Псковская область находится в северо-западной европейской части России, входит в Северо-Западный федеральный округ и Северо-Западный экономический район. Она занимает площадь 55,3 тыс. кв. км (0,3 % площади России), численность ее жителей превышает 800 тыс. человек (847 тыс. чел. в 2007 г., 0,6 % от общей численности населения страны). Эта область как самостоятельная административная единица существует с 1944 г. Она имеет внешние границы с соседними государствами – Беларусью, Латвией, Эстонией, а также граничит с четырьмя субъектами Российской Федерации – с областями Ленинградской, Новгородской, Тверской, Смоленской. Пограничное положение Псковской земли с давних времен определяет особенности её территориальной организации, отличительные черты структуры хозяйства, специфику её геополитического положения, а также отношений с соседними государствами и их народами, порождает возможность территориальных претензий некоторых прибалтийских государств на часть её территории.
Издавна имели и имеют свои характерные черты отношения псковичей, да и всей Руси-России, с прибалтийскими соседями. Древнерусское (Киевское) государство, кроме восточных славян, объединяло многие соседние племена, в том числе на севере-западе эстов (чудь), ливов, латышей (либь и латыгола), корелу, водь, ижору. Они участвовали в войнах Руси, платили (как и славяне) ежегодную дань русским князьям, при этом не подвергались принудительному введению христианства и другим видам насильственной ассимиляции. В ХII в., после раздробления Древнерусского государства, северо-западные русские земли, а также земли эстов и латышей оказались под властью Новгородской боярской республики. Как и Древнерусское государство, Новгородская боярская республика считала Псков своим главным оплотом власти над Прибалтикой. Именно из Пскова туда отправляли сборщиков дани. Если местная родоплеменная знать эстов или латышей выходила из повиновения, отказывалась платить дань, то именно из Пскова для усмерения непокорных посылали вооруженные отряды. Отношения с племенами Прибалтики включали не только сбор дани, совместную оборону от внешних врагов, а также экономические и культурные связи.
Немецкие рыцари начали наступление на Прибалтику и захватили ее в 80 – 90-е гг. ХII в., стали насаждать в ней протестантизм и католицизм. Тогда сопротивление рыцарям в основном оказывали литовцы (едва начавшее объединяться Великое княжество Литовское) и эстонцы (в виде народных восстаний на земле эстов). Отряды псковичей и новгородцев в течение 2-го и 3-го десятилетий ХIII в. ходили в Прибалтику, стремясь остановить наступление немецких рыцарей, помочь прибалтийским народам в их борьбе против завоевателей. Особенно результативной была помощь эстонцам со стороны русского войска, включавшего и отряды псковских горожан во главе с псковским князем в 1217 г., тогда немецкие рыцари потерпели сокрушительное поражение. Но к началу 1220-х гг. рыцарям все-таки удалось покорить почти все эстонские земли. В 1222 г. вспыхнуло народное восстание эстонцев против немецких рыцарей-захватчиков, которые были изгнаны и перебиты. Эстонцы понимали, что это ещё не полная их победа над рыцарями, поэтому восставшие эсты обратились за помощью к русским – в Псков и Новгород. Тогда объединенным отрядом псковичей и новгородцев удалось почти два года отбивать эстонские земли от рыцарей. Но в 1224 г. немецкий орден все-таки овладел эстонскими землями. Прибалтийские земли более чем 3 столетия оставались под властью немецких рыцарей. Их владения вплотную приблизились к Пскову. Рядом с Псковской землей обосновалось враждебное Руси государство немецких рыцарей – Ливонский орден (Ливония – общее название для эстонских и латышских земель). Так с первой четверти ХIII в. насильственно в сознание эстонцев, латышей, литовцев стала закладываться враждебная по отношению к славянским народам Руси идеология. Завоеватели стремились вытравить из памяти прибалтийских народов их давние добрые связи и взаимопомощь с Русью, усиленно напоминали, что прибалты были прежде всего данниками славян, что русские – в первую очередь, псковичи и новгородцы – не смогли или не захотели их защитить от немецких рыцарей, якобы непобедимых. Славянам пришлось в новых исторических реалиях ХIII в. не столько помогать соседям, сколько отстаивать свою независимость. В 1242 г. русское войско во главе с князем Александром Ярославичем, позже названным Невским (см. с. 163), освободило Псков от немецких рыцарей, в том же году оно в битве на Чудском озере («Ледовое побоище») наголову разбило вражеское рыцарское войско. Нужно особо отметить высокий моральный дух русских ратников, обеспечивший им победу, ведь они защищали, отстаивали свои исторические владения. А немецкое ополчение, состоявшее из эстов и ливов, ненавидело своих поработителей, поэтому гибнуть во имя интересов немецких рыцарей не хотело.
