Глава вторая Сократовский диалог

Сократовский диалог – это инструмент, который помощник использует чаще всего для содействия ищущему в поиске смысла. Этот диалог приводит вас в соприкосновение с вашим здоровым ядром, вашим духом, чтобы вы могли использовать его ресурсы.

Одно из основных допущений логотерапии состоит в том, что в глубине своего духовного измерения вы всегда знаете, что вы за человек, каковы ваши возможности, что для вас важно и значимо. Сократ считал, что задача учителя состоит не в том, чтобы вливать информацию в учеников, а в том, чтобы вытягивать из учеников то, что они знают интуитивно. Франкл считает, что задача логотерапевта состоит не в том, чтобы рассказать искателям, каковы смыслы их жизни, а в том, чтобы выявить мудрость, скрытую в духе каждого искателя.

Релаксация

Сократовский диалог помогает вам получить доступ к вашим духовным ресурсам. Прежде чем начать диалог, целесообразно войти в задумчивое состояние. Если вы возбуждены, нервничаете, испытываете страх или уныние, этому диалогу должно предшествовать короткое упражнение на расслабление. Многие из этих упражнений подробно описаны в книге «Релаксация и снижение стресса» (Davis, Eshelman, McKay, 1982). В качестве подготовки к Сократовскому диалогу обычно достаточно короткого упражнения в пять-десять минут.

Искатель сидит в удобном положении в кресле, ноги поставлены на землю, руки на коленях, ладони открыты. Помощник говорит тихим, успокаивающим голосом, иногда звучит короткая музыкальная пьеса. Три метода – визуальный, слуховой и кинестетический (телесное ощущение) – доступны для того, чтобы освободить путь искателя к бессознательному. Некоторые люди лучше всего реагируют на один из этих методов, но комбинация трех обычно наиболее эффективна.

Помощник вызывает в воображении образы приятной обстановки – тихого леса, заката на пляже, цветущего луга (для зрительного искателя); певчих птиц, журчащих ручейков, прекрасной музыки (для слухового человека); и ощущения заземленности, расслабления мышц, воображения приятного тепла или тяжести тела (для кинестетически предрасположенного искателя).

Цель этого краткого упражнения – успокоить болтовню вашего ума и найти в себе спокойный центр. Чтение стихотворения, которое подчеркивает положительные аспекты жизни, также может быть частью этого расслабляющего упражнения.

Первые вопросы

Чтобы исследовать области, в которых, скорее всего, будет найден смысл, в Сократическом диалоге используются пять ориентиров:

1. Самооткрытие. Чем больше вы узнаете о своем истинном «Я» за всеми масками, которые вы надеваете для самозащиты, тем больше смысла вы обнаружите.

2. Выбор. Чем больше вариантов решения вы видите в своей ситуации, тем больше смысла становится доступным.

3. Уникальность. Вы, скорее всего, найдете смысл в ситуациях, когда вас нелегко заменить кем-то другим.

4. Ответственность. Ваша жизнь будет наполнена смыслом, если вы научитесь брать на себя ответственность там, где у вас есть свобода выбора, и, если вы научитесь не чувствовать ответственности там, где вас ждет неизменная судьба.

5. Самотрансценденция. Смысл приходит к вам, когда вы выходите за пределы своего эгоцентризма по отношению к другим.


Эти направления, которые более подробно рассматриваются в главах 5–9, могут быть исследованы с помощью Сократовского диалога. Вы начинаете с вопросов, касающихся ситуации, в которой находится искатель, и постепенно ведете его к тому, где он хочет быть. Если вы столкнулись с проблемой, связанной с работой, первый вопрос может быть: «Как вы зарабатываете на жизнь?». Последующие вопросы могут включать:

1. В чем вы видите смысл своей работы? В самой работе? В людях, с которыми вы вступаете в контакт? В продукте или услуге, которые предоставляет ваша компания? В престиже, который он вам дает? В деньгах, которые вы зарабатываете?

2. Что вы делаете с деньгами, которые вы зарабатываете? Если бы вы были финансово независимы, хотели бы вы заниматься той же работой, что и сейчас?

3. Какие еще виды деятельности у вас есть? Хобби? Волонтерская работа?

4. Сколько из ваших увлечений вы разделяете со своей семьей?

5. Хотели бы вы проводить больше времени со своей семьей?

6. Сколько времени вы проводите со своей семьей? С друзьями?

7. Сделайте «круговую диаграмму», которая показывает, как вы проводите свое время.

8. Удовлетворены ли вы этим распределением?

9. Каким образом вы хотите изменить его?

10. Что бы вы сделали в первую очередь, чтобы изменить распределение времени, чтобы оно соответствовало вашим предпочтениям?

Дальнейшие вопросы

Вот некоторые вопросы, которые могут быть использованы для начала Сократовского диалога, а также некоторые последующие вопросы:

1. При каких обстоятельствах вы чувствуете себя хорошо? Если вам трудно описать такие обстоятельства, составьте список вещей, которые вы любите делать, и отметьте те, которые вы действительно сделали в течение последних двух недель.

