Памяти Учителя

Посвящется основателю детской кардиохирургии Кыргызстана Маралову А. Н.

Большому доброму человеку…

25 января Заслуженному врачу Киргизкой ССР, Первому Почетному директору НИИХСТО, профессору Маралову Аспандияру Несипчороевичу исполнилось бы 75 лет, большому доброму человеку, оставивший глубокий след в память многих поколений врачей кардиохирургов Кыргызстана, вклад которого в развитии и становление сердечной хирургии страны, а ныне НИИ хирургии сердца и трансплантации органов, трудно переоценить.

Уходят в мир иной учителя.

Им не успели низко поклониться.

Лишь боль утраты искажает лица,

Когда уже ушли учителя.

Вдруг вспомним одобрительный кивок

И мягкий свет врачебной улыбки…

Спасибо Вам за каждый Ваш урок.

Простите меня за невольные ошибки.


Маралов Аспандияр Несипчороевич – Учитель с большой буквы. Профессор, который подавал пример высокого врачебного гуманизма, честности, благородства и порядочности. И не только его практическая работа, слово, но и весь облик оказывал влияние на молодых врачей.

Он был ученым, который помогал совершать открытия, делал трудную отрасль кардиохирургии интересным и любимым для нас. Его преданная к своим больным работа в клинике, были уроками мысли, уроками творчества, уроками жизни для нас, тогдашних молодых начинающих кардиохирургов.

Его мудрость и доброта, помогли нам стать настоящими людьми, хорошими врачами и учеными.

Это Учитель, которого помнят всю жизнь.

Дорогой мой большой добрый человек, вот и Ваш юбилей… Будет много цветов и добрых слов, только… Только цветы принесут и положат на белый холодный мрамор и слов этих ты уже не услышишь! Простите, что поздно…


От имени коллектива Южного Регионального научного центра сердечно- сосудистой хирургии, Заслуженный врач КР, профессор Абдраманов К. А.


Судьбе было угодно, чтобы на переднем фланге реформ в этот ответственный и судьбоносный момент в истории отечественной медицины с 1990—2005 годы, оказался другой авторитетный аксакал, профессор кардиохирургии С. Джошибаев. После своего возвращения из Алма Ата в 1990 году и назначения руководителем отдела кардиохирургии он стал добиваться укрепления самостоятельности отрасли, не побоявшись бросить вызов другому аксакалу кыргызской медицины, директору НЦКиТ, академику М. Миррахимову.

В результате кардиохирургия под руководством Джошибаева добилась известной самостоятельности, но дальше этого шага этот руководитель уже не пошел, оказавшись, в свою очередь, в плену косных стереотипов – все того же единоначалия и авторитаризма как в вопросах принятия важных решений, так и в подборе кадров – повышения эффективности работы института обновления материально-технической базы и омоложения его кадрового потенциала не произошло.


Тем не менее, коллектив клинического отдела кардиохирургии при Национальном Центре кардиологии под руководством профессора Сеиткана Джошибаева в 2005 году создали самостоятельный НИИХСТО.


Ниже приводим ответ главного инициатора создания НИИХСТО Калдарбека Абдраманова на вопрос: «Какая была в этом необходимость и чья эта была идея?»


– Конечно, мои коллеги, работая под руководством такого всемирно известного академика, кардиолога М. Миррахимова открыто говорить о самостоятельном статусе не осмеливались. А у меня самого идея организации самостоятельного кардиохирургического центра возникла еще в НЦ ССХ имени А.Н.Бакулева, где я работал 10 лет. Потому что в институциональном плане сердечная медицина Кыргызстана развивалась по той же схеме, что в Москве, где центры кардиологии Е. И. Чазова и кардиохирургии А. Н. Бакулева функционировали как самостоятельные структуры. Однако, только весной 2004-года я озвучил свою идею в Бишкеке на одном из совещаний в кабинете тогдашнего руководителя отдела С. Джошибаева. Я, тогда сказал, если мы сегодня, имея одного академика, 6 профессоров молодых докторов и 12 кандидатов медицинских наук по сердечно-сосудистой хирургии не сможем создать самостоятельный институт, то никогда в будущем это не произойдет. Но он тогда просто промолчал. Боязнь быть наказанным за поддержку такой идеи руководством центра заставляла многих молчать.

Прошло немного времени. Я помню этот день, как сегодня. Был уже поздний час, но Джошибаев пригласил меня к себе в кабинет и сказал: «Калдарбек, сегодня произойдет долгожданное историческое событие, встретим вместе…» Через некоторое время раздался телефонный звонок – из администрации президента с сообщением, что подписан указ о создании центра. Нашу радость было трудно представить, я помню, как Джошибаев немного даже прослезился, а меня переполняла радость, непередоваемая словами. Он произнес короткий тост. Вот так мы вдвоем поздравили друг друга. Переполняло наши сердца единство духа и цели, какая была обозначена и завещана нам великим Исой Ахунбаевым.

А дальше было то, чему многие были свидетелями: выборы первого директора, мои действия, чтобы кардиохирургия страны стала такой, какая она есть сегодня! Однако, судьба, события, влияние людей и обстоятельства разбросали многих из нас в разные стороны. Дальше было все – и трудное становление нового учреждения, когда не было денег, кадров, оборудования, площадей и. т. д. Я и мои соратники были относительно молоды, полны энергии и желания идти только вперед ради создания самостоятельного научного центра. Тогда мне казалось, что все, кто идет рядом – всегда будут рядом и мы пойдем к цели вместе. Но увы, меня ждали непредвиденные препятствия, которые пришлось и до сих пор приходиться преодолевать самостоятельно. Потому что перед собой я ставил благородную цель – создать полноценное головное отраслевое научно-практическое учреждение страны, организовать ее филиалы в регионах и частные кардиохирургические центры, готовить кадры для современной школы кардиохирургов страны. Проводить в год не 200 операций, как тогда, а 1000 операций на сердце.

