Для обустройства русской армии на невских берегах и строительства здесь крепости выбрали небольшой остров Люст Хольм, что переводится как «Веселый остров». Его второе название – Янисаари, что значит «Заячий». Легенда гласит, что государь Пётр Алексеевич, положив крестом дёрн, приказал в этом месте копать небольшую яму. В этот момент над Петром появился орёл и стал кружить над Заячьим островом, что присутствующие отметили как важный знак. Когда яма была готова, в неё положили каменный ларец, и царь Пётр собственноручно поместил в него золотой ковчег с мощами святого Андрея Первозванного. Яму с ларцом накрыли каменной плитой с надписью «От воплощения Иисуса Христа 1703 г., мая 16, основан царствующий град С.-Питербурх Великим Государем Царем и Великим Князем Петром Алексеевичем, Самодержцем Всероссийским».
Заячий остров
Так началась история блистательного Санкт-Петербурга.
После торжественных событий 16 мая солдаты в короткий срок возвели на Заячьем острове земляные насыпи – бастионы, на которые поставили пушки. Сам царь не только следил за фортификационными работами, но и принимал участие в проектировании крепостных сооружений. В дни, когда государь отсутствовал, за строительными работами следили А.Д. Меншиков, Г.И. Головкин, Н.М. Зотов, Ю.Ю. Трубецкой и К.А. Нарышкин. Их именами впоследствии назвали бастионы крепости, а в честь самого Петра I возвели Государев бастион.
Из земли возводили куртины (стены), соединяя бастионы в замкнутую цитадель. Куртины также получили свои имена: Петровская, Невская, Екатерининская, Васильевская, Никольская и Кронкверкская.
Уже в 1706 г. крепость почти построили, но пока только в дереве, с земляными насыпями, что делало её уязвимой для современной вражеской артиллерии. В мае 1706 г. начались работы по перестройке Петропавловской крепости (Заячий остров) из деревянной в каменную.
Небольшие участки стен разбирали, в этом месте забивали сваи и готовили фундамент для устройства стены из камня и кирпича. За время реконструкции Петропавловской крепости, которая продлилась до 1740 г., было забито около 40 тысяч свай и отсыпано огромное количество грунта. Стены крепости двойные: наружные, или эскарповые, достигают 8 метров; внутренние, или валганговые – около 2 метров, а толщина доходит до 20 метров. Пустое пространство между каменными стенами засыпали землёй, щебёнкой и песком. В боковых частях бастионов (фланках) сделали казематы.
План Петропавловской крепости
За всеми работами в крепости следил швейцарский архитектор Доменико Трезини, приглашённый царём и ставший первым профессиональным зодчим нового русского города.
Для защиты с севера инженеры устроили небольшой пролив и земляной кронверк (вспомогательное укрепление) и кавальер (вспомогательное сооружение внутри бастиона). Боевую мощь кронверку обеспечивали 78 орудий, установленных на земляных валах.
В 1731–1733 гг. дополнительно построили несколько вспомогательных крепостных сооружений – равелинов, расположенных впереди куртины, между двумя бастионами, для защиты крепостных ворот и куртины.
Петропавловская крепость лишь в самом начале своей истории успела немного повоевать с неприятелем – шведской армией. Но тогда враг был разбит, и крепость больше в боях не участвовала.
Некоторое время крепость использовалась в качестве государственной тюрьмы, и начало этому положил её основатель Пётр I: в каземате Трубецкого бастиона содержали царевича Алексея, сына самодержца.
В 1825 г. в Секретном доме Алексеевского равелина содержались декабристы – участники восстания на Сенатской площади. Около тысячи арестованных мятежников прошли через эти тюремные камеры. На территории Кронверка власти повесили вождей декабристов: П.И. Пестеля, К.Ф. Рылеева, П.Г. Каховского, М.П. Бестужева-Рюмина и С.И. Муравьёва-Апостола.
