Психосоматика

Что такое психосоматика

Психосоматика – направление в медицине (психосоматическая медицина) и психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических (телесных) заболеваний.

Почему я считаю, что психосоматический компонент(!) есть в любом заболевании? Для себя я условно подразделяю заболевания следующим образом.


1. Чистая психосоматика. Например, у человека физический дискомфорт: зуд, боль, напряжение и т. д. Он сдал все анализы, обошел всех возможных специалистов. Все врачи разводят руками и говорят, что такого точно быть не должно, он здоров! Ко мне приходит много таких клиентов. В 95 % случаев мы находим какую-то реакцию тела, о которой сигнализирует боль. Нужно перенести фокус внимания на события в своей жизни, задать себе правильные вопросы, и все встанет на места.

Это сейчас про психосоматику говорит каждый второй, а некоторое время назад эта тема не пользовалась такой популярностью. И ко мне, как правило, приходили люди, которые уже были у всех возможных специалистов. «Вы наша последняя надежда, мы были уже у всех!» Я знакомил людей с их телом, объяснял, что хватит воевать с собой, пора спрятать оружие и открывать безусловную любовь. Порой хватало просто осознания, чтобы понять, что симптом появился не просто так, а является четким следствием бездействия/действия человека. Иногда требовалась более глубинная работа. Жаль, что нам не выдают инструкции к телу еще в детстве, но я думаю, мы вместе с вами исправим эту ситуацию.


2. Нарушения в теле по механическим причинам – например, перелом, операция, травма, ушиб и т. д. Даже если не углубляться в эзотерику («для чего мне это событие?» и т. д.), мы и тут имеем психосоматический компонент. Существует такое понятие, как память о травме. Человек получил травму, и у него в тканях остается ее «энергия». Если ее не выпустить, то тело опять начинает скручивать. Например, при ДТП человек получает хлыстовую травму. У него остается напряжение в твердой мозговой оболочке, которое потом может вызывать боль в мышцах. Твердая мозговая оболочка – это как чехол, который находится внутри позвоночника, через нее проходят нервы. Если чехол «закручен», то и в нервных корешках будет напряжение. С напряжением можно поработать техниками остеопатии и прикладной кинезиологии, а можно техниками психосоматики. Такие техники я даю на своем интенсиве «Осторожно! Вы здоровы».


3. Классические заболевания с изменениями в тканях. У человека есть все, что полагается: анализы, диагноз, медикаменты. В этом случае мы работаем с «психосоматическим компонентом» в составе комплексной терапии. Ни в коем случае не отменяем лечение, а только дополняем его. Выполняем все инструкции и рекомендации врача и дополнительно работаем с собой.

• Отрабатываем пусковой механизм – реакцию, которая «включает» тот или иной орган (во второй части книги мы разберем основные системы организма с точки зрения психосоматики).

• Работаем со знанием о протекании заболевания. Это знание либо помогает нам выздороветь, либо мешает.

• Решаем вопрос с сопутствующими факторами, которые препятствуют выздоровлению (вторичные выгоды, чувство вины, позиция жертвы и т. д.).

• Даем телу ресурс, чтобы восстановление прошло гораздо быстрее.


Существует очень много подходов и методов работы с психосоматикой. И все они имеют право на существование. В своей книге я буду опираться на те инструменты, которыми пользуюсь в своей практике и получаю хорошие результаты.

В некоторых школах дают целые таблицы по телу: «Где какие живут эмоции и как они влияют на наше тело». Скажу честно, на практике я сталкиваюсь с тем, что эмоции могут «жить» где угодно. Мы все разные! У одного человека обида «живет» в груди, у другого в голове, а у кого-то – в руках. И отражение в теле соответствующее. Все очень индивидуально.

