Медитативные практики и философия

Для большого количества мистиков переход к практике медитаций, так или иначе, неизбежен. В данном разделе книги медитации будут представлены по порядку – от простых к более сложным.


Следует понимать: каждая медитация в итоге может приводить к просветлению. Именно в просветлении и происходит обретение бессмертия и совершенного покоя.


Также данный раздел содержит некоторые главы, посвящённые философии и практическим советам по медитации. Читателю рекомендуется не обделять эти части текста своим вниманием.

Медитация на дыхание

Медитация на дыхание является одной из самых простых техник, при этом она достаточно эффективна и универсальна. Благодаря данным свойствам медитацией на дыхание может заниматься как новичок, так и достаточно опытный практик.


Перед тем, как практиковать медитацию на дыхание, нужно подготовиться. Для медитации следует найти время, когда вас никто не будет беспокоить. Выделите для себя хотя бы 15 минут, которые вы сможете провести в спокойствии.


Для медитации следует выбрать тихое и уединённое место. По возможности, вас не должны тревожить отвлекающие звуки. Со временем шумы перестанут быть проблемой, но начинающему практику необходимо тишина.


Затем практик должен выбрать позу для медитации. В восточных традициях таких поз существует великое множество. Но, для европейского обывателя многие из них могут показаться сложными. И потому практик может упразднить для себя позы до одного единственного правила: тело должно быть полностью расслабленным, а спина прямой. Медитировать можно сидя на кровати, поджав под себя ноги. Также можно медитировать сидя на стуле или в удобном кресле. Правило только одно: спина должна быть прямой, а мышцы тела расслабленными. Со временем практик может перейти даже к медитации лёжа. Впрочем, спешить с этим не следует, поскольку в лежачем положении человек может с лёгкостью заснуть.


Итак, когда поза выбрана, начинается сама медитация: практику следует перевести своё внимание на дыхание. Нужно созерцать каждый вдох и каждый выдох. Нужно просто наблюдать дыхание. Такова и есть медитация на дыхание. Больше в практике нет ничего. Нужно созерцать вдох, который происходит здесь и сейчас. Затем нужно созерцать выдох, который тоже происходит здесь и сейчас. Также нужно замечать моменты между вдохом и выдохом. Медитация на дыхание – это просто наблюдение самого процесса дыхания.


Разумеется, практику не следует отвлекаться на различные явления и объекты во время практики. Внимание должно концентрироваться исключительно на дыхании. Однако, время от времени каждого человека будут посещать различные мысли и переживания. И начинающий практик может начать раздражаться из-за них, поскольку они отвлекают его от медитации. Здесь важно понять: совсем прекратить поток мыслей невозможно, такова природа человеческого мозга. И потому, после осознания какой-либо мысли, практик должен возвращаться к наблюдению дыхания.


Всё очень просто: с мыслями не нужно воевать, от них не нужно убегать. Но после того как какая-либо мысль была замечена, следует вернуться к созерцанию дыхания. И касается это абсолютно любых мыслей. Никаких исключений быть не должно.


Многие начинающие практики критикуют себя за появление мыслей, считают факт их существования признаком неудачи в практике, но на самом деле это не так. Совершенно не важно, что во время медитации появляются мысли. Важно только то, что от каждой мысли практик вновь возвращается к наблюдению дыхания.


Также необходимо упомянуть, что практик не должен преследовать в медитации каких-либо целей. Суть практики – это сама практика. Разумеется, во время медитации человека могут посещать различные приятные ощущения, но они не являются тем, к чему нужно стремиться. Также целью не следует считать побег от неприятных ощущений, что были до практики. Суть медитации – это наблюдение дыхания. И больше ничего. С ощущениями же следует поступать точно так же, как с мыслями: нужно возвращать внимание к созерцанию дыхания.


