Глава 1. Куда поедем? Определяем точки А и Б

Но для начала давайте определимся, что вообще такое профориентация.

Итак, профориентация – это набор разных методов, с помощью которых человек может понять свои склонности, интересы и предпочтения, чтобы выбрать подходящую себе профессию и сферу деятельности.

Из этого определения видно, что говорить мы будем именно о профессиональной деятельности. Это будет наша приоритетная задача, но я не исключаю и даже предполагаю, что вы найдете здесь больше, чем просто профориентацию. Вы глубже исследуете лабиринты своего подсознания и вытряхните все карманы своих старых забытых желаний.

Помимо профессиональных склонностей вы также сможете открыть и другие стороны личности, больше узнать себя и свои желания. Многие после моих консультаций находят новое увлечение и ставят новые цели. Главное – добросовестно выполнять задания, и результат не заставить себя ждать. Помните: это нужно именно вам, вы это делаете для своего собственного счастья. Потому что если вы будете любить свою работу, то вы получите дополнительно примерно 40 часов в неделю удовлетворения жизнью, а это только представьте – 1979 часов в год!

1.1 Точка А и мифы о «любимой работе»

Чтобы наметить точку Б, сначала нужно найти точку А, где мы есть сейчас.

Итак, давайте определимся, что вас конкретно не устраивает на вашей работе и что бы вы хотели поменять. Вы ведь что-то хотите поменять, раз решили почитать эту книгу? Важно понять что – саму деятельность, профессию, сферу или просто работу.

Часто кажется, что не устраивает сама профессия. Но стоит сменить место работы, как все сразу становится хорошо. Просто не нравился начальник, который не умел нормально ставить задачи, или коллеги не уважали. Может, деятельность этой компании не соответствовала ценностям, или сами условия работы не удовлетворяли, масштабы не те, отсутствие перспектив, просто скучно в этом месте. Надо разобраться, что вам не нравится конкретно. А может, просто заработная плата маленькая? Надо, в первую очередь, понять источник боли, чтобы в дальнейшем решать проблему правильными методами.

Как это сделать? Просто спросите себя и запишите чётко и ясно: «А что мне не нравится на моей работе?» Важно именно писать, потому что, когда вы пишите, вы начинаете задумываться и структурировать свои мысли, а это помогает лучше разобраться в себе.

И вот вам первое задание:

Запишите ответ на вопрос – что вам конкретно не нравится в вашей работе?

Например, график работы, начальник, коллектив, условия труда, сами обязанности или какая-то конкретная их часть (писать письма, делать «холодные звонки», принимать претензии от покупателей и т. д.)

Какой должна быть любимая работа

Давайте сразу договоримся, что в этой книге мы будем говорить о работе, а не о хобби. А если мы говорим о работе, то вы должны понимать, что на ней надо работать! Не люблю цитату: «Если вы найдёте любимую работу, то не будете работать ни дня в своей жизни». Она очень многих вводит в заблуждение.

Как бы вы ни любили свою работу, всегда будут дни, когда вы будете все проклинать и захотите все бросить. Когда не будет получаться или кто-то обязательно будет недоволен вашими результатами (клиент или начальник). Вы можете устать, вам будет лень просыпаться рано утром, у вас будет дурное настроение. Но вы должны будете работать несмотря ни на что, вам за это платят деньги, в конце концов. Никому не интересно, есть ли у вас сегодня настроение или желание работать. И неважно, на себя вы работаете или на работодателя. Потому что даже если у вас свой бизнес и вы будете работать только исходя из своего настроения, ничего хорошего точно не выйдет. Любая работа должна быть системной.

Сейчас идёт модная тенденция на состояние абсолютного счастья – картинки в интернете, стереотипы о лёгкости и беззаботности жизни. Такой Неверленд из сказки про Питера Пэна, где нет никаких проблем. Оставьте это в детстве. Здесь только суровая реальность и только хардкор. Взрослая жизнь трудна, именно от слова «труд». Даже на самой любимой работе трудностей вряд ли удастся избежать.

Многие смотрят на фотографии, на которых фрилансеры работают с ноутбуком у моря, попивая свежий фреш. И хотят так же. Но если узнать всю правду, то не так уж она и сладка, как этот напиток в их бокалах. А порой еще сложнее настроиться на работу в такой обстановке. Многим людям в офисе работать проще и удобнее – пришел, и всё располагает к работе, ничего не отвлекает.

Так что тогда отличает любимую работу от нелюбимой? Какой критерий нам подскажет, что работа та самая? Это удовлетворение от того, что вы делаете. Вы понимаете, что находитесь на своем месте, потому что вам интересны задачи, вы хотите развиваться и улучшать свою деятельность. Вам этого реально хочется! Вам не все равно. Вы чувствуете свою склонность к этой деятельности, у вас получается, вы видите свои результаты, и вас они радуют. Вы чувствуете, что используете свой потенциал и талант по назначению, не зарывая его в землю. Только так и приходит то самое чувство самореализации.

Я не устану повторять, что стремиться к тому, чтобы ваша работа всегда вам нравилась, была всегда интересной, каждый день радовала и приносила сплошное удовольствие – это утопия!

