Психосоматика может проявиться у ребенка любого пола и возраста. Физическая болезнь – единственная возможность организма уйти от переживаний и направить силы на конкретные проблемы. Бороться с очевидными причинами проще, чем распутать сложную цепочку переживаний, устранение причин которых невозможно. Причиной психосоматических расстройств являются внутренние переживания, которые появляются из-за следующих обстоятельств.
Конечно, взрослые постоянно заняты и работой, и бытовыми проблемами, и собой. Ребенку иной раз надо десять раз повторить слово «мам!», чтобы его наконец услышали. На помощь приходит опыт: малыш вспоминает, что когда заболел ангиной, то около него родственники хороводы водили. Охали, ахали, причитали, хлопотали, щупали лобик, ни на минуту не оставляли одного: «Что тебе, детка, купить: киндер? Новый планшет? В зоопарк когда-то хотел? Давай сходим, когда выздоровеешь?»
Детка хочет повторить праздник тесного общения и тогда разыгрывает симптомы заболеваний, чтобы привлечь внимание к себе. Но такая игра чревата последствиями. Если обман вскрывается, то родители сердятся, что еще больше отдаляет их от своего чада. Ребенок начинает сильно переживать, внутренне сдерживая слезы и обиды, и решает «наказать» себя болезнью – недуг становится реальным. Родители уже не верят: «Хватит симулировать! Быстро вставай и иди в сад / школу!» Невозможность оправдаться («Я же действительно не прав!»), огорчение, отчаяние так загоняют болезнь вглубь, что без врачебной помощи тут уже не обойтись.
Но часто взаимосвязь «внимание – болезнь» появляется бессознательно. Известны случаи, когда дети заболевают при долгой разлуке с близким человеком. О таких случаях говорят, что ребенок так сильно скучал, что заболел. В этом есть доля истины.
Помимо дефицита внимания дети еще страдают от запрета на выражение эмоций. Есть немало семей, где детей учат быть тише воды, ниже травы: категорически запрещают плакать, тосковать, печалиться, громко веселиться, чем-то откровенно восторгаться и т. д. С медицинской точки зрения особенно вредно сдерживать именно отрицательные эмоции.
Один раз можно прикрикнуть на впавшего в истерику сына или дочку или охладить их пыл, когда они откровенно чем-то шумно восторгаются. Но если вы на них постоянно цыкаете, то у маленького человека чувства не разовьются до такой совершенной стадии, когда их можно понять, объяснить, адекватно проявить и среагировать на проявление чужих переживаний. Ему будет трудно разобраться, почему он грустит, отчего не радуется, как все, что ему нравится или вызывает недовольство? Ребенок перестает замечать не только свои чувства, но и особенности состояния своего организма, который в этом случае будет подавать сначала слабые, а потом и сильные сигналы тревоги.
Из-за постоянных наказаний и недовольства родителей ребенок думает, что проявлять эмоции и вести себя, как ему хочется, – это плохо. Он решает слушаться маму и папу, ущемляя свои желания, а иногда даже потребности. В итоге появляются проблемы с поведением, психикой. Подавленные эмоции выливаются в физическую болезнь (конечно, мы не берем крайние случаи, которые касаются неприемлемых или агрессивных побуждений). Как это происходит?
Каждая проявленная эмоция откликается на физиологии организма. Например, когда человек чего-то боится, то у него замедляется или учащается сердцебиение. Если его постоянно чем-то запугивают, и при этом он не может выплеснуть свои эмоции, то физиологические сдвиги становятся устойчивыми: возникает напряжение в мышцах и нарушение свободного протекания естественных процессов в организме.
Например, сынишка попросил маму купить конфеты, та отказала (аллергия на сладкое – нельзя!), чем вызвала его горькое возмущение. Он прямо в магазине устраивает истерику, колотит кулачками по ее ногам, кричит, рыдает. Да, неприятное зрелище! Но в этом случае можно быть спокойным за свое чадо. Прокричится и все забудет. Организм выплюнул отрицательную эмоцию, как при кашле отхаркал слизь, – и на здоровье мальчика никак не отразилась проявленная злость.
Если в семье прямо или косвенно транслируется: «На маму сердиться запрещается!», то как проявить свой гнев ребенку? Ему остается сорвать злость на ком-то более слабом, зависимом от него: «Не мучай щенка!», «Отпусти лягушку!», «Не отнимай у сестренки мяч!». Очень часто ребенок может обратить скрытое недовольство и на самого себя – в этом случае велика вероятность возникновения психосоматического расстройства.
