Теория комплексов


Термин «комплекс» в психологическом контексте был введён известным швейцарским психиатром Карлом Юнгом. По его мнению, у каждого человека есть определённые эмоции, желания, воспоминания и восприятия, которые могут быть забыты, подавлены или подсознательны. Все они образуют то, что он назвал «личным бессознательным». Эти бессознательные влияния возникают из жизненного опыта человека. Психологические комплексы были подробно изучены Карлом Юнгом и другим популярным психиатром, Зигмундом Фрейдом.

Теория комплексов – не только первая из теорий Юнга, она лежит в основе почти всей аналитической психологии.

Его упоминания комплексов отца и матери можно рассматривать как предвестника теории архетипов.

Работа в терапии, обсуждение неприятных эмоциональных переживаний, прошлого может стать обсуждением комплексов.

Сны называют королевской дорогой к бессознательному, но создателями снов являются комплексы.

Комплексы и формирование комплексов играют центральную роль в юнгианских теориях развития и привязанности.

Теория комплексов также применялась к культурным группам.

В период с 1896 по 1898 год, ещё учась в Базельском университете, Юнг посещал спиритические сеансы, проводимые его двоюродным братом. Его не интересовал спиритуалистический аспект этих сеансов, а скорее исследование диссоциации. Он был одним из нескольких психологов, проводивших в то время подобные исследования. Пьер Жане и Жан-Мартен Шарко (Франция), Фредерик Майерс (Англия), Уильям Джеймс (США) и Теодор Флурнуа (Женева) – это несколько психологов и психиатров, работавших с похожими случаями спиритизма и медиумизма. Это было не эзотерическое исследование духов, а психологическое исследование проявлений различных личностей во время сомнамбулических/диссоциативных состояний.

Вернувшись в Цюрих, Юнг под руководством Юджина Блейлера вместе с коллегами проанализировал ранние работы сэра Фрэнсиса Гальтона в Англии, где он записывал воспоминания, связанные с выбранными словами, а также исследования Вильгельма Вундта в Лейпциге, где он регистрировал время этих реакций. Эти работы он объединил с воспоминаниями испытуемого, связанными с этими словами.

Юнг определил «комплекс чувств», возникший в результате этого исследования: «образ определённой психической ситуации», а значит, и воспоминания о схожих ситуациях, «который сильно эмоционально выражен», следовательно, вызван определённой эмоцией, «и, более того, несовместим с привычной установкой сознания» (Юнг 1934). Он состоит из всех воспоминаний, физически связанных определённой эмоцией. Он действует как диссоциированная осколочная личность.

Теория комплексов исходит из этого первого фундаментального интереса к диссоциации как к естественному и нормальному процессу психического функционирования. Хотя в некоторых крайних случаях они могут приводить к клинической диссоциации множественной личности (Нолл, 1989), они распознаются и в норме; они «заставляют нас вставить не то слово, заставляют забыть имя человека, которого собираемся представить, вызывают першение в горле именно тогда, когда на концерте на фортепиано исполняется самый тихий пассаж…» (Юнг, 1934).

Комплексы – это то, что он называл «осколками психики», возникающими в результате эмоционального шока или повторной травмы развития, приводящей к формированию частичной идентичности, отделенной от центральной эго-личности.

Именно в речи, произнесённой в Англии на конференции «Инстинкт и бессознательное» в 1919 году, Юнг впервые использовал термин «архетип», связывая его с инстинктивными и повторяющимися действиями (комплексами). Он считает инстинкт причиной аффекта и связывает это с инстинктивной природой архетипа. (Юнг, 1919)

В работе «О психической энергии», написанной в 1912 году, но отложенной до первой публикации в 1928 году, Юнг даёт определение комплекса: «Чувственно окрашенное содержание, комплекс, состоит из ядерного элемента и большого числа вторично констеллированных ассоциаций. … Ядерный элемент характеризуется своим чувственным тоном, акцентом, обусловленным интенсивностью аффекта». (Юнг, 1928,)

Юнг придерживался этого простого определения комплекса на протяжении всей своей работы. В кратком введении к книге Якоби «Комплекс/Архетип/Символ» (1959) он писал: «Нетрудно заметить, что, хотя комплексы и обладают относительной автономией благодаря своей эмоциональной природе, их выражение всегда зависит от сети ассоциаций, группирующихся вокруг центра, заряженного аффективным зарядом» (Юнг, 1959).