Ледовое побоище. Миниатюра XVI в.
В 1343 г. вспыхнуло народное восстание эстонцев против немецких феодалов-рыцарей, жуткий гнет которых они долго терпели. Эстонцы позвали на помощь псковичей. Когда псковичи собрали войско и оно вступило на Эстонскую землю, силы восставших уже были разбиты. Помощь псковичей пришла слишком поздно; их действия уже не могли изменить ход событий, хотя они и пытались развернуть боевые действия. Псковичи на своей земле предоставили уцелевшим эстонским повстанцам надежное убежище и защиту.
Отношения псковичей с Литовским княжеством имели особую окраску. Князей в ХIV в. Псков часто получал именно от Литвы (независимое европейское государство с 1386 г. до 1795 г.): сына литовского князя Ольгерда и внука князя Гедимина – Андрея, его потомков и наместников. У Литвы и Пскова было много общего: хозяйственные и культурные связи, а также общий враг – немецкие рыцари. Но связи с литовцами тогда были все-таки непрочными, прерывались военными столкновениями. Псковский князь литовец Андрей Ольгердович возглавлял псковское войско, входившее в состав объединенного русского войска в Куликовской битве 1380 г.
Ливонская война (1558–1563) стала новым этапом в отношениях с прибалтийскими народами. За разгромом от русского войска Ливонии (1559) последовало ухудшение отношений России с Литвой, Швецией, Данией, не желавших допускать усиление Русского государства, стремившихся завладеть всей Прибалтикой, поэтому выступивших против России.
Присоединение к России Прибалтики в результате победы в Северной войне (1700–1721) открыло новый этап (ХVIII – ХIХ вв.) отношений с прибалтийскими народами.
С начала ХХ в. спор с прибалтийскими соседями о Псковских землях усилился. С 1918 г. по наши дни не утихают территориальные претензии Эстонии и Латвии на часть Псковской области (а также и на часть Ленинградской области). В 1918 г. в марте между Россией и Германией, ее союзниками был заключен сепаратный Брестский договор, по которому Россия соглашалась с выходом из нее Прибалтики и Польши, а также соглашалась с зависимостью Украины, уступала Турции Батум, Карс, Ардаган с прилегающими территориями. Вскоре, в том же году, Брестский договор был аннулирован, но значительная территория (около 1 млн кв. км) все-таки не вернулась в состав России – страны Прибалтики, часть Украины и другие. Именно в этот период был реанимирован процесс решения территориальных споров с сопредельными странами Прибалтики, геополитическое эхо которого звучит и поныне. Латвия и Эстония претендуют на часть северо-западных русских земель, в том числе и в Псковской области.
Латвия и Эстония до ХХ в. не имели своей государственности, не были независимыми европейскими странами. В 1920 г. по Тартускому договору между РСФСР и Эстонией последней были переданы территории западнее Пскова и восточнее Нарвы, часть из них всегда являлась исконно русской землей. Получилось, что часть современного Печорского района (с городом Печоры) Псковской области и часть Ленинградской области с 1920 г. до 1940 г. принадлежали Эстонии. Это исконно русские земли, издавна известные древнерусским Свято-Печерским монастырем (основан в 1473 г.), а также Ивангородом (основанным Иваном III более 500 лет назад) и прибрежной, принадлежавшей славянам, полосой Чудского озера. Эстония и в наши дни имеет виды на часть Печорского района Псковской области. Одновременно с ней претендует на Пыталовский (ранее Арбенский) район Псковской области Латвия, которая получила этот район по договору 1920 г., но в 1944 г. вернула его России.