2. Что позволит вам чувствовать себя хорошо?

3. Что вы могли бы сделать, чтобы создать ситуацию, в которой вы чувствовали бы себя хорошо?

4. Что значит для вас «чувствовать себя хорошо»?

5. Что мешает вам делать вещи, которые заставили бы вас чувствовать себя хорошо?

6. Как вы можете преодолеть эти препятствия?

7. Вы чувствуете, что вы находитесь сейчас в некотором хаосе. Расскажите мне о других случаях, когда у вас были подобные ощущения.

8. Оглядываясь назад, есть ли что-нибудь положительное в этих ситуациях? Вы чему-нибудь научились у них? Стали ли вы опытнее? Были ли у вас переживания, которых в противном случае не было бы?

9. Вы чем-нибудь рисковали, чтобы выбраться из этой передряги?

10. Как вы из нее выбрались?

11. Есть ли что-нибудь, чему вы можете научиться из этого прошлого опыта, что можно применить к текущей ситуации?

12. Что вы хотите сделать в течение следующего года? Следующих трех лет?

13. Что мешает вам осознать эти вещи?

14. Выберите одну вещь, которую вы больше всего хотите достичь.

15. Каким будет первый шаг к этой цели?

16. Какую цену вы готовы заплатить за достижение этой цели?

17. Опишите ситуации, когда у вас было ощущение, что мир хорош и упорядочен, и вы являетесь его частью.

18. Есть ли качество, которое является общим для этих ситуаций?

19. Как вы могли бы достичь этого качества сейчас, возможно, в совершенно другой форме?

20. Кто служит вам образцом для подражания?

21. Чем вы восхищаетесь в них? Имеются ли у вас какие-нибудь качества, которыми они обладают?

22. Могли бы вы приобрести некоторые качества, которыми вы восхищаетесь в своих моделях?

23. Что вы могли бы сделать, чтобы достичь этих качеств, даже в малой степени?

24. Дает ли вам размышление об этих качествах представление о том, что вы за человек? О том, каким человеком вы можете быть?

25. Каковы ваши сильные стороны? Ваши таланты?

26. Что нужно сделать, чтобы реализовать свои таланты?

27. Каковы препятствия на пути их реализации? Как вы могли бы преодолеть эти препятствия?


В логотерапии цель состоит в том, чтобы помочь искателям чувствовать себя хорошо, находя что-то существенно важное для них, а не только то, что приносит удовольствие, деньги или власть. Вспомните предположение Франкла о том, что удовольствие – это побочный продукт совершения чего-то значимого, а деньги и власть – всего лишь средства достижения цели, а не сами конечные цели. То есть, имеет значение, какие именно осмысленные вещи искатель будет делать с деньгами или властью?

Сократовский диалог – это не интеллектуальная дискуссия, не аргументация и не манипуляция. Скорее, это обучение/научение, которое использует одновременно два опыта – опыт ищущего и опыт помощника. Используя «логонамеки», которые помощник находит в словах искателя, задавая во время диалога вопросы, основанные на том, что говорит искатель, помощник вызывает у искателя разнообразные идеи и чувства.

Собираем логонамеки

В Сократовском диалоге помощник не просто выражает понимание проблем искателя, он делает намного больше, чем просто сочувственно слушает. Простое выражение понимания (отражения) того, на что жалуется искатель, может еще глубже запутать искателя в его проблемах.

Если искатель говорит: «Я больше не наслаждаюсь своей жизнью», – помощник, использующий принципы логотерапии, не скажет: «Я очень хорошо понимаю это после всего, через что вы прошли» (выражая понимание); или: «Это означает, что вы не хотите продолжать жить?» (отражение). Вместо этого, ответ будет такой: «А как насчет тех задач в вашей жизни, которые все еще ожидают вас?»

В логотерапии помощник играет более активную роль, чем в большинстве других методов лечения. Помощник внимательно слушает и подбирает фразы, отражающие положительные стороны ищущего. Но помощник должен быть осторожен, чтобы не ошибиться, принимая слишком активное участие, пытаясь убедить.

Убеждение будет эффективным только тогда, когда оно основано на чем-то, что сказал искатель, и это предполагает положительное направление в развитии событий. Ответ помощника должен уловить в словах искателя некий смысл, «логонамек», и показать в отношении него какое-то положительное отношение или намек на действие.

Логонамек – это фраза, даже слово или невербальный признак, такой как внезапный тон возбуждения, которые намекают на то, что сказанное имеет особое значение для искателя, или указывает на высокую ценность, которая особо почитается и проявляется в религиозной вере, супружеской клятве, призвании или хобби. Эти предпочтения смысла и ценностей часто хранятся на бессознательном уровне, и помощник должен обладать тонким слухом, чтобы услышать эти намеки, идущие из подсознания искателя. Логонамеки дают помощнику право поддерживать направление мысли искателя, которое неосознанно им было указано.