В своей работе я всегда оставляю «поправку на ветер». Мы уже о многом знаем и ко многому пришли – это факт. Но мы не знаем всего – и это тоже факт. Поэтому безапелляционно заявлять: «Это так и никак иначе!» – будет неправильно, так как в этот момент мы лишаем себя развития. Человек который на 100 % уверен во всем, думает, что обретает почву под ногами, но одновременно с этим он возводит железную клетку вокруг себя. Он больше не открыт новому! Он просто не будет его видеть. Как учил меня мой преподаватель: «Открывайтесь новому и никогда не верьте всему на 100 %. Так вы позволяете себе расти, менять мнение – развиваться и эволюционировать».

В этой книге я, конечно, тоже дам вам общую карту-схему, без нее никак. Она будет опираться на этапы развития нашего мозга и те потребности, которые сформировались в ходе эволюции. Но я прошу вас воспринимать эту схему как общую рамку, которая позволит вам понять, на что нужно обратить внимание, а не как истину в последней инстанции.

Многие люди до сих пор думают, что психосоматика – это что-то непонятное, сложное, и вообще, «вилами по воде писано». Такое впечатление возникает после того, как мы где-то читаем: «Это все от обид, агрессии и непринятия», или: «Все болезни от стресса». Но ведь не все, у кого есть обиды – болеют? А те, кто болеет, болеет не обязательно от обиды.

Я дам вам четкую структуру: теорию и практики для перемен. Гадать на кофейной гуще не будем. Помните? Не верить, а проверить.

Моя глобальная задача – дать вам «удочку, а не рыбу». А для тех, кто хочет больше погрузиться в тему, есть шестинедельный обучающий онлайн-курс «Психосоматика на пальцах», где мы пошагово знакомимся со своим телом, разбираем психосоматический компонент по различным системам и органам, делаем упражнения и развиваем свою чувствительность. После курса все, прошедшие обучение, могут самостоятельно работать с собой и помогать своим близким и родным людям понять причину их заболеваний со стороны психосоматики.

Вы сможете посмотреть на свое здоровье и жизнь под другим углом. Это будет ваш первый шаг в мир спокойствия. Мир, где вы у руля, а не на боковом сидении.


А теперь предлагаю посмотреть две записи прямого эфира:

«О чем говорит ваше тело?»
«Что такое психосоматика?»

Впускаем в жизнь новое…

У кого-то уже появилась небольшая ухмылка на лице: «Если бы все так было просто, дорогой Вадим. Жизнь сложная, порой суровая и опасная. А здоровье вообще загадочная штука… Нужны годы терапии и копания в прошлом». Очень надеюсь, что если такие у вас мысли и были, то после прочтения этой книги вы измените свое мнение.

Когда на курсе обучения для специалистов я провожу демонстрацию и наглядно показываю, как можно изменить эмоцию за пару минут у человека, который жил с ней годами – на лицах слушателей появляется шок и недоверие. «И? А когда она вернется? Насколько этого хватит? А почему так просто?»

Это очень интересно наблюдать со стороны. У человека буквально на лице написано, как старые программы и убеждения не дают ему спокойно посмотреть на реальность. Где-то в глубине души есть некое убеждение: «Все должно даваться с трудом! Не так просто! Человек все должен пропустить через себя и обязательно пострадать».

Вся информация, которая есть в вашей голове, когда-то туда попала. У каждого человека информация будет разная, поэтому об объективной реальности речи не идет. Мы все учились в школах примерно с одинаковой программой, но мышление у всех разное. Даже некоторые общедоступные сведения разнятся. Откуда появляется знание в вашей голове? Сначала его источник – это родители, которые привнесли вам свою картину мира и свои стратегии выживания. Ведь ребенок в детстве еще не может фильтровать информацию, у него попросту нет опыта, нет критического мышления. Все, что он слышит и видит, он впитывает как губка.

«Оденься, а то заболеешь», «Тебя продует!», «Повсюду микробы!», «Не ешь сладкое, а то будет диабет», «У нас в семье все очкарики», – это первые внушения от родителей о здоровье. И для ребенка они становятся истиной.


На этот фундамент потом наслаивается собственный жизненный опыт, делаются выводы, рождаются некие верования. То, во что мы верим, становится истиной, которая определяет нашу жизнь. И, к сожалению, не всегда влияет позитивно.


