немного научили и обращению с мечом. Этого хватит, что бы знать за какую сторону его брать, как не прирезать своего соратника, и если повезет вонзить его в грозную тушу варвара. Редиус рассказал, что перед ними, копейщиками, будет еще линия щитоносцев, из-за спин которых они и будут бить. Туда отбирают самых сильных и крупных рекрутов, способных хотя бы недолго сдерживать варвара.
Через месяц им выдали боевую амуницию, а также стали проводить бои стенка на стенку, с участие пяти-шести десятков. Карду снова выдали жалование, но он даже представить себе не мог, на что их можно потратить в крепости, если бы не Ван. Он достал два шлема, которые оказались лучше выданных. Как узнал Ван, воину не запрещалось менять амуницию, с разрешения десятника.
– Как тебе шлем? – поинтересовался Ван.
– Нормально. Думаю, если ты будешь и дальше приобретать такие же качественные доспехи, у нас будет шанс пережить первый бой. – Мрачно ответил Кард.
– Ты чего такой хмурый? А я думаю, первый бой мы переживем и так. Ты уж точно. Помнишь как неделю назад, на тренировке по уклонению от ударов, трое из другого десятка тебя по полю гоняли? И не задели ведь! – припоминал Ван.
– Они бы и дерево не задели. Были бы настоящие воины, в миг бы окружили и поймали. – Кард не разделял веселый настрой Вана.
Раздался звук сигнального рога. Кард поймал удивленный взгляд Вана. Последний раз рогом их будили по утрам в лагере, когда направлялись в крепость. Через несколько минут в казарму ворвался десятник.
– Быстро собирайтесь, скоро выступаем из крепости. Варвары в двух дня пути от крепости. Генерал решил дать бой в поле. Через несколько минут подъедет телега, сложите туда своё обмундирование. – Скомандовал Редиус.
Выдвинулись ближе к полудню. Впереди ехали всадники, за ними шли воины: ветераны, лучники, и рекруты без отличительных знаков, замыкал шествие длинный обоз. Марш длился до ночи, разбили лагерь, выставили часовых. Десятку Карда повезло, их не поставили в патруль и дежурство.
Но спокойно выспаться Карду не дали. Милатус всю ночь ныл о том, что все умрут ужасной смертью. Лишь ближе к утру вернувшийся от сотника Редиус разобрался с ним. Пару раз ударил, нагрузил поклажей и отправил плестись за обозом. Следующий дневной переход прошел без происшествий. Но на этот раз дежурил и десяток Карда. Кард отстоял своё, ему повезло, что Ван оказался с ним в дежурстве. За короткими тихими разговорами время пролетело незаметно.
– Может быть Милатус прав? Ведь даже ветераны признают, что варвары страшны в бою. – Переживал Ван.
– Ты чего его слушаешь? Если он сильно переживает за свою никчемную шкуру, то получит в ней дырку быстрее нас. – Произнес Кард, вспомнив что-то из своего прошлого. – Я был знаком с такими людьми, и все они быстро находили свою смерть.
– Наверно ты прав. Не надо предаваться панике. – Успокоился Ван.
Вскоре пришла смена. Кард с Ваном отправились спать.
– Слава Хорогу, что этого нытика здесь нет. – Прошептал Кард и спокойно уснул, чем поразил беспокоящегося о скорой битве Вана.