Проповеди

Есть ли в наше время святые? Память Силуана Афонского

Сегодня, 24 сентября, Церковь совершает память Силуана Афонского. Этот блаженный муж, будучи уроженцем центральной части России, скончался в 1938 году на Афонской горе.

Среди верующих людей существует соблазн думать, что нет в нынешнее время святых. Святость, дескать, оскудевает, и мир близится к концу. Так думали и при Петре, и даже еще ранее, при монголах. Вот и псалом говорит: Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный (Пс. 11:2).

Когда мы читаем про святых, которые жили давно и далеко от нас, скажем, в V веке в Египте, то все это свято и чудно, но кому-то может показаться, что уж слишком далеко от нас, и мы по маловерию своему можем смущаться. А вот те святые, которые жили в эпоху, близкую к нам, несут в себе особую ценность для нас. Нам, конечно, близки все святые, но в особенности те, которые жили во времена, подобные нашим. Чем ближе к нам святой по времени, тем больше мы начинаем к нему прикасаться душой. Именно поэтому Силуан Афонский так близок нам. Он умер почти перед Второй мировой войной, в 1938 году, на горе Афонской, в уделе Богородицы.

Этому простому крестьянскому сыну Господь вложил в уста правило веры и жизни для всех людей времен последних. «Держи ум твой во аде и не отчаивайся», – сказал Дух Святой этому старцу, и нужен духовный опыт, чтобы понимать эти слова.

Силуан был очень простым человеком, а душа его была тверда как скала. Когда он пришел в монастырь, то, по обычаю Святой Горы, он месяц сидел в келье и ходил только на службы, а все остальное время вспоминал и переписывал всю свою жизнь до мельчайших подробностей. Потом он исповедует все это своему старцу и затем постригается.

Те святые, которые жили в эпоху, близкую к нам, несут в себе особую ценность для нас. Нам, конечно, близки все святые, но в особенности те, которые жили во времена, подобные нашим.

Вначале все было радостно и хорошо, а потом лукавый начал ему досаждать. Силуан открылся старцу: «Отче, меня преследуют помыслы». Старец ему ответил: «Не принимай их». «И с тех пор, – говорит Силуан, – я больше ни одного помысла не принял». Такое чудо одновременной простоты и силы!

В миру для Силуана (его тогда звали Семеном) искушением было то, что он очень красив был и силен. Искушения плоти коснулись его. Это длилось недолго, но на всю жизнь будущий старец понял убийственную силу греха и его зловоние, которое люди почти перестали ощущать в наши дни.

Пришлось Семену и в армии послужить. Он честно нес службу, не тяготился ею, но умом уже больше находился на Страшном Суде, нежели на земле. Уволившись из армии, он получает заочное благословение отца Иоанна Кронштадтского и отправляется на Афон.

В монастыре он работал на мельнице монастырской, носил на себе многопудовые мешки с мукой с утра до вечера. Тогда в Пантелеимоновом монастыре было несколько сотен монахов и множество трудников. Днем Силуан трудился, а ночи проводил в усердной молитве.

Бесы смущали его, являясь в зримом виде и становясь между ним и иконами. Мешали совершать поклоны, тревожили душу до тех пор, пока наконец подвижник не изнемог. И вот тогда его посетила тяжелейшая мысль, что Бог неумолим. Он был на краю отчаяния.

В этот же день в храме на краткую долю секунды ему явился Христос, и Силуан, увидев глаза Господа, настолько проникся к Нему любовью, что жизнь его с того дня изменилась и превратилась в непрестанную молитву.

Силуан молился за весь мир, за всех людей, не только живых и усопших, но даже и неродившихся. Всем он просил такой благодати, чтобы, как он говорил, «познали люди Господа Духом Святым».

Самого себя он считал грешником, достойным ада, говоря: «Скоро душа моя сойдет в тесный и мрачный ад, но я все равно и там Тебе буду молиться». Так любовью связал себя Силуан с возлюбленным Иисусом, что и ад не смог бы закрыть его молящиеся уста.

По его учению, только тот, кто молится за врага, настоящий христианин. Давайте поставим наше бедное сердце на суд этих слов! Именно молитва за врагов является признаком благодатности, а все остальное второстепенно. Вообще, мерить жизнь нужно главными, а не второстепенными вещами. На вопрос, сколько нужно есть, старец говорил, что вкушать нужно столько, чтобы после еды молиться хотелось. Видите, не тарелками и половниками, а молитвой нужно измерять и норму пищи, и все остальное. И еще Силуан говорил, что молиться за людей – это кровь проливать.

При всей простоте своей (а Силуан даже в школе не учился) и одновременно величии, Силуан похож был на персонажа одной истории из книги «Илиотропион».[1] Вот эта история.

«Скоро душа моя сойдет в тесный и мрачный ад, но я все равно и там Тебе буду молиться», – говорил Силуан Афонский.

Один богослов размышлял, как бы ему найти настоящего святого человека, у которого можно поучиться. Книжек-то у него много, а вот живых носителей благодати он еще не видел. И вот вышел он на порог кельи, и подходит к нему старец, непривлекательный на вид, одетый плохо, покрытый струпьями. Богослов говорит: «Мир тебе, старче, и доброго дня», а старец отвечает: «У меня никогда не было недоброго дня». Тогда богослов говорит: «Я тебе желаю всякого блага». И на это услышал: «У меня и так есть всякое благо». «Но ведь ты стар, нищ и немощен. Неужели сердце твое не знает скорби?» – «Нет у меня никаких скорбей, и все у меня хорошо, все мне дает Бог. Да я и не хочу ничего, кроме того, что Бог дает, и потому всегда спокоен». «А если тебя Господь в ад пошлет?» – спрашивает богослов. «Ничего страшного. У меня есть две руки, которыми я Бога обниму и с собой в ад заберу». – «Какие руки?» – «Руки эти – любовь моя к Богу и мое полное к нему доверие. И руками этими я его обниму крепко, и везде с Ним буду, даже и в аду. А там, где Бог, там и мне хорошо». «Научил ты меня, добрый человек. Спасибо», – сказал потрясенный ученый.

Такой непостижимой любовью и Силуан привязал себя ко Господу. Хотя он ныне в Царстве Небесном, я не сомневаюсь, что, будь он в аду, его молитва звучала бы и оттуда. А ведь грешники в аду Богу не молятся, они только шипят друг на друга и один другого обвиняют во всем.

Давайте и мы сегодня не просить у Бога ничего, а только бескорыстно славить Его Имя и хвалить Его. Так и Димитрий Ростовский молился, говоря: «Если хочешь, чтобы я был во свете, буди благословен. Если хочешь, чтобы я был во тьме, буди паки благословен». Мы ведь не хотим рая как прекрасного сада, потому что рай на самом деле – это Христос. Его и нужно искать. Он есть жизнь и свет, альфа и омега. Христа нужно любить всем сердцем, всей душой.

По учению Силуана Афонского, только тот, кто молится за врага, настоящий христианин. Давайте поставим наше бедное сердце на суд этих слов! Именно молитва за врагов является признаком благодатности, а все остальное второстепенно.

На примере старца Силуана будем и мы учиться любить Бога. Хоть понемножку, но будем. Ты Сам нам помоги, Господи!

Аминь.

Таинство нашего спасения Воздвижение Креста Господня

С праздником, дорогие христиане!

Сегодняшний день – день празднования Воздвижения Креста Господня – созвучен по духу Крестопоклонной неделе Великого поста, когда перед людьми в храме также лежит крест и читается Евангелие о Страстях Христовых. Оно напоминает нам о таинстве нашего спасения – о распятии Христа, и мы не отделяем его от Воскресения. Мы говорим: «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному и Воскресению. Се бо прииде Крестом радость всему миру».

Заметьте, как Евангелие созвучно Книге Бытия, как история грехопадения симметрична, зеркальна истории нашего спасения. То, что было в Раю, то, что Моисей скупыми словами описал в первой библейской книге, было за тысячи лет до Рождества Христова. Эта книга рассказывает нам о первом в истории грехопадении. Мы узнаем из Библии о том, почему мы страдаем, почему мы не блаженствуем, почему у человека есть такое могучее желание блаженства, а вместе с тем он постоянно страдает. В человеке есть постоянное ощущение того, что он должен жить вечно, а вместе с тем смерть царствует над ним и забирает из жизни людей, как овощ из грядки.

Человек находится в странном противоречии. Почему все так? Книга Бытия нам рассказывает об истории нашего грехопадения, истории начавшейся болезни, которая овладела всеми людьми. И мы тоже носим ее в себе.