Признаком правильно проходящей медитации является расслабленность. Когда человек всем своим существом отдался созерцанию дыхания, мышцы его тела полностью расслаблены. И дыхание в полной расслабленности всегда происходит животом, а не грудью. Второй признак правильно реализуемой медитации – это чёткое внимание. Практик ясно видит каждый вдох и каждый выдох, а также моменты между ними. Если же взгляд человека затуманен – значит, он, как минимум частично, спит в мыслях, а не наблюдает дыхание. Во время медитации не нужно скатываться в полусонный транс – следует чётким и ясным взглядом созерцать дыхание.


Как же в медитации на дыхание происходит просветление? Чаще всего оно приходит спонтанно: практик самопроизвольно понимает то, что открывает для себя тот, кто практикует осознанность. Подробнее об этом будет сказано в соответствующей главе.

Медитация на мантру

Медитация на мантру – это одна из самых древних форм практики. Данная форма медитации отличается простотой и эффективностью. И это подтверждалось в течение многих сотен лет.


Сперва практикующему следует выбрать мантру. Мантра может быть любой. Это может быть классическое «ОМ», буддийское «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ», шиваистское «ОМ НАМАХ ШИВАЙА», или что-либо иное. Практикующего ничто не сдерживает в выборе мантры. Важно лишь одно: мантра должна быть приятна лично вам.


Затем практику следует принять удобную позу. Ограничений в выборе позы нет, правильно лишь одно: спина должна быть прямой.


А далее следует начать спокойно и размеренно вслух читать выбранную мантру. Правил по тембру голоса и интонации в данной медитации нет, важно только одно: ваше внимание должно быть полностью приковано к произносимой мантре.


Важно понять: мантра должна произноситься в полном осознании. Процесс произношения должен быть полностью осознан. Мантра должна читаться будто бы каждый раз заново. Она не должна становиться фоном, кашей в голове. Мантра – это центральный объект восприятия во время медитации.


Разумеется, каждого человека во время практики могут посещать различные мысли и ощущения. Не нужно их бояться. Важно усвоить: не имеет значения, что на время внимание ушло в мысль. Важно только то, что внимание вернулось из мысли и снова наблюдает мантру. Итак, всё очень просто: мысли не нужно прекращать, от них не нужно убегать, с ними ничего не нужно делать. Но как только мысль была замечена – необходимо вернуть внимание к произносимой мантре.


В медитации на мантру не нужно пытаться ничего достичь. Медитация на мантру – это просто чтение мантры. Побег от состояний или их поиск – это уже отступление от практики. Нужно просто читать мантру. И на этом всё. Все ошибки в медитации всегда без исключения основаны на желании оставить что-либо или найти что-либо.


Признаком правильно проходящей медитации является расслабленность. Когда человек всем своим существом отдался чтению мантры, мышцы его тела полностью расслаблены. И дыхание в полной расслабленности всегда происходит животом, а не грудью. Второй признак правильно реализуемой медитации – это чёткое внимание. Практик ясно видит произносимые слова, а также моменты между ними. Если же взгляд человека затуманен – значит, он, как минимум частично, спит в мыслях, а не читает мантру. Во время медитации не нужно скатываться в полусонный транс – следует чётким и ясным взглядом созерцать чтение мантры.


Мистикам свойственно верить, что данная медитация повышает вибрации человеческого существа, соединяет его с божественными сферами. Впрочем, доказательств и опровержений на данный момент для этой идеи нет. Но нельзя не упомянуть тот факт, что во время медитации на мантру ум практика оставляет все свои повседневные дела и размышления, концентрируется на нейтральном объекте (мантре), с которым не нужно решать каких-либо проблем. И данный момент приносит расслабление и целительный эффект.


Разумеется, отдельно необходимо упомянуть, что медитация на мантру помогает достичь реализации, то есть просветления. И просветление в данной практике приходит точно так же, как в медитации на дыхание: однажды самопроизвольно становятся понятны те вещи, что открываются в медитации осознанности.