Ведь что такое радость от работы? Это не сплошное веселье, это внутреннее чувство гармонии и удовольствия, которые возникают, когда вы делаете то, что важно для вас, и когда вы получаете от этого удовлетворение.

А вот как узнать, что твое, а что нет, и в какой деятельности ты будешь чувствовать себя наиболее комфортно – вопрос, конечно, насущный.

Здесь есть несколько вариантов. Можно пройти профориентацию, можно прислушаться к себе и наблюдать за собой, а можно просто начать пробовать.

В этой книге мы будем обсуждать все варианты.

Хочу отметить, что есть работа и профессия, а есть дело по душе, которое может быть с ними никак не связано. И далеко не всегда имеет смысл уходить с работы и делать то, что нравится. Не обязательно дело по душе надо связывать с деньгами, иногда они только мешают получать удовольствие в таком деле. А работа как раз может приносить хороший доход для обеспечения вашего дела всей жизни. Тогда важно, чтобы она была для вас более-менее приемлемой и соответствовала вашим ценностям. И относиться стоит к ней так, что вы работаете ради денег, которые помогают реализовывать себя и свои желания. Например, быть организатором важного социального движения, шить красивых кукол, покорять вершины гор, играть в музыкальной группе.

Если в вашей работе больше плюсов, чем минусов, то вам невыгодно её менять хотя бы до того времени, когда вы сможете зарабатывать на любимом деле. И если вам заниматься этим не совсем в тягость, то можно найти ресурс и мотивацию в том, что есть на данный момент.

Так, например, можно использовать принципы икигай и хюгге.

Икигай

«Мы едва могли дождаться утра, чтобы снова приступить к работе», – говорил Уилбур Райт, изобретатель самолёта. Только представьте, какая у человека мотивация и любовь к своей деятельности!

Задумайтесь, а для чего вы ходите на работу? Кто-то удивится, но даже деньги не всегда мотивируют вставать утром и идти трудиться, что уж тут говорить про радость и вдохновение.

Но давайте поговорим о вашей мотивации. И как нам помогут в этом японцы. Наверняка многие слышали про их особую философию жизни – икигай. На русский язык это переводится как «то, что придаёт смысл жизни и заставляет нас с радостью просыпаться по утрам». Это может быть хобби, профессия или семья.

Если человек нашёл свой икигай, то он может забыть о депрессии и выгорании, потому что вместе с икигай он находит внутреннюю гармонию и душевный покой. Он может получить удовлетворение, радость и осознанность в любых делах, каждый день.

Человек любой профессии и с любым достатком может быть абсолютно счастливым, если найдёт свой икигай. А ещё это умение адаптироваться к любым обстоятельствам в любой среде.

В чём для нас может быть польза от икигай? Находить радость в мелочах!

Необязательно сама работа должна доставлять вам удовольствие, но это могут быть повседневные приятные ритуалы: утренний кофе перед началом рабочего дня, прогулка пешком до или после работы в хорошую погоду, обеденный перерыв с коллегами, общение с постоянными клиентами, чтение приятных отзывов или даже утреннее солнце из окна вашего офиса.

Пусть это мелочи, но из них и состоит жизнь. Отмечайте, что вам нравится, от чего вы получаете удовольствие и что вас радует. Возможно, это будут совсем пустяки, но вы сможете ходить на работу с радостью ради таких вот простых, но приятных моментов. Это один из принципов икигай – осознанно находить радость в мелочах.

Ещё один интересный принцип – «кодавари», так называемый личный стандарт, проявление чувства гордости за то, что делаешь. Это особое отношение к своему делу, заключающееся в том, что человек уделяет пристальное внимание мелочам и стремится во всём усовершенствовать свою деятельность.

Он говорит о необходимости всегда стараться усовершенствовать систему, не зацикливаясь на прошлом опыте и традициях. Именно эта концепция и определяет уникальность высокого качества всего японского производства.

Принцип «кодавари» подразумевает идеальное выполнение своей работы, а также стремление сделать её совершеннее. Тогда-то и появляется настоящая гордость за своё дело и за свой результат, который не может не мотивировать на дальнейшую работу. И такое дело бывает любого масштаба – от продажи товаров на кассе до разработки высокотехнологичного оборудования.

«Быть в состоянии потока» – тоже важное составляющее икигай. Это умение быть здесь и сейчас, это превращение процесса работы или творчества в источник радости и удовлетворения. Когда вы настолько вовлечены в свою деятельность, что она становится самоцелью. Если вы в потоке, вы работаете не для награды, одобрения и похвалы. Даже заработная плата не является самым главным стимулом в работе. Вы работаете, потому что сама деятельность приносит вам удовлетворение. Тогда и рутинные обязанности могут стать более приятными.

Ведь почему мы часто теряем интерес к работе или другой деятельности? Потому что слишком часто делаем что-то в жизни для выгоды, награды, одобрения или поощрения. А если не получаем этого, то, соответственно, пропадает мотивация. Нас прикормили грамотами, наградами, премиями, хорошими отзывами и прочими «плюшками».