Бывают случаи, когда не разрешают выражать свою радость: «Сиди тихо, а то бабушку разбудишь», «Не прыгай / не бегай / не висни на мне; веди себя прилично, люди смотрят, мне стыдно за тебя!». Бесконечные запреты иссушают душу, делают человека невосприимчивым даже к своим и к чужим радостям и огорчениям. Родители потом удивляются: «В кого же ты такой бесчувственный?»
Поэтому нельзя запрещать эмоции – нужно учить детей правильно их проявлять и владеть собой. Если видите, что не справляетесь самостоятельно, то стоит обратиться за помощью к психотерапевту или психологу.
Конечно, каждого современного ребенка ежедневно преследуют стрессы, депрессии, тревоги. Часто неоправданные и пустые, которые взрослые не могут просто объяснить и быстро помочь справиться с проблемами. Редко, но бывают стрессы, связанные с трагическими событиями. Болезнь может быть вызвана потерей близких людей, длительной разлукой, разводом родителей. Заболеть можно и при расставании с домашними питомцами, любимыми вещами (как с пустышкой – помните?) и даже при смене места жительства. Стрессовые ситуации опасны тем, что они вызывают шквал переживаний и волнений, с которыми неокрепший еще организм не способен справиться.
Особенно опасна тревожность, которую не следует путать с тревогой.
Тревога – это эпизодические проявления беспокойства и волнения. Ее физиологические признаки: учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах. У некоторых детей тревога проявляется в особенностях поведения: одни грызут ногти, другие качаются на стуле, третьи накручивают локоны на палец и др. Когда единичные, возникающие время от времени проявления тревоги перерастают в устойчивое состояние, то врачи уже говорят о появлении тревожности. Она, в свою очередь, характеризуется склонностью переживать даже в тех ситуациях, когда этого не требуется. К ней относятся:
– неопределенные опасения;
– обостренные переживания, не имеющие под собой оснований;
– нехорошие предчувствия;
– постоянное ожидание беды;
– сниженное настроение;
– депрессивные или тревожные мысли;
– страх за свою жизнь и жизнь близких людей;
– постоянное состояние напряжения;
– беспокойный сон, трудности с засыпанием;
– повышенная требовательность к себе.
Тревожность может преследовать ребенка каждый день с утра до вечера: не будет ли мама торопить собираться в школу, все время покрикивая «быстрей!»; не опоздаю ли на урок; вызовут ли сегодня на уроке; отвечу ли на пятерку; не забуду ли текст; правильно ли решу задачу; будет ли доволен мной учитель; согласится ли со мной играть соседский мальчик во дворе и т. д.?
Чувство внутреннего напряжения чаще скапливается к вечеру. Ребенок оказывается погружен в свое плохое настроение, которое со временем может перерасти в депрессию, особенно это характерно для подростков. В этом случае вы даже не сможете заставить их выполнить домашние задания, а на любое ваше даже невинное замечание станут только огрызаться.
Во время бесед с психологом нервозные подростки признаются, что находятся в напряженном состоянии, потому что воспринимают все новое как потенциально опасное, излишне переживают за будущее; опасаются за жизнь близких, боятся за свою жизнь, страшатся смерти. Как правило, они с трудом засыпают, сон поверхностный, тревожный, часто просыпаются среди ночи и тяжело пробуждаются.
Дети помладше, находясь в тревожном состоянии, раздражают родителей своей непоседливостью, болтливостью: «Ты можешь хотя бы пять минут спокойно посидеть?!», «Помолчи хотя бы минуту!». Даже выражение лица у таких детишек может сменяться буквально за доли секунды от восторга до грусти, от испуга до плача. Для них источником стресса служит даже пустяковая критика – так они ранимы. Более того, у внушаемых детей чувство недомогания возникает при излишнем внимании к их самочувствию – по принципу самосбывающегося пророчества. Это психологический феномен и заключается он в следующем: предсказание человека косвенно влияет на реальность так, что в итоге становится верным. Сила таких пророчеств заключается в том, что они способны создавать замкнутый круг мыслей и поведения. Если человек поверит во что-то, то начнет принимать решения в соответствии с новыми убеждениями. В результате его поведение изменится, и это повлияет на мнение окружающих. Уже отношение посторонних людей укрепит первоначальные убеждения человека о себе, других или о мире. Аналогичным образом люди могут воспринимать чужие установки. Например, если ребенку постоянно говорят, что из него ничего толкового не выйдет, то он может поверить в это, перестать заниматься «бесполезной» учебой и начать хулиганить. Его поведение вызовет ответную реакцию со стороны окружающих: это только укрепит его в убеждении о своей «бестолковости».