Очень хороший вопрос. Если вы можете себе это позволить, то да. Это даст вам не только статичную картину моих текущих (надеюсь, зрелых) убеждений, но и динамику, что бывает важно.
Работая с командой на тренингах и в ходе консультаций, мы часто прорабатываем правила, например, такой практики, как «тихий час»[2]. По моим наблюдениям, большинство команд приходят плюс-минус к похожим решениям и поддерживают их, но сотрудники, пропустившие тренинг, не становятся рьяными сторонниками готовых решений. Однако, если они примут участие в процессе разработки и сами увидят весь путь эволюции решения от вброса «Давайте устроим тихий час» до конкретизированного решения вида «Каждый день с 14:00 до 16:00 мы не отвлекаем членов нашей команды средствами синхронной коммуникации[3], то уровень поддержки возрастет. Исключения составляют сообщения в общем чате с тегом #ж*паслучилась».
Возможно, то же самое может произойти и с джедайскими техниками. Многие вещи в этой книге кажутся мне простыми и очевидными лишь после того, как я пережил все описанное в первой книге, и не факт, что, перескочив через нее, вы придете к тем же выводам.
Но опыт показывает, что мы – люди – сложные, малопредсказуемые и очень интересные существа. Так что я пересказал (не просто скопировал, а пересказал) те моменты из «Джедайских техник», на которые я буду опираться в этой книге, – на всякий случай {1}. (Подобные цифры по тексту ведут к Списку источников в конце книги. Ред. электр. версии книги.)
Действительно, почему? Ведь в книге нет ни слова о джедаях, ситхах, Силе, медиохлорианах и борьбе с Империей.
Все дело в том, что давным-давно, когда я понял, что мне нравится распространять это знание, мне потребовалось для него название. Ведь не бывает без названий ни книги, ни доклада на конференциях. Даже пост в блоге требует названия или заголовка. Мне кажется, что эта страсть давать вещам и явлениям названия регулярно нас подводит, но раз надо – значит, надо…
Еще тогда я понял, что существующие термины мне не подходят.
Тайм-менеджмент? Нет. Мои книги вообще не про время. У нас уже есть устоявшиеся словосочетания: «не хватает времени», «выделить время», «найти время», но дело не во времени. Его вообще никто не может ни найти, ни потерять, ни выделить.
Как все успевать? Нет. Все успеть невозможно. А если будете пытаться, то успеете еще меньше.
Как делать дела вовремя? Тоже мимо. В какое «вовремя»? К назначенному сроку? Кем назначенному? А так ли важно делать что-то вовремя (кроме того, большую часть дел я и вовсе буду рекомендовать не делать, не важно – вовремя или нет)?
Секретные секреты успешного успеха и прочие устоявшиеся штампы меня не устраивали – на мой вкус, они слегка лживы и тянут за собой некоторые устоявшиеся мыслительные шаблоны (зачастую контрпродуктивные). Так что я старался обходиться без названия, пока мог. Но в какой-то момент оно все же понадобилось, и я повесил первое, что пришло в голову, – «Джедайские техники». Это не тянуло за собой никаких сложившихся стереотипов и звучало прикольно. Под этим названием техника росла и развивалась. В первой своей инкарнации она была чуть ли не калькой с GTD Дэвида Аллена, но, по мере того как я разбирался в теме, думал и адаптировал технику под окружающие меня реалии, общих точек у нас с GTD практически не осталось. Точнее, цель осталась одна: помочь людям найти более качественный способ жить. Но методы и рецепты во многом разные.
В какой-то момент я созрел, чтобы написать книгу. Я ее написал и пошел показывать издателям. Тогда я думал, что вот он – правильный момент для правильного названия[4]. Но почти шесть лет выступлений и ведения блога расставили все точки над ё. В издательстве сразу же сказали: «Так и назовем: “Джедайские техники”». Вот так…
Я увидел эту модель в блоге Тима Урбана, ссылку на который мне прислал Юра Мельничек, за что я до сих пор ему благодарен.
Модель проста и изящна. Наверняка многие из вас уже с ней знакомы, если нет, то могу порекомендовать посмотреть выступления Тима на TED {3}.
Согласно модели Тима Урбана, в голове любого прокрастинатора (а, с точки зрения Тима Урбана, мы все – прокрастинаторы) расположен пульт управления им. У этого пульта находятся два персонажа: рациональный тип некто ответственный за принятие рациональных решений и… обезьянка сиюминутного удовольствия.
В отличие от рационального типа, обезьянка не способна извлекать уроки из прошлого и на основании их как-то корректировать настоящее, чтобы повлиять на будущее. У обезьянки есть только «здесь и сейчас».
Рис. 3. Модель Тима Урбана
Плюс ко всему, большую часть времени у руля находится именно обезьянка. Она отдает предпочтение развлечениям, а в случае выбора между важным и срочным хватается за понятное. Рациональный тип не способен существенно влиять на ее поведение. Но есть тот, кто способен…
Рис. 4. Панический монстр
Это панический монстр – персонаж, появляющийся в те моменты, когда что-то начинает серьезно угрожать нашей безопасности или карьере. Обезьянка его боится. Она покидает насиженное место и сваливает, оставляя у руля рационального типа.