Ведь далеко не всегда вы сразу же получите свою награду. Вспомните хотя бы великих художников – многих признали только посмертно. Но, если для вас сам процесс является источником радости, вдохновения и гордости, это и будет самой главной вашей наградой и мотивацией – не внешней, а внутренней.

Кен Моги в своей книге «Икигай. Смысл жизни по-японски» пишет: «Музицируйте, даже когда никто вас не слушает. Пишите картины, даже когда никто на них не смотрит. Сочините историю, которую никто не прочтёт. Внутренней радости и удовлетворения будет более чем достаточно, чтобы вы продолжали жить и делать своё дело». Но мы слишком зависимы от одобрения других людей.

Да, далеко не всем работа приносит внутреннее чувство удовлетворения и осмысленности жизни. И не всегда есть возможность её сменить, потому что это может быть нелогичным: у вас подходящий график для нынешних обстоятельств жизни, близость к дому, стабильность, оплата труда, премии или ещё какие-то важные для вас условия. Тогда совсем не целесообразно менять место работы так сразу, можно подождать более благоприятных жизненных условий.

Но жить-то счастливо хочется уже сегодня!

Тогда не откладывайте счастье, радость и хорошее самочувствие на потом. Всегда можно завести хобби, которое приносит вам радость и удовлетворение. Даже если оно не будет иметь смысла и перспектив. Это и есть принцип «радоваться мелочам» – погружаться в своё увлечение, ставить себе интересные задачи, с радостью решать их и, возможно, получать внушительные результаты.

Если вам не хватает общения и командной работы – вступите в ряды волонтёров, даже, может быть, и в вашей компании есть такие движения. Мало творчества – рисуйте и дарите картины коллегам, украсьте свой кабинет рукоделием. Любите организовывать праздники – сделайте это в своём коллективе. Всегда можно разнообразить даже самые скучные рабочие будни.

Хюгге

Это скандинавский вариант икигай. Также означает способность ценить обычные удовольствия жизни и наслаждаться моментом. Что мы можем взять для себя и использовать на рабочем месте:

1. Вкус. Знакомый, приятный, успокаивающий. Пейте на работе ароматный чай или кофе. Ешьте сладкое многослойное печенье.

2. Звук. Прислушивайтесь к стуку дождя за окном, шелесту деревьев или даже к бою молота в ближайшем цехе.

3. Запах. Тот, который переносит в прошлое, туда, где вам было очень хорошо, уютно и безопасно. Это могут быть любимые духи или успокаивающие аромамасла.

4. Прикосновение. Заведите себе приятную на ощупь кружку, ручку или тёплую мягкую кофту.

5. Зрение. Почаще смотрите в окно, на картины (если нет, повесьте), фотографии близких на рабочем столе.

В общем, сделайте уютным и приятным ваше рабочее место, пейте ароматные напитки и вкусно ешьте, красиво одевайтесь на работу, получайте удовольствие от мелочей. И тогда работать вам станет намного комфортнее и легче. А может, вы вообще передумаете её менять.

1.2 Немного тестов – кто я?

Можно пройти тысячи тестов, но так ничего и не понять. Почему? Во-первых, ненужные и неинформативные тесты только путают вас, давая часто противоречивую информацию. Во-вторых, тесты должны быть достоверные, валидные, апробированные и проверенные годами. Да, суховато и непонятно, но я старый аспирант и привыкла опираться только на всё доказанное. Но далеко не все тесты такие, и сейчас любой специалист может создать свой собственный и выложить в интернет, да ещё и деньги за такое тестирование брать. И как разобраться, что правда, а что нет?

Кто-то скажет, что классические тесты давно устарели. Хорошо, покажите мне тогда тесты эффективнее и достовернее из всех доступных. Конечно, есть целые системы современных тестов, которые показывают очень неплохие результаты, но стоит их прохождение далеко не дешево. Я считаю, что лучше за эти деньги заказать профориентацию у специалиста, потому что ни один тест не заменит индивидуальной работы. В тесте все ответы приведены к усредненным значениям. Но каждый человек является уникальным и неповторимым. Поэтому все результаты надо уточнять и прояснять в ходе личной беседы. Этим и неэффективна профориентация в школе. Школьникам проводят тесты и говорят общие рекомендации по профессиям – врач, полицейский, учитель, ученый. Как правило, толку от этого очень мало.

Но большое количество тестов, конечно, ориентировано всё-таки на профориентацию подростков, которые ещё ничего не знают о себе. И им ещё сложнее отвечать на вопросы тестов – представлять ситуацию и делать выбор. Часто им трудно понять и сами вопросы. Поэтому для них важна именно беседа.

А в профориентации для взрослых без нее вообще никак. Слишком много опыта, слишком много «тараканов», установок, которые очень сложно привести к каким-то нормам. Благодаря огромному опыту мы становимся слишком уникальными для простых тестов. Поэтому для людей с багажом обязательно применяются коучинговые техники, чтобы вытащить из их головы, как за ниточки, всё самое важное. Ведь на самом деле всё уже есть внутри вас, вы всё уже сами знаете. Нужно только найти нужные кнопки, чтобы достать всё это из глубины вашего сознания.