Упражнение «Распознаем свои убеждения»

Проведите небольшой тест и распознайте свои убеждения относительно жизни.


Моя жизнь похожа на ______________________________________


Мне все достается в жизни __________________________________


Чтобы выжить в этом мире, нужно быть_______________________

Чтобы меня принимали и любили, мне нужно быть _____________


Мое здоровье зависит от _______________________________

Деньги – это __________________________________________

_______________________________________________________


Чтобы в моей жизни произошли изменения, мне нужно _______________


Сколько человек прочитает эту книгу, столько будет вариантов продолжения этих строк, ведь каждый из нас живет в своей реальности. И у меня для вас хорошая новость – вы можете ее изменить!

Позвольте себе новый взгляд, мышление, реакцию… и новую жизнь…

Позвольте себе открыться новому, получить другое видение ситуации и новую картину мира. Это не всегда легко. Наш мозг легко учится и познает новое, но в то же время его тормозит память о прошлом опыте.


На сеанс приходит девушка с хроническим тонзиллитом. Что она только не пробовала и не делала, чтобы излечиться. Но со временем симптомы снова появляются. Все, о чем я ее прошу – перенести фокус внимания с ее тела (перестать искать ошибку в своем теле) и посмотреть на свою жизнь. Какую ситуацию в своей жизни она так и не смогла принять? С чем не готова мириться, соглашаться? На глазах девушки появились слезы, и она заговорила про свою свекровь, которая не дает покоя и лишает свободы их молодую семью, постоянно внося свои коррективы в их семейную жизнь. На уровне логики она понимает, что та хочет как лучше, но внутри возникает волна протеста, обиды и непринятия этой ситуации.


Мы делаем упражнение и находим корни этой реакции в ее отношениях с мамой (дети всегда воспринимают ситуацию иначе, чем взрослые). Формируем у нее новые убеждения и реакции. Уже на сеансе симптомы становятся значительно меньше. Через несколько месяцев получаю сообщение, что горло девушку больше не беспокоит.


Я не прошу вас отказываться от чего-то, – я прошу вас впустить в свою жизнь новое. При прочтении этой книги я рекомендую вам слушать свое тело и сердце (в этом вам помогут упражнения) и на время отключить критику и логику. Ваше прошлое и так с вами, а вот новое может и не прийти без вашего согласия.

Восприятие мира

Как вы думаете, мы видим этот мир одинаково? Для всех ли небо такое голубое, а солнце светлое и теплое?

Я ежедневно работаю с людьми и хочу сказать, что все видят мир абсолютно по-разному. Как будто у каждого есть своя реальность. И в то же время каждому человеку кажется, что все должны видеть все так же, как он. Мы бываем крайне удивлены, узнав, что это не так.

Часто после консультации окружающая действительность воспринимается по-новому. Краски становятся светлее, а люди дружелюбнее и отзывчивее.

Все дело во внутреннем мире человека. В каком состоянии сейчас находится его система? Нужно ли ему выживать? Есть ли нерешенные проблемы, из которых его психика пытается найти выход? Это принудительное мышление – механизм выживания. На своих обучающих курсах я делаю следующее упражнение: беру любой предмет и прошу человека рассказать, какие ассоциации у него вызывает этот предмет. И уже через несколько мгновений мы выходим на актуальный внутренний конфликт. Человек во всем будет видеть свой конфликт до того момента, пока его не разрешит.


На сеанс приходит парень с жалобами на боль в грудном отделе. Он посещает мануального терапевта, но позвонки через некоторое время опять «съезжают».

– Какой твой внешний мир и каким тебе нужно быть по отношению к нему, чтобы выжить? – спрашиваю я его.

– Он суровый, и я должен справиться, я должен быть сильным.

– Скажи: «Я слабый».

– Я не могу, это невозможно.

– Именно поэтому твой позвоночник (твоя опора) помогает тебе справиться с твоей ситуацией, сделать тебя сильным, как будто каменным.