Практически весь XIX в. Петропавловская крепость оставалась главной политической тюрьмой России, а последними заключёнными этой страшной темницы стали министры Временного правительства и невинные горожане, расстрелянные ВЧК в годы красного террора.
Познакомимся со зданиями и сооружениями Петропавловской крепости. Со стороны Троицкой площади в крепость ведёт Иоанновский мост, до 1887 г. называвшийся Петровским. В этом месте в 1705 г. находилась первая в истории нашего города переправа – наплавной плашкоутный (понтонный) мост, просуществовавший всего один год. С возведением Иоанновского равелина и сооружением к 1740 г. Иоанновских ворот к ним построили постоянную, существующую и поныне, переправу.
Вход на территорию крепости оформлен в виде высокой украшенной глубоким рустом арки – Иоанновских ворот., Над замковым камнем надпись: «1740 год» – тут указан год окончания строительства крепости. Края пилонов постройки декорированы двойными пилястрами, сложный барельеф из воинских доспехов, оружия и знамён украшает фронтон сооружения. Автором Иоанновских ворот выступил военный инженер Б.Х. фон Миних.
Петропавловская крепость
Ворота расположены в части крепости, называемой Иоанновским равелином, который сооружён в 1731–1740 гг. В наши дни в стенах равелина размещён Музей ракетной техники – Газодинамическая лаборатория, – открытый в 1973 г.
Далее внутрь крепости ведут ещё одни – знаменитые Петровские – ворота. Это единственное триумфальное сооружение петровского времени в Санкт-Петербурге, один из самых стильных памятников той эпохи.
Монументальные 16-метровые Петровские ворота имеют длину проезда 20 метров. Их верхняя часть украшена превосходными барельефами: на фронтоне – композиция «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром»; выше, на фронтоне аттика, – горельеф «Благословляющий Саваоф», держащий сферу; волюты украшены барельефами с воинскими доспехами.
Центральный барельеф с библейским сюжетом имеет размеры 4,9 × 3,35 метра и выполнен в дереве резчиком Конрадом Оснером. По мнению многих историков, барельеф Петровских ворот является самым значительным произведением немецкого мастера.
С общественно-политической точки зрения начала XVIII столетия, сцена, которую мы видим на барельефе, трактуется так: российский государь Пётр I низвергает шведского короля Карла XII с «высоты ложного величия непобедимости». На завоёванных землях царь-победитель основывает новый город с неприступной крепостью и величественным храмом. Сюжет передает в символической форме победу России в Северной войне. На барельефе присутствует фигура полководца, которую можно толковать как изображение самого государя.
На других барельефах изображено множество воинских доспехов; в нишах, по обе стороны от арки, установлены скульптуры Афины Полиады (Минервы) и Афины Паллады (Беллоны). Над пролётом арка украшена гербом России. В августе 1720 г. свинцовую скульптуру двуглавого орла весом 1096 кг работы литейщика Франсуа Вассу установили на ворота взамен прежней недолговечной, изготовленной из алебастра.
Петровские ворота Петропавловской крепости – первый памятник военным подвигам России из воздвигнутых в нашем городе, и они дошли до нас в изначальном виде первой половины XVIII столетия.
Та часть крепости, где устроены ворота, называется Петровской куртиной, и была она построена в 1717–1719 гг. архитектором Д. Трезини. К её казематах размещались Артиллерийская и Инженерная роты, квартиры офицеров и склад провианта. В 1826 г. здесь находились в заключении участники восстания декабристов.
С правой стороны находится Меншиков бастион, возведённый архитектором Д. Трезини. В 1752 г. инженер В. Сипятин пристроил к сооружению каменный пандус для подъёма орудий и боеприпасов. В разное время здесь располагались пороховой погреб и оборонительные казематы, которые использовали позднее как кузницу и склад. Слева от входа находится Государев бастион, на котором выставлена коллекция пушек. Государев бастион строился под наблюдением государя Петра Алексеевича, и именно здесь подняли крепостной флаг.