Медитация визуализация

Медитация-визуализация достаточна проста, а потому весьма популярна. Данная медитация такова: нужно представить какой-либо образ и наблюдать его в течение определённого времени (желательно 20-30 минут).


Медитация-визуализация доступна каждому, даже ребёнку. В ней нет ничего сверхъявственного и необычного. Медитация-визуализация – это не та практика, которой нужно долго учиться.


Следует понимать, что практик может выбрать для созерцания совершенно любой образ. Ограничений нет вообще. Однако, в большинстве случаев, для созерцания выбирается либо образ некоей близкой практику сущности (божества, духа), либо приятный пейзаж (берег моря, лесная поляна).


Во время медитации практик может взаимодействовать с наблюдаемым образом. В воображении можно купаться в морских волнах, также можно получать позитивную энергию от созерцаемого духа.


Разумеется, время от времени практикующего будут посещать различные мысли и телесные ощущения. Все их нужно оставлять и возвращаться к созерцанию образа. Необходимо усвоить: не важно, что произошло отвлечение от наблюдения образа. Значение имеет только то, что образ созерцается снова.


Итак, всё очень просто: нужно просто созерцать выбранный образ. Когда же приходят различные мысли и физические ощущения – нужно вновь возвращаться к созерцанию образа. В практике нужно быть непреклонным.


Практикующий оставляет всё и вся, созерцая образ. Всё прочее оставлено в стороне. Такова и есть вся медитация-визуализация.


Конечно же, практикующему следует понимать: основная функция медитации-визуализации – это смещение восприятия с обыденных мыслей и явлений на созерцаемый образ. Медитация-визуализация – это смещение фокуса восприятия. Данная практика совершается для того, чтобы психика хотя бы на время могла разотождествиться с бытовыми мыслями и ситуациями. Это чрезвычайно полезно для здоровья человеческого ума.


Разумеется, некоторые практики, склонные к мистике, верят, что они в действительности взаимодействуют с созерцаемыми образами. Впрочем, необходимо понимать, что данное утверждение нельзя считать полностью доказанным. Научных обоснований у этого на данный момент просто нет. Но при этом и полностью отвергать взаимодействие с наблюдаемым объектом тоже не следует: когда ум взаимодействует с воображаемым образом, для него данный процесс практически ничем не отличается от физического взаимодействия, такова особенность человеческого мозга. Благодаря этому факту как минимум психосоматический эффект и эффект плацебо ни в коем случае нельзя отвергать.


Также практик должен понимать, что медитация должна совершаться без намерения чего-либо достичь. Не нужно ждать вообще ничего (в том числе расслабленности, успокоенности). Нужно просто наблюдать образ, ни к чему не стремясь и ничего не ожидая. И именно тогда медитация будет иметь необходимый целительный эффект.


Итак, узнав о данной медитации, практик увидит в ней вариацию шаманской техники. Разумеется, он будет прав в своём понимании данной медитации. Однако, между этими двумя практиками есть существенное различие: мистик наблюдает образы и позволяет подсознанию управлять ими. Тот же, кто практикует медитацию-визуализацию, именно созерцает образы, отбрасывая всё остальное. Он вовсе не стремится войти в транс, он просто наблюдает выбранный образ.


Конечно же, данная медитация может приводить к просветлению. Однажды практик понимает природу вещей, как в случаях с медитациями на дыхание и чтением мантр.

Медитация на тело

Медитация на тело является универсальной практикой. Для неё не нужны специальные позы, для неё даже не нужна тишина в окружающей обстановке. Для неё не нужно вообще ничего.


Медитация на тело очень проста: наблюдай тело со стороны. Наблюдай все ощущения тела в текущем моменте. Наблюдай процесс созерцания телом окружающего мира. Наблюдай все действия тела здесь и сейчас. Наблюдай то, что тело видит здесь и сейчас (физический мир).