Эта история рассказывает о том, что было древо, и был там змей, и была жена, и был между ними разговор, и был обман. Вот из таких простых вещей сложилось наше падение. Была женская слабость, доверчивость и шепот из листвы. Был лукавый разговор о том, что можно есть, и все ли можно есть. И потом была дерзко протянута рука к древу, от которого Господь запретил есть. Был сорван и съеден плод, и так началась великая беда.

Можно Христа сравнивать с победоносным воеводой, который посреди боя поднимает знамя своей победы Крест – действительно знамя и сегодня оно высоко поднимается над войском а войско это – наша Церковь!

Потом этот плод съел муж, человек, как сказано в Писании. Адаму присваивается имя человека, а Еве – помощника человека. Съел первосозданный человек Адам этот плод, и началось грехопадение.

Это произошло очень давно, и было скупыми словами описано Моисеем, а в Евангелии мы видим очень красочную картину, но уже в зеркальном отображении. И там, и здесь есть жена. Там – Ева, еще безымянная. Евой она стала только после рождения первого ребенка, когда Адам стал видеть в ней мать всего рода человеческого. И здесь нашему спасению служит Дева, апостол Павел называет ее Жена, но это имя не касается Ее девственной чистоты. Там падший архангел соблазнил ту жену – и здесь Архангел, только уже не падший, благовестил зачатие Сына Божия.

Там была еда, и здесь, в Новом Завете, у нас тоже есть своя еда. Там Адам ел пищу искушения, а здесь, когда мы приступаем к Чаше, мы едим пищу спасения.

Там было дерево, и здесь тоже оно у нас есть. Древо спасения, Крест Господень, который мы держим как знамя перед собою, который есть наша хоругвь.

В этом смысле можно Христа сравнивать с победоносным воеводой, который посреди боя поднимает знамя своей победы. И к этому знамени сбегаются все храбрые воины, которые не изменили своему военачальнику. Крест – действительно знамя, и сегодня оно высоко поднимается над войском, а войско это – наша Церковь! Церковь воинствующая, которая смотрит на своего распятого Спасителя и бежит к Нему, под тень Креста, а Крест бросает очень густую и прохладную тень на мир.

Когда человеку плохо, ему нужно идти под тень Креста – и там смотреть на распятого Христа и учиться от Него мудрости и терпению. Как бы ни было нам плохо, мы – страдающие грешники, а на Кресте – страдающий Праведник, поэтому наша совесть заставляет нас замолчать, ибо что может сказать мелко страдающий грешник, стоя перед Распятием Праведника?

Господь пришел на землю и прожил жизнь человеческую со всеми страданиями и скорбью. Трудился, уставал, ел, радовался, знал, что такое дружба и что такое предательство. Господь на земле познал все, кроме греха, и, значит, можно жить безгрешно, но без страданий – нельзя!

Господь пришел на землю проложить нам путь, и мы должны идти за Ним. Сегодня мы уже не можем сказать Богу, что Он высоко, а мы низко, потому что Господь прожил и нашу земную жизнь, и на Кресте был распят. И человек у Креста замолкает в сострадании, страхе и трепете.

Когда страдал Господь, тряслась земля, и солнце закрывало свой свет, трескались камни, – весь мир пришел в движение, поскольку Христос совершил нечто удивительное. Он разрешил себя распять. Люди распяли своего судью для того, чтобы их больше не судили. Это сделали люди, такие же, как мы, не худшие люди, а даже лучшие.

Когда человеку плохо, ему нужно идти под тень Креста – и там смотреть на распятого Христа и учиться от Него мудрости и терпению.

Человек должен смотреть на распятого Христа как на свою жертву. Ведь если спросить: «Кто распял Тебя, Господи?», то наша совесть ответит: «Ты и распял. Ты меня оклеветал и кричал: “Эй, сходи с Креста!”, ты, развратный сердцем человек, блудных чудес хочешь, это все сделал ты и никто больше!» Виноваты не евреи, а все люди, мы сделали с Христом это! И Ангелы не пели, а удивлялись и закрывали лица, не понимая, что же это происходит. Как Господь позволил, а люди дерзнули.

Это все превышает человеческий ум. Почему и существует такое крылатое выражение: «Верую, потому что это абсурдно». То есть если бы это было логично, я бы знал, знать можно только то, что подвергается логике, а об этом нельзя узнать, можно только уверовать.

Поэтому стал человеком Сын Божий. Это невозможно, но это истина! И был распят, это непостижимо, но это правда. И убит был Сын Божий человеческими руками – это абсурдно, но этому я верую. Верую, потому что это абсурдно! Это слишком трудно для человека, это нельзя понять, но можно уверовать.

Это вызов каждому человеку! Человеку нужно часто стоять перед крестом, по крайней мере не раз в году. Поэтому мы стоим перед крестом в период Страстей Господних на Крестопоклонной неделе, и еще раз в году, на Воздвижение Креста Господня, мы снова встаем на колени перед крестом, вспоминая происходившие тогда события.

Как бы ни было нам плохо, мы – страдающие грешники, а на Кресте – страдающий Праведник поэтому наша совесть заставляет нас замолчать, ибо что может сказать мелко страдающий грешник, стоя перед Распятием Праведника?

Одни кричат: «Распни, распни Его!», другие хотят спасти, Пилат умывает руки. И посреди всего этого Христос идет на смерть добровольно. Пилат задает Богу вопросы, Христос молчит и ничего не отвечает. Пилат удивляется и говорит: «Разве Ты не знаешь, что я имею власть отпустить Тебя?» – формально он имел такую власть; а Господь отвечает: «Не имеешь ты никакой власти надо Мной, если тебе не было дано свыше».

Христос добровольно идет на это страдание. Апостолы все разбегаются, остаются только Матерь Божия, Магдалина и любимый ученик.

Это урок и вызов всем нам. Никто не должен задирать нос и гордиться. Надо забыть свои добрые дела. Надо смотреть на крест и молчать, причем молчать не только языком, но и умом. Матерь Божия стояла под крестом, не понимая, почему и что же это происходит, и терпела муки сораспятия. А потом воссиял свет Воскресения, и этот свет покрыл все!

Поэтому сегодня мы можем говорить о предательстве, проклятии, избиении, об уксусе, который Господь пил, об одежде, которую раздирали солдаты, играющие в кости. Это все покрылось Воскресением, без него это все было бы слишком страшно для человека. Но Господь воскрес, и сегодня мы можем говорить о таинстве распятия благодаря таинству воскресения.

С тех пор апостолы пошли проповедовать, и везде, где они проповедовали, они говорили о кресте!

Апостол Павел говорил: Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого (1 Кор. 1:22–23).

Аминь.

«Нас бо ради молит Богородица Превечного Бога» Покров Пресвятой Богородицы

С праздником вас, дорогие христиане!

Первая мысль, которая может быть для нас поучительна в связи с праздником Покрова Пречистой Богородицы, заключается в том, что мир невидимый гораздо более густонаселен, нежели мир видимый.

Тысячи лет человек живет в мире и изучает природу, растительность, животных, и до сих пор для нас мир видимый до конца не исследован. Но гораздо больше, нежели мир видимый, не исследован мир невидимый, и для того чтобы изучить его, человеку нужно намного больше сил и особенных Божиих даров.

Мы, люди, каждую секунду живем одновременно в двух мирах. Телесно мы живем в пространстве и времени, а душевно мы живем в невидимом мире.

Этот мир невидимый населен Архангелами, Ангелами, Началами, Властями, святыми духами, а также отпадшими от Бога духами, которые ведут с нами непрестанную войну. В невидимом мире живут души праведников и святых и души грешников нераскаянных. Мы очень плотно окружены этим миром, как воздухом, которым мы дышим, но не видим. Там происходят самые важные события в нашей жизни. К этому миру принадлежит область наших мыслей, которые не видны, но слышны Богу.

Человек с удивлением узнает о себе многие тайны в течение всей жизни, но сердце наше открыто Богу и Богоматери. Она ближе всех ко Господу и знает тайну нашего сердца, которая сокрыта от нас самих. Когда Богородица стояла при Кресте и сострадала Своему Сыну, Ее сердце и душу пронзала страшная боль. Благодаря этому страданию Она стала сострадательной ко всему человечеству, Ей открылись помышления наших сердец.

Мы, люди, каждую секунду живем одновременно в двух мирах. Телесно мы живем в пространстве и времени, а душевно мы живем в невидимом мире.