К Государеву бастиону примыкает Невская куртина с гранитной Комендантской пристанью и Невскими воротами, которые прозвали «воротами смерти» – через них выводили политических заключённых на смертную казнь и узников для посадки на корабль при отправке в Шлиссельбургскую крепость. Устройство ворот в этой части крепости началось после 1730-х гг., а полностью работы завершились в 1787 г. при участии архитектора Н.А. Львова. Невские ворота квадратные: высота сооружения – 12 метров, ширина – 12,2 метра. По фасаду портика с двух сторон от арки выделяются парные тосканские колонны из светло-серого гранита. На широком фронтоне установлен рельеф с изображением якоря, пальмовых ветвей и ленты; крыша украшена по краям гренадами об одном огне.
Далее находится центральный Нарышкин бастион с каменной башней и флагштоком. С 2000 г. на башне возобновлена традиция подъёма крепостного флага. С Нарышкиным бастионом связана петербургская традиция ежедневного полуденного выстрела – с 1736 г. здесь находилась специальная «вестовая» пушка.
С противоположной стороны, у Кронверка, Меншиков бастион продолжен Кронверкской куртиной и Головиным бастионом. Куртина (как и бастион) строилась в 1708–1709 гг. архитектором Д. Трезини взамен земляного укрепления. На территории Головкина бастиона в 1731–1733 гг. инженер Миних построил кавальер – вспомогательное крепостное сооружение для обороны внутри крепости. Постройка получила название «Кавальер Анны Иоанновны». В 1836 г. его стены перестроили и оформили в классическом стиле для Артиллерийского цейхгауза.
С северной стороны Петропавловской крепости находятся Никольская куртина с одноимёнными воротами и Зотов бастион с потайным выходом из крепости. Васильевская куртина примыкает к Алексеевскому равелину. Со стороны главной водной артерии города расположены Екатерининская куртина и Трубецкой бастион, ещё с первой четверти XVIII в. использовавшийся как тюрьма. Сейчас в стенах бастиона открыта музейная экспозиция, посвящённая главной политической тюрьме России 1872–1921 гг.
Со стороны Васильевского острова находится упомянутый нами Алексеевский равелин и прежде стоял знаменитый Секретный дом – ныне не существующее тюремное здание на двадцать одиночных камер. Кто только ни сидел в них. Здесь умерла знаменитая княжна Тараканова, в разное время в камерах Секретного дома томились писатели А.Н. Радищев и Ф.М. Достоевский, покоритель Кавказа генерал А.П. Ермолов, адмирал П.В. Чичагов, философ М.А. Бакунин. Заключённым Секретного дома был террорист-революционер Нечаев. В 1893 г. тюрьму снесли, а на её месте построили здание архива.
От Петровских ворот проходит главная аллея, по которой можно пройти на Соборную площадь, к собору Святых апостолов Петра и Павла (Петропавловская крепость, Соборная пл., 1) – жемчужине стиля барокко, творению архитектора Доменико Трезини.
Церковь в крепости начали строить сразу с возведением стен фортификационного сооружения, и уже 1 апреля 1704 г. небольшой деревянный храм был освящён. Его выделяли три высоких шпиля, расписанных под мрамор и непривычных для русской церковной архитектуры. В 1712 г. начинается работа по возведению в крепости каменного храма по проекту архитектора Д. Трезини. Огромный для своего времени (общая его высота составляла 122,5 м, высота шпиля – около 55 м), Петропавловский собор строился долго и был освящён только в 1733 г.
Петропавловский собор
По своей композиции Петропавловский собор близок к базилике, алтарная часть вынесена в прямоугольную пристройку, над противоположной частью устроена знаменитая шпилеобразная колокольня, её строитель – Герман фон Болес.