Разумеется, во время медитации неизбежны отвлечения от созерцания тела. Человеческий ум имеет свойство время от времени порождать всевозможные мысли. И начинающий практик может начать считать мысли проблемой, поскольку они отвлекают его от созерцания тела и его действий. Однако, в действительности мысли не являются реальной проблемой. С ними вовсе не нужно бороться. С ними вообще не нужно пытаться ничего делать. Всё очень просто: когда внимание начинает созерцать очередную мысль, нужно перевести взгляд на тело. И на этом всё. Следует понять: появление мыслей не имеет значения. Значение имеет только постоянное возвращение к созерцанию тела.


Конечно же, нужно упомянуть, что отпускаться так должны абсолютно все мысли. Никаких исключений здесь быть не должно. Отпускаться должны даже мысли о медитации. Отпущены должны быть даже мысли о правильности и реализации текущей медитации. Следует понять: не нужно гоняться за совершенной формой медитации. Нужно просто медитировать: следует просто наблюдать тело, его восприятие физического мира, все его действия.


Кроме мыслей во время медитации практикующего посещают различные ощущения. Чаще всего это ощущения расслабленности и удовольствия. Следует понять: данные ощущения не являются целью практики. Их нужно отпускать и возвращаться к созерцанию тела. Поиск приятных ощущений не является целью практики. Также целью практики не является побег от неприятных ощущений. Практикующий должен наблюдать тело и все его действия. С различными же ощущениями следует поступать точно так же, как с мыслями.


Признак правильно реализуемой практики – это расслабленность мышц. Когда человек наблюдает тело со стороны, все его мускулы расслабляются. Напряжение – это всегда признак пребывания в мыслях.


И если вы начали практиковать, но ещё не видите отсутствия напряжения, то можете расслабить свои мышцы самостоятельно. И после того, как вы сделаете это, вы увидите, что ум стал менее активно порождать различные мысли. Мозг заметил, что окружающая обстановка спокойна, тело расслаблено, следовательно, всё благополучно. И потому мозг дал уму возможность успокоиться, стать менее активным.


Второй признак правильно реализуемой практики – это ясность восприятия. Когда человек наблюдает только тело и физический мир, его внимание становится чётким. Когда же во время практики внимание человека захватывают мысли – внимание становится сонным и замутнённым.


В медитации не следует пытаться достигнуть чего-либо. Не нужно искать состояния безмыслия, не нужно искать приятных ощущений. Нужно просто практиковать, наблюдать тело со стороны. И только тот, кто не ищет в медитации вообще ничего, достигает в ней полной реализации. Медитация без намерения достичь чего-либо – это и есть подлинная реализация.


Как читатель уже догадывается, подробнее о реализации данной практики будет сказано в главе об осознанности.

Простейший способ остановки внутреннего диалога

Автор вынужден прервать описание различных медитативных практик, чтобы описать одну распространённую проблему и указать способ её решения.


Итак, многие начинающие практики во время медитации сталкиваются с проблемой внутреннего диалога. Для вхождения в медитативное состояние им нужно ослабить поток мыслей, но зачастую они просто не в состоянии этого сделать.


В действительности данная ситуация не является проблемой, она имеет очень простое решение: если вы замечаете, что ваш внутренний диалог чрезмерно активен, то вам следует сконцентрировать своё внимание одновременно на двух объектах восприятия. Эти объекты могут быть совершенно любыми. Это могут быть ваши ладони, это могут быть предметы в вашей комнате. И как только вы сконцентрируете своё внимание на двух объектах восприятия, внутренний диалог тут же прекратится.


Следует упомянуть, что людям с очень активным умом необходимо концентрироваться не на двух, а на трёх объектах одновременно. Если вы замечаете, что способ с наблюдением двух объектов восприятия одновременно не помогает вам остановить поток мыслей, начинайте наблюдать сразу три объекта.