Делаем упражнение и находим ситуацию из жизни, когда в возрасте 17–18 лет у парня происходило много неприятных событий. И тогда у него появилось чувство бессилия: «Я не справился, я не смог». В этот момент зародилась биологическая программа, которая с помощью позвонков будет помогать ему адаптироваться (выживать) в окружающей реальности. На уровне сознания он уже не помнит эти события, но на уровне подсознания программа продолжает работать. Я прошу его выразить там все свои эмоции, посмотреть, чему его учит эта ситуация и какие дает ресурсы в будущем. И он формирует новую стратегию: «Я гибкий! И даже если я с чем-то не справился, то в будущем я стану сильнее и счастливее, так как это путь развития». С этого дня ему больше не нужно сражаться с реальностью, уходит напряжение, и его позвонки со временем восстанавливаются.


У каждого из нас есть механизмы адаптации (через тело) к окружающей реальности (через призму внутреннего мира).

Чтобы лучше понять свою болезнь, нужно понять, каков наш окружающий мир. Что в нем опасного для нас, раз тело пытается помочь изменениями в тканях.

Наши мысли и убеждения

Процесс выздоровления начинается с осознания того, что наши мысли влияют на наше тело! Кто-то думает больше о хорошем, кто-то – о плохом. Чьи-то мысли крутятся вокруг прошлого, а чьи-то – в будущем или настоящем.

Мысли человека отражают его убеждения и ценности. То, к чему он стремится – его желания, и то, от чего он убегает – его страхи. Это та невидимая сила, которая управляет каждым человеком.

Например, я хочу зарабатывать больше, но не могу сделать шаг к изменениям, так как боюсь остаться без средств существования. И если страх сильнее моего желания жить лучше, я так и буду сидеть на месте и ничего не делать, каждый раз находя новые причины и оправдания.

На прием приходит девушка.

– Мой ребенок меня вообще никуда не отпускает. Никакой жизни, на шаг отойти не могу!

– А что, если ты доверишь ребенка супругу, а сама пойдешь на спа?

– Я не могу это сделать.

– Почему?

На глазах девушки появляются слезы.

– Я не могу доверить ему ребенка! Случится что-то плохое.

Делаем упражнение, находим причину ее реакции. Состояние девушки меняется на глазах.

– А теперь можешь доверять?

– Да, – девушка смеется.

Больше нет невидимой связи между нею и ребенком, которую она сама создала. Именно эта связь не отпускала малышку, которая после сеанса стала спокойнее и самостоятельнее. Как бонус, улучшились отношения между супругами.


Убеждения – это установки, которые сформировались в течение жизни. «Деньги должны доставаться с трудом!», «В отношениях все идеально не бывает!», «В нашей семье здоровье у всех слабенькое!», «У меня не может быть все хорошо во всех сферах моей жизни!», «Я не имею права быть счастливой в тот момент, когда кому-то плохо!» – и т. д.

Убеждения – это то, во что мы верим. Какие-то нам достались от наших предков, а что-то мы приобрели из личного опыта.

Убеждения порождают ощущения. Ощущения идут от наших каналов восприятия: тактильных, зрительных, слуховых, вкусовых и обонятельных, а также наших внутренних органов. Например: «Я не могу это видеть!», «Это плохо пахнет!», «Мне неприятно это прикосновение!», «Я не могу это переварить!», «Я не могу принять эту ситуацию!», «Я ни за что не отпущу этого человека!» Каждая клеточка вашего тела познает и воспринимает этот мир 24 часа в сутки. И как вы понимаете, многие ситуации метафоричны.

Как только вы осознаете и найдете корень ваших ведущих мыслей и ощущений – вы выйдете на травмирующее событие прошлого, где было больно, не были выражены и подкреплены действием эмоции. Эта ситуация забывается и вытесняется с уровня сознания. И только бессознательные реакции через ваше тело и поведение дают о себе знать.