Общая архитектура этого храма петровской эпохи носит светский характер и характерна для построек того времени.
В 1720 г. из Голландии для колокольни собора привезли куранты стоимостью 45 тыс. руб., которые погибли в огне 1756 г. Вторые часы изготовил О. Красс в 1760 г. – в начале каждого часа они выбивали мелодию «Коль славен наш Господь».
Иконостас Петропавловского собора, созданный выдающимся русским мастером Иваном Петровичем Зарудным, является настоящей жемчужиной резного искусства первой половины XVIII в. Величественное сооружение богато украшено многочисленными скульптурами и колоннами коринфского ордера, центральная часть с Царскими вратами сделана в виде высокой арки, перекинутой с пилонов. Настенная живопись выполнена несколькими русскими живописцами, среди которых упомянем имена Ивана Никитина, Василия Ерошевского и Андрея Матвеева.
Захоронения в помещении Петропавловского собора (Петропавловская крепость, Соборная пл., 1) стали производиться довольно рано – в 1708 г. здесь упокоилась царевна Екатерина Петровна, дочь государя, умершая во младенчестве. В 1718 г. в ещё строившемся каменном соборе похоронили и его сына, царевича Алексея.
С похорон императора Петра I в соборе установился определенный порядок устройства могил. Под полом на глубине 2,5 метра готовилась яма со стенами из кирпичей. В этот своеобразный склеп опускали гроб с умершим членом императорской фамилии, сверху укладывали плиту, которая служила перекрытием, а над могилой, в соборе, возводили красивое надгробие.
Над могилой Петра I находился образ апостола Петра, рядом располагалась икона «Положение во гроб» работы художника Риццони. На стене висел турецкий адмиральский флаг, отбитый нашим флотом в Чесменском сражении, который императрица Екатерина II торжественно возложила на саркофаг императора Петра I в день его рождения в 1772 г. Кроме того, гробницу украшала золотая медаль с петровским профилем и надписью «От благодарного потомства» – подарок города императору Александру I к 100-летнему юбилею Петербурга, который отмечали 16 мая 1803 г. По стенам храма было развешано большое число знамен, щитов и ключей от завоёванных городов, что в прошлом являлось замечательной русской традицией.
Надгробие Петра Великого в Петропавловском соборе
Великокняжеская усыпальница
К северной стороне собора Петра и Павла примыкает Великокняжеская усыпальница, пристроенная в 1897–1908 гг. архитекторами Д.И. Гриммом, А.И. Томишко и Л.Н. Бенуа. Здание с богатой отделкой предназначалось для захоронения некоронованных членов Российского императорского дома, герцогов Лейхтенбергских и светлейших князей Романовских. В архитектуре этой постройки прослеживаются следы позднего ренессанса, в обустройстве интерьеров в большом объёме применялись сердобольский гранит и белый итальянский мрамор. Колонны усыпальницы выполнены из тёмного лабрадора. В восточной части некрополя ранее стоял резной мраморный иконостас, который не сохранился. По эскизу Н.А. Бруни в 1906 г. в Германии был изготовлен алтарный витраж «Воскресение Христово». Под полом запроектировано 60 бетонных склепов глубиной до 3,2 метра. В настоящее время в усыпальнице 17 захоронений.
Из других достопримечательностей крепости отметим необычный бронзовый памятник Петру I, открытый 6 июня 1991 г. напротив Комендантского кладбища. Скульптуру создал ещё в начале 1980-х гг. известный русский скульптор М.М. Шемякин. Памятник высотой 190 сантиметров отлит в Соединенных Штатах и передан в дар городу.