Есть такая история. Царь Иоанн Грозный задумал построить на Воробьевых горах церковь и полностью был охвачен этим замыслом. Однажды в воскресный день в Успенском соборе Кремля он стоял на литургии, и помыслы его были заняты постройкой храма. В это время в храме находился блаженный Василий юродивый, и он за всем наблюдал. Царь все время думал о рабочих, о дереве, о стройке, и когда литургия закончилась, зазвонили колокола и царь вышел из храма, Василий подошел к нему и спросил: «Царь, почему ты не ходишь на воскресную литургию?» Царь говорит: «С ума ты сошел, юродивый. Я только что вышел из храма». А Василий ему говорит: «Ты не был в храме, ты всю службу ходил по Воробьевым горам». Человек, телесно пребывая в одном месте, мысленно может быть совершенно в других местах.

В духовном мире совершается непрестанная война за каждую душу. Архангелы и Ангелы воюют с теми, кто, возмутившись однажды, выпал из чина небесного и теперь желает нас сделать наследниками вечных мучений в глубине адской. Но Пресвятая Богородица непрестанно молится о нас, и эта тайна нам сегодня открывается благодаря юродивому Андрею.

Юродство значит сумасшествие или безумие. Их всегда в мире было много. Люди сходят с ума от скорбей, от гордости, от пьянства. Люди наказываются Богом за что-либо отнятием ума. Но в V веке на Востоке – в Антиохии, Сирии и Палестине – появился особый вид подвижничества. Появились люди, которые стали принимать на себя вид сумасшедших. Они были неприятны на вид и вели себя как безумные, но все это для того, чтобы за личиной безумия скрыть от всех непрестанную жаркую молитву о мире. Этот подвиг, братья и сестры, выше мученичества. Юродивые – непрестанные мученики на протяжении всей своей жизни, и они славу не принимают, но, напротив, постоянно бывают гонимы и поругаемы.

Если бы не всегдашние молитвы Богоматери за нас, мы бы давно уже погибли. Она покрывает, хранит нас от бед, попускает нам наказания, удерживает нас от уныния и постоянно умоляет Господа, чтобы Он пробавил милость свою ведущим Его.

В Константинополе жил Андрей, Христа ради юродивый, который удостоился однажды видеть Пресвятую Богородицу. Окруженная святыми угодниками, Она шла по воздуху, сняла с Себя верхнее одеяние и распростерла его над молящимися со словами: «Господи и Сыне мой, прими всякого человека, ко Мне обращающегося с молитвой». Святой Андрей увидел это и показал Епифанию, ученику своему, и через них это событие стало известно нам.

Есть церковное предание о том, что особенно горячей будет молитва Богородицы тогда, когда Христос придет в мир судить человечество. Тогда уже все святые умолкнут, тогда апостолы будут сидеть на двенадцати престолах и судить людей, тогда Ангелы и Архангелы закроют крыльями свои уста, и только Божия Матерь будет молиться Сыну о спасении человеческого рода. Это будут последние секунды Ее молитв о тех, кто еще может воспринять спасение и кто еще может быть отмолен. И только Ее Господь будет слушать.

На Афоне есть икона, на которой изображена Богородица, отнимающая руку Христа от Своих уст. Однажды икона ожила. Господь прогневался за какие-то грехи на иноков и сказал: «Я накажу этих монахов», а Матерь Божия молила его, говоря: «Прости их, они исправятся». Богомладенец закрывал Ей уста Своей рукой, но Она отнимала Его руку и спорила с Ним. Так образ и запечатлелся: Богородица отнимает от уст Своих руку Иисуса Христа. Она одна имеет такую власть, одна, никто больше. Не Архангел Михаил, не Петр, не Андрей, не Фома, не Моисей, только Она может спорить со Своим Сыном и просить Его, а Он уступает Ей.

О такой же истории рассказывает нам икона «Нечаянная Радость». Когда грешник, молившийся перед иконой, увидел, что раны Христа открылись и кровоточат, он спросил у Христа: «Кто же мучает Тебя?» – и услышал в ответ: «Это ты мучаешь и распинаешь Мен я снова и снова». И тогда Матерь Божия заступилась за этого грешника и сказала: «Прости его, он каждый день приносит Мне архангельское “радуйся”». И Господь отвечал: «Закон говорит Мне: чти матерь свою; Ты – Мать Моя, Я послушаю Тебя».

Христос не разрушить закон пришел, а исполнить, и это радостная весть для нас. Господь чтит Свою Мать и исполняет все Ее прошения. А прошений у Нее много, потому что человеку угрожают и огонь, и вода, и меч, и зверь, и демон, и злой человек, и болезнь, и старость, и одиночество, и уныние. Вокруг человека столько бед собралось, что одно из имен его – немощь. Чуть больше жары, и мы уже изнемогаем, чуть больше холода – мы коченеем, страдаем от постоянных болезней.

Из невидимого мира в нас постоянно летят стрелы, на нас идет охота, но стрелы чаще всего летят мимо, потому что Матерь Божия молится за нас и защищает нас, отводит от нас эти стрелы Своей милостивой рукой. Те же, что попадают в нас, нам на пользу, для смирения, для покаяния, для вразумления. И за это нужно говорить: «Слава Тебе, Господи!»

Сегодняшний праздник напоминает нам о том, что Пресвятая Богородица непрестанно молится о нас, и мы всегда должны быть благодарны Ей за это.

Аминь.

Молитва за усопших – одно из проявлений любви Димитриевская родительская суббота

Сегодняшняя суббота – поминальная. Я надеюсь, что вас всех сюда привела любовь. Это важно, когда человек помогает не только друзьям и знакомым, но и тем, кого он не знает и даже не думает о них. Заупокойная служба – одно из проявлений любви.

Это равносильно тому, как если бы мы ходили в тюрьму, потому что некоторые из покойников словно в тюрьме сидят. Это равносильно тому, как если бы мы ходили в больницу, потому что некоторые из покойников немощны и нуждаются в помощи, как тот евангельский богач, который просил Авраама, чтобы он послал Лазаря смочить ему язык хотя бы пальцем.

Апостол Павел говорит, что умирающий человек похож на зерно, которое сеется в землю – не для того, чтобы вечно там лежать, а для того, чтобы подняться.

Есть множество умерших христиан, которые нашли благоволение в глазах Божиих и за гробом нашли для себя покой. Если бы им предложить вернуться в этот мир, они бы с ужасом к этой мысли отнеслись: это все равно что им, одетым в чистое, предложили бы одеться в грязное, – они бы с брезгливостью ответили на такое предложение, не желая менять лучшее на худшее.

Но есть и те, которые прожили жизнь не столь хорошо, и таких, наверное, больше. Если бы им предложить вернуться, то они бы с радостью откликнулись, потому что теперь знают, что делать надо, а чего делать не надо. И теперь за то, что они делали, совесть их мучит, но мучения эти запоздалые, поскольку все хорошо вовремя.

Молитва за этих людей – дело милосердное. Каким образом до кого дойдет наша молитва, мы не знаем – Бог скрыл это от нас, чтобы сохранить наше психическое здоровье.

Так вот, сегодняшняя суббота – одна из поминальных в году, так называемая Димитриевская, потому что она совершается в ближайшую субботу ко дню памяти великомученика Димитрия Солунского. Сегодня в храм люди идут за тем, чтобы молиться не только о своих усопших сродниках, но и обо всех усопших христианах.

Прежде чем родиться, человек растет девять месяцев, воскресение же мертвых будет мгновенным. Люди будут новые, обновленные, вечные, только одни – в жизнь вечную, а другие – в огонь вечный.

Когда мы совершаем заупокойное богослужение, мы читаем всегда один и тот же фрагмент Евангелия от Иоанна. Прочли мы его и сегодня. Это же мы читаем и при погребении. Господь говорит нам, что мертвые, когда услышат голос Сына Божия, оживут. У этих слов есть несколько глубоких смыслов.

Господь Бог сотворил мир словом, и воскресит мертвых Господь тоже словом. То есть мертвые, услышав голос Господа, воскреснут.

Когда Господь творил мир видимый, Он повелел земле произрастить траву и деревья. И стало так, земля по велению Божию стала плодить всякую траву, всякое дерево – и мир зазеленел. Человек тоже похож на растение. Апостол Павел говорит, что умирающий человек похож на зерно, которое сеется в землю – не для того, чтобы вечно там лежать, а для того, чтобы подняться. Как в начале мира Господь сказал, и проросли растения, так в конце мира, по велению Господа, восстанут мертвые и поднимутся из земли все от века умершие.

В Ветхом Завете Господь через пророков говорил: выведу вас… из гробов ваших (Иез. 37:13). В Новом Завете мы узнаем, что это Господь Иисус Христос есть Бог, который сильнее смерти, и Он выведет из гробов всех мертвецов.

Для того чтобы мы имели твердую веру в это, Господь прежде Своего воскресения воскресил четырехдневного Лазаря – своего друга, брата Марфы и Марии. Господь не пришел к его гробу вовремя, а дождался четырех дней, когда Лазарь уже смердел, и воскресил его. Он повелел отодвинуть камень от гроба и сказал ему: «Иди вон». Выше л умерший, обвязанный пеленами, и люди увидели, что у Христа есть власть.