Один мой клиент проходил платный тест, который показал ему самые подходящие профессии – товаровед, хореограф, менеджер по закупкам, супервайзер, страховой агент, медиапланер, начальник участка, консультант по продукту. Как из этих профессий выбрать ту самую?

И что интересно, в ходе консультации со мной он всё-таки решил открыть своё кафе. Оказывается, он долго об этом мечтал, но ему нужно было дать «официальное разрешение».


Именно поэтому я не опираюсь только на тесты и даю их всего четыре, которые на мой взгляд являются самыми информативными и полезными:

1. Тест профессионального личностного типа Дж. Голланда.

2. Методика «Якоря карьеры» Э. Шейна.

3. Энеаграмма личности.

4. Тест на определение архетипа.

Задание:

1. Пройдите эти 4 теста.

2. Результаты и описание скопируйте себе в рабочую тетрадь (кстати, заведите её в электронном виде).


*Сами тесты будут ниже по тексту, но их легко найти в интернете и пройти бесплатно онлайн.

Профессиональный тип

Тест Джона Голланда определит ваш профессиональный тип и покажет, в каких сферах вам будет легче (и приятнее) достигнуть успеха.

Бывает так, что очень тяжело работать и вы считаете это худшей деятельностью на свете. А другой рядом нормально работает, и его всё устраивает. Почему так происходит?

Например, вы работаете бухгалтером. Хорошая профессия, но вам она невыносима, вы уже на грани выгорания. Коллеги – счастливые и довольные, а вы еле передвигаете ноги по пути на работу, хочется рыдать. Просто у вас на самом деле тип совсем противоположный! Вам надо работать с людьми, помогать им. Конечно, вам тяжело целый день сидеть с бумагами. Или вам вообще нужна творческая профессия, а не вот это всё. И когда человек переходит в подходящую среду, то все проблемы уходят. Он в своей тарелке, выгоранием и не пахнет.

Вот и психолог Джон Голланд понимал это и изучил индивидуальные особенности людей. Он выявил шесть профессиональных типов личности – склонностей человека к какой-то профессиональной деятельности: реалистичный, интеллектуальный, социальный, конвенциальный (офисный), предприимчивый, артистический. Обычно у человека до трех преобладающих типов.

Но ситуации бывают разные. К примеру работа хорошо закрывает другие потребности человека – деньги, подходящий график, условия труда, близость к дому. Или это семейное дело, проблемы в регионе проживания, нет другого хорошего варианта и т. д. В таком случае можно уйти в хобби, соответствующее вашему типу. Оно хорошо может нейтрализовать ваше плохое настроение. Вы даёте себе установку, что вы работаете ради денег, которые нужны вам для действительно важных дел. И может быть, со временем вы перейдёте в ту профессию, которая будет вам ближе, просто постепенно. Конечно, идеально, когда работа и увлечение это одно и тоже. Ну мы же с вами взрослые люди и понимаем, что это далеко не всегда возможно.

Итак, каждый профессиональный тип имеет свои особенности, черты характера, склад ума, способности к конкретному виду деятельности, предпочтения к роду занятий и увлечений. И каждому типу подходят свои профессии.

Люди реалистичного типа – это профессионалы своего дела, нацеленные на конкретный материальный результат. Их руками создан весь окружающий нас мир.

Человек умственного труда относится к интеллектуальному (или исследовательскому) типу – это исследователи и научные работники, обладающие аналитическими способностями, рационализмом, оригинальностью решений.

Если человек любит помогать людям (обучать, воспитывать, лечить, обслуживать), если он чувствительный и получает удовольствие от того, что сделал жизнь другого человека немного лучше, то он, скорее всего, относится к социальному типу.

Конвенциальный тип (или офисный) проявляет склонность к работе с обработкой и систематизацией информации, ведению документации. Такие люди аккуратны, внимательны и пунктуальны.

Лидерство, признание, руководство, власть и личный статус – это признаки предприимчивого типа. Они находчивы, практичны и самостоятельны.

Артистический тип – это люди творческих профессий. Они талантливые, оригинальные, независимые, эмоциональные и чувствительные.


Тест Дж. Голланда (в авторской модификации)

Предположим, что вам необходимо выбрать профессию только из двух возможных, которые указаны в данной паре. Какая профессия была бы предпочтительнее для вас в этом случае?

Не то, что вы умеете и знаете на сегодняшний день, а то, что вас привлекает больше всего. Если профессия вам неизвестна, обязательно найдите её описание в интернете.


Запишите номер с соответствующей буквой (например: 1а, 2б и т. д.).