М. Шемякин. Памятник Петру I
Петербургский монетный двор
На Соборной площади Петропавловской крепости выстроен небольшой павильон с белыми колоннами и скульптурой Навигации на крыше. Это Ботный домик – специальное сооружение для хранения ботика царевича Петра Алексеевича, на котором будущий царь плавал по московской речке Яузе и Переяславскому озеру. В 1762–1766 гг. архитектор А.Ф. Вист построил этот павильон в стиле барокко, и в 1767 г. в нём установили бесценную реликвию петровского времени. Ботик находился здесь до 1940 г., затем его передали в Центральный военно-морской музей, а в павильоне в 1997 г. установили точную копию исторического судна. Упомянутая статуя Навигации создана скульптором Д.И. Иенсеном и установлена на крыше павильона в 1891 г.
Есть в Петропавловской крепости и необычное предприятие – Петербургский Монетный двор. Его перевели из Москвы в 1724 г. Тогда для производства денег приспособили помещения двух бастионов – Нарышкина и Трубецкого, где двор и проработал до конца XVIII в. В 1796–1805 гг. на площадке перед Васильевской куртиной архитектор Антонио Порто построил специальное здание в стиле классицизма, куда Монетный двор переехал и где находится до настоящего времени. С 23 мая 2003 г. на Петербургском Монетном дворе открыт музей.
От Троицкого моста начинается Петровская набережная. Её устройство и облицовка гранитом проходили в начале XХ в. по проекту архитектора Л.И. Новикова и инженера Ф.Г. Зброжека. Линию берега тогда выровняли и отсыпали, отобрав у реки место для суши. У домика Петра I (Петровская наб., 6) сооружён гранитный спуск к воде, и его украшают фантастические существа из гранита – полульвы-полулягушки «Ши-Цза». Их привезли в наш город из Китая (Маньчжурии) в 1907 г.
Домик Петра I
Ши-цза
Лев под лапой держит шар – символ знаний и исполнения желаний, львица (вторая скульптура) придерживает лапой львёнка. Лев в китайской мифологии является защитником закона и стражем сакральных сооружений (храма, кладбища, дворца). Это символ могущества, царской власти и успеха. Высота скульптур – 4,5 метра, вес – 2,5 тонны, автором постаментов для них выступил архитектор Л.Н. Бенуа.
Напротив, через дорогу, можно видеть небольшой зелёный садик, скрывающий от нас одну из самых ценных построек города – Домик Петра I. Это первое жилище неутомимого царя и одно из первых зданий нашего города. Постройка в виде избы срублена солдатами из сосновых брёвен 24–26 мая 1703 г. В те далёкие годы дом, по желанию Петра, стоял у самого берега реки. Его планировка крайне простая – две светлицы (кабинет и столовая) разделены сенями и спальней. В кабинете царя стояли токарный станок, два шкафа и два больших комода.
Снаружи домик покрыли дощечками (гонтом) в виде черепицы бирюзового цвета, а стены раскрасили красками под кирпич, как это принято в Голландии. Посередине крыши установили деревянную мортиру, по сторонам которой прикрепили две бомбы с горящим фитилем (гранады), также из дерева. В 1846 г. для сохранения бесценной исторической постройки по проекту архитектора Р.И. Кузьмина над ней построили павильон, закрывший ценное деревянное здание от воздействия сырости. Позднее вокруг павильона с домиком поставили узорчатую металлическую ограду. С 1930 г. здесь работает Историко-мемориальный музей петровской эпохи. Перед домиком в 1875 г. открыт памятник Петру I работы скульптора П.П. Забелло.
Троицкая площадь Санкт-Петербурга является самой старой частью нашего города. Здесь в 1703 г. возник первый административный центр строящейся новой столицы Российской империи, и в этом месте появились первые городские постройки – Домик Петра I, церковь Святой Троицы и рядом Петропавловская крепость.
На площади в начале XVIII столетия располагались следующие учреждения: Сенат, Синод, коллегии (правительство), Гостиный двор (первый в Петербурге), рынок, таможня, типография.