Слова, которые мы сегодня читали, говорят о том, что наступает время, когда мертвые воскреснут. Будет день, когда земля уста свои разверзнет, и восстанут кости, и начнется обновление мира, ужасное, непостижимое и чудесное.

Прежде чем родиться, человек растет девять месяцев, воскресение же мертвых будет мгновенным. Люди будут новые, обновленные, вечные, только одни – в жизнь вечную, а другие – в огонь вечный.

Но уже в этой жизни человеку возвещается покаяние, и вера, и спасение через них. Вот почему Христос говорит, что наступит время и наступило уже.

Аминь.

«Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» Неделя о мытаре и фарисее

С воскресным днем, дорогие христиане!

В сегодняшнем Евангелии мы читали притчу о мытаре и фарисее (см. Лк. 18:9–14). Два человека вошли в церковь помолиться: один фарисей, а другой мытарь. В образе двух людей зачастую можно изобразить все человечество.

Христос говорил о фарисеях, что они отцеживают комара, а верблюда проглатывают.

Возьмем, к примеру, историю о Каине и Авеле. Это дети Адама и Евы, первенцы, и в них некоторым образом изображается весь мир. Каин – это образ людей, приносящих жертву с гордым сердцем. Такая жертва Богом не принимается. А Авель – это человек, приносящий жертву с добрым сердцем, и такая жертва Богу приятна. Между ними, между детьми века сего и детьми Божиими, вечная вражда. Эта история длится и до Страшного Суда не закончится.

Вот и в сегодняшней притче о мытаре и фарисее, в этих двух людях мы тоже видим весь мир, все человечество. По крайней мере, ту часть человечества, которая молится Богу. Эти люди, признающие Бога и молящиеся ему, разделены на два лагеря. Один – смиренный молитвенник, другой – многоглаголивый, высокоумный, ложный праведник.

Когда мы говорим сегодня слово «фарисей», мы уже имеем в своем сознании негативный подтекст. Этим словом мы называем лицемеров, оно стало нарицательным и обозначает людей, которые считают себя лучше других. Но в те времена, в которые Господь эту притчу произносил, слово это имело совершенно другой смысл, оно означало «лучший представитель еврейского народа», «лучший из лучших», человек, который посвятил себя полностью служению Господу.

Фарисейство было очень мощным религиозным движением, которое считало, что нужно всю жизнь посвятить изучению Писания, молитве, буквальному исполнению всякой, даже самой незначительной заповеди Закона.

Им необходимо было исполнять массу предписаний в бытовой жизни и духовной. Христос говорил про них, что они отцеживают комара, а верблюда проглатывают (см. Мф. 23:24). Когда они пили воду, то процеживали ее сквозь марлю, чтобы в нее случайно не попала мошка, они боялись через нее оскверниться. Мух отцеживали, а верблюда, то есть главные вещи, забывали, «проглатывали».

Когда человек занимается мелочами, то у него, естественно, возникает опасность большое не заметить. Исполняя все эти мелкие предписания, можно забыть Того, для Кого они выполняются.

На языке того времени можно сказать, что в храм помолиться зашли лучший и худший. Вошел человек, любящий Бога и закон, и вошел человек, собирающий подати для языческого царя. Мытари обирали своих братьев и обогащали языческого царя, не забывая при этом и себя. Фарисей, войдя, встал возле самого святилища и начал, по словам Андрея Критского, говорить «безумные глаголы». «Хвалу тебе воздаю, Господи, что я не такой, как остальные люди, неправедники, хищники, прелюбодеи, или как этот мытарь», – говорит он. Его острое око нашло себе предмет для осуждения даже в храме. Затем он перечисляет, что он делает для Бога: «Пощусь два раза в неделю, десятину даю из всего, что имею». Мытарь же стоял у самого входа и молился: «Боже, милостив буди мне грешному».

Церковь имеет в своей сокровищнице много молитв, одни из них короткие, другие длинные. Из Писания мы неоднократно слышали, как короткой молитвой спасались люди. Когда Петр тонул на Галилейском озере, он возопил: «Господи, спаси меня, погибаю!» Господь подал ему Свою руку, поднял его из воды и спас от потопления. Краткой молитвой спасся Петр. Краткой молитвой спасся разбойник на кресте: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем!» Краткой молитвой спасался и мытарь.

Когда у человека душа болит или он находится в опасной ситуации, он не может читать длинные молитвы. Вот так, кратко, преодолевая стыд и боль души, молился мытарь. При всей своей греховности он оправдался паче фарисея и ушел в дом свой без грехов, облегчив душу.

Обратите внимание на то, Кто рассказал эту притчу. Тот, Кому молятся. Христос и есть Тот, Кто принимает наши молитвы. Он знает сердца молящихся людей. Он принимает молитву мытаря, и Ему противна безумная слепота фарисея, который хвалится вместо того, чтобы смиренно благодарить.

Человек иногда бывает похож на голого короля. Эта потрясающая сказка Андерсена говорит нам о том, как короля обманули портные и он голым ходил во время праздника. Люди, конечно, сдерживали смех, но все понимали нелепость ситуации, а он думал, что красиво одет. Человек может быть таким голым королем, и его похвальба одновременно и смешна, и отвратительна.

Когда у человека душа болит или он находится в опасной ситуации, он не может читать длинные молитвы. Вот так, кратко, преодолевая стыд и боль души, молился мытарь.

Были в жизни мира ситуации, иллюстрирующие наши слова о гордой слепоте. Был такой царь Навуходоносор, строитель Вавилона, властитель огромной империи, человек необычайных организационных талантов. Однажды Навуходоносор вышел на террасу своего дворца, и его сердце вдруг вознеслось от гордости. Он сказал: «Вся эта империя и все это – мое творение, дело моих рук».

И в это время был ему голос с неба: «Царь Навуходоносор! Ты отлучаешься от людей. Три года ты будешь есть, как вол, солому, для того чтобы ты познал Бога Вышнего».

Он упал на колени, волосы на нем отросли, как на животном, он не мог ничего сказать человеческим языком, пил воду и ел солому, как скот. И через три года он пришел в сознание. Его омыли и остригли, а он прославил Бога вышнего, сказав: «Есть Владыка неба и земли. Он – главный, а мы всего лишь рабы Его» (см. Дан. 4:27–32).

То есть Господь промышляет и над языческими царями, и на их гордость Он может ответить смиряющим чудом. Всякому человеку нужно знать, что над ним есть Владыка.

Амвросий Оптинский говорил: «Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним есть Бог». И еще говорил: «Когда хорошо человеку, летит он по жизни, как майский жук, и жужжит: все мои леса, все мои поля. Чуть только солнышко спряталось, ветер холодный дохнул, жук садится на листик маленький и пищит листику: не спихни меня».

И нужно всем иметь в своем сознании святейшую мысль: собственных добрых дел у меня нет, все мое доброе – от Бога.

Таковы мы, люди. И вот Христос, Который принимает молитвы наши, Который Один имеет право эти молитвы оценить, сегодня нам объявляет, какую же молитву Он любит.

Мы не должны хвалиться ничем и никогда. Даже свои добрые дела мы должны забыть, чтобы не искушаться фарисейской гордостью. Великое дело – склероз на добрые дела, которые ты совершил. Но нужно иметь острую память на добро, которое тебе сделали ближние. Нужно быть благодарным человеку, который тебя лечил или защищал, поддержал в трудную минуту, помолился, утешил, вытер твою слезу.

Заканчивая, хочу сказать, что, вступая в Великий пост, мы должны поститься постом приятным, помириться с ближними, должны твердо встать на фундамент покаяния и смирения. И нужно всем иметь в своем сознании святейшую мысль: собственных добрых дел у меня нет, все мое доброе – от Бога.

Аминь.

История спасения человеческой души Неделя о блудном сыне

С воскресным днем, дорогие христиане!

Сегодняшняя тема нашего разговора – это притча о блудном сыне (см. Лк. 15:11–32), в которой так кратко и точно изображена история спасения человеческой души. Это путь назад к Богу, который нам всем предстоит и по которому мы должны пройти!

Было у отца два сына, и младший захотел получить свою часть имения. Это означает, что он торопил отца умереть, потому что в права владения дети вступают только после смерти родителей. «Дай мне часть имения» – значит «умри быстрее»! И отец разделяет имение и дает ему его часть заранее.

Он получил свое и ушел в другую страну, где очень быстро все истратил. Придя в скудость, он прилепился к одному из жителей той страны и стал пасти его свиней на его поле.