В первые годы после осенних событий 1917 г. советская власть в России была слабой, ее едва удавалось удерживать большевикам, которые не столько думали о сохранности исторических русских земельных владений, сколько о сохранении своей власти любой ценой. Они допускали потерю части русских владений, чтобы не нажить себе дополнительных врагов, чтобы не получить новые, ослабляющие их власть очаги военных конфликтов. Из-за отсутствия в течение многих веков границ Эстонии и Латвии (ведь тогда таких стран не было), в первые годы советской власти первоначальное выделение границ этих государств, в том числе размежевание границ РСФСР со странами Балтии, было проведено не вполне корректно, наскоро, без должного учета объективных исторических факторов. Это привело к сохраняющимся до сих пор претензиям Латвии и Эстонии на часть земель Псковской области. Отношения России с Литвой имеют государственные исторические корни: Литва была независимым европейским государством с 1386 до 1795 г. В 1940 г. народные сеймы Латвии и Литвы, а также Государственная дума Эстонии в условиях политического и военного давления из Москвы провозгласили установление на их территориях советской власти. Латвия, Литва, Эстония вошли в состав СССР (образован в 1922 г., наша страна тех лет), в его составе РСФСР вернули отторгнутые в 1920 г. территории, в том числе и в Псковской области. Но до сих пор власти Латвии и Эстонии напоминают России, что было время, когда части Псковской и Ленинградской областей были их владением и хотят их вернуть себе. Напоминают псковичам и то, что в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. почти три года (1941–1944) Псковская земля была оккупирована немецкими фашистами, что были тогда люди, оспаривавшие ее вхождение в Россию. Даже в 1990-е – начале 2000-х гг. жители Псковщины, особенно ее приграничных районов, ощущали геополитическое давление на них со стороны неугомонных прибалтийских соседей, мечтавших склонить их к референдуму о выходе из России и вхождении в состав соседних государств. Подобные провокационные попытки, естественно, потерпели полный провал.
Чудское озеро
Псковская область расположена на Восточно-Европейской равнине; поверхность области главным образом равнинная, но есть и небольшая Бежаницкая возвышенность (высота до 338 м). Климат здесь умеренно-континентальный, средняя температура января –7 °C, июля – +17 °C; осадков выпадает до 650 мм в год (моросящие дожди часты и обычное явление летом). Реки области принадлежат бассейну Балтийского моря, крупнейшие из них – Великая (ее притоки Сороть, Череха, Пскова и др.), Шелонь, Ловать, Плюсса и верхняя часть течения Западной Двины. В Псковской области много торфяных болот и озер; здесь озер более 1,5 тысячи, самое большое из них Чудско-Псковское.
Чудско-Псковское озеро (его иногда называют уже теперь почти забытыми историческими именами – Гдовское и Пейпси). Берега этого озера находятся в Псковской и Ленинградской областях России, а также в Эстонии. Площадь этого большого озера 3,5 тыс. кв. км, его длина 150 км, ширина до 50 км, его средняя глубина – почти 7 м, а наибольшая – 15 м. Озеро состоит из 3 частей: Чудское озеро (2670 кв. км), Псковское озеро (710 кв. км), соединяющий их пролив – Теплое озеро (170 кв. км). Озеро – это реликт большого ледникового водоема глубокой древности. На озере много островов, берега его преимущественно низменные; встречаются песчаные дюны и холмы, поросшие борами. Вдоль песчаных берегов на 200–300 м тянется полоса мелководья. В это озеро впадает около 30 рек (наиболее крупные из них – реки Великая и Эмайыги), вытекает из него только река Нарва. Озеро замерзает в ноябре, вскрывается в мае; температура воды в самом жарком летнем месяце достигает +22–24 °C; купальный сезон длится 70–90 дней. На озере отмечаются сгонно-нагонные явления. Озеро судоходное (главная линия Псков – Тарту). Жители окрестных территорий оценивают озеро и его берега как хорошую рекреационную зону (в 2 км от озера находится г. Гдов, в 10 км – Псков, другие населенные пункты). На льду этого озера в 1242 г. произошла битва русского войска с немецкими ливонскими рыцарями, названная «Ледовое побоище», см. с. 162).
В Псковской области преобладают подзолистые и болотные почвы, не способные обеспечивать высокую урожайность сельскохозяйственных культур. Около 1/3 территории области занято смешанными лесами, в которых основные породы деревьев: сосна, ель, береза, осина, ольха.