После переноса в 1730-х гг. центра города в район нынешней Дворцовой площади Троицкая площадь утратила своё былое значение и не развивалась, как остальные районы Санкт-Петербурга. В начале XIX столетия здесь проходили городские праздники, устраивали смотры войск и парады. В 1844–1845 гг. рядом с площадью появляется обширный Александровский парк, но сама Троицкая площадь и примыкающие к ней районы осваиваются плохо. Быстрое развитие территории Петроградского района, в том числе и Троицкой площади, приходится на конец XIX – начало XX в. В 1897–1903 гг. французская фирма «Батиньоль» возводит Троицкий мост, который выходит к площади. Сквер здесь был разбит уже в новое время, в 1948 г., по проекту архитекторов Н.В. Баранова и О.И. Гурьева.
Троицкая площадь
Соловецкий камень
В 1990 г. на площади появился закладной Соловецкий камень в память репрессированных по политическим мотивам россиян. Памятник «Узникам Гулага» создан художниками Е.И. Ухналевым и Ю.А. Рыбаковым и установлен на площади 2 сентября 2002 г. К 300-летию со дня основания города ближе к набережной построили часовню во имя Пресвятой Троицы, в память о первом православном храме нашего города, разобранном в 1933 г. Авторы проекта часовни – архитекторы А. Кицула, А. Михалычев и Г. Рыбаков.
Два здания выступают своеобразным фоном Троицкой площади. Здание с мощной колоннадой в стиле национального ампира сооружено в 1955–1956 гг. по проекту архитекторов О.И. Гурьева, Я.Н. Лукина и А.П. Щербенка специально для проектного института, причём в части дома устроены квартиры сотрудников этого учреждения. Соседний дом принадлежал Обществу бывших политических каторжан и ссыльнопоселенцев и построен в 1931–1933 гг. архитекторами ГА. Симоновым, П.В. Абросимовым и А.Ф. Хряковым. В доме в стиле конструктивизма устроено двести двух- и трёхкомнатных квартир, а также зрительный зал и столовая для жителей. Столовая была предусмотрена потому, что в доме отсутствовали кухни. Но позднее дом реконструировали, и в квартирах появилось отдельное помещение для приготовления пищи.
Среди утраченных храмов Санкт-Петербурга значится и первая городская церковь – Троицкий собор (адрес до утраты: Троицкая площадь), построенный самим царём Петром I Алексеевичем в мае 1703 г.
Троицкий собор стоял ранее на Троицкой площади – его место ныне занимает проектный институт. История этого храма трагична, а его образ сохранился лишь на старых фотографиях.
После закладки города и начала строительства Петропавловской крепости на Заячьем острове на освобождённой от леса суше поставили деревянный дом для государя и деревянную церковь, которую освятили в честь Святой Троицы.
Считается, что церковь стала вторым зданием нового города после дома Петра I, сохранённого на Петровской набережной.
Как точно выглядел храм в начале XVIII в., сказать довольно сложно. В первые годы жизни Санкт-Петербурга эта была простая изба в виде вытянутого прямоугольника, на крыше которой располагался шпиль – Пётр Алексеевич любил этот элемент европейской архитектуры.
Один факт можно считать неоспоримым: в 1703 г.
Троицкий собор являлся главным и, конечно, единственным православным храмом на берегах Невы. В нем молился царь перед решающими битвами, здесь на первых порах проходили и важные заседания русского правительства.
Напротив Троицкого собора кипела работа по возведению крепостных стен – строилась Петропавловская крепость. Нужно сказать, что для гарнизона строящейся крепости вскоре возвели собственную деревянную церковь, освятив её во имя Апостолов Петра и Павла. На месте этого храма ныне стоит знаменитый каменный Петропавловский собор. Пока его строили, храм Святой Троицы на некоторое время официально стал главным в Санкт-Петербурге – с 30 мая 1714 г. все торжественные и государственные службы проходили в нём. Напомню, что в этот день в торжественной обстановке заложили крепостной собор по проекту Д. Трезини.