Комплексы обычно считаются негативными, но Юнг понимал их иначе. На самом деле, комплексы вырывают (даже вырывают) нас из прежнего, нормального функционирования нашего эго. Это может заставить нас пересмотреть наши, возможно, ограниченные, привычные способы реагирования, что приведёт к новому психическому росту. Работа над собственными комплексами и их принятие может привести к состраданию к другим, страдающим от них, даже, возможно, к их неспособности справиться с болью, которую они проецируют на вас, своего сына, дочь или жертву.


Развитие теории после Юнга

Теория комплексов настолько важна для аналитической психологии, что многие авторы внесли свой вклад и переосмыслили её. Перечислить их всех невозможно.

Иоланда Якоби дает введение в комплексы, основываясь на семинаре Юнга 1925 года.

Энтони Стивенс подробно рассматривает структуру психики, показывая соотношение сознания, личного и коллективного бессознательного, а также позиционируя отношение эго-самости и архетипическую связь с комплексами.

Верена Каст выделяет сложный ландшафт, который меняется в зависимости от жизненных ситуаций.

К.А. Мейер сравнивал повторяющуюся работу по интеграции «оболочки» комплекса (повторяющихся констелляций и воспоминаний) с очисткой луковицы от последовательных слоев до тех пор, пока не доберешься до архетипического ядра.

Работа Дональда Калшеда о травме вновь пробудила интерес к комплексу как диссоциации.

Книга Джин Нокс «Архетип, привязанность, анализ» (2003) занимает центральное место между классическим определением комплекса как воспоминаний/ожиданий вокруг определенной архетипической эмоции и изначальным акцентом Юнга на диссоциативной природе человеческого разума.

Джон Уир Перри (1970) развил оригинальную теорию, заметив, что комплексы часто объединяются в пары: один, позитивный, который соответствует позиции эго, а другой проецирует обычный негативный образ на другого человека.

Томас Сингер и Сэмюэл Л. Кимблс (2004) развивают идею Перри о «аффекте-эго» и «аффекте-объекте» и применяют её к группам. Подобно личностному комплексу, культурный комплекс основан на интенсивных коллективных эмоциях. Воспоминания включают исторические факты, но могут также содержать культурные мифы и общие ценности. Это не только позднее развитие оригинальных теорий Юнга, но и сам он заложил основу теории культурного комплекса в своём семинаре 1925 года (Юнг, 1989/2012), представив образ архетипической энергии, связывающей индивидов, семьи, кланы вплоть до наших животных предков. При обсуждении этой темы часто ссылаются на статью Вотана (Юнг, 1936).


Эго-комплекс – это группа или набор незначительных комплексов, которые переживаются регулярно

Комплексы – это диссоциированные субличности, которые отделились от эго-комплекса или никогда не были его частью. Они различаются по дистанции от эго, эмоциональному заряду и степени своей неприемлемости. Отдельные комплексы внутри эго-комплекса могут активироваться, например, пробуждая воспоминания. Или что-то произошло, и возникла сильная эмоция, положительная, например, когда вы видите старого друга, которого не видели много лет, и вас накрывают приятные, давно забытые воспоминания. Но могут возникнуть и отрицательные эмоции, например, когда вас грубо толкает незнакомец, и вы переполняетесь гневом. Оба являются результатом комплексов в психике и теле, потенциально вызывающих диссоциированную реакцию.

Практикующим специалистам, важно осознавать, что это нормальные реакции, хотя и возможно дезадаптивные.

Загрузка...