Задавая своему телу вопрос: «Почему? И для чего?» – вы делаете первый шаг к исцелению…

Как только мы «вытаскиваем» информацию с бессознательного уровня на уровень сознания, она больше нами не управляет. Она больше не будет отражаться на нашем теле. Наши действия и реакции станут более осознанными, а здоровье улучшится. Это то, к чему мы стремимся.

А сейчас рекомендую вам посмотреть запись прямого эфира «Наши мысли»:

Практика «Наши мысли»

Что такое конфликт и биологическая программа

У каждого из нас есть свой внутренний, ни на что не похожий мир. В этом мире есть свои правила и законы, которые были сформированы за миллионы лет эволюции. И для каждого из нас эти правила на бессознательном уровне являются истиной в последней инстанции.

У нас есть свои потребности. Нашему организму необходима пища, желательно три раза в день и с десертом. Легким необходим кислород, чтобы наполнять наши клетки жизнью. Есть органы, которые расщепляют пищу, чтобы организм усвоил полезные вещества, а также те органы, которые выводят наружу все ненужное. Ночью мы должны спать, чтобы организм мог отдохнуть и восстановить силы.

За каждую неудовлетворенную потребность тело будет сражаться до конца!


У каждого из нас есть стабильные фундаментальные потребности, и они не меняются.

• Потребность в продолжении рода.

• Потребность в смысле существования, точках опоры.

• Потребности выживания – в пище и воздухе.

• Потребность в безопасности.

• Потребность в комфорте, защите и восстановлении организма.

• Потребность в движении: расти, исследовать.

• Потребность в принадлежности – включении в группу.

• Потребность в самоуважении и уважении со стороны других.

• Потребности в отношениях/любви, социальные потребности.

• Потребность в личной территории.

• Потребность быть принятым.

• Потребность в самореализации.


А есть внешняя реальность со своими правилами, точнее, их полным отсутствием. Она постоянно меняется, за ней не успеть. И если внутри у нас есть некая картина относительно того, как к нам должны относиться и что должно происходить вокруг, то в реальности все может быть совсем иначе.



Неудовлетворенные потребности формируют разрыв между внешним и внутренним миром! И этот разрыв формирует конфликт, который запускает каскад изменений на уровне тела, мозга, психики. Далее в книге для обозначения этих изменений в теле как реакции на конфликт я использую термин «Биологическая Программа».


Женщина знакомится с мамой своего любимого мужа. В ее семье не принято проявлять излишнее внимание к окружающим, а вот в семье мужа – наоборот. Мама супруга всячески пытается угодить возлюбленной своего сына, докучая излишними вопросами и знаками внимания. У женщины возникает несоответствие между ее внутренним миром и внешними событиями. Противостоять, грубить маме супруга ее воспитание ей не позволяет. Да и супругу она ничего сказать не может, так как это его любимая мама. Она проживает все ощущения самостоятельно в одиночестве. Наутро, после семейного ужина, она испытывает дискомфорт в области малого таза и частые позывы в туалет. Она восприняла эту ситуацию как нарушение ее личных границ. В фазе восстановления получает воспаление мочевого пузыря – цистит.


Женщина приезжает в отель, где санитарно-гигиенические условия не отвечают ее ожиданиям. У нее нет выхода, придется жить в этом отеле, так как все финансы под расчет. В какой-то момент она замечает, что прошлась босиком из ванной комнаты. Мимолетная мысль мелькнула в ее голове: «А вдруг тут грибок?» Женщина благополучно едет домой, а на следующий день после возвращения ее стопы начинают гореть. Она ходит по врачам, пытаясь найти причину, но у нее ничего не находят. Симптом продолжает беспокоить. Через какое-то время она попадает на консультацию ко мне, и я помогаю ей разобраться в ее реакции. «Я не хочу соприкасаться с этой грязью! Это небезопасно!» После консультации неприятные ощущения в стопах значительно уменьшаются. Ей понадобилась еще пара дней до полного восстановления тканей.


Если человек не находит решения ситуации (а мы не можем долго находиться в зависшем состоянии, нам нужны действия, стратегии и решения, чтобы двигаться дальше и выжить любой ценой), то тогда уже его биология (тело) берет на себя задачу поиска решения с помощью своих реакций.

