Планета 6. Дельфина – арт-медиатор

На маршруте: Бедейяк – Тараскон-сюр-Арьеж (5 км).

Дельфина – гид в пещере Бедейяк, умница и просто красавица. И у нее я тоже не попросил е-мейл. Но по возвращении в Москву нашел ее в Фейсбуке по имени и должности. К сожалению, эта девушка (видимо из скромности) не ответила на моё послание, но вот что нам рассказала ее страничка в Фейсбуке:

Училась на факультете всемирной истории и истории искусств в Тулузе. По окончании работала в музее археологии в Юблейне. Позже перебралась поближе к Пиренеям – в Родез, консультантом по вопросам пребывания в офисе туризма. Потом вновь в Юблейн, с повышением. Но родные места звали к себе. И вот теперь она арт-медиатор в Гроте Бедейяк. Кстати, вам известно, что такое арт-медиатор?

В последние годы прогрессивным трендом в музейном деле стала работа в русле культуры участия. Мы привыкли к тому, что музей – это храм искусства, где работают «возвышенные» люди. Зрители приходят и попадают в подобную ситуацию: мы пришли просвещаться, расскажите нам, что вы знаете. Но сегодня в мире много доступной информации, и даже если экскурсовод знает много, это не всегда гарантирует, что его будут слушать, и с ним будет интересно. Культура участия подразумевает, что музей становится местом, куда люди приходят общаться на равных друг с другом и с музейными сотрудниками. Чем арт-медиатор отличается от экскурсовода? Экскурсовод зачастую доносит до слушателей определенные факты и трактовки и не оставляет пространства для воображения. Но часто произведение искусства пробуждает наше воображение или же освежает какие-то наши личные воспоминания и переживания. Арт-медиатор не дает готовых трактовок, а вступает со зрителями в беседу и создаёт условия, чтобы у зрителя возникли собственные интерпретации произведения искусства.

Задача арт-медиатора – не дать шаблонные мнения о произведении искусства, не проталкивать идеи, а подсказывать, в каком направлении двигаться. Иногда медиатору нужно идти от самых простых вопросов. Например, зритель видит абстрактную композицию. Медиатор спрашивает: «Какой цвет перед тобой? Он радостный или грустный?». Свою интерпретацию можно придумать к любой работе, но у большинства зрителей такой привычки нет. Поэтому им нужна зачастую не помощь экскурсовода, который будет сыпать фактами, а общение с внимательным собеседником. Важно, чтобы, уходя с выставки после общения с арт-медиатором, зритель не просто почерпнул новые знания, а получил для себя что-то вроде инструментария, который ему пригодится в будущем. Грамотные, наводящие, тактичные вопросы арт-медиатора позволяют зрителю чувствовать себя более уверенно в своем следующем общении с искусством.



Чем Дельфина интересуется в свободное время? Вот, перевод отрывка статьи, ссылку на которую она разместила на своей страничке:

Новые генетические исследования изменяют наши представления о воинах-Викингах и о социальной организации обществ прошлого. Вооруженные женщины часто встречаются в мифах Северной Европы, как, например, Валькирии, сопровождающие души воинов в Валгаллу, царство мертвых… Кто бы мог представить, что существование таких женщин-воинов высокого ранга из легенды, может быть доказано с помощью анализов ДНК, проведенных исследователями Уппсальского Университета и Университета Стокгольма (Швеция)! Для исследований взяли человеческие останки из могилы в поселении Бирка, одного из самых известных захоронений Викингов X века, открытые в конце XIX века. Знатный воин в возрасте тридцати лет, был, по сути, были эксгумирован в 1880 году, в окружении его богатого вооружения: меч, нож, копье, стрелы, щиты и лошадей (кобыла и жеребец). Однако доблестный боец, по результатам исследований оказался женщиной. "Это первое официальное подтверждение на генетическом уровне существования женщин-викингов – заявил Маттиас Якобсон, руководитель Отдела биологии Университета Упсалы. "Конечно, некоторые женщины с оружием уже были найдены, но впервые такого ранга, – говорит в этой же статье Шарлотта Хеденстьема-Йонсон из Стокгольмского Университета, руководитель исследования.

Загрузка...