Глава 3. Не в деньгах счастье?

Казалось бы, всё предельно очевидно – без денег счастью не бывать. Вот если жить на необитаемом острове и питаться тем, что даёт природа, тогда деньги явно ни к чему. Но такая жизнь далеко не каждому понравится, так что придётся пораскинуть мозгами в надежде заработать приличный капитал.

Есть много способов для достижения этой цели. Самый простой – найти кем-то зарытый клад – сразу отвергаем. Столь же наивным будет намерение вложить деньги в финансовую пирамиду или выиграть в «рулетку», а уж основать свой бизнес, не имея в заначке миллионов и связей в криминально-правоохранительной среде – это и вовсе курам на смех!

Понятно, что сделать открытие или претендовать на Нобелевскую премию – такое не каждому дано. Поэтому всё, что остаётся – найти богатую невесту, желательно, в меру симпатичную и не в преклонных годах. Моему приятелю, в молодости довольно популярному актёру, это удалось – женился на дочери члена Президиума Политбюро ЦК КПСС. Аж дух захватывает, когда это произносишь! Какое-то время приятель на полную катушку пользовался тем, чего достиг «развитой социализм», но через несколько лет тесть оказался в опале, и супруги вскоре разошлись. Увы, разбогатеть не удалось, поскольку выбран ненадёжный способ.

И всё же руки рано опускать – к примеру, можно втереться в доверие к тому, кто распоряжается природными ресурсами, и на взаимовыгодной основе получить концессию на разработку газового месторождения на Ямале… Но нет, для этого нужен начальный капитал, так что и такой вариант сразу отпадает.

Что же остаётся – воровать? Тут снова возвращаемся к возможностям карьерного роста – кое-кому удаётся совмещать видимость работы на государство и заботу о содержимом собственного кошелька, для этого достаточно вспомнить экс-губернатора Сахалина и то, что было найдено при обыске его особняка. Однако несколько лет купаться в золоте и бриллиантах, а затем отправиться на нары – такого «счастья» никому не пожелаю.

Коль скоро ничего больше не приходит в голову, обратимся к мнению классиков отечественной литературы. Прежде всего отметим, что идея отождествления счастья с обладанием миллионным капиталом была довольно популярна и в прежние времена. Вот что говорит один из персонажей романа Достоевского «Униженные и оскорблённые»:

«А какой отец не хочет счастья своему сыну? Ведь он не виноват, что привык считать в миллионах счастье. Так уж они все».

Ну, все, так все – не стану спорить. Однако даже Чехов устами персонажей пьесы «Чайка» не может дать ясного ответа:

Маша. Дело не в деньгах. И бедняк может быть счастлив.

Медведенко. Это в теории, а на практике выходит так: я, да мать, да две сестры и братишка, а жалованья всего 23 рубля. Ведь есть и пить надо? Чаю и сахару надо? Табаку надо? Вот тут и вертись.

Понятно, что тут речь идёт не о богатстве, но всё в мире относительно – бедняку не надо очень многого, чтобы почувствовать себя счастливым, а вот богатому всё мало, при этом он готов идти на любые ухищрения, чтобы увеличить капитал. Не стану ссылаться на труды Карла Маркса, а приведу отрывок из письма Бунина издателю Суворину:

«Буржуазия очень любит так называемые "положительные" типы и романы с благополучными концами, так как они успокаивают её на мысли, что можно капитал наживать и невинность соблюдать, быть зверем и в то же время счастливым».

Верно сказано, особенно когда вспоминаешь, чем закончились залоговые аукционы – вряд ли совесть не даёт покоя их участникам, ну а когда выделяют крохи на благотворительность, и вовсе чувствуют себя спасителями всей страны. Чем-то все они напоминают мне Фиону Трусову из романа Горького «Жизнь Клима Самгина»:

«Ростовщица, все в городе считают её женщиной безжалостной, а она говорит, что ей известен "секрет счастливой жизни". Она – дочь кухарки предводителя уездного дворянства, начала счастливую жизнь любовницей его, быстро израсходовала старика, вышла замуж за ювелира, он сошёл с ума; потом она жила с вице-губернатором, теперь живёт с актерами, каждый сезон с новым; город наполнен анекдотами о её расчетливом цинизме и удивляется её щедрости: она выстроила больницу для детей, а в гимназиях, мужской и женской, у неё больше двадцати стипендиатов».

Понятно, что секрет Фиолы Трусовой большинству людей не подойдёт – по мне, так лучше жить впроголодь, чем такое «счастье». Однако многие уподобились тем, кто изображён на картине Рошгросса «Погоня за счастьем». Вот как описывал её епископ Василий Кинешемский:

«Высокая, остроконечная скала… Над ней тусклое, свинцовое небо, подёрнутое мглистыми тучами, тяжёлыми и безрадостными. Только в одном месте, как раз над скалой, разорвалась эта скучная пелена серых туч, и оттуда пробивается яркий, ласкающий луч солнца. То – счастье. И к этому счастью, взбираясь по обрывистым крутизнам скалы, безумно тянутся люди. Их много, бесконечно много. Тут и важный сановник, и мечтательный поэт, и банкир с бриллиантами на пальцах и толстой золотой цепочкой на толстом животе, и молоденькая барышня в модном платье, и дюжий матрос со здоровенными кулаками… Целая толпа! И все они рвутся к одной точке, туда, где среди туч блестит луч счастья. Между ними свалка, дикая, звериная свалка, где забыты приличия, стыд и жалость. Кто слабее, тот сбит с ног и лежит беспомощно, раздавленный каблуками тысячи людей, лезущих через него вверх и забывших все на свете в отчаянной борьбе. Какой-то счастливец добрался до вершины, но скала заканчивается таким узким шпилем, что удержаться на нём невозможно, и в следующий же момент грубые руки соперников сдергивают счастливца вниз, и он летит в бездну, беспомощно простирая руки вверх к обманчивому, неуловимому призраку… Такова современная жизнь».

Загрузка...