1. Инженер-технолог (а) – инженер-конструктор (б)

2. Вязальщик (работа на вязальном станке) (а) – санитарный врач (б)

3. Повар (а) – наборщик текста (б)

4. Фотограф (а) – заведующий магазином (б)

5. Чертежник (а) – дизайнер (б)

6. Философ (а) – психиатр (б)

7. Ученый-химик (а) – бухгалтер (б)

8. Редактор научного журнала (а) – адвокат (б)

9. Лингвист (а) – переводчик художественной литературы (б)

10. Врач-психиатр (а) – статистик (б)

11. Завуч (а) – председатель профсоюза (б)

12. Спортивный врач (а) – фельетонист (б)

13. Нотариус (а) – снабженец (б)

14. Оператор ПК (а) – карикатурист (б)

15. Политический деятель (а) – писатель (б)

16. Садовник (а) – метеоролог (б)

17. Водитель троллейбуса (а) – медсестра (б)

18. Инженер-электрик (а) – секретарь (б)

19. Маляр (а) – художник по металлу (б)

20. Биолог (а) – глазной врач (б)

21. Телеоператор (а) – режиссер (б)

22. Гидролог (а) – ревизор (б)

23. Зоолог (а) – главный зоотехник (б)

24. Математик (а) – архитектор (б)

25. Инспектор по делам несовершеннолетних (а) – счетовод (младший бухгалтер) (б)

26. Учитель (а) – полицейский (б)

27. Воспитатель (а) – художник по керамике (б)

28. Экономист (а) – заведующий отделом (б)

29. Корректор (а) – критик (б)

30. Завхоз (а) – дирижер (б)

31. Радиоинженер (а) – специалист по ядерной физике (б)

32. Водопроводчик (а) – наборщик текста (б)

33. Агроном-семеновод (а) – директор агрокомплекса (б)

34. Закройщик-модельер (а) – декоратор (б)

35. Археолог (а) – эксперт (б)

36. Работник музея (а) – консультант (б)

37. Ученый (а) – актер (б)

38. Логопед (а) – стенографист (б)

39. Врач (а) – дипломат (б)

40. Главный бухгалтер (а) – директор (б)

41. Поэт (а) – психолог (б)

42. Архивариус (а) – скульптор (б)


Обработка результатов:

Для обработки результатов необходимо подсчитать количество положительных ответов по каждому типу.


Реалистический тип:

1а, 2а, 3а, 4а, 5а, 16а, 17а, 18а, 19а, 21а, 31а, 32а, 33а, 34а.

Интеллектуальный тип:

1б, 6а, 7а, 8а, 9а, 16б, 20а, 22а, 23а, 24а, 31б, 35а, 36а, 37а.

Социальный тип:

2б, 6б, 10а, 11а, 12а, 17б, 20б, 25а, 26а, 27а, 36б, 38а, 39а, 41б.

Конвенциальный (офисный) тип:

3б, 7б, 10б, 13а, 14а, 18б, 22б, 25б, 28а, 29а, 32б, 38б, 40а, 42а.

Предприимчивый тип:

4б, 8б, 11б, 13б, 15а, 23б, 28б, 30а, 33б, 35б, 37б, 39б, 40б.

Артистический тип:

5б, 9б, 12б, 14б, 15б, 19б, 21б, 24б, 27б, 29б, 30б, 34б, 41а, 42б.


Запишите три типа, которые набрали большее количество баллов и прочитайте описание.


Подробная характеристика профессиональных типов личности


Реалистичный тип

Виды деятельности:

– Конкретный результат, конкретные задачи.

– Вещи, предметы и их практическое использование.

– Занятия, требующие физического развития, ловкости, точности.

– Чёткая регламентация работы.

Профессиональная среда: техника, сельское хозяйство, строительство, ремонт, конструкторская работа, управление механизмами и использование инструментов, военное дело.

Примеры профессий: механик, сварщик, электрик, автослесарь, военный, инженер, конструктор, зоотехник, агроном, садовод, ветеринар, картограф, лесничий, пилот, водитель, машинист, швея, парикмахер, повар.

Интеллектуальный тип

Виды деятельности:

– Идеи, теоретические ценности, умственный труд.

– Решение интеллектуальных творческих задач, требующих абстрактного мышления.

Профессиональная среда: научная и лабораторная деятельность, работа с информацией (сбор, систематизация, анализ), выполнение сложных или абстрактных заданий, решение задач через размышления и анализ.

Примеры профессий: физик, астроном, математик, ботаник, микробиолог, геолог, программист, IT-профессии, философ.

Социальный тип

Виды деятельности:

– Люди, общение, установление контактов с окружающими.

– Обучение, объяснение, разъяснение, воспитание.

– Оказание помощи, консультирование, советование.

– Организация групповых мероприятий, ведение дискуссий.

Профессиональная среда: образование, здравоохранение, социальные или религиозные организации, отбор персонала, психологические и консультативные службы, обслуживание, спорт.

Примеры профессий: врач, педагог, психолог, коуч, воспитатель, социальный работник, полицейский, священнослужитель, спортивный тренер, HR-специалист.

Конвенциальный (офисный) тип

Виды деятельности:

– Порядок, четко расписанная деятельность, работа по инструкции, заданным алгоритмам.

– Деятельность, требующая внимания к деталям и аккуратности, способности к обработке рутинной информации и числовых данных.

Профессиональная среда: экономика, связь, расчеты, бухгалтерия, делопроизводство, контроль качества, архивы, инспекции.

Примеры профессий: бухгалтер, финансист, экономист, секретарь, делопроизводитель, офис-менеджер, помощник руководителя, кассир, архивариус, библиотекарь, инспектор отдела кадров.