В толковании этой притчи говорится, что этот господин, на которого он стал работать, – это падший дух. Он берет себе человека в рабство на горькую и унизительную работу. И тот, будто купленный раб, совершает различные грехи и похоти, словно он это обязан делать. Грех насилует человека, и человек ведет практически свинскую жизнь, питаясь свиным кормом. Вдали от Бога у человека жизни нормальной быть не может.

Сегодня есть много людей, которые выступают за возвращение моральных ценностей, но без Бога. Говорят, спорят, ратуют за возвращение морали, целомудрости, трудолюбия, уважения к старости, но без возвращения к Евхаристии и без Евангелия. То есть люди хотят пользоваться плодами Евангелия, но без самого Евангелия! Нетрудно понять, что невозможно достичь ничего Божьего, ни чистоты, ни святости, ни мудрости, ни красоты духовной без Источника всех благ. Мы говорим Богу в молитве, что Он есть Сокровище Благих, то есть в Нем сокровища всех благ и Он есть источник всех благ. Без Него благ не бывает, без Него возможно лишь свинское и скотское житие.

Сегодня есть много людей, которые выступают за возвращение моральных ценностей, но без Бога. Вдали от Бога у человека жизни нормальной быть не может.

И вот, когда человек дошел до крайней степени нищеты, до крайней степени унижения, он пришел наконец к мудрой мысли, что множество нанятых рабочих в доме отца его наслаждаются благами. Они «избыточествуют хлебом, а я гладом гибну». И он говорит себе: встану и пойду к отцу моему.

Обращение к Богу всегда начинается с мысли. Бог Сам дает ее нам. Бога без Бога познать невозможно, и к Богу без Бога прийти невозможно! Христос говорит: никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин. 14:6). Так вот, Бог дает человеку добрую мысль, и это великое сокровище.

В силу нашего материалистического мировоззрения мы не придаем должного значения мыслям. Святой Иоанн Златоуст в одной из своих молитв говорит: «Господи, даждь мне мысль благу». С доброй мысли начинается все хорошее. Все видимое добро возникло из невидимой доброй мысли. И мысль не приходит сама, это Бог ее посылает.

Человек, отчаянно грешащий, находится как бы вне себя, он пребывает в исступлении. Так и мы, бывает, когда смотрим на человека, пребывающего в грехе, не узнаем его. Черты лица у него прежние, а нутро как будто кто-то поменял. Вы наверняка неоднократно это наблюдали, как будто внутри у него кто-то сидит, не он это, глаза другие, голос другой.

Возвращение блудного сына началось с мысли. Он пришел в себя, понял свое бедственное состояние, увидел путь исправления. И он, совершая путь обратный, по дороге сочиняет молитву: «Отче, я согрешил на небо и пред тобою и уже не достоин называться сыном. Прими меня как одного из наемников твоих».

А отец все это время ждал его, не забывал про него и высматривал его на дороге. И увидев, побежал навстречу, и обнял его, не дожидаясь каких-либо слов. Отец дал сыну новую одежду, и перстень на руку его, и сапоги на ноги.

Дары эти символичны. С тех пор как человек согрешил, идет вражда между змеем и человеком. Змей жалит в пяту человека, а мы должны разбивать ему голову. Сапоги нужны, чтобы защититься от укусов змея, это некая благодатная защита от укусов греха. Одежда новая – это те благодатные покровы, в которые одевается человек в христианских таинствах. Перстень на руку – в знак сыновней принадлежности. Ты сын, а не раб, ты – будущий хозяин дома отчего.

Наконец повелевает заколоть теленка, чтобы есть, пить и веселиться. Когда в Евангелии говорится про пиршественную еду, мы понимаем, что имеется в виду Евхаристия. Потому что телец закланный – это образ Христа, закланного и воскресшего, это Его плоть и кровь, это пиршество веры!

И человек, вернувшийся в отчий дом, должен непременно одеться, обуться и насытиться. Он должен есть эту священную пищу. Потому мы так часто говорим, что нельзя быть полноценным христианином, не причащаясь святых Христовых Тайн.

Христос дал нам благодать покаяния. Это все, что у нас есть! Это единственный источник радости, который есть у согрешившего человека. Это его единственная надежда.

Затем мы видим, как возникает конфликт между старшим сыном и отцом. Старший сын – образ еврейского народа. Он сказал ему: «Я всегда с тобой, и все угодное для тебя делаю, ты для меня даже козленка не дал, чтобы я с друзьями повеселился. А этот сын твой все твое промотал с блудницами, а ты ему заколол теленка». И отец его утешает: «Сын мой, ты всегда со мной, и все мое – твое, а брат твой пропадал и вернулся, умер и ожил».

Здесь имеется в виду вся сложность взаимоотношений между христианами и иудеями, между ветхим Израилем и новым Израилем. Этот обидевшийся старший брат, который по гордости считал, что нехорошо прощать блудников, есть образ еврейского народа. Им очень тяжело было понять и принять любовь Божью, пролившуюся не на них одних, но на весь мир.

И мы, христиане, тоже порой осуждаем вновь пришедших в церковь людей, не умеющих ничего, даже правильно перекреститься. Мы тоже становимся в позу старшего брата и с высоты своего воцерковления осуждаем новопришедших и считаем себя достойными больших милостей.

Это неумение радоваться о чужом спасении ужасно. Оно рвет все братские связи в человечестве, так как и старший брат не называл вернувшегося братом. Бросая в лицо отцу упрек, он не говорит: «Брат мой», а говорит: «Сын твой». Это не обмолвка и не словесная случайность. Это та дерзость, с которой Каин говорил Богу: «Разве я сторож брату моему?»

И последнее, что можно сегодня сказать об этой притче, – это то, что есть две смерти, смерть душевная и смерть телесная. Когда сын вернулся, отец обрадовался и сказал: «Радоваться подобает, потому что сын мой мертв был и ожил, пропадал и нашелся». Человек, когда грешит, умирает. Он тогда – живой труп. Смерть тела – это отлучение души от тела, а когда душа от Бога скроется, забудет Его, начинается смерть души. Человеку, правда, кажется, что это он жив, а Бога нет. Мировоззрение это четче и громче выразил Ницше, сказав, что «Бог умер». Но нет, братья и сестры, жив и никогда не умрет Господь – источник Жизни!

В мире есть множество людей, мертвых душою, и Господь ждет всех их, выглядывает и высматривает их издалека. А увидев возвращающегося с позором сына, как этот отец из притчи, бежит ему навстречу и обнимает с любовью.

Нам же, умершим и далеко ушедшим, нужно возвращаться и оживать через покаяние. Христос дал нам благодать покаяния. Это все, что у нас есть! Да, больше у нас ничего нет, только вера, сопряженная с покаянием. Это единственный источник радости, который есть у согрешившего человека. Это его единственная надежда. Подвиги мы вряд ли совершим, это нам не по силам, да подвигов от нас Бог и не ждет. Нам оставлено покаяние – единственное врачевство против душевной смерти.

В мире есть множество людей, мертвых душою, и Господь ждет всех их, выглядывает и высматривает их издалека. А увидев возвращающегося с позором сына, как этот отец из притчи, бежит ему навстречу и обнимает с любовью. Поклонимся же сегодня благодарным поклоном вечно живому Богу, имя Которому – Любовь.

Аминь.

Молясь и не прощая, можно стать духовным чудовищем Неделя сыропустная. Прощеное воскресенье

С воскресным днем, дорогие христиане!

Хочу сообщить вам радостную новость – начинается Великий пост!

Великим постом поститься должны все, и стар, и мал. Всякий верующий во Христа должен поститься в меру своих сил. Кто-то может по болезни пить молоко, но зато будет Псалтирь читать больше, кто-то не может на службы ходить часто, но тогда он должен, например, бороться с вредными привычками. В это время миллионы людей вступают в единодушный одновременный подвиг, и это нам его значительно облегчает, так как все трудятся вместе.

Молясь и не прощая, можно стать духовным чудовищем.

Когда все идут в одном направлении, то всем идти легко. Почему так трудно бывает жить по-христиански, спасаться, трудиться, молиться? Да потому, что мы гребем против течения. Мы сегодня живем в мире, который живет совершенно иными законами, принципами и мыслями. А Великим постом поститься будут и в Африке православные христиане, и Америке, и в Австралии, и во всей Европе, не говоря уже о России, Грузии, Греции и других православных странах. Миллионы людей вступят в борьбу со своими грехами, со своей лукавой природой, испорченной грехом. Каждый из нас будет бороться с самим собой. И нам будет легко, потому что бороться будут очень многие.