Итак, остановка внутреннего диалога – это очень просто. В этом нет никаких премудростей и хитростей. Остановка внутреннего диалога – это то, что доступно каждому в любой момент его жизни. И ранее если вышеописанные формы медитации казались вам сложными, то сейчас вы можете существенно упростить свою практику.

Медитация пребывания в моменте

Медитация пребывания в моменте чрезвычайно проста и абсолютно естественна. Каждый человек, хотя бы неосознанно, практикует её время от времени. Практика данной медитации такова: пребывайте в текущем моменте. Будьте прямо здесь и сейчас. Просто ощущайте и наблюдайте то, что само собой ощущается и наблюдается конкретно в этом мгновении. И на этом всё.


Сказанное является всем, что необходимо знать о медитации пребывания в моменте. Больше в медитации ничего нет. Нужно просто пребывать здесь и сейчас. Нужно просто присутствовать в текущем моменте. Нужно просто воспринимать то, что воспринимается непосредственно в этом миге. Все последующие слова будут лишь пояснениями и деталями.


Что же означает фраза «быть в моменте»? Секрет прост: она означает пребывание в физическом мире прямо здесь и сейчас. В моменте нет ничего, кроме физического мира. Любые мысли – это всегда без исключения путешествия в будущее или прошлое. Нет ни одной мысли, которая привязана к моменту и не отделена от него хотя бы на долю мгновения. Даже желание заварить чай – это уже маленький план на ближайшее будущее.


Разумеется, узнав сказанное, читатель захочет избавиться от мышления на время медитации. Однако, следует понимать: остановить свой ум раз и навсегда невозможно, такова природа человеческого мозга. И потому выход здесь только один: как только практик осознаёт, что вместо пребывания в моменте он занят грёзами о будущем или прошлом, то есть очередным умствованием, ему нужно просто оставить эту мысль и вернуться в момент.


Всё очень просто: практика пребывания в моменте – это вечное возвращение в момент от любых умствований. И потому не важно, что в ум человека приходит какая-либо мысль, отделяющая его от момента. Значение имеет только то, что практик оставляет абсолютно любую мысль. А далее возвращение в момент происходит совершенно автономно.


Конечно же, мысли нужно оставлять абсолютно спокойно. Не должно быть никакого раздражения по поводу их возникновения. Возвращение в момент должно быть совершенно естественным.


Во время медитации человека также могут посещать различные приятные ощущения. Важно понимать, что они не являются целью практики. Также целью практики не является побег от неприятных ощущений. Суть и цель практики – это просто пребывание в моменте.


Медитация пребывания в моменте не знает помех. Каждое живое существо умеет быть здесь и сейчас. И по этой причине даже сама идея обучения медитации пребывания в моменте абсурдна. Быть здесь и сейчас – это то, что может делать каждый.


Признак правильно проходящей медитации – это расслабленность. Когда тело напряжено – присутствует ожидание чего-либо. Ожидание же – это всегда мысль, ведущая в будущее. Тот же, кто находится здесь и сейчас, и не имеет ожиданий, лишён и всевозможных напряжений. Также признаком правильно реализуемой практики является ясность взгляда практикующего. Когда внимание затуманено – присутствует сон в размышлениях, а они всегда уводят в прошлое или будущее. Если же человек пребывает исключительно здесь и сейчас, его взгляд просто не может быть туманным. Пребывание в моменте – это не мысль и не полусонный транс, это ясный взгляд.


Разумеется, зная вышеописанные признаки правильно реализуемой практики, человек может самостоятельно расслабить своё тело и очистить внимание от полусна.


Практик понимает: различные формы дискомфорта (боль, напряжение, раздражение) – это обычные объекты, присутствующие в настоящем моменте. С ними не нужно бороться, их просто нужно видеть такими, какие они есть. Следует понять: дискомфорт является проблемой только тогда, когда размышления устремлены в прошлое или будущее. Когда же порыва в прошлое или будущее нет – любой дискомфорт воспринимается нейтрально. Также это касается и всевозможных других приятных ощущений.