Современная Псковская область – это индустриально-аграрный район. Основные отрасли промышленности: машиностроение, легкая (прежде всего льняная), пищевая, деревообрабатывающая. Удельный вес Псковской области в общероссийских показателях в начале ХХI в. был, (в %) таким: валовый региональный продукт – 0,3, продукция промышленности – 0,2, продукция сельского хозяйства – 0,6, оборот розничной торговли – 0,3, инвестиции в основной капитал – 0,2. Отраслевая структура промышленного производства в Псковской области в начале ХХI в. была (в %) такой: электроэнергетика – 15, топливная промышленность – 5, машиностроение и металлообработка – 31, лесная и деревообрабатывающая промышленность – 4, промышленность строительных материалов – 4, легкая промышленность – 6, пищевая промышленность – 2, другие отрасли – 8. В посевных землях преобладают посевы льна-долгунца, зерновых и кормовых культур, кроме того, здесь повсеместно выращивают картофель и овощи. В животноводстве преимущественное развитие получили молочное скотоводство, свиноводство, овцеводство.
Псковская область специализируется на квалифицированных отраслях машиностроения, легкой, пищевой промышленности. Важнейшие промышленные центры – Псков и Великие Луки. В Пскове выделяется производство технологического оборудования, для химической промышленности, а также для льняной и электромашиностроительной, значительное развитие имеет производство средств связи. В Великих Луках размещены заводы по производству высоковольтной аппаратуры, радиотехнический, сельскохозяйственного машиностроения, машин для добычи торфа, текстильный комбинат по производству льняных тканей. В Псковской области сельское хозяйство специализируется на молочном животноводстве, картофелеводстве и выращивании льна-долгунца.
В перспективе особенно выигрышным должно стать выращивание именно льна-долгунца, для чего здесь имеются выигрышные физико-географические (природные) условия. По экологическим характеристикам русский лен – лучший в мире. Тот, кто использует льняное постельное и нательное белье, носит льняную одежду, гольфы, носки, шарфы, головные уборы, как правило, имеет более надежное здоровье, чем люди, не использующие продукцию изо льна. В льняной одежде не жарко летом и не холодно зимой. Изо льна изготовляют простую и элитную одежду, головные уборы (шляпы, кепи, шапочки и др.) для взрослых женщин и мужчин, а также детей, подростков, молодежи, изготовляют аксессуары для одежды, предметы украшения быта, плетут художественные изделия для украшения интерьеров. Изготавливаемые из льноволокна льняные ткани имеют высокий спрос в нашей стране и за рубежом. Лен – важнейшая волокнистая культура Псковской области, да всей России. Лен требует прохладную облачную пасмурную погоду, он очень влаголюбив (хорошо растет в период дождливого и прохладного лета), не переносит жару. Лен-долгунец растет при сумме активных температур в вегетативный период на уровне 950 – 1030 °C. Все это определяет возможности возделывания льна в русском Нечерноземье, в относительно северных регионах страны. Но высевание льна связано с рядом дополнительных организацинно-технологических действий. На полях предшественниками льна желательно иметь культуры, обогащающие почвы азотом (обычно – это клевер и викоовсяная смесь), причем нужны хорошо окультуренные почвы. Лен-долгунец восприимчив к грибковым заболеваниям (что существенно снижает качество растительных волокон); из-за этого можно высевать его на одном поле не чаще чем раз в 7–8 лет. А это, в свою очередь, влечет ограниченность в посевах льна, занимающих только до 12–15 % посевной площади хозяйств. Лен-долгунец – это довольно трудоемкая культура, а в Нечерноземье, где лучшие условия для его выращивания, численность населения в последние десятилетия резко сократилась и плотность населения в сельской местности оказалась очень низкой, что осложняет выращивание этой культуры.
В Псковской области есть месторождения минеральных вод, находятся они в основном на ее юго-востоке (около сел Усвяты, Устьян, Жижица, а близ городов Великие Луки, Новосокольники, Невель и др. местах). Кроме того, есть лечебные грязи: сульфидно-иловые (озеро Лунево) и сапропелевые (озера Худыкино, Вселуг, Непо и др.). В области работает бальнеологический курорт Хилово (основан в 1865 г.).
Псковская область с ее обилием озер, рек, болот, лесов (причем еще в основной своей массе не испорченных людьми) поражает приехавших, особенно горожан, изобилием рыбы (около 40 видов) в реках и озерах, а на болотах и в лесах радуют глаз не столько диковинные цветы, сколько клюква, брусника, черника, земляника, лекарственные травы и другие растения, а также грибы. Приятной неожиданностью является многочисленные источники и родники с чистой водой. Неудивительно, что в Псковской области в последние годы успешно развивается экологический туризм, включающий активный отдых на свежем воздухе, разумное пользование дарами природы, посильное участие в сохранении природных богатств, повышение уровня своей эколого-экономической культуры.