История болезни

В приведенном ниже Сократовском диалоге между Энн и помощником, вы можете увидеть, как помощник выделил логонамеки из того, что сказала Энн, и как помощник использовал логонамеки, чтобы содействовать Энн в помощи самой себе.

Энн была 55-летней женщиной, которая страдала от депрессии и головных болей. Она была разведена, но трое ее детей были успешны в своей жизни. Она жила в красивом доме, у нее не было финансовых забот, и до начала депрессии около года назад ее здоровье было хорошим.


Помощник: Было ли время, когда вы чувствовали себя действительно хорошо?

Энн: Я бы сказала, что когда я училась в колледже.

Помощник: Что в вашей жизни в то время было хорошего?

Энн: Я хотела стать танцовщицей. Я видела себя на сцене.

Помощник: Что же случилось?

Энн: Я влюбилась в Генри. Мы поженились. Я рожала одного ребенка за другим. О, я не жалею об этом. Я была занята воспитанием детей. У меня была хорошая жизнь. Генри был очень успешен, мы развлекались, путешествовали. Но сейчас…

Помощник: Что изменилось сейчас?

Энн: Мы разведены. Дети уехали, один в Массачусетс, один во Флориду, один в Австралию. У меня четверо внуков, но я их почти не вижу. Теперь мне 55, и я одна. Никто не нуждается во мне.


Во время этого фрагмента диалога помощник нашел логонамек: Энн указала, что идея стать танцовщицей имела для нее смысл.

Помощник: Вы все еще любите танцевать?

Энн: О да, я часто хожу на балет. Но это только расстраивает меня. Я представляю, как было бы, если бы я была там, на сцене.

Помощник: Расскажите мне, что вы чувствуете.

Энн: Зависть. Эти девушки молоды, они талантливы, у них впереди карьера. Я думаю, что была так же талантлива, как и многие из них. Возможно, даже больше. Я никогда уже этого не узнаю.

Помощник: Разве нет способа, которым вы могли бы реализовать свою любовь к танцам, даже сейчас?

Энн: Вы шутите? В моем возрасте? Нет, нет, жизнь прошла мимо меня.

Помощник: Некоторые вещи прошли. Вы не можете вернуться в колледж и снова стать восемнадцатилетней. Вы не можете вернуть своего мужа. Вы не можете сделать своих детей настолько маленькими, чтобы они нуждались в вас. Но вы можете использовать свою любовь к танцам значимым образом, даже в 55 лет.


Здесь помощник разъясняет Энн разницу между областями «судьбы», которые она должна принять, и областями «свободы», в которых у нее все еще есть выбор.

Энн: Я пыталась заинтересовать своих дочерей танцами, когда они были маленькими, и своих внуков тоже. Но не получилось.


Теперь в диалоге всплыли два логонамека – интерес Энн к танцам и ее интерес к тому, чтобы помочь детям стать танцорами. Это дает помощнику возможность привести Энн к новым конструктивным альтернативам.


Новая альтернатива

При поиске новых альтернатив, выявленных логонамеками, вы учитываете пять ориентиров к личностному смыслу, рассмотренных в начале этой главы. Обычно наиболее практично начинать с области выбора.

Искатель ориентируется на преобразование логонамеков в ряд альтернатив и на изучение положительных и отрицательных последствий каждой альтернативы. Метод для этого подробно описан в главе шестой. Ищущему предлагается включить в свой список как можно больше альтернатив, даже тех, которые могут показаться непрактичными. Это делается для того, чтобы показать ищущему, что он или она не пойманы в ловушку, что выбор доступен.

Затем искатель решает, какая альтернатива лучше. Под «лучшим» понимается не обязательно самое приятное, выгодное или престижное (хотя удовольствие, деньги или престиж могут быть побочным продуктом), но самое значимое в данной ситуации. Рассматриваются все пять смысловых областей. Выбор, конечно, имеет центральное место, но другие пять областей также важны. Среди вопросов, связанных с выбором, можно выделить следующие:

• Выражает ли ваш окончательный выбор из списка альтернатив вашу личность (самооткрытие), а не то, что понимается под понятием «должен», приходящим извне?

• Выражает ли ваш выбор вашу уникальность? Создает ли он ситуацию, в которой вы, по крайней мере, в какой-то степени, незаменимы?

• Учитывает ли ваш выбор интересы других людей (ответственность)? Не вредно ли это для других или для ваших отношений с другими?

• Является ли ваш выбор полезным для других, которые важны для вас, или для дела, которое вы хотите поддержать (самотрансценденция)? Это не значит, что у вас не должно быть никаких эгоистичных мотиваций. Это означает, однако, что вы распространяете свой интерес за пределы себя, чтобы включить других людей и другие причины. Вы обнаружите, что удовлетворение является побочным продуктом помощи другим.

Загрузка...