Вот так за 15 лет создавалось самостоятельная служба кардиохирургии страны, которая сегодня представлена не одним оперирующим кардиохирургом и одним отделением, как было когда-то, а имеет в своем распоряжении десятки оперирующих кардиохирургов и сеть частных и государственных клиник. Мне и моим коллегам, соратникам удалось это сделать за сравнительно короткое время, и мы горды, что внесли в это дело скромный свой вклад! Поэтому, если кто-то сегодня считает, что кардиохирургия страны, ставшая самой динамично развивающейся отраслью медицины, возникла на пустом месте, то он глубоко ошибается.

На мой вопрос: «Если в стране на тот момент не оказались бы такие авторитетные ученые, как Джошибаев и Абдраманов, как бы мог пойти этот процесс? Мог бы затянуться на долгие годы и даже десятилетия, что, конечно же, негативно сказалось на медицине страны? Смогли бы без Джошибаева молодые кардиохирурги создать самостоятельный от кардиологии центр?» – Калдарбек Абдраманов ответил следующими словами:

– …Трудно сказать. Потому что были трудности, связанные с тем, что наш учитель академик М. Миррахимов был большим авторитетом в медицине Кыргызстана, и открытое предложение и борьба за самостоятельный статус кардиохирургии, могли встретить противодействие с его стороны и его многочисленных сторонников.

Однако, нам в этом помогли личные отношения С. Джошибаева с президентом страны А. Акаевым.

Как рассказывал мне сам С. Джошибаев, перед тем, как поставить визу, А. Акаев спросил у него: «А как отреагирует на это Миррахимов? Не обидится ли аксакал на нас всех?»


Тем не менее, президент поставил свою подпись, но новый самостоятельный институт НИИХСТО был учрежден при Минздрава и при Центре кардиологии. Допущена была юридическая тавтология, но нам было важно, что наконец-то был создан НИИХСТО!

Через год были проведены альтернативные выборы первого директора НИИХСТО, которые привели к руководству меня и мне было суждено создать необходимую базу центра. Потом удалось учредить и филиал НИИХСТО, и полностью самостоятельную службу кардиохирургии и кардиологии в городе Жалал-Абад – ЮРНЦССХ.

Это был период перемен и важных реформ в сердечной медицине Кыргызстана, и он был сопряжен со многими проблемами, конфликтами, личными и коллективными драмами, которые являются составляющими 15-летней истории становления кардиохирургии Кыргызстана…»


– Сегодня уже не секрет, что тогда между кардиологами и кардиохирургами были невидимые противоречия. Как отнесся к созданию новой структуры в стенах НЦКиТ сам академик М. Миррахимов?

– Наоборот, он старался помогать нам, но и не вмешивался в наши дела. Надо отдать должное прежде всего академику Миррахимову – за то, что после избрания меня первым директором, он допустил и не противился процессу оформления полностью самостоятельного статуса НИИХСТО, хотя мне кажется это было в какой-то степени болезненно для него.

В том, что я стал первым директором НИИХСТО в первую очередь я обязан академику Миррахимову, который ни в чем не отказывал, а только поддерживал. Поэтому в должности первого директора мне удалось за 6 лет поднять статус НИИХСТО в ранг не только головного учреждения в стране, но и одного из ведущих центров Центральной Азии. Мы провели первый съезд сердечно—сосудистых хирургов стран ЦА, организовали Центрально-Азиатский научный журнал, создали первую Ассоциацию сердечно-сосудистых хирургов ЦА, Межгосударственный Диссертационный Совет, ряд новых структур, кафедру сердечно-сосудистой хирургии и. т. д. Во многих этих мероприятиях с удовольствием принимал участие сам учитель, академик М. Миррахимов.

Я считаю себя очень везучим в том смысле, что моя судьба связана с такими профессионалами своего дела – академиками Миррахимов М. М., Бокерия Л. А., Джошибаев С. Д., Маралов А. Н. Если где-то что-то не складывалось в наших отношениях, то это происходило не из-за личных амбиций, а из-за моего огромного желания создать в стране полноценную службу кардиохирургии.

А сам Миррахимов поддерживал меня даже когда я шел наперекор ему, потому что он понимал, что главное – дать возможность молодому руководителю и новому коллективу попробовать свободное плавание и помогать. Я думаю, в этом и заключается величие этого врача. Пусть земля будет ему пухом, а память народная вечной!»

– Вы сегодня создали уже второй государственный центр ЮРНЦССХ и несколько частных учреждений, где вместе бок о бок трудятся кардиологи и кардиохирурги, инвазивные кардиологи – причем, очень успешно. В свете всего происшдшего, как вы сегодня считаете – правильное ли было это решение о создании отдельного НИИ хирургии сердца от Национальный центра кардиологии и терапии?

– Да, я считаю, что это было правильное решение, потому что тогда для этого были очень серьезные объективные и субъективные причины. Сегодня этих причин уже нет. Поэтому считаю, что сегодня, кардиология и кардиохирургия страны как и во всем мире должны быть вместе, неделимы как одна отрасль!

Но эта уже другая серьезная тема дискуссии для руководства Минздрава и организаторов здравоохранения…

Загрузка...