Псковская область дает не только широкие возможности любоваться почти первозданной красотой природы, разумно вкушать пищевую экзотику природных даров, но и результативно способствует расширению эрудиционного кругозора. Ведь здесь находится более 5 тысяч памятников природного и историко-культурного наследия, широкое развитие получили народные промыслы.
Псковская земля издавна славится народными промыслами: ткачеством, плетением кружев, резьбой по дереву, плетением корзин, украшений, предметов быта из соломы, ивового прута, лыка, бересты, корней, гончарным делом и др. Керамические изразцы, сделанные псковскими ремесленниками, в прошлом повсеместно украшали храмы, печки в дворянских и купеческих домах, причем, не только на Псковщине. Особого внимания заслуживают (керамические) керамиды, или надгробные плиты. Сохранилось почти 100 керамид (ХVI – ХVII вв.) Псково-Печерского монастыря. Повышенным спросом у местных жителей и особенно у туристов пользуются легкие и красивые изделия из бересты, ставшие своего рода подарочной визитной карточкой Псковщины.
В Псковской области сохранилось очень много самых разных объектов, представляющих интерес для туристов, краеведов, научных работников, прежде всего – исследователей в области археологии, истории, культурологии, архитектуры и искусства, в том числе иконописи, народных ремесел, фольклора и некоторых других. Здесь сохранились городища VI – ХVI вв. (в поселениях Велье, Камно, Воронич, Городище, Опочка и Себеж и др.), остатки крепостей в городах Остров (ХIV в.), Порхов (ХIV – ХVI вв.), Опочка (ХV в.), многочисленные православные храмы (ХIII – ХХ вв.) и ансамбли монастырей (в основном ХV – ХVIII вв.), католический костел в г. Остров (ХVIII в.), имения (ХVIII в.): поэта А.Н. Яхонтова (село Камно), М.П. Мусоргского (село Наумово), Корвин-Круковских (село Полибино), Н.А. Римского-Корсакова (село Любенск и Вечаше), Строгановых (село Красная Горка), следы бывших дворянских имений во многих селениях.
В населенных пунктах Псковской области работают многочисленные интересные музеи, в том числе в Пскове, Изборске, Великих Луках, Острове, Михайловском и его окрестностях (Пушкинский государственный музей-заповедник и его филиалы), Печорах, Порхове, Наумове, селе Любенске, Себеж и др. местах.
В окрестностях Чудско-Псковского озера особенно много объектов туристического интереса. Среди них в деревне Кярово – бывшее имение героя Бородинского боя генерала П.П. Коновницына, в г. Гдове – каменная крепость и городище (место основания города в 1431 г.), в селе Самолва – археологический памятник «Кобылье городище» и церковь Михаила Архангела (1462), вблизи место Ледового побоища (1242). На острове Залита – маяк-памятник в честь И.Я. Залиты, И.С. Белова, И.И. Галахова, И.В. Шляпникова, О.И. Хорева (погибших от рук белогвардейцев в 1918 г.), в селе Кривовицы – могильные курганы и церковь Ильи Пророка (ХVI в.), на погосте Кусва (в устье р. Великой) – церкви Мины, Виктора и Викентия (ХVII в.), вблизи курганы, в селе Устье – церковь Николы с Устья (ХV в., шедевр древней псковской архитектуры), около деревни Лисье – древнее городище (также есть достопримечательности и на территории Эстонии). По Чудско-Псковскому озеру совершают походы на туристических парусных судах, яхтах, байдарках (вдоль берегов и островов). Наиболее популярны самодеятельные маршруты на байдарках, частично проходящие по Чудско-Псковскому озеру: с. Ямм – р. Желча – оз. Чудское – оз. Псковское – р. Великая – г. Псков (200 км); г. Гдов – р. Гдовка – оз. Чудское – р. Нарва – г. Нарва (85 км); Псков – Великая – оз. Псковское – оз. Чудское – р. Эмайыги – г. Тарту (201 км) и другие.