Также следует понимать: пребывать в моменте – это именно быть здесь и сейчас. Момент – это именно здесь и сейчас. Момент – это даже не секунда, это просто миг, острие восприятия. Его никак не нужно пытаться описать или пережить, в него не нужно нырять. Момент уже здесь прямо сейчас. Нужно просто отбросить все порывы в будущее и прошлое. И тогда не останется ничего, кроме момента.


Близкий к реализации практик понимает: объекты, наблюдаемые в моменте, не являются сутью, он разотождествлён с ними. Истинная суть – это сам момент, в котором происходит всё и вся. И он поистине невыразим. Однако, восприятие его видит именно посредством существующих в нём объектов.


Момент никогда не является продолжением предыдущего момента. Каждый миг проживается без умственной связи с прошлым мгновением. Каждый момент должен проживаться отдельно. В каждом моменте нужно быть здесь и сейчас. Если же некто захочет проживать не момент, а их нескончаемую череду, он просто растворит своё внимание, не добьётся реализации в практике.


Во время медитации не нужно пытаться ничего достичь. Нужно просто отпускать всё, что ведёт в будущее и прошлое. Нужно просто возвращать внимание в текущий миг. Это единственное, что нужно делать. И тогда не останется ничего, кроме момента. Такая медитация и есть истинная реализация.


Реализация наступает тогда, когда практик отчётливо понимает: всё, что не является моментом, не является и настоящим тобой. Всё, что вне мига, вне острия восприятия – всё это лишь пустые миражи сознания, грёзы о будущем и прошлом. Более того, все явления, наблюдающиеся в моменте (включая само знание о моменте) – это тоже не ты, но только объекты восприятия. Они приходят и уходят. Истина – это исключительно сам момент. И он и есть то, что «было» до Вселенной и «будет» после неё. Момент – это сингулярность. Момент – это истинная суть. Это и есть просветление.

Медитация пребывания в моменте. Часть вторая

Медитация пребывания в моменте бывает двух типов: объективная и безобъективная. В предыдущей главе была рассмотрена объективная форма медитации. Данный же текст посвящён безобъективной форме.


Безобъективная форма медитации пребывания в моменте такова: следует перестать фантазировать о прошлом и будущем. Тогда внимание само собой вернётся к созерцанию текущего момента, поскольку ему будет больше некуда идти. Всё очень просто: нужно отпускать всё то, что не является текущим моментом. И больше не нужно делать ничего. Тогда внимание само собой будет пребывать в настоящем моменте.


Необходимо помнить: ум всегда живёт в будущем и прошлом. Любая мысль – это всегда уход в будущее и прошлое. И потому практикующий должен быть внимателен ко всем возникающим мыслям. Отпущено должно быть всё без исключения. Однако, практик так же не должен гоняться за мыслями о прошлом и будущем. Реагировать на них следует только тогда, когда они становятся очевидны. Если же их нет – нужно позволить реальности быть такой, какая она есть. Это и есть пребывание в моменте.


Следует понимать: практик должен только отпускать мысли о прошлом и будущем. Он не должен пытаться как-либо ощутить настоящий момент, не должен пытаться держаться за него. Настоящий момент невыразим. Любая попытка его как-либо охватить умом – это уже ошибка в медитации, отступление на шаг назад. Настоящий момент невозможно держать в руках, подобно очередному умствованию. Единственное, что должен делать практик – это отпускать порывы в прошлое и будущее. Всё остальное происходит полностью автономно. Разумеется, для человека, привыкшего постоянно за что-то держаться, это достаточно сложно. Но именно такова и есть медитация пребывания в моменте: нужно отпускать все порывы в прошлое и будущее. Нужно отпустить даже само отпускание. И тогда не останется ничего, кроме момента. И его никак нельзя описать или выразить.

Загрузка...