Троица Святая, Отец, Сын и Дух Святой для меня и для всех – дыхание и свет, жизнь, сила, оправдание, премудрость, святость, всякое богатство, помощь, исцеление от всяких болезней, молитвенный огонь, источник умиления, хранение, безопасность, всякое благо. Благодарение всегдашнее Тебе, Господу моему. Прими молитву мою о всех людях, особенно же о Церкви Твоей, как собрании искренне верующих в Тебя.
Чем больше человек ведет духовную жизнь, тем больше он одухотворяется: он начинает видеть во всем Бога, во всем проявление Его силы и могущества; всегда и везде видит себя пребывающим в Боге и от Бога во всем зависящим. Но чем более плотской образ жизни ведет человек, тем больше он делается весь плотским: он ни в чем не видит Бога, в самых чудесных проявлениях Его Божественной силы, – во всем видит плоть, материю, и везде и во всякое время – «нет Бога перед очами его» (Пс. 35:2).
Утешителем, называет Утешителем Сына Божия; Утешитель – и Отец, непостижимо рождающий Сына и непостижимо испущающий Святого Духа. Утешитель – Дух; Утешитель – Сын; Утешитель – Отец. Если лучи – свет и огонь, то и солнце, из которого они текут, – свет и огонь.
Троица Святая – Бог – слава Тебе! Слава Тебе, Боже, даровавшему нам бытие, даровавшему нам спасение, даровавшему нам, во тьме и сени смертной сидящим, познание истины и утешение, истекающее от веяния на нас Духа Святого Твоего, содействующего Святой Истине Твоей, Которая – Твое Слово. Познавшие и восприявшие Святую Истину вступили под влияние, водительств Святого Духа, суть часть Господня, жребий Его.
Господь говорит: доколе Я в мире, Я – свет миру, – этим Он говорит, что наш долг – светить другим. А между тем, мы сами ходим во тьме, не только уж не светим другим, поэтому мы должны обращаться к Господу, просить у Него помощи, потому что мы, как бы сильны ни были, какие бы преимущества не имели, мы все-таки без Бога – ничто; и потом у нас великое множество грехов, и потому сами мы не можем достигнуть того, чтобы светить и согревать других. И Господь зовет нас в Свою Церковь и говорит: Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вы, – перестаньте надеяться на свое я, ищите помощи у Меня. В такое время тяжелое можно ли говорить, что смерть далека от нас, нет… ко многим из нас [она] очень и очень близка. Так спешите же исполнять свой долг, к которому призвал вас Господь, потому что, как Он Сам сказал, когда наступит ночь, тогда никто не может делать; всему, что мы ни делали доброго или злого, – всему конец. Поэтому спешите понять, в чем ваш долг, который мы должны исполнять со страхом и трепетом, какой вам дан талант от Господа.
Всемогущий Господь управляет миром, и всё, совершающееся в нем, совершается или по милости Божией, или по попущению Божию. Судьбы же Божии непостижимы для человека. Три святых отрока в пещи Вавилонской исповедовали Бога и воистину верили, что все духовные и гражданские бедствия, попущенные на них и на израильский народ, попущены по праведному суду Божию. Только такое воззрение на сущность всего происходящего привлекает в душу мир, не попускает увлечься разгорячением, направляет зрение ума к Вечности и доставляет терпение в скорбях. Да и сами скорби представляются тогда кратковременными, ничтожными и мелочными.
Бог – попечительнейший хозяин. Он в Своих руках держит все великие и богатые жизненные сокровища, и от Него одного должно просить их усердными молитвами. Пустынножитель Марк обыкновенно говорил: «Кто не имеет упования на Бога в получении от Него временно потребного, тот тем менее может полагать на Бога надежду получить от Него то, что ведет человека в жизнь вечную». Если Бог дал тело, то неужели не оденет его? Жизнь (душа) не больше ли пищи, и тело одежды? Если Он даровал нам (без наших заслуг, когда и не существовали мы еще) жизнь, которая дороже пищи, и тело, которое важнее одежды, то несомненно даст и все способствующее к сохранению жизни и к пропитанию плоти. Тем более не откажет Он нам во всем этом, что Сам Он восхотел, по величайшей Своей благости, даровать нам бытие и жизнь. И если даром, охотно дал Он важнейшее для нас, то и может, и желает дать, и всегда посылает и менее важное. Но пошлет с условием, чтобы и мы не оставались праздными: ибо Он создал и призвал нас на землю, чтобы возделывать ее и содержать в порядке, а не для праздности, и чтобы уповать на Него Единого, Всемогущего и Всещедрого, а не на самих себя.
Бывает, что человек ищет помощи только у людей, забывая о Боге. Нас справедливо обвиняют в корыстном отношении к Богу. Человеку надо испытать весь ужас одиночества, отчаяния, безнадежности, чтобы он, наконец, обратился к Богу.
Всю жизнь может не прибегать к помощи Божией, говоря: «Я могу надеяться только на себя, только на свои силы». Но в последнюю минуту, убедившись, что он сам и его близкие не могут ему ничем помочь, он обращается к Господу, и Господь его принимает. Но Бог может и не принять вас в последнюю минуту, бойтесь этого!