Предприимчивый тип

Виды деятельности:

– Лидерство, признание, руководство, управление, власть, личный статус.

– Продажа, покупка, коммерция, предпринимательство.

– Проведение политических кампаний, выборов, презентаций.

Профессиональная среда: политика, государственные организации, крупные компании, маркетинг, предпринимательская деятельность, продажи, управление людьми и проектами.

Примеры профессий: предприниматель, маркетолог, PR-менеджер, рекламщик, все виды интернет-маркетинга и рекламы, управляющий, директор, заведующий, журналист, репортер, дипломат, юрист, адвокат, политик, event-менеджер.

Артистический тип

Виды деятельности:

– Эмоции и чувства, самовыражение, творческие занятия.

– Избегание деятельности, требующей физической силы, регламентированного рабочего времени, следования правилам и традициям.

– Решение проблем, требующих художественного вкуса и воображения.

Профессиональная среда: художественное творчество (живопись, скульптура, фотография, создание украшений, дизайн, композиция, литературное творчество и т. п.), игра на музыкальных инструментах, актёрская деятельность.

Примеры профессий: художник, иллюстратор, скульптор, музыкант, дирижер, учитель музыки, работник музея, фотограф, актер, артист, режиссер, дизайнер (одежды, интерьера, графический и т. д.), архитектор, писатель.


А вот примеры хобби для разных типов:

Реалистичный тип: ремонт, конструирование, моделирование самолётов, обустройство дачи, садоводство, охота, рыболовство, туризм, спорт на открытом воздухе, приготовление кулинарных изделий.

Интеллектуальный тип: чтение научной литературы, компьютеры, программирование, конструирование и сборка радиоэлектронных устройств, выведение новых сортов растений, цветов, киносъёмка, шахматы и другие интеллектуальные игры.

Социальный тип: организация клубов по интересам, участие в работе благотворительных/общественных/профсоюзных организаций, волонтёрство, посещение общественных мероприятий и собраний, участие в коллективных походах, участие в государственных комиссиях.

Конвенциальный тип: изготовление игрушек, вышивание, вязание, коллекционирование (марки, монеты, антиквариат), участие в гражданских и общественных организациях.

Предприимчивый тип: посещение аукционов, увлечение престижными видами отдыха, членство в клубах и организациях, посещение собраний, участие в спортивных состязаниях, политическая деятельность.

Артистический тип: посещение концертов/театров/выставок/музеев, фотография, рисование, живопись, сочинение поэм или рассказов, художественное коллекционирование, игра на музыкальных инструментах, занятие танцами, участие в любительском театре и пение в хоре.


Редко можно встретить профессиональный тип в чистом виде, но можно выделить несколько преобладающих. По теории Джона Голланда определяются три типа с наибольшими оценками. Это и будут те профессиональные области, в которых можно достигнуть успехов и получать удовлетворение от работы.

Модель Голланда интересна и тем, что позволяет увидеть не только близкие, но и те виды деятельности, которые противопоказаны человеку. Шесть типов личности сгруппированы друг с другом по степени сходства в форме шестиугольника (см. рисунок). Каждый тип наиболее сходен со своими соседями по шестиугольнику и наиболее отличается от противоположного в шестиугольнике типа личности.

Таким образом, чем дальше типы, тем меньше они схожи. Например, интеллектуальный тип более всего схож с реалистичным и артистическим, меньше с конвенциальным, социальным и предприимчивым, которые находятся на противоположной стороне шестиугольника.



Если три типа с наибольшим количеством оценок находятся близко друг к другу, то ваш выбор осознанный и последовательный. Можно выбрать из них любую деятельность. Если же три предпочитаемых типа находятся по разные стороны шестиугольника, то следует задуматься и определить, что важнее и ближе вам по описаниям каждого типа, или же привлечь другие методики, тесты и консультации.

Например, реалистичный тип, который также имеет интерес к исследовательской и конвенциальной (офисной) деятельности, более гармоничен и последователен, чем реалист, ориентированный на социальную и предпринимательскую деятельность.

Ваши главные ценности

Какой якорь сможет пришвартовать вашу несущуюся лодку в постоянных поисках себя у подходящего берега?

Ведь бывает такое, что сама работа может быть и не то, о чем вы мечтали всю жизнь (для примера возьмём того же бухгалтера), но вам нормально. Потому что там есть стабильность, регламент, понятная иерархия, оклад с выплатой два раза в месяц. Для вас это очень важно, и вы никогда бы не стали работать на фрилансе с его рисками.

Кому-то, наоборот, важно работать самостоятельно и независимо. И в организации с четким графиком и строгой иерархией он чувствует себя как зверь в клетке.

А для кого-то главное – быть настоящим профессионалом в своём деле. Другой хочет только руководить. Третий вообще готов работать почти за бесплатно, лишь бы нести пользу людям и миру.

Тест «Якоря карьеры» как раз помогает разобраться с основными ценностями, которые обязательно нужно учитывать при выборе профессии. Ведь даже если деятельность вам подходит, а ценности будут не совпадать, вы всё равно останетесь недовольны. Тем же бухгалтером можно работать как в организации, так и на фрилансе. А чувство удовлетворения работой приходит тогда, когда она больше всего соответствует ценностям и мотивам человека.