Человек живет до тех пор, пока может меняться. Все живущие живы потому, что они еще могут стать лучше. Нравственное изменение, преображение человека, обогащение добрыми делами, превращение из гусеницы в бабочку – это и есть оправдание жизни. Если все это есть, то и жизнь есть. Если же нет, то и жить незачем. Получается, что Великий пост как ничто другое оправдывает наше существование.

В сегодняшнем Евангелии мы читали фрагмент Нагорной проповеди о том, что нужно уметь прощать. Человеческие подвиги не имеют никакого смысла и цены, если человек не прощает других. Если человек, не умеющий прощать, будет поститься, то он будет похож на беса, который не ест, не пьет и не спит, но при этом никакой любви, никакого смирения не имеет. Человеку, не умеющему прощать, лучше вообще не поститься, лучше никогда не молиться, потому что всякий духовный подвиг для такого человека будет менять его в худшую сторону. Молясь и не прощая, можно превратиться в духовное чудовище.

Итак, твердое основание христианской жизни есть в первую очередь примирение с окружающими. Бог не простит нам наших грехов, если мы не будем прощать ближних наших. Как пиявку, нужно оторвать от нашего сердца обиды, злобу, зависть, осуждение. Если этого не будет, лучше не подвизаться, лучше мясо есть всю жизнь, потому что иначе мы только покалечим свою душу. Ведь подвиг без твердого основания – это травма для души. А твердым основанием подвига является смирение перед Богом и прощение всем всего.

Мы все с вами путешественники на этой земле, мы путешествуем к Страшному Суду. Когда мы забываем об этом, нам начинает казаться, что мы – хозяева этой жизни, но мы всего лишь странники, мы все уйдем из этой жизни. И именно постом и молитвой мы «зарабатываем» себе Небесное, иное Отечество.

Человек живет до тех пор, пока может меняться. Все живущие живы потому, что они еще могут стать лучше. Нравственное изменение, преображение человека, обогащение добрыми делами – это и есть оправдание жизни.

Как говорится в сегодняшнем Евангелии, где сокровище ваше, там и сердце ваше будет. Что ты любишь, там и будет твое сердце. Нужно любить Христа, Его славу и будущую жизнь. Наша земля и все дела на ней сгорят, – как апостол Петр говорит, – мы же ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда (2 Петр. 3:10, 13).

На этой земле, где мы живем, правды нет. Так один монах другому жаловался на жизнь свою: «Тяжело на свете жить, столько неправды, обмана, беззакония». Другой отвечает: «А чего ты хотел? На этой земле Христа распяли».

На этой земле правду не любят, правду гонят, ее распяли, и поэтому земля и дела ее сгорят. А мы ожидаем нового неба и новой земли, на которых правда живет. И чтобы нам поселиться там, мы должны хорошо подготовиться. Мы должны поселить в сердце своем святые чувства, должны ум свой очистить и непременно примириться со всеми. Для этого нам и необходим Великий пост.

Проведем же его правильно, чтобы всех полюбить, всех простить, насытить свою душу Божественным Писанием, причащаться часто, выплакать свои грехи, молиться за живых и усопших.

Одним словом, за время Великого поста мы должны ко Христу приблизиться, по слову апостола Иакова: «приблизьтесь к Богу, и Он приблизится к вам» (Иак. 4:8). Впереди у нас большой труд и большая награда. Мы стараемся не ради тленной награды, но ради Царствия Божия.

Мы все с вами путешественники на этой земле, мы путешествуем к Страшному Суду. Когда мы забываем об этом нам начинает казаться, что мы – хозяева этой жизни, но мы всего лишь странники, мы все уйдем из этой жизни.

Зная, что сил наших немного, что вся надежда наша – Господь, смирим свои сердца пред Ним и попросим у Него помощи на предстоящий нам постный труд.

Аминь.

Вечный праздник Неделя первая Великого поста. Торжество Православия

С воскресным днем, дорогие христиане!

Прошла неделя Великого поста. Некоторые из нас уже начали поститься с великим усердием, некоторые еще и не начинали – пусть начинают сегодня. Некоторые воздерживались в пище, но умом были рассеяны, кто-то, может быть, наоборот. У всех у нас разные условия жизни, разные возможности, и полного безгрешного жития мы достичь не можем, но обязательно должны стремиться к этому.

Господь будет судить нас не только по делам, вернее, не столько по делам, сколько по стремлениям нашего сердца. У каждого из нас впереди много возможностей исправиться и достойно подготовиться к Великому Дню. Даже одно движение сердца к покаянию, к самоосуждению, к желанию угодить Богу не ускользает от Всевидящего Ока.

Сегодняшняя неделя называется неделей Православия. Исторически праздник сей связан с победой Церкви над иконоборцами. Победа эта была одержана не силой оружия, не репрессиями, а силой слова, силой ума, подвига, силой чудес и благодати.

Еретики в истории Церкви случались разные, некоторые говорили, что Христос не равен Отцу, Церковь боролась с ними двести лет и победила их. Это были ариане.

Потом были другие, они утверждали, что Дух Святой меньше, чем Сын. Это были духоборцы, Церковь и с ними боролась и, победив, утвердила истину Троического богословия.

Были люди, которые отказывали Божией Матери в Ее достоинстве, называли Ее Христородицей и отказывались признавать то, что Она родила Бога во плоти. Церковь, победив и их силою своей благодати, утвердила, что Матерь Божия – истинная Богородица.

Господь будет судить нас не столько по делам, сколько по стремлениям нашего сердца.

И много было разных ересей, в том числе и иконоборцев, людей, которые отказывались от благочестивого обычая почитания святых икон, называя это идолопоклонством. Церковь победила ее тем, что «изглаголала» – то есть сформулировала и произнесла четко – истину. Церковь научила нас понимать, что мы воздаем изображению на иконах почитательное поклонение, что мы поклоняемся, в полном смысле слова, одному лишь Богу. А иконы мы чтим! Мы почитаем их через возжигание перед ними свечей, воскурение фимиама, через целование их. Таким образом, не вещество иконы, не доску и краску, но чтим того, кто изображен на ней. По словам святого Василия Великого, честь, которая воздается образу, восходит к первообразу, и личность изображенного принимает наше почитание и нашу любовь. Таков смысл иконопочитания.

До конца своего земного бытия Церковь будет бороться с новыми нападениями на истину. И до сих пор мы находимся в военном положении, в стане воюющей Церкви, и отражаем нападения на Истину.

В более глобальном смысле Торжество Православия – это праздник, который взывает к нашей вере повседневной.

К примеру, сегодня к Чаше приступили практически все присутствующие на богослужении. Можно сказать, что именно это и есть Торжество Православия. Если человек спрашивает себя утром, что сегодня он может сделать для Христа, и не упускает ни одной возможности потрудиться для Бога, то это и будет Торжество Православия.

Если поссорились люди и один поспешил пойти попросить прощения, а другой идет к нему навстречу с тем же, то и здесь будет Торжество веры нашей. Если человек отделяет какую-то часть своей зарплаты для нуждающихся, или прощает обиду, или, превозмогая сон, встает на молитву, то все это – Торжество Православия. Там, где вера побеждает грех, где водворяется мир вместо ненавистной розни, где целомудрие погашает пламенеющую похоть, где щедрость уничтожает жадность, где любовь к Богу и богослужению влечет человека в храм, – там везде будет Торжество Православия.

Это призыв к каждому верующему человеку – на всяком месте, во всякий час угождать Богу. Когда таких людей было много, весь мир сиял святостью. В византийской истории были времена, когда около половины жителей были монашествующие. Люди так любили Христа и так любили благочестивую жизнь, настолько горячо готовились к будущей жизни, понимая, что эта жизнь слишком кратковременна и преходяща, что они массово уходили в монастыри. Монастыри были более многолюдны, чем города.

А когда оскудевает вера в Бога, стремление к будущей жизни, то неизбежно начинаются времена другие.

В наше время Торжество Православия – это праздник смиренный. Мы не видим ежедневно этого торжества.

Греховное само лезет нам в глаза, а хорошее незаметно, поэтому иногда возникает ощущение, что жизнь страшна и ужасна. Все плохое имеет смыслом своего бытия проникнуть в наше сознание, оно не хочет оставаться незамеченным, а хорошее не попадается на глаза по смирению.

Торжество Православия – это вечный праздник, потому что Православие всегда было, всегда есть и всегда будет. В ветхие времена православным был еврейский народ. Это было ветхозаветное Православие, это были люди, которые служили Богу истинному, их было сравнительно мало, но они были. Затем эстафету служения Господу у ветхого Израиля принял Израиль новый – христиане.

Греховное само лезет нам в глаза, а хорошее незаметно, поэтому иногда возникает ощущение, что жизнь страшна и ужасна.