Псковская область издавна славится своими мощными религиозными центрами, православными святынями. В Псковской епархии находятся действующие Свято-Успенский Псковско-Печерский мужской монастырь, Рождество-Богородичный Снетогорский женский монастырь, Крыпецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь, Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь, Спасо-Елеазаровский монастырь (древнейший на Псковской земле).
На Псковской земле пребывают многие почитаемые православные святыни, в том числе чудотворные и чтимые иконы, святые мощи и честные останки угодников Божьих, святыни и реликвии, святые источники и колодцы со святой водой. Так, в Псковском кафедральном соборе во имя Живоначальной Троицы (г. Псков) пребывают чудотворная икона Богоматери Чирской Псковской (ХV в.), мощи святого благоверного князя Всеволода-Гавриила. В Пскове в Рождество-Богородичном Снетогорском женском монастыре покоятся мощи преподобного Иоасафа (основателя этого монастыря, ХIII в.), в псковском храме на ул. Мирная, д. 1 пребывает святыня – часть молочного зубика одного из последних детей святой Царской Семьи императора Николая II. В Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре (г. Печоры) пребывают две чудотворные иконы Божией Матери «Успение», «Умиление», «Одигитрия» (все XVI в.), а также мощи преподобномученика игумена Корнилия, мощи преподобных Марка, Ионы, Вассы, Лазаря, старца Симеона, на территории монастыря есть надкладезная часовня и колодец преподобномученика Корнилия, питаемые водой святого источника, за стенами монастыря находится святой источник преподобной Вассы Печерской. В г. Печоры есть почитаемый колодец пророка и Предтечи Иоанна Крестителя, славящийся своей чудодейственной святой водой. Недалеко от г. Печоры, в деревне Малы, бьет святой источник около храма Рождества Христова. В Псковском районе, в Спасо-Елеазаровском монастыре, в деревне Елизарово, пребывают мощи преподобного Евфросина Псковского, есть и святой источник. В Троицком районе, в селе Крыпецкое, в Крыпецком Иоанно-Богословском монастыре, под спудом в алтаре придела собора пребывают мощи преподобного Саввы Крыпецкого, кроме того в Иоанно-Богословском соборе пребывают и мощи блаженного монаха Корнилия, а в 3 км от этого монастыря находится святой источник преподобного Никандра. В храме Покрова Пресвятой Богородицы почивают мощи преподобного Илариона Гдовского, Псково-Езерского чудотворца (ХV в., умер в 1476 г., основал здесь в 1470 г. Покровский Княже-Озерский монастырь, был его игуменом). На родине святой равноапостольной княгини Ольги, в деревне Волжинец (Ольжино), бьет Ольгин ключ, вода которого почитается святой и целебной. В 12 км от Пскова, в селе Выбуты, также бьет святой источник святой равноапостольной Ольги. В Псковской области в деревне Камно есть святой источник святого великомученика Георгия Победоносца. В 20 км от деревни Порхово, в болотистых лесах, бьют святые источники преподобного Никандра (Никандров ключ), вода в них богата серебром, всегда очень холодная (и зимой, и летом – 4 градуса).
Именно Псковщина является родоначальницей идеи и теории Москвы – Третьего Рима, наследницы Византии и хранительницы Православия. В конце ХV – начале XVI вв. на Руси появилась, стала утверждаться и упрочиваться церковно-политическая идея «Москва – Третий Рим», ее автором был старец псковского Спасо-Елеазаровского монастыря (см. с. 151) – Филофей, который первым четко сформулировал эту идею и теорию.
Проникновение православной идеологии на славянские земли началось в Х в. В 988 г. киевский князь Владимир (см. с. 90) принял христианство. В 1453 г. турки-магометане покорили крупнейший православный город Константинополь, или Царьград. Пала православная Византия. А еще раньше, в 1439 г., византийцы заключили Флорентийскую унию на условиях признания верховенства Папы Римского, принятия католических догматов при сохранении лишь обрядов православной церкви. Древний Рим поколебался в Православии. Получилось, что главным центром Православия стал и долгое время был Константинополь, но он пал (1453) под ударами мусульман. Московский великий князь стал единственным влиятельным православным государем на земле. Византийская принцесса Зоя (Софья) Палеолог стала (1472) женой великого московского князя Ивана III, который сделал гербом своего государства византийский герб – двухглавый орел. Встречали невесту Ивана III на Русской земле именно во Пскове (см. с. 96). С конца ХV – начала ХVI в. в России, отстаивая первостепенную роль Москвы в православном мире, стали утверждать, что «два Рима (Рим и Константинополь. – В.Г.) падоша, а третий (Москва. – В.Г.) стоит, а четвертому не быти». Москву стали постепенно почитать как бесспорную мировую столицу Православия – Третий Рим, ведь Московская Русь утвердилась как историческая преемница Римской и Византийской империй, стала еще в большей мере служить делу укрепления православного единства. Москву в ХVI в. стали усиленно называть (часто называют и в наши дни) Третьим Римом. Россия утверндилась как главная хранительница истинного Православия.