Новая парадигма здоровья

Есть разные подходы в лечении человека. И в основе каждого лежит некая философия.

Если рассматривать человека как набор химических элементов, то при наличии сбоя нужно восстановить баланс с помощью медикаментозного лечения.

Если считать, что организмом управляют потоки энергии, то нужно восстановить их через точки и меридианы.

Если принять концепцию, что на состояние здоровья влияют эмоции человека – выразить то, что было подавлено.

И так далее.

Когда я был массажистом, меня учили, что напряжение в теле человека появляется из-за дисбаланса в мышцах. А дисбаланс происходит из-за образа жизни: человек мало двигается или, наоборот, много. Главное было понять, как расслаблять напряженные участки и усиливать слабые.

В остеопатии меня учили искать остеопатическое повреждение, которое могло быть на любом уровне. Когда мы его находим и выполняем определенную технику, то все тело перезагружается и самоисцеляется.

В прикладной кинезиологии меня учили тестировать мышечные группы человека. А затем искать причину слабости тех мышц, которые не включались в работу. Причин также была масса. Убираем причину (тонус) – мышцы восстанавливаются, а тело приходит в баланс.

Человеческий организм – это единая система, где все взаимосвязано: структура, биохимия, психика, энергия. И в зависимости от подхода специалист воздействует на ту или иную систему. Если мы подходим к лечению с разных сторон – изменения идут на всех уровнях. Так, например, человек, меняя свое питание, меняет и свои мысли. А тот, кто пойдет к остеопату, станет более активным, что поменяет его предпочтения в еде (после моих остеопатических сеансов многие клиенты меняли свое питание). Любые точки входа воздействуют на систему в целом и запускают каскад изменений.

В каждом направлении есть своя философия, на основе которой строится система работы с человеком. Но между ними есть кое-что общее – убежденность в том, что с болезнью нужно сражаться.

Давайте вспомним эволюцию представлений о болезни. Какие верования правили умами людей? В более древние времена: болезнь – от дьявола, злых духов! Испытание, посланное Богом. А может, все дело в гороскопе?

Шло время, появились открытия, изобретения, которые позволили углубиться в организм человека. Мы научились находить сбои, ошибки, поломки в своем теле. Там где не хватает – нужно добавить, а там где много – убрать.

Какие только способы воздействия на болезнь не использовало человечество: заговоры, молитвы, антибиотики, мануальные техники и т. д. Болезнь – это что-то плохое, с ней нужно бороться, сражаться! Постоянное сопротивление… Через какое-то время человек опускает руки, у него нет больше сил. За что это со мной? Почему? Особенно там, где неизвестна причина… Просто не повезло?

А что, если эта парадигма неверна, устарела? Просто вообразите это. Посмотрите на вопрос с другой стороны.

Друзья, опустите мечи и снимите латы. Хватит сражаться с ветряными мельницами, нужно пойти навстречу себе, а не бежать от себя.

В разные эпохи и времена так или иначе величайшие люди приходили к иному взгляду на болезнь.


Платон, между 429 и 427 г. до н. э. – 347 г. до н. э.

«Величайшей ошибкой в лечении болезней является то, что есть врачи для тела и врачи для души, но одно неотделимо от другого… Там, где целое чувствует себя плохо, часть его не может быть здоровой».


Карл Густав Юнг, 1875–1961 гг.

«Мы существуем не для того, чтобы лечить наши болезни, наши болезни даны нам, чтобы вылечить нас».


И сейчас мы можем посмотреть на многие вещи по-новому. Болезнь дана, чтобы излечить нас – звучит очень самонадеянно и вызывающе. Особенно для человека, болеющего рассеянным склерозом. Или для того, кто заснуть не может от зуда кожи. Или для того, у кого ежедневно болит позвоночник.

Что тут хорошего? Как это вообще может помочь?