В сегодняшние времена святых и праведных мало, но они тоже есть, и нужно иметь глубокий, вдумчивый, пристальный взгляд, для того чтобы не обольщаться этой пеной греха, которая вокруг нас. Грех нагл и поверхностен, нет у него глубины, он пуст, как воздушный шарик или мыльный пузырь, а хорошее – оно в глубине, мы не замечаем его и оттого скорбим. Не видя реальной святости, мы склонны больше, чем нужно, думать о конце света. А не замечаем мы вечного и смиренного Торжества Православия, потому что сами маловерны, невнимательны.

Итак, праздник Торжества Православия – это вечный праздник, он не только сегодня празднуется, он празднуется всегда и везде там, где смирение побеждает гордость, где целомудрие одерживает верх над похотью, где миролюбие уничтожает вражду, где люди служат Христу и заповеди Его исполняют.

Я уверен в том, что Торжество Православия никуда не исчезнет из мира и пребудет в нем до последних дней. И очень хочется внести свою лепту в это вселенское празднование.

Аминь.

Мы спасемся братской любовью и взаимной молитвой Неделя вторая Великого поста. Об исцелении расслабленного

С воскресным днем, дорогие христиане!

Мы с вами прожили еще одну неделю Великого поста. Для тех, кто постился хорошо, и для тех, кто постился плохо, есть еще время взять себя в руки. Когда мы доживем до Пасхи, то будем читать Слово Иоанна Златоуста. В нем к пасхальной трапезе будут приглашаться все: постившиеся и непостившиеся, работающие в винограднике с утра и пришедшие незадолго до конца.

Господь добр и принимает всех пришедших к праздничной трапезе. Но наша совесть властно требует от нас исправления, и у нас, по счастью, есть еще время исправляться.

На литургии мы читали Евангелие от Марка, об одном из чудес Христовых, которое Господь совершил в Капернауме, в городе на берегу Генисаретского озера (см. Мк. 2:1–12). Господь столь часто бывал в этом городе, что Капернаум называли городом Иисуса, «Его городом». По этом у в Писании говорится: «пришел в Свой город». Хотя Христос родился в Вифлееме, а жил в Назарете, в Капернауме Господь совершил множество чудес. К большому сожалению, обилие чудес не послужило ко спасению этому городу. Господь говорил, что если бы в Содоме и Гоморре были совершены эти чудеса, то они стояли бы до сих пор, а ты, Капернаум, до неба вознесшийся, теперь до ада низвергнешься (Мф. 11:23). Кому много дается, с того много и взыщется.

В Капернауме Господь совершил чудо исцеления расслабленного человека. Писание говорит, что он расслаблен был жилами. Вообще Писание очень скупо говорит о болезнях. В тогдашние времена болезней было мало. На пальцах обеих рук можно перечислить болезни, которые упоминаются в Библии. Жизнь была проще, люди болели реже.

Сам человек себя не отмолит. Больше мы должны молиться за других, а они, другие, будут молиться за нас. В этом союзе любви мы и спасемся.

И вот, некий человек был расслаблен жилами, то есть парализован. По любви к нему четыре человека разобрали крышу и на носилках опустили его пред глаза Христовы. Из этого мы можем еще раз наблюдать, как любовь одних людей спасает другого. Господь посмотрел на расслабленного, посмотрел на принесших и на веру их и сказал расслабленному: «Чадо, отпускаются тебе грехи».

Это очень важно. Ведь мы молимся не только за себя, но большей частью за других, за того, кого любим, а те, кто любит нас, молятся за нас. Так мы и спасаемся. Сам человек себя не отмолит. Больше мы должны молиться за других, а они, другие, будут молиться за нас. В этом союзе любви мы и спасемся.

Нужно переживать о других, болезновать сердцем о них. Когда сердце человека болит не о себе, а о другом, происходит чудо сострадания. И в сегодняшнем Евангелии мы как раз и видим, как ближние люди своей любовью, своей верой спасли страждущего.

Второе, на что следует обратить внимание, – это то, что для исцеления больного человека нужно было простить ему грехи. Грех рождает смерть, а вестниками смерти являются болезни. Поэтому нужно сначала от грехов человека избавить, и Христос имеет такую власть. Чтобы исцелить, Он дает вначале отпущение грехов.

Человек грешный не может быть вечным, целым, бессмертным. Вначале безгрешие, а потом уже и здоровье, и слава, и бессмертие. Грех – самый страшный наш враг. А безгрешный Христос имеет власть прощать грехи. Когда он это сказал, книжники стали возмущаться и говорить: «Кто Он такой, что может прощать грехи? Кто, кроме Бога, может прощать нам?»

Далее говорится в Евангелии, что Христос спросил: «Что легче – сказать расслабленному: „возьми постель твою и ходи“ или „прощаются тебе грехи твои“?» Сказать можно и то, и другое. Но дело не в том, чтобы сказать, а в том, чтобы слова исполнились и стали делом.

И исцелять, и прощать грехи – дело не людей, но Господа.

У Господа Бога слово и дело – это одно и то же. Господь словом мир творит. Сказал Господь: Да будет твердь посреди воды – и явилось небо, сказал: «Да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя… дерево плодовитое» (Быт. 1:6, 11) – и каждую весну земля, как бы вспоминая слово Божие, обновляет свои силы и рождает новую траву, новые растения из себя, как при сотворении мира.

То, что расслабленный встал с ложа своего, было доказательством того, что простились ему и грехи его.

Господь Бог носит нас на руках каждую секунду. Мы, жестокосердые, этого просто не чувствуем. И нам нужно больше молиться, больше каяться, чтобы на Небе больше наших слов слышалось, нужно стучаться в двери милосердия Божия, молиться за себя и за других.

Грех рождает смерть, а вестниками смерти являются болезни. Поэтому нужно сначала от грехов человека избавить, и Христос имеет такую власть. Чтобы исцелить, Он дает вначале отпущение грехов.

Хочу обратиться к вам с просьбой. Когда вы молитесь за ближних своих, не забывайте поминать и священноначалие наше: Патриарха, митрополитов, епископов. За духовенство молитесь. Не только записки пишите, чтобы мы в алтаре их читали, но и сами, дома и в храме, совершайте духовный труд молитвенного участия в чужих жизнях.

Молитесь за тех, кто сегодня в темнице сидит, кто в нуждах перебивается с хлеба на воду, за тех, кто лежит на одре болезни, за тех, кто в беде и опасности, за тех, кто в эту секунду умирает и к Богу идет. Нужно думать о других и молиться о них. Мы спасемся не иначе, как только любовью братской и взаимной молитвой. А молиться за людей – это, по Силуану Афонскому, кровь проливать.

Будем надеяться на молитву Богородицы, на молитву святых апостолов, на молитву святых отцов. Они нас вымолят, мы сами себя не вымолим.

Митрополит Антоний (Блум) рассказывал о себе, что в юности очень усердно молился, читал правило молитвенное по три раза. Сначала просто читал, потом читал внимательно каждое слово, а потом еще раз наизусть. Кожа на коленях у него была с мозолями, как у верблюда, в палец толщиной.

Но духовный отец ему запретил так молиться и велел всего лишь утром и вечером класть три поклона со словами: «Господи, молитвами любящих меня помилуй меня». То есть духовник говорил ему: тебя Господь спасет ради молитв любящих тебя, сам ты себя не вымолишь.

Спросите себя сегодня об этом: за кого я переживаю, кого я люблю, кроме себя самого? Если ответ будет отрицательным «Никого», то мы с вами трупы.

Это очень важно, ибо человек без настоящего смирения чем больше молится, тем хуже становится. Усиленный подвиг без глубинного исправления – это путь к демоноподобию. И молитва гордого не на фундаменте стоит, а на песке.

Такие люди и Христа распяли – те, которые Писание читали и молились долго, а любви не имели.

Господу нашему угодно, чтобы мы любили ближних своих. Спросите себя сегодня об этом: за кого я переживаю, кого я люблю, кроме себя самого? Если ответ будет отрицательным: «Никого», то мы с вами трупы. Мы не живем настоящей жизнью, и в нас нет ничего христианского. В нас просто есть кровь и плоть, а кровь и плоть Царства Божия не наследуют.

Беритесь руками за чужую постель и несите страждущих к Милосердному Иисусу. Тогда и ваши болезни исцелятся чужими молитвами.

Аминь.

Крест – хранитель всей вселенной, верующих утверждение, Ангелов слава и демонов язва Неделя третья Великого поста, Крестопоклонная

Сегодняшняя неделя – Крестопоклонная. Во всех храмах выносится крест и полагается перед нами для того, чтобы укрепить постящегося человека.