С Псковской землей во главе с Москвой связаны жизнь и славные дела многих достойных россиян, людей церковных и светских. С Псковщиной связана земная жизнь многих русских святых. В соответствии с канонами Православия святые – это посредники между богом и людьми, небесные покровители живущих на земле, к ним обращаются верующие люди с просьбой о помощи в земных делах. Прославляя святых, Русская Православная Церковь выделяет среди них пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, праведников, бессребреников, блаженных. В Русской Православной Церкви причисление к лику святых – это не форма поощрения (в том числе посмертного), не форма признания заслуг церковных деятелей. Прославление в лике святых – это прежде всего призвание к служению людям. Опытом своей земной жизни, своей мудростью русские святые подсказывают россиянам достойный путь их жизни, поступков, действий. Опыт и уроки земной жизни того или иного святого помогают его потомкам определить их наиболее разумные действия, целесообразные поступки. Канонизация – это прежде всего призвание к служению людям уроками земной судьбы. Среди русских святых, связанных с Псковщиной, жена киевского князя равноапостольная княгиня Ольга (894–969, см. с. 87), новгородский князь Александр Ярославич Невский (1220–1263, см. с. 163), псковские князья Довмонт-Тимофей (умер в 1299, см. с. 92) и Всеволод-Гавриил, митрополит Киевский и всея Руси Фотий (Фотий Московский, умер в 1431, см. с. 95), блаженный Николай Саллос (ХVI в., см. с. 103), преподобные Никандр, Марк, Васса Псково-Печерские (ХV в., см. с. 139), преподобномученик Корнилий Псково-Печерский (1501–1570, см. с. 126), священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский, преподобномученица великая княгиня Елизавета Федоровна (1864–1918, см. с. 153), последний российский император Николай II (1864–1918, см. с. 65), Патриарх Московский и всея Руси Тихон (1865–1925, см. с. 87) и многие другие.
С Псковом и его окрестностями связаны жизнь, работа, творчество, служение во благо России очень многих неординарных церковных и государственных деятелей, военачальников, художников, музыкантов, героев-защитников Отечества – солдат, офицеров, партизан. Среди них митрополит Московский Филипп (1464–1473, см. с. 103), церковный философ и писатель, старец Спасо-Елеазаровского монастыря Филофей (ХV – ХVI вв., создатель теории «Москва – Третий Рим», см. с. 151), сподвижник царя Петра I, в прошлом киевский монах, ставший епископом Псковским и Нарвским, крупный ученый и педагог Феофан Прокопович (Самуил Церейский, 1681–1736), жена великого князя московского Ивана III – Софья Палеолог (умерла в 1503, см. с. 97), император Петр I (1672–1725, см. с. 51), крупный государственный деятель и яркий дипломат А.Л. Ордин-Нащокин (1605–1680, см. с. 142), сподвижник царя Петра I, фельдмаршал и первый российский граф Б.П. Шереметев (1652–1719, см. с. 45), князь фельдмаршал М.И. Кутузов (1747–1813, см. с. 305), граф, генерал-майор, герой войны 1812 г. П.П. Коновницын (1764–1822, см. с. 169), морские офицеры, исследователи северной части России и Арктики: Д.Я. Лаптев (1701–1771, см. с. 298) и Х.П. Лаптев (1700–1763, см. с. 298), вице-адмирал А.Ф. Клокачев, (1732–1873, заложил порт-город, получивший название Севастополь, см. с. 301), ученый-энциклопедист, родоначальник исторической науки В.Н. Татищев (1686–1750, см. с. 204), выдающийся ученый-математик С.В. Ковалевская (Корвин-Круковская, 1850–1891, см. с. 280), ученый-математик И.М. Виноградов (1891–1983, см. с. 312), писатель, драматург, публицист Д.И. Фонвизин (1744–1792, см. с. 265), поэт А.С. Пушкин (1799–1837, см. с. 217), писатель Н.С. Лесков (1831–1895, в 1863 г. приезжал в Псков, познакомился и сблизился с местными старообрядцами, позднее описал их жизнь в своих произведениях), писатель В.А. Каверин (Зильбер, 1902–1989, автор повести «Два капитана»), композиторы М.П. Мусоргский (1839–1881, см. с. 316) и Н.А. Римский-Корсаков (1844–1908, см. с. 173), художник Н.К. Рерих (1874–1947, см. с. 201), герои Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.: маршал, дважды герой Советского Союза К.К. Рокосовский (1896–1967, см. с. 292), боец А.М. Матросов (1924–1943, ему за подвиг посмертно присвоено звание Героя Советского Союза, см. с. 29), юный партизан-разведчик Леня Голиков (1926–1943, ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза, см. с. 29) и многие другие яркие личности.
