Ислам даёт права всем верующим – даже тем, кто ещё не родился. Более того, права у будущего ребёнка фактически появляются до зачатия.
Священный Коран и Благословенная (Пречистая) сунна предписывают, что мужчина с женщиной должны избегать близости без заключения брака (никаха), а также не создавать семью необдуманно и спонтанно. Такой ответственный шаг требует подготовки. И их бракосочетание обеспечивает права будущего потомства, потому что дети должны быть материально защищены и знать свою родословную.
Ребёнок получает право на жизнь с того момента, как был зачат. И это право нельзя нарушать. В Священном Коране ясно сказано, что строго запрещено прерывать беременность из-за материального неблагополучия родителей, когда им кажется, что они не смогут обеспечить своё потомство: «…Не убивайте своих детей, опасаясь нищеты, ведь Мы обеспечиваем пропитанием вас вместе с ними…» (сура “Скот”, аят 151).
Принимая решение об аборте, важно помнить, что рождение человека – это благословение от Аллаха, его следует принимать с радостью и благодарностью. Сегодня в мире много людей, которые не могут иметь детей. Поэтому, когда Всевышний благословляет семью, это должно быть поводом для праздника и счастья.
Здоровье будущего ребёнка во многом определяется состоянием матери до родов. Это не только правильный образ жизни (умеренная физическая активность, сбалансированное питание и естественный для каждой мусульманки отказ от запретных, вредных привычек), но и сдержанность, уравновешенность. В век переизбытка информации наше сознание захламляется множеством пустых, ненужных мыслей и сведений, это выводит нас из психологического равновесия. Например, популярные социальные сети, пользователи которых порой сознательно приукрашивают свою жизнь, вызывают у подписчиков эффект упущенной возможности. А у будущей матери это может вызвать психологическую усталость и сильно усложнить процесс вынашивания плода. В таком неустойчивом эмоциональном состоянии она может винить своего будущего ребёнка в жизненных проблемах, плохом физическом самочувствии, потере былой красоты и т. д.
Поэтому беременность – это не просто физическое вынашивание своего чада на протяжении 9 месяцев. Это важное сотрудничество обоих родителей, в котором задача будущего отца и главы семьи заключается в создании максимально благоприятного микроклимата в отношениях с супругой, сопровождении её во время визитов к врачу, помощи по дому.
Находящейся «в положении» верующей следует соблюдать некоторые советы, чтобы обезопасить себя и будущего малыша:
1. Благодарите Всевышнего за оказанную милость, так как не все имеют возможность иметь детей. В Священном Коране Творец обращается к Своим рабам: «Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас. Благодарите Меня и не будьте неблагодарны Мне» (сура “Корова”, аят 152).
2. Проявляйте терпение. Во время вынашивания плода женщины часто испытывают физическое недомогание, эмоциональные перепады. В таком состоянии следует должным образом переносить все тяготы, ведь «Аллах любит терпеливых» (сура “Семейство Имрана”, аят 146).
3. Мольба о благополучном исходе поможет облегчить процесс вынашивания плода и родов.
4. Прослушивайте Коран. На последних месяцах срока ребёнок, находящийся в утробе матери, начинает слышать то, что происходит снаружи. В этой связи будущей маме можно читать священные аяты самой или же включать аудиозаписи (которые можно найти на сайте проекта Islam.Global, выбрав любую суру в разделе Коран).
Если есть такая возможность, лучше озаботиться об организации родов в соответствии с канонами ислама. С каждым годом всё больше медицинских организаций начинают учитывать мусульманские особенности в получении помощи в таком деликатном деле. Это направление называют «халяль-роды». Разберём их основные отличия от традиционных.
На родах должна быть полностью женская бригада: акушер-гинеколог, анестезиолог-реаниматолог, врач-неонатолог (причём им следует пройти обучение по оказанию медицинских услуг в соответствии с канонами ислама). К врачам-мужчинам можно обращаться лишь в экстренных случаях, когда есть угроза жизни пациентки и нет нужного специалиста женского пола.