Рис. 5. Собран, сосредоточен, сконцентрирован
Оставшись наедине с пультом управления, рациональный тип сосредоточенно справляется с задачами (сделать это вовремя ему не позволяла обезьянка), после чего наступает короткий промежуток времени, когда панический монстр уже ушел, а обезьянка еще не появилась. В этот момент мы можем надавать себе множество несбыточных обещаний (типа «Я буду учиться с первого дня нового семестра»), но этот период довольно быстро проходит.
Рис. 6. Он уже ушел?
Я возьму модель обезьянки и рационального типа за основу в этой книге.
Важный момент: обезьянка – не отрицательный персонаж. Часто люди, впервые услышав про персонажей модели, считают, что обезьяна плохая, а рациональный тип – хороший. В реальности оба они хорошие и обоими движут благие намерения. Ниже я покажу, как из-за неполной картины мира обезьянки ее благие намерения превращаются в глупые поступки (довольно распространенная в реальной жизни ситуация, между прочим).
– Семен Моисеевич, вы верите в искусственный разум?
– Вы знаете, Фима, я и в естественный не особенно-то верю.
Помимо модели с обезьянкой и человеком, в «Джедайских техниках» была описана модель мышления Даниэля Канемана, взятая из его книги «Думай медленно, решай быстро» {4}. В отличие от Тима Урбана, Канеман всю свою сознательную жизнь изучал психологию человеческого поведения и в 2002 году даже получил Нобелевскую премию по экономике.
Канеман использовал двойственную модель при описании того, как работает наше мышление[5]. Согласно его взглядам, наше сознание как будто содержит внутри Систему 1 (быструю и интуитивную) и Систему 2, которую он называет «ленивый контролер»: умную, легко обучаемую систему, которая выслушивает реакции Системы 1 и выдает свой вердикт: «Реакция годится» или «Нет, реакцию нужно заменить более правильным вариантом». Беда в том, что одобрить предложенную Системой 1 реакцию Система 2 может по разным причинам: не только потому, что та была проанализирована и проверена, но и потому, что Система 2 решила не заморачиваться с ее проверкой. Что, в свою очередь, может произойти опять же по разным причинам.
1. Мы пребываем в состоянии когнитивной легкости (этот термин тоже подробно описан в книге Канемана), нам легко, спокойно, все кажется простым, понятным и безопасным.
2. У нас кончилось мыслетопливо – ресурс, который требуется Системе 2, чтобы выполнять свою работу.
Термин «мыслетопливо» ввел уже я и объяснил его появление в «Джедайских техниках».
Один из центральных посылов «Джедайских техник» звучит так: очень часто мы не успеваем что-либо сделать не потому, что нам не хватило времени, а потому, что нам не хватило ума. Или того самого мыслетоплива.
Рис. 7. Нехватка времени и ума
Стоит заметить, что часто слова «мне не хватило времени» технически верны. Например, если вы пойдете в казино с целью сорвать джек-пот, но проиграетесь, то в этом случае тоже будет верным сказать: «Мне не хватило денег» – будь у вас бесконечный запас денег, рано или поздно вы бы, наверное, выиграли.
Можно привести аналогию с двигателем внутреннего сгорания. Для работы ему нужно топливо и кислород. Изобилия чего-то одного недостаточно. Так и со временем. Конечно, оно нам нужно, но его одного недостаточно. Очень часто для работы нам требуется не только время (кислород), но и мыслетопливо. И чем больше приходится принимать решений и напрягать Систему 2, тем выше роль мыслетоплива.
Ужасно, но словосочетание «не хватает времени» стало социально приемлемым и распространилось настолько, что люди, употребляя его, даже не задумываются о реальных причинах. Это ведь так удобно: и думать не надо, и оправдание готово. Доходит до того, что люди сами начинают верить, что им не хватает времени, и даже стараются его экономить… Мой любимый анекдот на эту тему.
– Ты куда бежишь?
– Опаздываю на курсы по тайм-менеджменту.
– А че штаны обоссанные?
– Это экономит время.
Обидно получается, когда в ситуации нехватки мыслетоплива мы начинаем экономить время ценой дополнительных затрат мыслетоплива. Ярким примером такого поведения может служить неаккуратный список задач, в который вы быстро-быстро (экономя время) записали что-то, как терапевт в карточке, а потом не можете понять, что там написано.
Нехваткой времени можно назвать и ситуацию, когда для той или иной активности требуется одновременное выполнение взаимоисключающих условий (многие из которых надуманны или не обязательны, но таковыми, естественно, не воспринимаются). Вот типичный пример с тренировками.
Рис. 8
Технически в этом случае тоже можно сказать, что мне не хватает времени на тренировку, но, скорее всего, суть в другом: у меня слишком много непонятно откуда взявшихся убеждений (не всегда верных), накладывающих взаимоисключающие ограничения.
Пример из реальной жизни. Обсуждал с человеком идею ведения дневника (об этом пойдет речь в разделе 5.4), на что сразу услышал ответ: «Вести дневник? В свободной форме? Но это творческая задача – значит, на вечер. Только у меня вечером уже голова не варит, и я ничем заниматься не могу. Значит, это мне не подходит». Интересно… да…