Несмотря на то что в Петербурге в 1703 г. храмов стало два, Троицкий собор оставался любимым у государя Петра Алексеевича, он охотно посещал его, становясь иногда на место священника и ведя службу.
Троицкий собор с гравюры 1716 г.
Сразу возникла одна трудность – небольшие размеры храма не позволяли проводить масштабные государственные богослужения. Решение нашли быстро, и царь приказал реконструировать первую городскую церковь. В том же году храм расширили, пристроив с северной и южной сторон дополнительные приделы. С западной стороны к старому зданию пристроили большую трапезную, над которой возвели двухъярусную колокольню с открытыми ярусами звона в виде больших арок. Под колокольней находился и главный вход с крыльцом, традиционно прозванным в народе «красным». В праздничные дни на красном крыльце стояли государь и придворные, а также отсюда оглашались важные правительственные указы.
В итоге храм получил форму креста и колокольню с высоким «голландским» шпилем. Отдельных изображений собора начала XVIII века не осталось, но на некоторых гравюрах можно хорошо рассмотреть его в общей панораме города.
Из Москвы привезли куранты, снятые с Сухаревой башни, и каждый час над Петербургом разносились звуки мелодии «Господи, помилуй». Второй достопримечательностью обновлённого Троицкого собора стал большой шведский трофейный колокол из города Або.
В те годы район вокруг храма, получивший позднее название Троицкой площади, считался центральным в городе – здесь располагались правительственные здания, Сенат, двухэтажный Гостиный двор с таможней. Тут же, на площади, заседал Синод, находились оружейный двор и синодальная типография. По приказу царя здесь поставили высокий обелиск, вокруг которого устраивались разного рода увеселительные мероприятия. Так что площадь служила и местом развлечения немногочисленных пока горожан.
Знаменитый государственный деятель петровской эпохи Феофан Прокопович в «Истории Петра Великого» в 1713 г. писал: «…здесь на превеликой площади церковь, во имя Святые Троицы, построена, деревянная… и многое народу число вмещающая; в сем храме Государственные совершаются молебны и благодарения, и в сем же кавалерия святого апостола Андрея, храбрым мужам празднественно даете…».
Собор нередко становился местом официальных торжеств, в частности, в храме проходило награждение высшей наградой Российского государства – орденом Святого Андрея. В Троицкой церкви отмечали Полтавскую победу и Ништадтский мир. Здесь служили торжественный молебен по случаю возвращения Петра из-за границы. В Троицком соборе Петра I официально провозгласили первым российским императором.
Каждое воскресенье царь с семьей присутствовал на службе.
После смерти первого императора и императрица Екатерина I, и император Пётр II, и императрица Анна Иоанновна приносили присягу в Троицком соборе. В храме торжественно отмечали восшествие на престол очередного монарха.
Учитывая значимость Троицкого собора, власти решают в 1732 г. возвести его в камне, заменив деревянную недолговечную постройку. Петербургские архитекторы М.Г. Земцов и П.М. Еропкин составляют проекты нового собора, но каменного храма на Троицкой площади так и не появилось. А деревянный храм оставался действующим всю первую половину XVIII в.
Со временем собор начинают преследовать несчастья. В 1742 г. власти решили полностью разобрать пришедшее в ветхость здание и построить на его месте новое. По указанию императрицы Елизаветы Петровны новый деревянный собор должен был полностью соответствовать старому, построенноному при её отце.
Строительные работы по восстановлению собора вели И.И. Сляднев и Х. фан Болес, и через три года деревянное здание церкви было полностью готово. Некоторые иконы для иконостаса написали художники М.Л. Колокольников и И.Я. Вишняков, хотя бόльшая часть образов перешла в новый собор из старой церкви.
Летом 1745 г. в торжественной обстановке освятили придел Преподобного Харитона, через год, в присутствии её величества императрицы Елизаветы Петровны, прошло освящение и главного престола в честь Святой Троицы.