Кроме того, в клинике выделяется отдельный родильный зал, где нет риска столкнуться с другой роженицей, чьим врачом выступает мужчина. Медицинский персонал должен контролировать и обеспечивать укрытие пациентки от посторонних взоров.
К составу лекарственных средств применяются такие же требования, как и к составу пищевых продуктов, то есть они не должны содержать вещества, запрещённые для употребления. Исключением бывают ситуации, когда нет достойной замены препарату и состояние пациентки сильно ухудшается без приёма этого лекарства. Подобные вопросы желательно заранее обговорить с врачом, который относится с пониманием к исламским постулатам.
При нахождении в роддоме пациенткам должны организовать питание из дозволенных продуктов для мусульман.
Разумеется, если в вашем регионе невозможно обеспечить такие условия или нет финансовой возможности, то не стоит сильно переживать – главное, чтобы родился здоровый ребёнок по воле Аллаха.
Во время родов женщине следует по возможности читать мольбу (дуа), обращаясь к Аллаху с просьбой облегчения и появления на свет здорового малыша. Роды протекают у всех по-разному и могут продолжаться до суток. В связи с этим мусульманка бывает вынуждена пропускать намазы, так как физически она не может их совершать.
После родов наступает состояние нифас, сопровождаемое кровотечением в течение определённого промежутка времени, которое зависит от особенностей организма. В этот период совершение намаза и соблюдение поста запрещено. Учёные ханафитского и маликитского мазхабов уверены, что максимальный срок нифаса – 40 дней, а богословы-шафииты устанавливают максимальную продолжительность в 60 суток.
Эта тема стала активно обсуждаться не так давно. Вынашивание ребёнка, роды, а затем его воспитание – невероятный стресс для организма и психики женщины. 10–15% представительниц прекрасного пола в этот период подвержены депрессии. Такова физиология, которую порой очень сложно контролировать. Резкие перепады настроения, раздражительность, тревожность, снижение внимания, бессонница, приступы плача могут стать серьёзным испытанием не только для молодой мамы, но и для её близких. Она может проявлять неадекватную озабоченность или отсутствие интереса к ребёнку. Симптомы могут проявиться не сразу, а, например, через месяц после выхода из роддома и длиться до полутора-двух лет, мешая нормальной жизни женщины и всей семьи.
Рассмотрим эту проблему с позиции ислама. Продолжение рода, вклад в приумножение и распространение мусульманской общины (уммы) – обязанность каждого верующего. В Священном Коране приводится несколько историй о том, как пророки до Заключительного посланника Аллаха (с.г.в.) просили у Всевышнего помощи в обретении радости отцовства. Например, пророк Ибрахим (алейхи салям – а. с., «мир ему») взывал к Создателю со словами: «Господи, одари меня потомством из числа праведников!» (сура “Стоящие в ряд”, аят 100).
В суре “Марьям” приводится другая история, связанная с пророком Закарией (а. с.): «Вот он воззвал к своему Господу втайне и сказал: “Господи! Воистину, кости мои ослабели, а седина уже распространилась по моей голове. А ведь раньше благодаря молитвам к Тебе, Господи, я не был несчастен. Я опасаюсь того, что натворят мои родственники после меня, потому что жена моя бесплодна. Даруй же мне от Тебя наследника, который наследует мне и семейству Йакуба (Иакова). И сделай его, Господи, угодником”. О, Закария! Воистину, Мы радуем тебя вестью о мальчике, имя которому Йахйа. Мы не создавали прежде никого с таким именем (или никого подобного ему)» (сура “Марьям”, аяты 3–7).