Так американский психолог Эдгар Шейн и разработал теорию «карьерного якоря». Он доказал, что мотивация к работе у человека будет тем сильнее, чем она больше будет согласована с его личными ценностями – «якорями». По ним можно понять, какая карьера для человека окажется более подходящей.

Шейн выбрал слово «якорь», потому что нам свойственно чувствовать себя несчастными и «стремиться обратно в безопасную гавань», если работа не соответствует нашему образу себя.


Тест «Якоря карьеры» (в авторской модификации)

Укажите, насколько важным является для вас каждое из следующих утверждений, отметив соответствующий балл (от 1 до 10). Где 1 – абсолютно не важно, 10 – очень важно. Старайтесь как можно реже указывать середину – 5 баллов.


1. Строить свою карьеру в конкретной научной или технической сфере.

2. Контролировать работу людей и влиять на них на всех уровнях.

3. Иметь возможность делать все по-своему, не быть стесненным правилами и регламентами организации.

4. Иметь стабильное место работы с постоянным окладом и социальными гарантиями.

5. Употреблять свое умение общаться на пользу людям, помогать другим.

6. Работать над проблемами, которые представляются почти неразрешимыми.

7. Вести такой образ жизни, чтобы интересы семьи и карьеры взаимно уравновешивали друг друга.

8. Создать и построить нечто, что будет всецело моим произведением или идеей.

9. Продолжать работу по своей специальности, чем получить более высокую должность, не связанную с моей специальностью.

10. Быть первым руководителем в организации.

11. Иметь работу, не связанную с режимом или другими организационными ограничениями.

12. Работать в компании, которая обеспечит мне стабильность на длительный период времени.

13. Употребить свои умения и способности на то, чтобы сделать мир лучше.

14. Соревноваться с другими и побеждать.

15. Строить карьеру, которая позволит мне соблюдать баланс «работа-личная жизнь».

16. Создать новое коммерческое предприятие.

17. Посвятить всю жизнь избранной профессии.

18. Занять высокую руководящую должность.

19. Иметь работу, которая представляет максимум свободы и автономии в выборе характера занятий, времени выполнения, графика работы.

20. Оставаться на одном месте жительства, чем переехать в связи с повышением.

21. Иметь возможность использовать свои умения и таланты для служения важной цели.


Укажите, насколько вы согласны с каждым из следующих утверждений, отметив балл от 1 до 10. Где 1 – совершенно не согласен, 10 – полностью согласен. Также старайтесь избегать отметки в 5 баллов.


22. Единственная действительная цель моей карьеры – находить и решать трудные проблемы, независимо от того, в какой области они возникли.

23. Я всегда стремлюсь уделять одинаковое внимание моей семье и моей карьере.

24. Я всегда нахожусь в поиске идей, которые дадут мне возможность начать и построить свое собственное дело.

25. Я соглашусь на руководящую должность только в том случае, если она находится в сфере моей профессиональной компетенции.

26. Я хотел бы достичь такого положения в организации, которое давало бы возможность наблюдать за работой других и интегрировать их деятельность.

27. В моей профессиональной деятельности я более всего заботился о своей свободе и автономии.

28. Для меня важнее остаться на нынешнем месте жительства, чем получить повышение или новую работу в другой деятельности.

29. Я всегда искал работу, на которой мог бы приносить пользу другим.

30. Соревнование и выигрыш – это наиболее важные и волнующие стороны моей карьеры.

31. Карьера имеет смысл только в том случае, если она позволяет вести жизнь, которая мне нравится.

32. Предпринимательская деятельность составляет центральную часть моей карьеры.

33. Я бы скорее ушел из организации, чем стал заниматься работой, не связанной с моей профессией.

34. Я буду считать, что достиг успеха в карьере только тогда, когда стану руководителем высокого уровня в солидной организации.

35. Я не хочу, чтобы меня стесняла какая-нибудь организация или мир бизнеса.

36. Я бы предпочел работать в организации, которая обеспечивает длительный контракт.

37. Я бы хотел посвятить свою карьеру достижению важной и полезной цели.

38. Я чувствую себя преуспевающим только тогда, когда я постоянно вовлечен в решение трудных проблем или в ситуацию соревнования.

39. Выбрать и поддерживать определенный образ жизни важнее, чем добиваться успеха в карьере.

40. Я всегда хотел основать и построить свой собственный бизнес.

41. Я предпочитаю работу, которая не связана с командировками.


Обработка результатов:

Подсчитайте общую сумму баллов по каждой шкале.


Профессиональная компетентность: 1, 9, 17, 25, 33.

Менеджмент: 2, 10, 18, 26, 34.

Автономия (независимость): 3, 11, 19, 27, 35.

Стабильность работы: 4, 12, 36.

Стабильность места жительства: 20, 28, 41.

Служение: 5, 13, 21, 29, 37.

Вызов: 6, 14, 22, 30, 38.

Интеграция стилей жизни: 7, 15, 23, 31, 39.