Имея мощные истоки для сохранения, пополнения, умножения, духовно-нравственной силы и здоровья жителей, Псковщина много раз удивляла и восхищала соотечественников и приводила в трепет ее врагов своим неиссякаемым патриотическим настроем и неизменной решимостью защищать свою землю, независимость, свободолюбивые традиции псковичей, как и всех русичей. Например, в 1242 г. на Чудском озере войско князя Александра Ярославича Невского победило немецких рыцарей и освободило от их власти новгородские и псковские земли; это было историческое Ледовое побоище. Один Псков в 1581 г. держал оборону против 100-тысячной армии польского короля Стефана Батория; в 1615 г. Псков выдержал осаду войск шведского короля Густава-Адольфа. В феврале 1918 г. под Псковом, в боях с кайзеровскими войсками родилась Красная Армия (тогда бойцы и все россияне были искренне и твердо убеждены, что их социалистическое Отечество, – у которого со временем будет непременно счастливое социалистическое будущее, оказалось в опасности). Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Псковская земля стала героическим барьером, преграждавшим путь гитлеровским завоевателям. Почти 3-годовая (но все-таки временная) гитлеровская оккупация не сломила боевой свободолюбивый дух псковичей. Действовали повсеместно боевые подпольные отряды на оккупированной гитлеровцами территории, велась героическая партизанская война, продолжались жаркие бои советских войск, отбивавших натиск остервеневших врагов, выгнавших их с Псковщины.
В районе Великих Лук, около деревни Чернушки, геройски погиб 19-летний Александр Матвеевич Матросов, он лег на огневую точку противника, заглушил ее – закрыл амбразуру пулеметного дзота своим телом – и погиб. (Первым такой подвиг совершил политрук танковой роты А.К. Панкратов в 1941 г. в бою под Новгородом.) Позже, в годы войны, такой же подвиг совершали и также погибли более 200 воинов Советской Армии. Прах Героя Советского Союза А.М. Матросова перенесен в Великие Луки, где на его могиле установлен памятник (автор – скульптор Е.В. Вучетич), открыт Мемориальный музей А.М. Матросова (авторы здания музея архитекторы А.В. и И.И. Васнецовы). На Псковской земле в годы войны были свои «Сусанины», заведшие гитлеровцев в непроходимые леса и болота, обрекшие врагов – и себя – на гибель. Среди них старик-колхозник деревни Мухарево Михаил Семенов, лесник из деревни Нартово Опоченского района И.С. Сорокин, сторож из колхоза «Рассвет», великолужский крестьянин Матвей Кузьмин. В селении Острая Лука находится могила юного партизана Героя Советского Союза Лени Голикова (пришел в партизанский отряд в 15 с небольшим лет, стал разведчиком, взорвал 14 мостов, погубил 9 вражеских автомашин, сжег 3 гитлеровских склада, уничтожил 78 фашистов, доставлял в штаб партизанского отряда важные сведения, погиб в бою в возрасте 17 лет). Можно привести и другие многочисленные примеры героических действий псковичей против обидчиков, ведь псковичи беспрестанно отбивали врагов Руси-России – литовцев, шведов, немцев и других. Таким образом, многие века Псковская земля служила и служит надежным северо-западным щитом всей Русской земли, способствует делу укрепления православного единства и взаимопомощи, отстаивает целостность нашего многонационального государства во главе с Москвой.
Танк-мемориал в память павшим во время Великой Отечественной войны