Ещё один пример из Книги Аллаха: «Они говорят: “Господь наш! Даруй нам отраду глаз в наших супругах и потомках и сделай нас образцом для богобоязненных”» (сура “Различение”, аят 74). Кроме того, пророк Шугайб (а. с.) приказал своему народу помнить благословение Аллаха, когда Он сделал их многочисленными из небольшой общины: «…Помните, что вас было мало, а Он приумножил ваше число» (сура “Преграды”, аят 86).
Из этого небольшого обзора коранического текста видно, насколько важным для уммы и для веры конкретного человека является продолжение рода.
Рождение ребёнка и его воспитание – не только обязанность, возложенная Всевышним на родителей, но и способ заслужить Райскую обитель. Поэтому саму беременность следует рассматривать как милость Аллаха (примером тому служит упомянутая история о пророке Закарии (а. с.) и его бесплодной супруге).
Вернёмся к вопросу послеродовой депрессии. Это не праздная тема. Священный Текст и наставления Заключительного посланника Аллаха (с.г.в.) дают ориентир, но верующие могут воспринимать его по-разному. Сила веры не у всех одинакова (например, кто-то начал практиковать ислам относительно недавно). Поэтому относиться к эмоциональному упадку после родов как к чему-то предосудительному (либо малозначимому) нельзя. Наоборот, следует постараться помочь молодой матери всеми доступными средствами.
Психическое состояние любого человека влияет на его отношения с другими людьми, а они, в свою очередь, составляют основу любого общества. Игнорировать это, советуя просто «отвлечься» или «не думать о плохом», – не всегда правильное решение.
Следует учитывать, что стрессу, связанному с появлением малыша в семье, могут быть подвержены и отцы. Если не заниматься этой ситуацией и пустить всё на самотёк, то депрессивное состояние рискует приобрести хронический характер. Поэтому совместное прохождение мужем и женой этого кризисного периода будет способствовать скорейшему исправлению ситуации. Поможет также активное участие в жизни уммы, посещение коллективных намазов в мечети, походы в медресе, где можно пообщаться с братьями по вере.
Важно уметь распознать проблему, не бояться честно говорить о ней друг с другом и обращаться к специалистам – психологам или даже психотерапевтам, которые смогут помочь с лечением недуга, если он начал приобретать серьёзные формы. Этот подход полностью соответствует исламским постулатам, ведь Аллах наставляет Своих рабов: «…Не ищите гибели. Напротив, делайте всё, что нужно, с мудростью и благочестием» (сура “Корова”, аят 195).
Мусульманам предписано воспитывать своих детей в соответствии с религиозными постулатами. Каждый верующий стремится оставить после себя потомство – благочестивых и богобоязненных людей, которые продолжат совершение благих поступков, делая этот мир лучше. И первым шагом на этом пути является наречение имени.
Родители-мусульмане обязаны найти имя, дозволенное Шариатом и имеющее хорошее значение, с которым они хотели бы ассоциировать своего ребёнка. Важно, чтобы человек потом не стыдился его (к сожалению, последующая смена имени на «более современное и модное» является распространённой практикой).
Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) говорил: «Называйте себя именами пророков. Самые любимые имена Аллаха – Абдулла, раб Бога, и Абдур-Рахман, раб Милосердного. Самый правдивый из них – Харит, собиратель добра, и Хамам, храбрый. Худшие имена – это имена войны и горечи» (хадис приводит Абу Дауд).
Из этого изречения мы видим, что нельзя нарекать детей любым из имён Всевышнего без добавления к нему приставки «‘абд» («раб»). Предпочтение следует отдавать именам с благодатным значением, тогда как отрицательные явления и качества не должны упоминаться в имени человека. Кроме того, запрещается называть детей в честь идолов, солнца, луны, шаманов и т. д.
К сожалению, в последние десятилетия стали популярными имена, распространённые среди народов, которые традиционно не исповедуют ислам (например, западноевропейские). Многие религиозные деятели считают такую практику крайне нежелательной, хотя в целом для мусульман нет прямого запрета на их использование. В любом случае перед выбором имени следует узнать его точное значение и историю возникновения.