Трудно было бы жить на земле, если бы и точно никого не было, кто бы помог нам разобраться в жизни. А ведь над нами Сам Господь Вседержитель, Сама Любовь. Положись на волю Господню, и Господь не посрамит тебя. Положись не словами, а делами.
Оттого и трудна стала жизнь, что люди запутали ее все своим мудрованием, что вместо того, чтобы обращаться за помощью к Богу, стали обращаться к своему разуму да на него один полагаться. Не бойся ни горя, ни болезней, ни страданий, ни всяких испытаний – всё это посещения Божии, тебе же на пользу <…>.
Пред кончиною своею будешь благодарить Господа не за радости и счастье, а за горе и страдания, и чем больше их было в твоей жизни, тем легче будешь умирать, тем легче будет возноситься душа твоя к Богу.
Жизнь – трудное дело. И она становится невыносимо трудна, когда из нее изгоняется Бог. Ведь когда изгоняется Бог из дома, на Его место приходят злейшие духи, сеющие свои смертоносные сорняки. Мрак и тьма давно начали осуществлять свои смертоносные планы, восстав на семью, на материнство, которое кроет в себе будущее мира, – воспитание потомства. И надо нам с вами это понимать, ибо это – наше настоящее и наше будущее. И в этом наша ответственность перед Богом. Ответственность страшная!..
Что можем мы ждать от детей, если наша забота о них будет ограничиваться только стремлением накормить и одеть их? А кто сделает остальное? Улица? Школа?
Только любовью венчается путь духовного совершенствования, ведущий к обожению (восстановлению в себе образа и подобия Божия).
Каждый человек должен пройти горнилом искушений и мук. И уже теперь очевидно, что куда бы ни повернулся человек, везде ему предлежат боль и страдание. И одно остается нам в этой жизни взять крест свой и нести его до конца, до самой смерти, нести крест, последуя Христу. И в этом крестоношении по воле Божией обретем райское блаженство – быть чадом Божиим.
Наша надежда и крепость – в непоколебимой уверенности, что в мире вовсе ничего не бывает без Бога, но всё происходит или по Его воле, или по Его попущению. Всё доброе совершается по Его воле и Его действием; противное же бывает только по Его попущению.
У Бога один день как тысяча лет – и тысяча лет как один день, и это и есть вечность, вторгшаяся в земное время. И наши жизни тоже тому пример, ибо и они текут в вечность, стирая время.
Человеческое сердце должно стать подобием Вифлеемской пещеры, где рождается, возрастает, живет и царствует Христос – Бог и Человек. И, открываясь навстречу Христу Спасителю, оно, наше сердце, освятится Его Божественным светом и станет сильным Его Божественной силой. И «скоты» – наши человеческие страсти, живущие в нем, – бегут из него во внешнюю тьму, и мы сможем принести чистым сердцем Богу дар – свою любовь, соцарствуя ею Христу и Богу.
Цель воплощения Сына Божия – возрождение и обновление мира, устранение из него всех последствий грехопадения, восстановление первозданного Царства Божия. И этой великой цели послужила Пресвятая Дева. Ее подвигом жизни, молитвы и любви мы обрели вечное спасение. И «Бог (теперь) именуется нашим Отцом, потому что Слово приобщилось нашей плоти, ибо Сын делает так, что Его Отец становится и нашим Отцом», – как говорит святой Афанасий Александрийский.
Каждому из нас предстоит делать дела своего личного спасения. Каждому из нас дан крест нашей личной жизни, указан путь, и только на нем ты будешь полезен, именно на нем будешь делать дело по воле Божией, а не по своей или, еще хуже, по вражьей воле; именно для этого и даются нам от Бога нужные силы и разумение.
Хотим ли мы того или не хотим, но будет некогда время, когда услышим мы сей великий и страшный глас, который с высот небесных возгласит: Се Жених грядет (Мф. 25:6). Се приближается Судия, се является Царь, се Бог всяческих грядет судити живых и мертвых! Тогда от гласа сего содрогнутся основания земли, и силы небесные подвигнутся (см.: Мф. 24:29). Соберутся лики Ангелов, Архангелов, Херувимы и Серафимы, и все многоочитые с крепостью и силою возгласят: свят, свят, свят, Господь Саваоф, Сый, Иже бе и Грядый, Вседержитель! (Откр. 4:8). И всякая тварь на небе и на земле и под землею с трепетом возопиет: Благословен грядый во имя Господне! И подобно страшной молнии воссияет и явится для суда над вселенной Великий и Славный Бог наш!
Святые по знамениям времен узнают это время. Но кто имеет ум обращенным на дела житейские и любит земное, тому не может быть сие ясно, – по слову преподобного Ефрема Сирина (Слово на пришествие Господне). Почему таковых и наказывает Господь нарочитыми знамениями гнева Своего. И вас ныне, о христолюбцы, Призираяй на землю и Творяй ю трястися (Пс. 103:32), чрез приключившееся с вами землетрясение, пробуждает от сна греховного к духовному бодрствованию и ожиданию страшного и славного Его Второго Пришествия. Днесь, аще глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших (Евр. 3:7).
Се грядет со облаки, и узрит Его всяко око (Откр. 1:7). Блажен, кто может от всего сердца сказать: Ей, гряди, Господи Иисусе!