Вместо пролога

…Людей влекут дальние странствия, они мечтают о путешествиях, открытиях, подвигах. Так было всегда, но лишь в XV—XVI веках произошло нечто, позволившее назвать это время эпохой Великих географических открытий.

Пятнадцатый век отмечен стремительным развитием европейских стран и бурным расцветом международной торговли. Купцов и путешественников манили отчасти фантастические, отчасти правдивые рассказы о несметных богатствах и чудесах таинственных далеких стран Востока – Индии, Катая (Китая), Сипанго (Японии) и Островов Пряностей (Молуккские острова). Европейские мореплаватели накопили достаточно большой опыт в мореходном деле. Появились надежные суда – вместительные двух- и трехмачтовые каравеллы с косыми и прямыми парусами, навигационные приборы и карты с подробными очертаниями побережий известных морей. Теперь длительные экспедиции были вполне возможны.

Именно XV век стал ключевым в налаживании контактов между европейскими народами и странами Востока. Долгое время Европа жила довольно замкнуто. Первая серьезная попытка не только наладить выгодную связь с Востоком, но и подчинить его в эпоху Крестовых походов в XI—XIII веках потерпела неудачу: европейцы были вынуждены отступить. Все земли, захваченные крестоносцами, пришлось вернуть мусульманам.

Позднее европейским странам удалось наладить торговлю с Востоком. Оттуда стали поступать товары более высокого качества, чем производились в Европе, такие как атлас, бархат, золотая и серебряная парча, шелк, ввозили искусные ювелирные изделия из серебра и золота, жемчуг и драгоценные камни – изумруды, рубины, алмазы.

Восточные товары стоили очень дорого, ведь привозили их арабские купцы из далекой Индии и еще более далекого Китая. Крупнейшие европейские рудники – в Германии и Чехии – давали в год всего лишь 75 килограммов золота и чуть больше серебра. Этого не хватало для интенсивной торговли с Востоком.

В XIV—XV веках наравне с золотом и серебром мерилом богатства и средством обмена служили пряности: перец, гвоздика, имбирь, ладан, корица, мускатный орех, кардамон и многие другие, к которым европейцы пристрастились еще со времен Крестовых походов. Острые приправы придавали новый вкус пресной, тяжелой и однообразной пище европейцев. Мода на пряности, несмотря на их дороговизну, была широко распространена. Кроме того, пряности использовались в фармацевтике и медицине. Большинство специй вывозилось с далеких Молуккских островов в Индию, где их приобретали арабские торговцы для перепродажи в Египте. Там пряности скупали итальянские купцы, в основном венецианцы и генуэзцы, торговавшие ими по всей Европе. Что и говорить, путь восточных пряностей в Европу был долог, поэтому и цена их была баснословной, нередко стоило целое состояние. По всему выходило, что европейцам выгоднее было самим искать пути в эти сказочно богатые страны.

Настоящей катастрофой для Западной Европы стал рост могущества империи турок-османов, захвативших в 1453 году Константинополь. Сухопутные пути, по которым поступали восточные товары, оказались перерезанными, и цены на пряности, привозимые теперь лишь по морю, резко увеличились. Европейцы вынуждены были искать новые пути в Индию, Китай и, конечно, к Молуккским островам. Первыми отважились на это рискованное путешествие Испания и Португалия, не самые крупные европейские страны. В течение многих веков Пиренейский полуостров находился под властью мавров (арабов). Только к концу XV века христиане сумели изгнать мусульман со своей территории, захватив их последний оплот в Европе – мавританский город-крепость Гранаду, расположенную на самой южной оконечности Пиренейского полуострова. Появились и окрепли Португалия и объединенное королевство Арагон и Кастилия, или Испания.

Многовековая борьба с арабами превратила население этих стран в свободолюбивых, гордых и воинственных людей. В кровопролитных боях с мусульманами закалилось несколько поколений честолюбивых и небогатых дворян – португальских фидалгу и испанских идальго, превосходно владевших всеми видами оружия. В мирное время их энергию и колоссальный боевой опыт необходимо было использовать, иначе они становились серьезной угрозой для еще неокрепшей королевской власти.

По средневековым представлениям, Атлантика не вела никуда: за ней кончалась ойкумена – населенная человеком часть земли. Поэтому плыть на запад было не только опасно, но и бессмысленно. Люди верили, что суша со всех сторон омывается безбрежным Мировым океаном, а Средиземное, Красное, Черное и даже Каспийское моря считались всего лишь заливами этого океана. Обитаемых земель за ним якобы не было и быть не могло! В Море Мрака (так почтительно европейцы величали Атлантический океан) лежит «царство сатаны» – там сгорают занесенные бурями и ветрами корабли. Мало кто решался уходить в Атлантический океан на запад, а если же это случалось – больше никто никогда не встречал отчаянных смельчаков.

На поиск сказочных сокровищ Индии первыми устремились португальцы – они выбрали долгий и нелегкий путь вокруг Африки. Несколько позже попытали счастья испанцы, предпочтя пойти своим путем, не менее опасным, но, как казалось, более коротким.

Загрузка...