Для начала, нужно разделить два понятия: сам симптом и позитивные намерения симптома. Например, рвота – сам по себе симптом довольно неприятный, но его намерение – вывести из нас токсины, чтобы мы могли выжить. Если посмотреть только на рвоту, то кажется, что человек болен. А если копнуть глубже – он очищается от токсинов. От нас скрыто то, что находится внутри.

Если у меня есть решение ситуации, то она меня не беспокоит. Например: меня уволили с работы, чему я очень рад, так как давно хотел это сделать, но все никак не решался. А возможно, меня уволили с работы, и для меня это шок – у меня кредиты и мне не на что кормить семью. Если у меня нет решения этой ситуации, то мое бессознательное помогает мне решить эту ситуацию по-другому – включает мое тело. Симптом – дополнительный шанс на выживание.

Мы видим изъязвление слизистой желудка и можем думать о гастрите. Но мы не видим того, что девушка «не переваривает» свои отношения с сестрой, которая абсолютно ни во что ее не ставит. Желудок помогает «переварить» метафорическую ситуацию.

Так от чего же нам нужно вылечить человека? От симптома, который помогает человеку адаптироваться к окружающей реальности? Или от его реакции на шоковое событие, в котором сформировался этот симптом?

На самом деле – и от того, и от другого. Лично я за комплексный подход, нужно заходить с разных сторон. Я очень люблю натуропатию: травы и всевозможные народные методы – это то, что дала нам матушка-природа. Можно эффективно использовать ее, особенно для восстановления. Нормализация питания тоже дает хороший эффект. Физическая активность – прекрасно. Когда этого недостаточно, нужно подключать и традиционную терапию.

Почему же часто обычные методы не помогают? Потому что не решен конфликт, и мы воздействуем на следствие, реакция человека на окружающий мир не поменялась.

Самое главное здесь – выключить программу, поменять реакцию, а уже потом локально воздействовать на те изменения, которые есть в теле. Именно поэтому проработка психосоматического компонента так важна при лечении любого заболевания.

Для закрепления прочитанного посмотрите запись прямого эфира с практикой «Техники изменения убеждений о здоровье»:

Практика «Техники изменения убеждений о здоровье»

Уровни работы мозга

Друзья, нам с вами повезло, у нас есть мозг! Мы можем думать, вычислять, анализировать, управлять, хранить, всячески комбинировать полученную информацию, которая дает нам внутреннее представление об окружающем мире. Мозг дает нам способность использовать информацию и превращать ее в знания.



А наша мысль – это «машина времени», с помощью которой мы можем путешествовать в прошлое, будущее, в воображаемые ситуации. Это те моменты, когда мы погружаемся в разные несуществующие миры или представляем то, что еще никто не видел. Или просто позволяем себе мечтать, фантазировать, грезить. Так и рождаются новые идеи и инновационные открытия.

Мозг – это «компьютер», управляющий нашим телом. Или как электроника, которая управляет вашей машиной.

Пожалуй, самая важная функция мозга – это позволить вам остаться в живых, постоянно, мгновение за мгновением, ускользая от возможных опасностей. Оценка ситуации происходит мгновенно, с помощью данных, полученных через наши органы чувств, связанные с внешней и внутренней средой. Каждое мгновение мозг выдает наиболее адаптированные программы для биологического выживания.

Мозг никогда не ошибается. Он постоянно занимается поддержанием нашей жизнедеятельности, 24 часа в сутки. И все же он не умный (машина не может поехать без вас), он эффективный!

Мозг функционирует на нескольких уровнях.


Реальном: «Я только что съел кусочек вкусного шоколада, и мои вкусовые рецепторы ощущают вкус продукта».


Воображаемом: «Я представляю, что если бы я был кондитером, то мог бы изобрести необычный вкус шоколада… И я могу ощутить этот вкус сейчас…»


Виртуальном: «Я помню вкус десерта, который мне готовили мои родители в детстве».


Символическом: «Когда муж покупает мне шоколад – это символизирует для меня любовь и заботу».

Все, что поступает в наш мозг, мы усваиваем с помощью символов. Так можно сохранить намного больше информации и при необходимости мгновенно ее получить, чтобы выжить.