В 1750 г. страшный пожар полностью уничтожил деревянную постройку. Погибли древний иконостас с иконами, все колокола и знаменитые куранты. И вновь императрица Елизавета Петровна решает возобновить церковь, что и было сделано к 1756 г. На этот раз идут иным путём – на Троицкой площади решают установить деревянный храм, с 1725 г. стоявший на месте третьего Летнего дворца. Храм, разобранный ранее, перевозят на Троицкую площадь и собирают под руководством архитектора С.А. Волкова.
Этот второй по счёту храм не имел ничего общего с первоначальным ни в архитектуре, ни в своём убранстве. Здание состояло из центрального объёма с одним куполом и пристроенной к нему двухъярусной колокольней, в которой располагался главный вход в храм. Фасады церкви украсили немногочисленными колоннами и пилястрами, и хотя архитектурной достопримечательностью храм не стал, тем не менее все последующие годы он был важным духовным центром столицы, хранившим некоторые святыни, связанные с именем основателя Петербурга.
В Троицком соборе перед иконой святого Апостола Петра находилось паникадило из слоновой кости о семи рожках, выточенное самим царём Петром I. На это указывала памятная надпись, выбитая на металлическом ободке: «паникадило сие работы и трудов государя императора Петра Великого». На аналое у иконы Святой Троицы располагался укрытый стеклом небольшой образ Благовещения Пресвятой Богородицы, высеченный из мрамора. Последней царской реликвией из числа хранившихся в Троицком соборе стала небольшая круглая коробочка из слоновой кости для ладана.
Кроме вещей, прямо связанных с Петром I, в храме бережно сохраняли множество предметов первой четверти XVIII столетия. Молдавский господарь Кантемир завещал храму знамя из зелёного шелка с изображением Божией Матери и ангелов, а также крест из пальмового дерева работы афонских монахов с виртуозной резьбой сцен из Священного Писания. Это знамя, свидетель Азовских походов, поместили в большую позолоченную рамку и вывесили справа от входа в храм. Памятная табличка сообщала: «знамя, бывшее в войсках государя императора Петра I во время Азовских походов».
В июне 1756 г. храм освятили, и по этому случаю императрица Елизавета Петровна подарила туда шитую золотом бархатную сень.
Из храмовых икон особым почитанием пользовался образ Греческой, или Андрониковой, Богоматери, появившийся в России в 1821 г. По преданию, не подтверждённому историческими документами, эта икона размером 33 × 24 сантиметра написана евангелистом Лукой и долгое время находилась в греческом монастыре города Монемвасия. После разрушения этой обители турками Богоматерь вывезли в нашу страну, и с 1868 г. она выставлялась в Троицком соборе слева от алтаря, на специальном мраморном пьедестале.
Троицкий собор неоднократно ремонтировали. В 1802–1805 гг. архитектор Л. Руска капитально перестраивал историческое здание. В 1824 г., после наводнения, архитектор П.С. Филиппов руководил срочными ремонтными работами. В 1875–1876 гг. под руководством архитектора Е.Е. Аникина укрепляли фундаменты храма и обновляли интерьеры церкви. Живописные работы внутри храма провел художник А.Е. Бейдеман.
Среди членов прихода постоянно возникали идеи строительства величественного каменного храма на месте Троицкого собора или рядом с ним. Казалось, что только так можно увековечить память о первых постройках города. Судьба, однако, распорядилась так, что ни один из проектов не был воплощён в жизнь.
Вопрос о новом строительстве возник через десять лет, после страшного пожара 7 февраля 1913 г., когда огнём уничтожило крышу с куполом и колокольню.
Священный синод объявил о сборе денег на сооружение нового Троицкого собора, а в столице был организован строительный комитет во главе с одним из великих князей. Говорили тогда о возможности передачи храма подворью монастыря и о других вариантах решения судьбы нового Троицкого собора.