1. Во Христе великая тайна. В христианстве великая тайна возвещается миру. Церковь Православная спасает всех, кто верует во Христа, кто исповедует Троицу и ищет Царства Божия и правды Его (Мф. 6, 33).
Господь дал закон через Моисея, то есть напомнил совести людей, что должны они делать и чего нельзя делать, напомнил о добре, о святости. «Бог Свят, – говорил Господь, – будьте святы и вы» (см.: Лев. 11, 44). Десять заповедей Божиих – это как бы дар, который Господь дал людям и который люди должны принести Богу здесь при освящении. Есть еще заповеди блаженства, заповеди церковные. К чему ведут все эти заповеди? К тому, чтобы человек пришел к святости, к добру, к истине, искал жизнь вечную. Посмотрим на жизнь святых угодников Божиих. Как они старались жить здесь, на земле? Они искали богообщения, искали святости, искали вечной блаженной жизни.
Господь все дал нам для уразумения этой великой тайны христианства, показал нам, что, кроме этой жизни земной, будет еще вечная жизнь.
2. Цель нашей жизни – войти в богообщение. Это наподобие богатства, денег или как воинское звание военнослужащих. Ефрейтор ходит и радуется, потому что в его подчинении есть уже солдаты, пять – восемь человек. А бывает офицерское звание, генеральское, бывает маршал, – далеко восходят некоторые в воинском звании. И богатство: у кого пятачок, у кого полтинник, у кого тысяча рублей, у кого еще больше. Так и богатство благодати. Человек может с виду казаться бедным, убогим, ничего у него нет, а внутри великое богатство благодати Христовой.
Незаметно жил в Великом Устюге праведный Прокопий, Христа ради юродивый. Все думали, что он обыкновенный человек, грешный, из бедняков бедняк, не знал даже, где голову приклонить. А какая была в нем великая благодать! Однажды он шел в соборный храм на молитву, шли и другие люди, и тут он подбежал к одной семье, где была девочка Мария, и радостно возвестил: «О матерь великого архиерея! Великая милость, ибо от тебя родится тот, который просветит Пермскую землю!» Над ним стали смеяться: «Ты что юродствуешь, что выдумываешь?» А так и получилось: выросла эта девица, в соборе прислуживал, помогал Симеон, они поженились, и у них родился Стефан, будущий святитель Великопермский, который возлюбил Бога, – все это уже известно было Прокопию премудростью Божией. Стефан изучил язык зырянский, на котором говорили пермяки, составил азбуку, стал проповедовать, построил много монастырей, церквей, богаделен, школ и всю землю Пермскую привел ко Христу. Как Прокопий мог это знать? Духом Божиим.
И пророки писали о великих делах, о событиях, которые будут, которых сейчас ожидают люди. Почитаем у апостола и евангелиста Иоанна Богослова, каким будет образ последнего времени. Он видел самолеты летящие, а в то время их еще на земле даже и не было, и никто из апостолов их не видел. А ему надо было как-то изобразить, написать; почитайте, как он пишет: По виду своему саранча была подобна коням, приготовленным на войну… На ней были брони… железные, а шум от крыльев ее – как стук от множества колесниц… У коней… изо рта выходил огонь, дым и сера… сила коней заключалась во рту их и в хвостах их; а хвосты их были подобны змеям и имели головы (Откр. 9, 7–19). И описал тайнозритель, какие события будут переживать и Церковь, и вся вселенная и как откроется Царствие Божие, потому что Духу Святому все открыто и Он дает дарование любящим Христа Спасителя.
И говорят святые отцы, что, если кто хочет приобрести такое состояние, какое было у угодников Божиих, надо идти их путем. Нужна непрестанная молитва, непрестанное богообщение. Диавол влагает помыслы так же, как вложил помысл Еве, что она будет богиней. Надо было вопросить: «Господи, Владыко неба и земли, кто со мной заговорил? Ведь Ты, Единый Бог, все это сотворил, а что мне отвечать тому, кто со мной заговорил?» Но Ева этого не сделала. Она считала себя великой умницей и, беседуя с диаволом, захотела стать богиней, послушала его, сама отступила от Бога и смутила Адама. А Адам вместо покаяния стал обвинять Бога: что Ты, мол, меня обвиняешь, это же Твое творение, Ты мне дал такую жену, она ела и дала мне. Жену-то тебе дал Бог, но дал тебе и ум, дал и послушание возделывать и хранить рай, и можно было вопрошать Бога, как вопрошали пустынники старцев своих даже о самом малом деле: «Благословите сходить за водой, благословите пойти на молитву, благословите положить столько-то поклонов». – «Положи только пятьдесят». И он так и делал: ни больше ни меньше. А почему же здесь не было послушания к Богу, не было любви такой? Поэтому Адам и не вошел в обожение.