У человека на работе серьезная ссора с его начальником. Он символически воспринимает эту ситуацию как неудобоваримую. Желудок будет пытаться помочь переварить эту ситуацию.



Пространственно-временном. «Вкус этого шоколада переносит в момент нашего первого свидания».

С точки зрения психосоматики для нас важно возможное повторное считывание драматического события.


Девушка встречает мужчину, и у них начинаются отношения. Через какое-то время мужчина признается, что не готов к серьезным отношениям, и они расстаются. Для девушки расставание – это шок. Через год в это же время у нее появляется экзема. Экзема – конфликт расставания. Пусковым механизмом является трек – напоминание о драматическом событии прошлого. В данном случае месяце расставания.


Мозг не знает реальности! Он, как компьютер, обрабатывает полученную информацию при помощи имеющихся у него программ.


Условно, у мозга есть три типа программ.


Память предков. Это в первую очередь механизм выживания. Если кто-то из предков был в опасности, то его стратегия и память об опасности передается потомству, чтобы они смогли адаптироваться и выжить. И это, конечно, «палка о двух концах». Если предок жил во время войны, и ему нужно было много работать, чтобы себя прокормить и выжить, то его современный потомок, живя в мегаполисе, будет участвовать в постоянной гонке за заработком без явных на то причин, просто следуя зову бессознательного.


Внутриутробный период, память ребенка в животике мамы. Это первая информация, которую получает малыш в этой жизни. Меня ждут? Я нужен? Я важен? В каком состоянии мама, что ждать от этой жизни, отношений, мира? Я могу доверять себе и миру, или мне нужно доказывать, завоевывать место под солнцем?


Личный опыт. С момента рождения и до конца жизни. Это тот смысл, который мы получаем от окружающего мира, и те выводы, которые делаем после шоковых ситуаций в жизни. Например, первая работа человека была связана с повышенной степенью ответственности. Чтобы справиться, «нужно постоянно быть в тонусе». Эта работа осталась в прошлом, а программа/стратегия выживания сохранилась. Как итог – постоянное напряжение и невозможность расслабиться.

Для нашего мозга нет разницы между реальным и виртуальным!

На своих обучающих курсах я всегда даю слушателям следующие упражнения, которые наглядно это показывают.

Упражнение для оценки влияния на тело реальной и воображаемой ситуации
Упражнение-тест № 1

Встаньте прямо. Ноги на ширине плеч, руки разведены в стороны. Попробуйте повернуться назад с максимальной для вас амплитудой. Запомните, насколько хорошо вам это удалось.

А теперь встаньте в нейтральное положение, руки опустите и расслабьтесь. Закройте глаза и мысленно представьте, как вы поворачиваете туловище назад. То же действие, что и в первый раз, но теперь делайте его мысленно. Совершите, не торопясь, мысленно 10 поворотов.

А теперь откройте глаза и проведите повторный тест. Наверняка амплитуда поворота усилилась!

Даже мысленное повторение определенных действий приводит к улучшению реальных результатов на уровне тела.

Упражнение-тест № 2

Представьте, как вы режете спелый лимон. Аромат спелого лимона заполняет всю комнату. А теперь мысленно положите отрезанную дольку в рот. Почувствуйте, вкус, аромат лимона, представьте его освежающую кислинку. Ну что, у кого уже пошла слюна? Лимона нет – реакция есть. Для нашего мозга нет разницы, настоящий лимон, или мы его просто представляем. Реакция все равно будет. Ее степень будет зависеть от индивидуальных особенностей человека.

* * *

Для нашего мозга нет разницы, реальная ситуация или воображаемая. Действительно вы испачкались в чем-то грязном (наступили в лужу), или это грязная ситуация, в которую вы замешаны (сплетни на работе). Съели вы испорченный продукт (несвежую рыбу) или кто-то сказал вам недопустимую фразу (что-то неудобоваримое, то, что нельзя переварить и оно останется в желудке). Реальность или мысль об этом будет восприниматься вашей биологией [2]

Загрузка...