Пост измеряется семью неделями, считая Страстную, но в точном смысле слова пост охватывает шесть недель. Седьмая неделя – Страстная – это уже не пост, это Пасха Страстей, и мы, шаг за шагом, проживаем со Христом последнюю неделю Его земной жизни, приобщаемся ко Христу страдающему и приближаемся, таким образом, к светлому Христову Воскресению.

Великий пост представляет собой сорок дней покаянного подвига человеческого. Мы прошли уже половину этого пути, прошли по-разному: кто-то – обогатившись, кто-то – обнищав. Один может дерзновенно стоять пред Богом, а кто-то стоит со стыдом за свою нерадивость и лень.

Перед нами лежит Крест – орудие нашего спасения, Ангелов слава и демонов язва! Мост, соединяющий Небо и землю! Крест был многократно прообразован. Приведу один из примеров.

Когда евреи воевали с амаликитянами, Моисей взошел на гору помолиться за свой народ и распростер руки крестообразно. И когда он стоял, распростерши руки, как Христос на Кресте, евреи одерживали победу, как только от усталости он опускал их, они начинали проигрывать. Тогда два человека – Аарон и Ор – взяли его под руки и держали так до тех пор, пока сражение не было выиграно. Это не что иное, как образное пророчество о Христе, Который распростер на Кресте Свои руки, чтобы победить зло на земле и с Креста обнять все падшее человечество.

Крест – орудие нашего спасения, Ангелов слава и демонов язва! Мост, соединяющий Небо и землю!

И таких примеров в Писании много. В одной из глав Книги Исаии (6:3) пророк описывает следующее видение: он видит Господа Бога на Престоле славы. Вокруг, с песнопением Свят, свят, свят Господь Саваоф, летают Ангелы. Это шестикрылатые Серафимы, которые двумя крыльями закрывают свои ноги, двумя другими – лица, а с помощью двух оставшихся. Таким образом, их сложенные крылья образовали Крест.

Это и многое другое говорит нам о том, что крест должен был стать орудием нашего Искупления, и он им стал. Сегодня, как поется в стихирах, мы крестом ограждаемся и врагу противляемся. Как говорит святой Кирилл Иерусалимский, все, на чем лежит знак Креста, принадлежит Распятому. Мы, когда осеняем себя крестом, становимся собственностью Господа Иисуса Христа. Ведь на нас Его царский знак.

Мы никогда не говорим отдельно о Кресте и о воскресении. Мы говорим: «Кресту твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».

На иконах у всех святых нимбы, и у Христа нимб, но у Христа нимб тройчатый, разделенный крестом. Это знак того, что Христос навеки соединен с крестом. Это Его знамение. Через крест Он нам подарил вечную жизнь. Сын Божий для того и стал Человеком, чтобы пойти на Крестную муку и, умерев, воскреснуть.

Один из святых отцов говорил так: «В Раю нераспятых нет». Все, кто в Раю, свое распятие на земле прошли и претерпели. Мученики, юродивые, исповедники, преподобные, благоверные князья и княгини – все они прошли через свой крест. И крест свой нужно нести каждому из нас.

Крест имеет таинственное свойство: он тяжелеет от того, что его пытаются сбросить, и, наоборот, становится легче, когда его несут без ропота. Есть крест одиночества, есть крест телесных болезней, есть крест какой-нибудь страсти, которая мучает человека, как дикий зверь, от них и святые не были избавлены. Апостол Павел говорит, что ему был попущен Богом ангел «сатанин», который делал ему различные пакости. И Павел молился Богу, чтобы Он забрал от него этого бесовского духа, но Господь сказал ему: довольно для тебя благодати Моей. И еще сказал: Сила Моя совершается в немощи (2 Кор. 12:9).

Сила Божия в немощи совершается, братья и сестры, мы все крестоносцы и все немощны, а значит, должны Христа проповедовать изнутри своей слабости, и через немощь нашу открывается сила Божия. Мы с креста богословствуем, с собственного креста проповедуем силу Христа Иисуса.

И еще одно очень важно помнить: с креста не сходят, с него снимают. Свой крест нужно нести до конца. Нужно сегодня пересмотреть свою жизнь и найти свой крест. Наш личный крест – уникальный, никто не может вместо нас его нести. Мы, конечно, должны подставить свое плечо под чужую беду, но нести свой крест нам все равно придется самим.

Когда Господь наш Иисус Христос шел на Голгофу, Он падал под тяжестью Креста. На этом древе Креста тяготели грехи всего человечества, это была мистическая тяжесть грехов всего мира, и от их тяжести Господь падал. Тогда римские воины велели нести Крест человеку по имени Симон, и тот нес Крест Господень какую-то часть пути. Человек подставил свое плечо под Крест Господень, помог Богу нести Крест Его! Это великий пример!

Крест имеет таинственное свойство: он тяжелеет от того, что его пытаются сбросить, и, наоборот, становится легче, когда его несут без ропота.

У Креста есть две перекладины. Вертикальная соединяет небо и землю, устремляется ввысь. Это вера и молитва, то, что приводит нас к Небесам. Горизонтальная перекладина распростерта в стороны и как бы обнимает собою всю землю.

Сегодняшний праздник возвращает нас к тайне нашего спасения. На груди у каждого из нас крест. Как писала Анна Ахматова:

Кого когда-то называли Богом,

Кто был убит и чье орудье казни

Согрето теплотой моей груди.

Слышите? Теплотой моей груди. На груди у нас крест, это паспорт христианина. Мы много раз в день осеняем себя крестом и этим подтверждаем принадлежность ко Господу Иисусу Христу, и в сегодняшний день мы еще раз об этом говорим для того, чтобы непостижимая сила Честного и Животворящего Креста нас не оставила.

Наша христианская жизнь начинается с Таинства Крещения, в котором вода освящается крестообразным осенением священника. Затем нам надевается крестик на шею, и мы проживаем свою жизнь, нося крест, и ложимся в землю под крест. Когда все поднимутся из земли на Страшный Суд, держась за свой крест, мы будем встречать Христа во славе. А перед Его Вторым Пришествием на небе воссияет знамя Сына Человеческого, и это тоже святой Крест Господень!

И еще одно очень важно помнить: с креста не сходят, с него снимают. Свой крест нужно нести до конца. Нужно сегодня пересмотреть свою жизнь и найти свой крест. Наш личный крест – уникальный никто не может вместо нас его нести.

Никуда нам не уйти от креста. Да мы и не хотим от него никуда уходить. Только будем просить терпения и, глядя снизу вверх на распятого Господа, будем молиться: «Святостью страданий Твоих освяти нас! Силою Креста Твоего защити нас! За всех потерпевый мучение, и нас, грешных, не забудь!»

Аминь.

Указание пути к Царству Небесному Неделя четвертая Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника. О Заповедях блаженства

С воскресным днем вас, дорогие христиане!

Сегодня память святого Иоанна Лествичника. Это один из самых известных аскетов и подвижников. После себя он оставил книгу, хранящую в себе мудрость деятельного восхождения к Богу. Преподобный Иоанн писал очень красивым, сочным слогом и столь глубоко знал человеческую душу и все ее движения, что книга эта является беспримерным произведением для всякого монашествующего христианина.

Во время поста все христиане, в идеале, похожи на монахов. В это время люди больше, чем обычно, постятся, больше молятся, и поэтому монашеское чтение удобно для всех верующих.

Как счастливы те, у которых чистое сердце, потому что они Бога узрят, как хорошо тем, которые милостивы, ибо они помилованы будут.

Когда мы совершаем память преподобных, мы прочитываем во время богослужения Евангельские блаженства. Это откровение Христово, которое рисует нам образ новой нравственности. Это те добродетели, которые были вовсе не известны в Ветхом Завете или были известны, но презирались либо считались неисполнимыми.

В катехизисе они названы заповедями блаженства, но в прямом смысле это не заповеди. Заповедь – это приказ, по-английски заповедь – commandment – прямое указание делать или не делать что-либо. А блаженства – это как бы приглашение, это небесных тайн откровение.

«Как счастливы те, у которых чистое сердце, потому что они Бога узрят, как хорошо тем, которые милостивы, ибо они помилованы будут». Эти блаженства евангельские необходимо всем знать обязательно. Нужно размышлять над ними, нужно носить их в сознании своем. Это священные знания, которые ведут в Царствие Небесное.

В рассказе одного русского писателя описываются времена революционной смуты и богоборчества. В городе Иваново-Вознесенске напротив кафедрального собора построили клуб, в котором праздновали так называемую комсомольскую пасху с клоунами, шутниками, громкой музыкой, всю ночь. Тогда было еще много приверженцев христианской веры. Позже их выкосили, как траву.

Загрузка...