Предпринимательство: 8, 16, 24, 32, 40.


Посмотрите, какие 3-4 ценности у вас набрали больше всех баллов:


1. Профессиональная компетентность. Это стремление быть профессионалом и мастером своего дела. Как правило, у такого человека есть способности и талант к определенному виду деятельности. Он счастлив, когда достигает успеха в профессии, и быстро теряет интерес, когда работа не позволяет развивать его способности. Человек с такими качествами ищет признания их мастерства и статуса.


2. Менеджмент. Главное для субъекта менеджмента – управление людьми, проектами, процессами. Основными мотиваторами таких людей являются власть, лидерство и высокий уровень ответственности за конечный результат. Цель карьеры для них – высокая должность и большой доход, значительные полномочия и управление различными сторонами деятельности предприятия.


3. Автономия (независимость). Идеальный вариант для автономных людей – фриланс или удалённая работа. Им необходима свобода в деятельности и принятии решений, самостоятельность в выборе – как, что и когда делать. Они любят выполнять работу в своём режиме, темпе, собственным способом и по личным стандартам. Поэтому таким людям сложно удаётся работать по установленным правилам и процедурам, придерживаться графика, дисциплины. Они тяжело воспринимают рамки, ограничивающие их, и плохо адаптируются в среде, требующей строгого подчинения. Главная цель их карьеры – возможность работать самостоятельно и реализовать свою свободу.


4. Стабильность работы. Это потребность человека в безопасности и устойчивости своего будущего. Работа для таких людей должна быть стабильной, надёжной и на длительное время. Они ценят все возможные социальные гарантии и социальные пакеты. Эти люди ищут постоянную работу с минимальным риском увольнения, поэтому компании они выбирают со стабильным положением на рынке.


5. Стабильность места жительства. Для таких людей главное – жить в своём городе и как можно меньше ездить в командировки. Переезд для них невозможен. Даже если в связи с переездом у них будет перспектива получить повышение или более многообещающую работу, они, скорее всего, откажутся.


6. Служение. Это стремление помогать людям и делать мир лучше. Главное в работе для таких людей – реализовать свои ценности. Они никогда не станут работать в организации, где ценности и принципы противоречат их собственным. Такой человек хочет приносить пользу обществу, ему важно видеть плоды своей работы. Его карьерная цель – максимально использовать свой потенциал для выполнения общественно важной цели.


7. Вызов. Карьера для таких людей – это решение уникальных задач, преодоление препятствий, конкуренция, борьба, регулярный вызов себе и своему профессионализму. Они быстро потеряют интерес к монотонной и простой работе: им постоянно требуется новизна, разнообразие, решение более сложных задач и проблем.


8. Интеграция стилей жизни. Это стремление человека к сбалансированности всех сфер жизни: карьеры, семьи, личных интересов, хобби. Они не будут жертвовать чем-то одним ради другого. Поддерживать гармоничный образ жизни для них важнее всего, поэтому развиваться в карьере они будут только в том случае, если она не нарушает их привычный уклад.


9. Предпринимательство. Это стремление человека к созданию чего-то нового самостоятельно. Такие люди не могут работать на других, их цель – открыть своё дело и воплотить в жизнь свою идею.


Доминирующих ценностей у человека бывает несколько, также они могут меняться в течение жизни. Поэтому тест можно проходить каждый раз при поиске новой работы. Ведь чем больше работа соответствует этим ценностям на данный момент, тем больше она будет вам подходить. Даже если сама деятельность не доставляет особого удовольствия, то система ценностей, которые она несёт, будет мотивировать вас на построение и развитие карьеры.

Также и наоборот – если сама профессия будет вам нравиться, но она не совпадает с вашими основными ценностями, вскоре вы снова захотите пуститься в поиски чего-то другого.

К примеру, если для вас важна интеграция стилей жизни, а любимая работа занимает практически всё ваше свободное время, скорее всего, очень скоро она перестанет быть таковой.

Эннеаграмма личности

Этот уникальный метод самоанализа очень точный и информативный. Многие, кто проходил тест, назвали его «волшебным»! А как иначе объяснить его точное попадание? Наверное, так оно и есть.

Эннеаграмма – это психологическая модель, которая описывает 9 глубинных мотивов, управляющих людьми на подсознательном уровне. Она хорошо помогает человеку увидеть себя, как в зеркале, – понять свой глубинный мотив и осознать базовый страх. Это позволит ему работать с проблемными ситуациями как с ресурсом. И главное, она даёт более четкое представление о том, в какой области профессий человек будет наиболее продуктивным и успешным.

На самом деле, эннеаграмма даёт понимание о себе как о личности намного глубже и касается совершенно разных тем – какие желания руководят нашим поведением на подсознательном уровне, сильные и слабые стороны нашей личности, как ими управлять, какие у нас внутренние ресурсы и как мы можем их использовать. Для этого рекомендуется проводить полный тест-определитель эннеатипа.

Здесь же я предлагаю пройти общедоступный экспресс-тест и описываю девять типов эннеаграммы преимущественно с рекомендациями в профессиональной сфере.


Экспресс-тест «Эннеаграмма личности»

Загрузка...